Согласно теории развивающего обучения, организация учебного труда должна соответствовать структуре человеческой деятельности. Любая деятельность включает в себя три звена: мотивационно-ориентировочное, центральное рабочее, контрольно-оценочное. Учебная деятельность, соответственно, предполагает наличие вводно-мотивационного этапа (постановка учебной задачи), собственно учебных действий по решению учебной задачи, а также этапа контроля и коррекции. На всех этапах возможно использование заданий по работе с содержанием.
Несколько слов об особенностях предлагаемых заданий как таковых. Они принадлежат к четырем основным типам:
– тесты;
– кроссворды;
– задания на основе документов;
– задания с использованием зрительного ряда.
Большинство предлагаемых заданий позволяет чётко фиксировать результаты учебных действий (помечать выбранный ответ цифрой, буквой или крестиком). Благодаря этому ученик может выполнить в течение урока большой объем работы, а преподаватель – быстро проверить ее (для контроля в большинстве случаев достаточно простого сличения полученного результата с матрицей правильных ответов). Для успешного выполнения заданий учащиеся должны освоить такие виды учебных действий, как соотнесение, группировка, выбор, определение последовательности.
Примерно 10–15% заданий выходят за рамки школьной программы. Разный уровень сложности заданий, их вариативность дают учителю возможность дифференцировать их применение. При этом процентный подсчет результатов в некоторых заданиях помогает учащимся адекватно оценить продуктивность и качество своего труда.
Конечно, не следует рассматривать использование заданий по работе с содержанием в качестве универсального метода обучения. Абсолютизация любого формализованного средства преподавания (опорные конспекты, схемы, таблицы, тесты и т.д.) может серьезно исказить саму суть гуманитарного знания, немыслимого без неоднозначных подходов, спорных суждений и интерпретаций. Применение данных заданий не отменяет живого эмоционального слова учителя, а напротив, подчеркивает его значимость, но не как средства передачи информации, а как способа мотивации целенаправленной учебной деятельности.
Варианты включения заданий в общую систему преподавания и их место в рамках отдельного урока определяются, конечно, индивидуальным почерком учителя. Здесь приведены примеры использования заданий по работе с содержанием на разных этапах урока развивающего обучения.
Вводно-мотивационный этап урока
Следует сразу же оговориться, что в данном случае использование заданий по работе с содержанием не является обязательным. Как известно, на вводно-мотивационном этапе урока развивающего обучения ставится и мотивируется учебная задача урока, «выводимая» преподавателем и учащимися в ходе совместной деятельности из так называемого исходного противоречия. Последнее, однако, и может быть выявлено учащимися в ходе выполнения задания по работе с содержанием. Некоторые из этих заданий могут быть выполнены учащимися заранее, т.е. используется прием домашнего предварительного задания. Как правило, это задания на основе документов.
Например, на уроке по теме «Жизнь первобытных людей» пятиклассникам предлагается определить пропущенные слова в отрывке из знаменитой поэмы Тита Лукреция Кара «О природе вещей», весьма точно и образно рисующей жизнь наших далеких предков:
Люди еще не умели с ... (1) обращаться, и ... (2),
Снятые с диких зверей, не служили одеждой их телу;
В рощах, в лесах или горных они обитали ... (3)
И укрывали в кустах свои заскорузлые члены,
Ежели их застигали дожди или ветра порывы...
На несказанную силу в руках и в ногах полагаясь,
Диких породы ... (4) по лесам они гнали и били
Крепким тяжелым ... (5) и бросали в них меткие ... (6);
Многих сражали они, от иных же старались укрыться...
Ответы: 1 – огонь; 2 – шкуры; 3 – пещеры; 4 – звери; 5 – дубье; 6 – камни.
Выполнение этого очень простого задания, а затем и его обсуждение, помогают выявить исходное противоречие (бессилие человека перед силами природы на заре человеческой истории и его всемогущество сегодня). Из данного противоречия выводится и учебная задача урока (почему человек стал хозяином планеты Земля?), которая потом решается учащимися на этапе собственно учебных действий.
Таким образом, вырисовывается определенный алгоритм действий по использованию заданий данного типа на вводно-мотивационном этапе урока развивающего обучения: предварительное задание – выявление исходного противоречия – постановка учебной задачи урока. При этом, конечно, само предварительное задание должно быть мотивировано перед учащимися во вступительном слове учителя.
Приведем ряд примеров, иллюстрирующих данную схему и наполняющих ее конкретным содержанием.
Тема. Возникновение земледелия и скотоводства
Предварительное учебное задание: определите последовательность отрывков в древнем дальневосточном сказании о том, как люди начали разводить рис.
1. И вот однажды в погоне за диким кабаном несколько охотников забрели в горы. Они очень устали и решили отдохнуть в тени большого дерева. Солнце к этому времени поднялось совсем высоко, и они уже немного проголодались.
2. Не успел еще высохнуть пот на их телах, как они увидели: с вершины горы спускаются необычные мужчины и женщины. У них была гордая осанка и красивые лица, и от этих лиц исходил свет. Охотники испугались: они сразу поняли, что к ним идут боги, живущие на этой горе. Люди встали и почтительно приветствовали богов. Богам понравилась их почтительность. Они ответили на приветствия охотников и позвали их к себе на пир.
3. Как вкусны оказались маленькие зерна. Они не только насытили охотников, но и придали им силы.
После пира люди поблагодарили богов и подарили им свою добычу.
4. За это боги дали каждому из них по мешку золотистых зерен.
– Это нешелушеный рис, – сказали они охотникам.
– Порушьте пестом в ступе несколько мешков риса и отвейте его хорошенько. Потом промойте очищенный рис, положите в сосуды из бамбука, налейте воды и варите на огне, пока он не станет таким же мягким, как рис, который вы ели здесь.
5. Охотников позвали к столу, и тогда один из них сказал:
– Мы не едим червей.
Боги стали смеяться.
– Эти белые зерна, что лежат кучками на листьях, вовсе не черви, – сказал один из богов. – Это рис, зерна травы, которую мы здесь выращиваем.
6. В прежние времена люди не знали риса. Они ели плоды лесных деревьев, коренья, рыбу и дичь. Люди тогда не умели обрабатывать землю и не умели разводить скот.
Ответы: 6–1–2–5–3–4.
Выявление исходного противоречия. Что, на Ваш взгляд, в этом сказании правда, а что – вымысел? Если не боги научили людей выращивать растения и скот, то кто? Люди не умели обрабатывать землю и не умели разводить скот – но как-то этому научились…
Учебная задача урока: почему от охоты и собирательства люди смогли перейти к земледелию и скотоводству?
Тема. Возникновение неравенства
Предварительное учебное задание. Один этнограф долго жил в индейском племени натчи и составил его подробное описание. Со стороны многим казалось, что в этом племени все равны, но исследователь опроверг это мнение. Воспользовавшись описанием, определите, кто занимал в племени натчи привилегированное положение, а кто был бесправен (замените цифры соответствующими титулами).
Индейское племя натчи, обитавшее на Миссисипи, возглавлялось наследственным вождем «Великое Солнце», который был одновременно и верховным жрецом. Внутри они подразделялись на рабов, простой народ и знать, которая в свою очередь делились на три ранга: на «солнца», «благородных» и «почетных» мужей. Брак между представителями одного класса запрещался. Переход в вышестоящий класс был возможен вследствие храбрости, проявленной на войне, и каких-либо других заслуг...
Ответы: 1 – вождь «Великое солнце»; 2 – «солнца»; 3 – «благородные мужи»; 4 – «почетные мужи»; 5 – народ; 6 – рабы; 7 – знать.
Выявление исходного противоречия. Вспомните, сталкивались ли Вы с примерами такого неравенства раньше? Могли бы назвать «Великим солнцем» вождя первобытного племени охотников и собирателей?
Учебная задача урока: почему возникает неравенство?
Тема. Возникновение государства в Древнем Египте
Предварительное учебное задание. Родители любят учить детей, как им следует жить, и древние египтяне в этом отношении не были исключением. Ученые нашли, например, папирус, в котором некто Хети учит своего сына Пепи уму-разуму – кем он должен стать, чтобы жить счастливо. Да вот беда – папирус очень древний (II тыс. до новой эры), и некоторые слова в нем стерлись. Попытайтесь определить, о каких занятиях говорится в документе.
Лучше это всех других должностей... Когда он …(1) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтоб надеть передник (для грязной работы).
Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел …(2) за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, а он пахнул хуже, чем рыбья икра.
Каждый …(3), работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его – дерево, оружие его – металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки. И ночью зажигает он свет.
…(4) ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты.
У …(5) одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»... Устает он ... и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь под львом. Болеет он постоянно... И едва он возвращается домой вечером, ему вновь идти надо.
(..6..) – внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет...
Когда …(7) выходит в чужую страну, завещает он свое имущество своим детям из-за страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти...
У …(8) пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы ... рука его не останавливается...
…(9) стирает на берегу рядом с крокодилом... Не спокойное это занятие перед тобой... Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы...
Я расскажу тебе еще о …(10), достается ему хуже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокодилами...
Ответы: 1 – писец; 2 – медник; 3 – ремесленник; 4 – каменотес; 5 – земледелец; 6 – ткач; 7 – гонец; 8 – красильщик; 9 – прачечник; 10 – рыбак (названия профессий даются учащимся, и их задача только в том, чтобы соотнести эти названия с соответствующим местом в тексте; этот прием можно использовать и во многих других заданиях).
Выявление исходного противоречия. Кому жилось лучше всех? Парадокс – писцы не занимались физическим трудом, не производили товары, не мучились на полях и в каменоломнях – а жили лучше всех…
Учебная задача урока: почему главными людьми в Древнем Египте стали писцы?
Тема. Древние евреи. Библейские сказания
Предварительное учебное задание. После краткого рассказа о Библии учитель предлагает «восстановить» библейский рассказ о сотворении мира и определить, в какой последовательности Бог сотворил небо, сушу, воду и прочее.
1. И сказал Бог: «Да будут светила на небе!» И создал Бог солнце, луну и звезды.
2. И сказал Бог: «Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!» И сотворил Бог разных рыб и птиц.
3. И сказал Бог: «Да будут на земле животные разных видов!» И стало так. Наконец Бог создал человека.
4. И сказал Бог: «Да соберется вода в одно место и да явится суша!» И стало так. И назвал Бог сушу землей, а собрание вод назвал морями. И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья». И стало так.
5. И сказал Бог: «Да будет твердь». И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.
6. Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду.
Тогда сказал Бог: «Да будет свет!» И стал свет. И Бог назвал свет днем и тьму ночью.
Ответы: первый день – 6; второй день – 5; третий день – 4; четвертый день – 1; пятый день – 2; шестой день – 3.
Выявление исходного противоречия. Чем этот рассказ отличается от древнеегипетского и вавилонского мифов о сотворении мира? (задание по вавилонскому мифу есть в нашем комплекте заданий и выполняется при изучении темы «Культура Древнего Междуречья».) Там мир творили боги, а здесь – Бог. Впервые мы сталкиваемся с верой не во множество разных – добрых и злых, ужасных и прекрасных – богов, а с верой в одного сверхмогущественного Бога. И вера эта потом начала распространяться по всей Земле. А зародилась она в маленькой Палестине…
Учебная задача урока: почему возникает вера в единого Бога?
Тема. Финикийские мореплаватели
Предварительное учебное задание. Уже в далекие времена люди решались на дальние плавания. О них сохранились упоминания в рассказах древних писателей, но многим из них трудно верить – известно, что путешественники всегда любили приукрашивать свои приключения. Прочитайте рассказ древнеегипетского историка Геродота о путешествии жителей страны Финикии и с помощью карты определите, о каких материках, реках, странах, морях и проливах идет речь. Что доказывает истинность рассказа финикийцев?
...(1) же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к ...(2); это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через ...(3), пока не достигнут ...(4) и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из ...(5) и затем поплыли по ...(6). Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в ...(1) не попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули ...(3) и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг ...(1) солнце оказывалось у них на правой стороне.
Ответы: 1 – Ливия (Африка); 2 – Азия; 3 – Геракловы столпы (Гибралтарский пролив); 4 – Северное море (Средиземное море); 5 – Красное море; 6 – Южное море (Индийский океан). Очутившись в южном полушарии, финикийцы при ориентировке на солнце увидели, что его ход совершается справа налево; это и доказывает истинность сведений Геродота.
Выявление исходного противоречия. Почему правитель Египта дает задание обогнуть Африку именно финикийцам? Ведь египтяне тоже умели строить корабли и плавать по рекам и морям. Но, видимо, финикийцы умели это делать лучше…
Учебная задача урока: почему лучшими мореплавателями Древнего Востока стали финикийцы?
Тема. Ассирийская военная держава
Предварительное учебное задание. Древние полководцы очень любили восхвалять собственные подвиги. Сохранились, например, похвальбы Синнахериба, царя Ассирии (северного соседа Вавилонии). Соотнесите заглавия с отрывками.
1. Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, ниспровергающую супостата, в ярости сердца своего я взошел поспешно. Могучий лук, врученный мне (богом) Ашшуром, в руки мои я схватил, дротик, пресекающий жизни, во длани мои я взял, над всем войском злобного недруга, словно ураган грозно я закричал...
2. ...царь Элама, вместе с царем Вавилона... страх перед натиском моим напал на них, как наводящий ужас демон. Шатры свои они покинули и ради спасения своих жизней, трепетали сердца их... Для преследования их я направил за ними свои колесницы и конницу...
3. Словно жертвенным баранам, перерезал я им горло, дорогие [им] жизни их я обрезал, как нить. Я заставил их кровь течь по обширной земле, словно воды половодья в сезон дождей. Горячие кони упряжки колесницы моей в кровь их погружались, как в реку. Колеса моей боевой колесницы, ниспровергающей скверного и злого, разбрызгивали кровь и нечистоты. Трупами бойцов их, словно травой, наполнил я землю...
4. По велению Ашшура, владыки великого, владыки моего, на фланг и фронт, словно порыв стремительного южного урагана, на врага я обрушился, оружием Ашшура, владыки моего, и яростным натиском я повернул их вспять и обратил в бегство. Вражеское войско стрелами и дротиками я преуменьшил и все тела их пронзал, словно решето...
5. Как стая многочисленной саранчи в начале года, все разом для сражения поднялись они на меня. Пыль от ног их, словно грозовая туча в зимние холода, закрывает обширные небеса. Предо мной в городе Халуле, что на берегу Тигра, выстроили они ряды, преградили мне водопой и наточили свое оружие...
Заглавия: «нападение врагов» – 5; «Приготовление к походу» – 1; «Битва и победа» – 4; «Расправа» – 3; «Преследование беглецов» – 2.
Выявление исходного противоречия. Что поражает в этом тексте? Мы с Вами уже знаем о войнах древних государств, но никогда не сталкивались с таким прославлением войны и жестокости. Может быть, Синнахериб просто хвастается? Нет, ассирийцы действительно были удачливыми и жестокими завоевателями, они превратили свое небольшое государство в обширную державу (посмотрите на карту).
Учебная задача урока: почему Ассирия стала первым в истории «государством воинов»?
Тема. Древняя Спарта
Предварительные учебные задания. Для постановки учебной задачи по данной теме можно использовать два задания (возможна работа по вариантам). Одно из них посвящено спартанскому воспитанию, а другое – обычаям спартиатов в сравнении с гражданами других полисов.
Задание №1. Определите последовательность отрывков из сочинения древнего писателя Плутарха, рассказывающего о «спартанском воспитании».
Время от времени начальствовавшие над молодыми гражданами посылали тех из них, которые, казалось, выдавались своими умственными способностями, в Лаконику без всякой цели. С ними не было ничего, кроме короткого меча и необходимых съестных припасов. Днем они скрывались, рассеявшись по потаенным местам, и там спали, ночью же выходили на дороги и убивали попадавшихся им в руки илотов. Часто молодые люди отправлялись на поля и умерщвляли самых сильных и крепких из илотов...
Все дети, которым только исполнилось семь лет, собирались вместе и делились на «агелы» – стада. Они жили и ели вместе и приучались играть и проводить время друг с другом. Начальником «агелы» становился тот, кто оказывался понятливее других и более смелым в гимнастических упражнениях. Остальным следовало брать с него пример, исполнять его приказания и беспрекословно переносить его наказания, так что школа эта была школой послушания. Старики смотрели за играми детей и нередко нарочно доводили до драки, ссорили их...
Чтению и письму они учились, но по необходимости, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать. С летами их воспитание становилось суровее, им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, обыкновенно без одежды. На тринадцатом году они снимали с себя рубашки и получали на год по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой...
Отец не имел права воспитывать свое дитя, но должен был приносить его в назначенное место, где восседали старейшины... Внимательно осмотрев его и найдя крепким и сильным, они разрешали его вскармливать, назначив ему участок земли (клер) из числа 9 тысяч наделов. Если же дитя оказывалось безобразным и хилым, они приказывали выбросить его...
...кормилицы младенцев не пеленали, чтобы дать свободу телу, приучали их ко всякой пище, отучали от страха перед темнотой и одиночеством, от капризов и плача. Поэтому и за пределами Спарты чужестранцы охотно покупали кормилиц родом из Лаконии...
Ответы: 4–5–2–3–1.
Задание № 2. Древний историк Ксенофонт сравнил спартанские обычаи и порядки, характерные для прочих эллинов. Выберите (1) общеэллинские обычаи и (2) порядки, принятые у спартиатов.
...сделал публичными их товарищеские обеды в том расчете, что благодаря этому скорее всего исчезнет возможность нарушать приказания. Пищу он позволил потреблять гражданам в таком количестве, чтоб они чрезмерно не пресыщались, но и не терпели недостатка...
...каждый распоряжается сам своими детьми, рабами и имуществом...
...предоставил каждому одинаково распоряжаться как своими детьми, так и чужими...
Так же пользуются и лошадьми: кто заболеет или кому понадобится повозка, или кто захочет поскорее куда-нибудь съездить, – он берет первую попавшуюся лошадь и по минованию надобности ставит ее в исправности обратно...
...каждый по мере возможности составляет себе состояние: один занимается земледелием, другой – судовладелец, третий – купец, а некоторые кормятся ремеслами...
...запретил свободным заниматься чем бы то ни было, связанным с наживой, но установил признавать подходящими для них такие лишь занятия, которые обеспечивают государству свободу...
За золотом и серебром следят, и если у кого окажется его сколь-нибудь, владелец подвергается штрафу...
...они ... обедали каждый в своем доме...
Ответы: 1–2,5,8; 2–1,3,4,6,7.
Выявление исходного противоречия. Спартанские обычаи поразительны. Они во многом не похожи на обычаи других эллинов. А ведь спартиаты тоже эллины, у них тот же самый язык, та же религия…
Учебная задача урока: почему обычаи Спарты отличались от обычаев других городов-государств Эллады?
Тема. Пунические войны
Предварительное учебное задание. Целесообразно поразить воображение учащихся картиной катастрофы, которая постигла римлян в битве при Каннах (при этом очень коротко рассказав о противнике римлян – Карфагене). Учащимся предлагается самостоятельно восстановить ход битвы, расставив в правильной последовательности отрывки из повествования древнего автора –Тита Ливия.
Подняв воинский крик, выбежали вперед вспомогательные войска и завязали сражение сначала легковооруженные; затем левый фланг, состоявший из галльских и испанских всадников, сошелся с правым римским флангом, причем бой вовсе не похож был на конное сражение, ибо всадникам приходилось сражаться лицом к лицу, так как с одной стороны их запирала река, с другой стороны – отряд пехоты, и не оставалось никакого пространства, чтобы делать обходные движения...
Под конец кавалерийского сражения началась битва пехотинцев, сначала равная и по силам, и по храбрости, пока держались ряды испанцев и галлов; наконец, после продолжительных и многократных усилий, римляне своим плотным строем, представлявшим косую линию, сломили выдававшуюся из остального строя неприятельскую фалангу, которая была редка, а потом весьма слаба...
...(консул) Варрон, которому был черед командовать, совсем не посоветовавшись с товарищем, дал сигнал и переправил через реку выстроенные в боевой порядок войска. Павел (второй консул) последовал за ним, потому что он мог только не одобрять его решение, но не мог оставить его без помощи...
...когда римлян оставалось уже немного и они изнемогли от усталости и ран, тогда они были обращены в бегство, затем все рассеялись и, кто мог, старались найти своих лошадей, чтобы бежать. ...Тогда римляне бросились со всех сторон врассыпную...
На следующий день, лишь только рассвело, карфагеняне усердно принялись собирать военную добычу и обозревать место избиения римлян, отвратительное даже для врагов. Римляне лежали тысячами, пехотинцы и всадники вперемежку, кого с кем соединил случай, или сражение, или бегство. Некоторые, приведенные в чувство, вызванною утренним холодом болью ран, окровавленные, приподнимались из груды трупов, но враги их добивали...
С этого момента римляне, окончив бесполезно одно сражение и оставив галлов и испанцев, задние ряды которых они сильно били, начинают новую битву с африканцами, неравную не только потому, что окруженные сражались с окружающими, но также и потому, что уставшие боролись с врагом, силы которого были свежи и бодры...
Когда ... линия фронта сперва выпрямилась, а затем вследствие дальнейшего отступления образовала в середине еще изгиб, то африканцы уж выдвинулись вперед по бокам и окружили флангами римлян, которые неосмотрительно неслись в центр врагов. Вытягивая фланги далее, карфагеняне скоро заперли врагов и с тыла...
Ответы: 3–1–2–7–6–4–5.
Выявление исходного противоречия. Римляне потерпели полное поражение – и все-таки они победили в войне. Разве это не удивительно?
Учебная задача урока: почему римляне, несмотря на поражения, победили в войнах с Карфагеном?
Итак, мы рассмотрели различные примеры использования заданий по истории древнего мира на первом, вводно-мотивационном этапе урока развивающего обучения. Выполнение задания здесь подчинено постановке учебной задачи (а не ее решению или контролю выполнения). В следующих статьях будет проанализирована проблема использования данного типа заданий на других этапах урока.
Этап собственно учебных действий по решению учебной задачи
На данном этапе урока учащиеся, как известно, самостоятельно решают учебную задачу (преподаватель выступает в качестве их консультанта и помощника). Учебная задача − это в подавляющем большинстве случаев вопрос «почему?» (почему изучаемое явление «имеет место быть», почему то или иное событие произошло). Но, чтобы ответить на него, мы должны ответить сначала на другие вопросы: как это событие произошло? что произошло? Например, чтобы понять причины падения Западной Римской империи, мы должны исследовать процесс ее упадка и гибели; чтобы понять причины зарождения и распространения христианства, мы сначала должны понять, что такое христианство.
Вот здесь-то и приобретают колоссальное значение задания по работе с содержанием, т.е. нацеленные на выяснение того, что произошло и как произошло. Сборников таких заданий сегодня появилось немало, и эту тенденцию можно только приветствовать. Выполнение учащимися данных заданий позволяет лучше усвоить содержание, формирует умения и навыки работы с источниками информации, облегчает труд преподавателя. Но вместе с тем в своей теоретической статье (см.: Преподавание истории в школе. 2000, №1) мы постарались обосновать тезис о том, что выполнение заданий по работе с содержанием продуктивно только тогда, когда оно увязано с решением учебных задач (а сами учебные задачи связаны в единую систему).
Так, к примеру, задание по законам Хаммурапи не имеет особого смысла, если оно не вписано в контекст решения учебной задачи: почему возникают первые законы? Задание по индийским варнам (их правам и обязанностям) призвано стать отправной точкой для поиска ответа на вопрос о причинах возникновения деления на варны. Задание по походу Александра Македонского (как, в какой последовательности совершался поход) поможет найти ответ на вопрос о причинах поразительного успеха похода.
Следовательно, вырисовывается определенный алгоритм действий при использовании заданий по работе с содержанием на этапе собственно учебных действий: постановка учебной задачи − обоснование задания по работе с содержанием («прежде чем ответить на вопрос "почему произошло?", мы должны выяснить, "что произошло?" или "как произошло?") ― выполнение учащимися задания ― анализ полученных результатов и поиск на их основе ответа на учебную задачу урока.
Ниже приводятся конкретные примеры организации учебной деятельности по рассмотренному алгоритму с использованием заданий из дидактического комплекта по истории древнего мира.
Тема. Жизнь первобытных людей
Учебная задача: почему человек стал хозяином планеты Земля?
Обоснование и формулирование задания. Для того чтобы выяснить причины могущества человека, давайте приглядимся к нашим первобытным предкам, к их занятиям. Вот перед Вами описания некоторых занятий первобытных людей, сделанные учеными-этнографами. Некоторые из этих занятий могут показаться Вам отвратительными, почти «животными», недостойными человека. Но попытайтесь определить, что общего между всеми этими занятиями и чем они отличаются от занятий животных.
Текст задания по занятиям первобытных людей
1. Сначала они намазывают себе тело свежими слоновыми испражнениями, для того чтобы животное не чуяло опасности, а чувствовало только свой запах, когда люди приближаются к нему. Ползя на животе, если не представляется иной возможности, они медленно подкрадываются к ничего не подозревающему животному, пока не оказываются под ним, и внезапно со всей силой втыкают отравленное копье в мягкую часть живота, после чего животное падает. Затем они острыми ножами быстро отрубают слону хобот, чтобы он истек кровью.
Современное описание охоты на слонов в Африке
2. По Сибири промышляют медведей... ямами, в которые вколачивают вострую обоженную и гладко выскобленную сваю... он (медведь) принужден бывает бежать скорее и, набежав на яму, провалиться и брюхом упасть на сваю.
С.П. Крашенинников «Описание земли Камчатки»
3. Все свое время и силы они тратят на поиски пищи. Питаются фруктами, ягодами, корнями и клубнями, которые откапывают острыми палками. С удовольствием едят и ящериц, лягушек, гусениц и личинки жуков...
В. Фольц. «В девственных лесах Суматры»
4. Двое других были заняты около толстого гнилого пня, который они прилежно рубили каменными топорами... Порубив некоторое время, они останавливались и с большим аппетитом жевали и глотали толстые личинки, иногда обеими руками кладя их в рот.
Н.Н. Миклухо-Маклай «На берегу Маклая»
5. Вдруг Туй (папуас) сделал энергичный прыжок, и одна из рыбок оказалась пойманной. Туй ловил их ногой. Он сперва придавил ее ступней, а потом поднял, ухватив между большим и вторым пальцем ноги. Согнув колено, он протянул руку и, высвободив добычу, положил рыбку в мешок. После этого, быстро нагнувшись и схватив камень, Туй бросил его в воду с значительной силой; потом, подойдя к тому месту, куда был брошен камень, он, стоя на одной ноге, поднял другую, убитую камнем рыбку.
Там же
После того, как в ходе совместной деятельности учащиеся приходят к выводу, что общее между всеми занятиями − использование человеком орудий, и именно это отличало первобытного человека от животных, можно предложить заполнить следующую таблицу (приведена нами уже в заполненном виде, вместе с ответами):
№ п/п |
ЗАНЯТИЕ |
ОРУДИЯ |
ПРОДУКТ |
1 2 3 4 5 |
охота охота собирательство собирательство рыболовство |
копья, ножи свая в яме-ловушке острые палки каменные топоры камни |
еда, бивни еда, шкуры еда еда еда |
Анализ результатов выполнения задания и поиск ответа на учебную задачу, осуществляемые в процессе совместной деятельности преподавателя и учащихся, выводят на понимание роли орудийной деятельности в процессе становления человечества.