«У животных какое дивное разнообразие в устроении тела, в нравах и образе жизни, какие удивительные употребляются ими средства к сохранению жизни и продолжению рода!
Удивительно и то, что не только каждый человек, но и каждое животное одного и того же рода, при общем сходстве с подобными ему, имеет такие отличительные свойства и признаки, что не только люди, но и животные узнают друг друга среди тысячи подобных им. И это необходимо для общего правильного течения жизни. Во всем этом и многом другом нельзя не видеть мудрого примышления Божественного. Велико разнообразие существ царства животного» («О святой православной вере»).
В настоящее время принято условное деление поведенческих проявлений животных на инстинктивное и реальное.
Инстинктивное поведение строится по наследственно обусловленной генетической программе. Оно не требует для своей полной реализации специального обучения или тренировки.
Поведение с использованием животными способности к научению (обучению) формируется постепенно, с накоплением индивидуального опыта и приобретением навыков. Эта способность включена в наследственную программу и реализуется только на предопределенном этапе развития.
Понятие инстинкта (от лат. instinctus - побуждение) появилось в трудах философов еще в III веке до нашей эры. Оно означает врожденную способность живых существ выполнять огромный комплекс определенных стереотипных действий по данной им наследственной программе.
Поэтому целенаправленность поведения животного обусловлена не тем, что оно понимает, как ему следует вести себя в данной ситуации, а тем, что оно не умеет вести себя в этой ситуации иным образом.
Например, детеныши многих животных инстинктивно чувствуют опасность, страх. При малейшем постороннем движении или шуме они затаиваются, маскируются, чтобы слиться с окружающим фоном. Или же, например, новорожденные млекопитающие сразу же находят грудь матери и начинают сосать молоко.
Прежде считалось, что закодированный объем получаемой по наследству информации настолько значителен, что большинству животных просто нечему учиться.
Но это, конечно, не так. Ибо один слепой инстинкт со своей жесткой последовательностью стереотипных действий не способен провести животное по всем сложностям жизни. Судьба вида не должна целиком зависеть от того, сумеет ли каждое поколение пройти по лезвию бритвы полного соответствия генетически закрепленного поведения и реальных условий среды.
Вот для этого-то животные наделены способностью к научению и обучению. Научение – относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики. А вот обучение, например благодаря родителям и собратьям, – это целенаправленный процесс активной познавательной деятельности. Животные также обучаются действиям, которые задает экспериментатор. Они со временем, приобретя навыки и опыт, могут отыскивать выход из лабиринта или же нажимать лапой или клевать кнопку при действии определенных стимулов.
Современным ученым-этологам и зоопсихологам трудно представить, что до середины XX века господствовало такое представление: элементарной рассудочной деятельностью обладают исключительно человекообразные обезьяны. Из-за этих традиционных воззрений исследования высшей психической деятельности животных проводили только с приматами.
Лишь некоторые ученые отважились рассматривать возможность элементарного мышления у таких позвоночных животных, как птицы и грызуны. Первые же экспериментальные шаги дали поразительные результаты.
Например, была сделана попытка выяснить способность лабораторных крыс к рассудочной деятельности в условиях, когда они ознакомлены лишь с общей обстановкой, а ее детали оказались новыми. Для этого провели эксперимент по поиску обходного пути, который заключался в преодолении препятствий и обучении в лабиринтах.
Инстинктивное и приобретенное поведение великого множества животных невероятно разнообразно. Поэтому настоящего времени так и не создано его единой классификации.
И все же, по мнению ученых, существуют некие общие критерии поведения. Они-то и дают возможность объединить все формы реального поведения животных в три основные группы: индивидуальное, репродуктивное и социальное (общественное) поведение.
Это позволяет изучать, во-первых, индивидуальные особенности поведения особей, во-вторых, взаимоотношения между самцами и самками, родителями и детьми, а в-третьих, взаимодействия между членами сообщества или видами животных.
Репродуктивный поведенческий комплекс основан на взаимоотношениях между самцами и самками, родителями и детьми. Это поведение предполагает:
• образование брачных союзов;
• строительство жилищ;
• выведение потомства, его кормление, защиту, воспитание.
Взаимоотношения самцов и самок одного и того же вида могут сопровождаться ритуальным поведением. Это ухаживание, пение, брачные игры, танцы. Например, саламандры и тритоны демонстрируют красивые танцы ухаживания, когда брачная пара как бы вальсирует.
Это поведение характеризуется взаимодействием животных в сообществе себе подобных и межвидовыми взаимоотношениями.
Например, в сообществе земноводных социальное поведение его членов может проявляться в виде хорошо управляемого хорового пения или совместного преодоления пространства. Так, известны случаи массовых миграций молодых чесночниц или зеленых жаб, которые тысячами стройными рядами двигаются в определенном направлении. Каким образом собирается вместе такое огромное количество особей, кто определяет цель и время миграции? Эти вопросы остаются пока без ответа.
А наиболее высоко организовано социальное поведение у общественных насекомых.
Насколько генетически предусмотрено даже в мельчайших деталях инстинктивное поведение насекомых, наиболее наглядно можно представить на примере жизнедеятельности жуков.
Врожденные «таланты» трубковертов. Самка трубковерта наделена всем необходимым для создания гнезда, которое имеет вид сигары, плотно свернутой из свежих листьев деревьев. «Орудиями производства» этих жуков являются ножки, челюсти и расширенная на конце головы самки специальная лопатка.
Подсчитано, что инстинктивный процесс сворачивания «сигары» состоит из тридцати последовательно проводимых операций. Вот некоторые из них.
Реальное поведение насекомых является довольно пластичным, иными словами, ему свойственны изменяемость, податливость и обучаемость.
Это как нельзя лучше можно увидеть на примере муравьев-строителей. Именно комбинированное поведение позволяет им выбирать наиболее подходящие для постройки муравейника место и время, судить о целесообразности того или другого способа действий.
В одном из экспериментов колонию муравьев с царицей и многими личинками поместили в стеклянную бутыль с садовой землей. Муравьи тотчас принялись копать в ней галереи и комнаты для своих личинок. Объем работы, проделанной за довольно короткое время, был поразителен. Восемнадцати часов хватило, чтобы муравьи и личинки были удобно размещены «по номерам». Причем это происходило в совершенно незнакомом, стесненном стеклянными стенками пространстве. Очевидно, муравьи выработали в самое короткое время план действий, при котором сотни рабочих могли выполнять его сразу, не мешая друг другу.
Несмотря на малые размеры, слабосилие и многочисленных врагов насекомые занимают на земле свои устойчивые ниши. Связанно это с тем, что подобно любым живым существам насекомые генетически наделены всем необходимым для сохранения жизни. Это целесообразное строение организма и оборонительное (защитное) поведение. Такое поведение включает пассивно-оборонительные реакции и активную защиту себя, своего жилища и территории.
Защитных средств и действий у насекомых много. В зависимости от вида это могут быть маскировочная окраска и форма тела, производство ядовитых веществ, едкой или пахучей жидкости и органы их выделения. Насекомые в защитных целях также используют бег (например, у жужелиц даже личинки имеют бегательные ноги), прыжки (земляные блошки), быстрый взлет (скакуны, златки), падение с растений с подогнутыми конечностями и способность притворяться мертвыми (многие жуки). Часто насекомые используют все данные им возможности для комбинированной защиты от хищников (божьи коровки).
Благодаря малым размерам удовлетворить свои потребности в воде и пище насекомым гораздо проще, чем крупным животным. Ведь многим малышам для пиршества достаточно крошки еды и капли росы. Для них съедобным является огромное разнообразие объектов. Кроме традиционной в нашем понимании растительной и животной пищи они, в зависимости от видовой принадлежности, могут питаться кожаными и шерстяными изделиями, бумагой и табаком, перцем и многим-многим другим.
Одной из основных функций каждого из представителей живого мира является продолжение рода. Поэтому животные наделены для этого, во-первых, всеми необходимыми механизмами, процессами и устройством организма и, во-вторых, – надежным репродуктивным поведением. Благодаря этому самки и самцы обязательно находят друг друга и место для выведения потомства, а если такая функция заложена в их генетической программе, то выкормят и даже воспитают его.
Брачная сигнализация. Репродуктивное поведение включает разные периоды, каждый из которых следует один за другим согласно программе развития животного. Эти периоды создают последовательную цепочку действий, подчиняющихся определенным внутренним и внешним сигналам. Они предопределяют встречу полов и согласовывают поведение супругов. При кажущемся сходстве врожденных брачных сигналов у каждого вида есть своя характерная система кодов, которая передается типичными для него звуками, окраской и телодвижениями.
Насекомые в основном индивидуалисты, но для определенных их видов свойственно врожденное социальное (внутривидовое и межвидовое) поведение. Оно характеризуется такими проявлениями, как территориальность, иерархичность сообщества, массовые миграции и др.
Защита территории. Охраняемый участок местности называют территорией особи или группы особей, а освоенный животными более обширный участок – участком обитания.
В основе такой территориальности лежит конкуренция за обладание пространством со всеми его ресурсами – убежищами, пищей, а также особями противоположного пола. Она характерна для многих насекомых, в том числе сверчков, стрекоз, бабочек, общественных насекомых.
На сегодня уже накоплены обширные сведения о поведении общественных насекомых, основанные на наблюдениях в естественных и в лабораторных условиях. Особое внимание привлекают к себе пчелы. В настоящее время их поведение изучают с использованием ульев с прозрачными стенками. Для наблюдения за контактами особей на них ставятся индивидуальные и групповые метки в виде разноцветных точек, наносимых на разные части тела, которые позволяют знать насекомых «в лицо».
Деятельность всех пчел в улье целиком направлена на то, чтобы обеспечить благосостояние семьи. Искусственно изолированная от семьи пчела оказывается нежизнеспособной и вскоре погибает.
Пищевое поведение чаще всего представляет собой сложное переплетение различных стереотипных действий и приобретенных навыков – когда трудно достичь определенного результата на основе исключительно инстинктивного поведения.
Важную роль в пищевом обеспечении семьи, выпадает на долю пчел-разведчиц – им приходится постоянно разрешать трудные задачи.
Во-первых, в их обязанности входят поиски подходящего источника пищи, для чего из множества объектов им требуется распознать именно медоносное растение, которое способно дать сладкий нектар и пыльцу. Разведчицы обладают хорошо развитым цветовым зрением. Они видят в ультрафиолетовых лучах особые метки – указатели нектара, которых люди из-за другого типа зрения не замечают. Исследования показали, что медоносная пчела охотно садится только на те цветные модели с пищевым подкреплением, которые имеют очертания и нужную окраску цветка, и для нее особенно важны наследственно известные ей малейшие детали в его рисунке.
Общественная организация пчел, несомненно, предполагает взаимодействие между членами семьи посредством обмена информацией. Одним из примеров коммуникации пчел является их способность передавать друг другу точные сведения о том, в какой точке пространства находится источник пищи и как этой точки удобнее достичь.
У пчел, как и у других насекомых, общение на химическом уровне осуществляется с помощью феромонов, вырабатываемых железами наружной секреции. Этот «язык» позволяет объясняться с собратьями и координировать определенные совместные действия. Так, выделения матки пчел в небольшом улье тормозят поведение рабочих особей, которые воспитывают других маток, а феромон тревоги призывает к нападению пчел на человека или животное, находящихся поблизости от их гнезда. После того как ужалит одна пчела, очень быстро ей на помощь может прилететь целый рой. Ведь прежде чем ужалить, пчела выделяет в воздух феромон, который способен призвать соплеменников даже при его концентрации всего лишь в несколько молекул на кубический сантиметр воздуха.
Многообразное и очень сложное поведение муравьев тоже заслуживает особого рассмотрения.
Упоминания о муравьях и их удивительной деятельности обнаруживаются в древнейших письменных памятниках. В Книге притчей Соломоновых сказано: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пишу свою (Прит 6:6-8).
В некоторых местностях Аравии муравья давали новорожденному в руку с надеждой, что добродетели насекомого перейдут к младенцу. А к числу этих добродетелей относят храбрость, чувство товарищества, трогательная забота о потомстве, прилежание. Древним было, например, известно, что муравьи оттаскивают с поля боя и даже погребают своих мертвых сородичей. При всей своей невероятности этот факт не подлежит сомнению.
В какой степени сигнальную деятельность пчел, муравьев и других животных можно сравнивать с языковым поведением?
Большинство исследователей до недавнего времени склонялись к тому, что информационная система муравьев инстинктивна и соответственно сигнальное поведение постоянно у всех особей данного вида. В то же время последние исследования показали, что у муравьев, как и у других общественных насекомых, имеются два типа коммуникативных систем.
В первую группу входят те инстинктивные системы, которые обеспечивают выполнение наиболее важных для жизни семьи типовых функций. Это поиск особей противоположного пола, защита гнезда, обмен пищей, организация групповой фуражировки и т. п. Ко второй группе относятся гибкие системы коммуникации, основанные на способности насекомых к обучению, установлению логических связей, «сжатию» и передаче информации конкретным особям или их группам. Наличие таких систем позволяет говорить о языковом поведении насекомых.
Муравьи, как и все животные, получили от Творца не только прекрасно подготовленное для их жизнедеятельности тело, но и генетически обусловленное (инстинктивное) пищевое, защитное, репродуктивное, строительное и общественное поведение. Такой поведенческий комплекс у всех общественных насекомых характеризуется особой сложностью и целесообразностью.
Известно, что в семье муравьев существует специализация работников. Здесь конкретное количество рабочих ухаживают за царицами и молодью, причем одни из них обязаны «нянчить» потомство, а другие – готовить еду для личинок и передавать ее кормилицам.
В настоящее время пернатые стали привлекать к себе особое внимание этологов. Это вызвано относительно недавно открывшейся способностью птиц к целесообразной пластичности поведения благодаря обучению и рассудочной деятельности. Причем такие качества птицы проявляют и в естественной среде обитания, и в условиях эксперимента.
Наконец, стало рушиться предубеждение против исследований рассудочных способностей птиц и других животных. Ведь до второй половины XIX века исключительное значение ученые придавали именно анатомии - иначе трудно было бы расставить всех живых существ на «ступенях лестницы» по уровню их сложности: от «простейших» и до обезьян. А сложное поведение живых творений, даже беспозвоночных, не укладывалось в заданные рамки этой последовательности, поэтому ему не уделяли должного внимания. И серьезные этологические и зоопсихологические исследования были широко развернуты лишь в отношении приматов.
Многие птицы, возвращаясь на родину из дальних стран, легко находят родные гнезда. Так, грачи по прошествии зимы прилетают на прежнее место и вьют гнезда по соседству со старыми. Даже куры способны спустя годы узнать свой курятник.
Или же мухоловки-пеструшки. Самцы у них возвращаются в начале мая точно в те же места, где вывели потомство год назад. Память позволяет им находить свои дуплянки и синичники, а ведь путь у этих пичуг не близок – из Африки. За время путешествия они пролетают над тридцатью странами мира, а вернувшись, легко отыскивают родную дуплянку. Самки же мухоловок-пеструшек и молодые птицы менее привязаны к дому и гораздо реже, чем взрослые самцы, возвращаются к своим гнездовьям.
То, что птицы наделены отличной памятью, легко обучаются и обладают элементарной рассудочной деятельностью, существенно расширяет спектр их поведенческих реакций. Поведение пернатых пластично и адекватно постоянно меняющимся условиям среды.
Музыкальная память и обучение. На острове Тасмания обитает ворона-органист. Услышав ее пение, вполне можно поверить, что играет настоящий орган. Эта ворона легко приручается, и в неволе ее можно научить высвистывать различные мелодии.
Прекрасной музыкальной памятью наделен и скворец обыкновенный. Интересно, что свое пение он подобно дирижеру сопровождает ритмичными взмахами крыльев. Известно немало забавных случаев из жизни этого умелого имитатора. Один большой любитель пернатых научил своего скворца насвистывать «Марсельезу». А когда он отпустил птицу на волю, то вскоре стал свидетелем уникального события – многоголосый хор скворцов дружно исполнял этот французский гимн. То есть, птица не только выучила мелодию, но и передала ее собратьям.
К вороновым, или врановым относятся ворон, серая и черная вороны, сорока, сойка, кукша, клушица, кедровка, саксаульная сойка, галка, грач – всего 104 вида. Их места обитания весьма разнообразны – они населяют леса, степи, саванны, пустыни, горы по всей планете, за исключением Антарктиды, Новой Зеландии и некоторых островов Океании. Вороны среди птиц считаются долгожителями.
Издавна у людей ворон был символом мудрости и долголетия. За ним укрепилась еще и репутация «вещей птицы» и сложилось особое отношение – в летописях, мифах, сказках и сказаниях разных народов вороны неизменно присутствовали в описаниях битв. Их большие стаи всегда кружили в небе над полем, где собиралось воинство для сражения. Глядя на черную птицу, человек видел в ней предвестника собственной гибели.
Наследственная программа поведения птиц воплощается в жизнь благодаря работе нервной (включая мозг), сенсорной и других жизненно важных систем организма. Во время исследований, в зависимости от того, в какие точки мозга вороны посылались электрические импульсы, она либо напевала брачную песню, либо агрессивно каркала, либо издавала крик об опасности.
Рациональное укладывание и проветривание яиц. У вороньих, как и у многих других птиц, яйца не валяются беспорядочно в гнезде, а четко уложены в чашеобразном углублении лотка острыми концами внутрь, чтобы наружу или вверх выходили их тупые концы. Действия птиц, несомненно, подчинены определенному генетическому плану, и ученые решили выяснить, в чем смысл такого поведения.
Некоторые вороновые осенью устраивают пищевые запасники, чтобы пользоваться этими запасами в зимнее и весеннее время. Хотя вороны, галки, грачи и сороки делают свои запасы эпизодически, а кедровки и сойки постоянно запасают корм, и те и другие точно определяют места своих запасов. При этом удивляет их умение хранить в памяти абстрактную карту местности - ведь зимой она выглядит не так, как летом. Следовательно, они помнят не внешний вид наземных ориентиров, например, деревьев, а некоторые их универсальные и неизменные для разных времен года параметры.
Исследования пространственно-временной связи в памяти вороновых показали, что птицы помнят не только где и что спрятано, но и когда это произошло. Так, сойки, которые запасли два вида корма -орехи и мучных червей, через 4 часа легко находили оба вида запасов. Но через 104 часа они также быстро нашли только орехи, а червей даже не искали. «Зная», что черви – скоропортящаяся пища, и помня о давнем времени их закладки, птицы просто проигнорировали уже ставший ненужным корм.
Вороновых считают одними из самых «разумных» живых существ не только в классе птиц, но и вообще в животном мире. Следует только иметь в виду, что, хотя эти пернатые издавна привлекали к себе повышенное внимание ученых и изучены гораздо лучше других животных, их поведение и образ жизни таят в себе еще немало загадок.
Тест на понятливость. Обычным городским воронам предложили добыть пищу из металлических банок. Подготовка к эксперименту велась на глазах ворон – жестяные банки наполняли через узкую дырочку сосисками и хлебом.
Когда эти контейнеры с пищей положили на траву, вороны стали их обследовать, пытаясь достать лакомство через маленькое отверстие. Это им не удалось. Тогда птицы стали пробовать различные методы: пытались расширить клювом отверстие, разбить банку, поднимая и бросая ее, размочить в воде. После тщетных попыток стайка ворон улетела, а самые настойчивые продолжали индивидуальное обследование банок.
Орнитологи давно заметили, что птицы умеют оценивать количество яиц в гнезде, о чем свидетельствует простой эксперимент.
Пернатые каждого вида откладывают определенное число яиц, и когда самочка сносила последнее яичко, его убирали. Пропажа обязательно обнаруживалась, и птица старалась сразу же восполнить потерю, отложив еще одно яйцо. А если убирали и его, то она сносила новое. При многократном повторении опыта хозяйка гнезда настойчиво пополняла кладку.
Эти эксперименты вызвали горячие споры. Одни ученые оценивали умение птиц замечать пропажу яиц как способность к счету. Другие – утверждали, что птицы при строгом постоянстве размеров гнезда просто замечают в нем свободное место. Чтобы установить истину были проведены тысячи специальных экспериментов, в том числе с помощью автоматических киносъемочных аппаратов, чтобы полностью исключить влияние человека на результаты. Опыты позволили заключить, что птицы на самом деле способны считать, но, несомненно, до определенного предела.
Наблюдения и исследования показывают, что любые поведенческие проявления вороновых отличаются высоким уровнем сложности. Птицы оказывают друг другу помощь, а после создания семьи часто селятся рядом, образуя дружные сообщества. Иногда представители таких сообществ совместно строят гнезда, причем при постройке каждая из них трудится над чужим гнездом не менее усердно, чем над собственным. Вороновые способны объединяться, чтобы защищаться от врагов или вместе добывать пищу. При этом пищевое поведение вороновых представляет собой прекрасно организованный и четко управляемый комплекс действий.
Так, серые вороны способны быстро переключаться на появление нового источника пропитания, как, например, в периоды усиленного размножения насекомых. В течение месяца стая птиц спасла угодья одного из заповедников от личинок майского хруща, съев, по подсчетам натуралистов, 173 тысячи личинок общей массой 138 килограммов. При этом удивление вызвал способ добывания этого корма. Вороны не рыли землю наугад, а вонзали клюв точно туда, где на глубине 5-10 сантиметров личинки объедали корни растений. Каким образом и с помощью каких живых приборов птицы узнавали, где под землей находится каждая личинка, пока не известно.
Обычно семейные пары вороновых долгие годы живут дружно, не расставаясь и после вылета птенцов из гнезда. У них, как и у всех птиц, живущих в единобрачии, особенно видна совместная родительская забота о своих детях, взаимная привязанность матери и детей, супружеская верность. Самец и самка вместе создают условия, благоприятные для развития потомства. Родители только при крайней опасности оставляют гнездо.
О преданности вороны-матери свидетельствует такой случай. Когда срубили старый дуб, в ветвях оказалось гнездо с воронятами и самкой. Ворона-мать не покинула его ни при ударах топора, ни даже тогда, когда дерево упало.
«Свадьбу» вороны играют не в новом гнезде и не в обновленном старом, а в чистом поле или на городской окраине. Ведь они сначала выбирают себе пару, а уже потом совместно строят гнездо. Гулянье начинается в солнечный день первой половины февраля или начала марта на снежной нетронутой глади или на макушке дерева. При этом птицы не шумят, а мягко и приглушенно «переговариваются». Наконец одна из ворон начинает кланяться, сопровождая поклоны торжественным щелканьем клюва. Другая ворона тоже начинает в ответ бить поклоны, что означает – ухаживания приняты, пора приступать к гнездованию.
Обыкновенные вороны, например, деревенские, давно известны своим четко организованным общественным поведением. Проснувшись чуть свет, одна из главных ворон усаживается на высоком дереве перед открытым местом и начинает каркать. Постепенно на ее голос со всех окрестностей слетаются сородичи, и с ответным карканьем вся стая рассаживается по деревьям.
С рассветом, разделившись на группы, они отправляются в поле или на луг в поисках червей, насекомых и полевых мышей. Около полудня вороны обычно отдыхают в густых ветвях какого-нибудь дерева. А вороны, назначенные часовыми, весь день сидят высоко на деревьях, внимательно оглядывая окрестности. В случае опасности громким карканьем они поднимают тревогу, и тогда вся стая поднимается в воздух. А если это приближающийся в воздухе хищник, часовые с криком взлетают ему навстречу. Особенно отважно держится передовой часовой – он руководит стаей.
Из многочисленного отряда гусеобразных, обитающих на всех материках земного шара, нам наиболее знакомы утки, гуси, лебеди, казарки и гаги. Их отличает порой уникальное поведение и непростая психическая деятельность.
Особой сложностью, например, отличается социальное поведение гусеобразных – так сильно у них развит дух товарищества. Инстинктивное социальное поведение позволяет этим птицам объединяться в стаи, мигрировать на дальние расстояния и доверять свою жизнь опытным и надежным вожакам.
Совместная жизнь и удивительная верность супругов-лебедей нашли отражение и в поэзии, и в сценическом, и в изобразительном искусстве. Семейные пары у лебедей чаще всего образуются на всю жизнь. А жизнь у них может быть долгой, так как лебеди относятся к большому и разнообразному птичьему сословию долгожителей. Некоторые из них, так же как орлы и аисты, способны дожить почти до ста лет.
«Любовь свойственна и животным. Не высшая форма любви, не любовь Божественная, а только любовь семейная; но в этой любви лебеди и голуби, пожалуй, даже превосходят людей.
Известны факты самоубийства лебедя, потерявшего свою подругу он высоко взлетает, складывает крылья и падает камнем на землю» -писал архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
У одних видов уток заботы о потомстве целиком приходятся на самку, у других самец тоже принимает активное участие в заботе о потомстве. А главное – утки сохраняют свои пары и верность друг другу на всю жизнь.
В брачный период поведение птиц, как и многих других животных, отличается особой выразительностью поз и движений. Самцы демонстрируют яркость оперения, иногда сопровождая ритуал звуковыми сигналами. Порой и самки отвечают им. Так, селезень дикой утки кряквы издает низкое кряканье и резкий свист, у самки же более разнообразный голосовой репертуар. Он состоит из нескольких вариантов крякающих звуков.
Репродуктивное поведение гусей сопровождается сложной церемонией ухаживания, совместным выращиванием и защитой потомства. Образовавшиеся пары сохраняются на всю жизнь, отличаются заботой друг о друге и верностью.
Для этих птиц не меньше, чем для лебедей и некоторых уток, трагична потеря супруга. При гибели одного партнера из пары, другой долго его ищет, летает по окрестностям, где они бывали вместе, и тоскливо кричит. Овдовевший член семьи буквально теряет смысл жизни, перестает замечать опасность и нередко попадает в зубы хищников. А иногда такие гуси, даже достигшие солидного возраста, возвращаются в семью своих родителей или же присоединяются к семейным парам своих сестер и братьев.