Школярик

Сила знаний

РУССКИЙ ЯЗЫК

Знаев

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ РОССИИ

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

Уроки Совы Филиновны

 

Планируемый результат: локализовать во времени (на ос­нове знания хронологии) события новейшей эпохи, характе­ризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории XX — начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время.

Умение: определять принадлежность события к историческо­му периоду, этапу.

Задания базового уровня

1. Цусимское сражение произошло в ходе:

Первой мировой войны;

Русско-японской войны;

Великой Отечественной войны;

Гражданской войны.

2. Что из названного случилось в 1918—1919 гг.?

Мировой экономический кризис;

приход нацистов к власти в Германии;

начало гражданской войны в Испании;

провозглашение советских республик в Венгрии и Сло­вакии.


Задания повышенного уровня

Какие годы были ознаменованы крупными достижения­ми СССР в освоении космоса? Укажите две верные даты из четырёх предложенных.

1) 1949 г.; 2) 1953 г.; 3) 1957 г.; 4) 1961 г.


Что из названного произошло в странах Центральной Европы в 1989—1990 гг.? Укажите два верных ответа.

создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ);

введение войск государств — членов ОВД в Чехословакию;

падение коммунистических режимов;

вступление боль­шой группы государств в НАТО;

вывод советских войск из стран региона.


Умения: излагать подходы к периодизации отечественной и всеобщей истории Новейшего времени (используемые в учеб­никах), раскрывать отличительные черты отдельных периодов; объяснять основания различных вариантов периодизации отечественной истории в Новейшее время.

Задание базового уровня

К какому из указанных периодов отечественной истории относится определение «период застоя»?

1) 1945-1953 гг.; 2) 1953-1964 гг.; 3) 1964-1985 гг.; 4) 1985-1990 гг.


Задание повышенного уровня

Приведите периодизацию истории Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Объясните, по каким основаниям вы­делены периоды.


Умение: проводить синхронизацию событий отечественной и всеобщей истории.

Задание базового уровня

Назовите события в странах Центральной и Восточной Европы, близкие по времени и характеру к революционным событиям 1917 г. в России.

1. Назовите важнейшие внешнеполитические события 1939 г., предшествовавшие началу Второй мировой войны. Какое значение они имели для участвовавших в них стран?


События

Германия

Великобритания, Франция

СССР

Другие страны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Установите соответствие между международными собы­тиями с участием СССР и их датами.

События

Даты

А) Создание Организации Варшавского договора

1) 1945 г.

Б) Подписание Заключительного акта Совеща­ния по безопасности и сотрудничеству в Европе

2) 1955 г.

В) Берлинская (Потсдамская) конференция

3) 1962 г.

Г) Карибский кризис

4) 1975 г.

 

5) 1985 г.

 

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соот­ветствующими буквами.

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

Планируемый результат: применять знание фактов для ха­рактеристики исторической эпохи, её процессов, явлений, ключевых событий.


Умение: указывать (называть) место, обстоятельства, участ­ников, результаты важнейших исторических событий.

Задания базового уровня

1. Союзниками России в Первой мировой войне были:

Франция, Австро-Венгрия;

Болгария, Франция;

Великобритания, Франция;

Франция, Турция.

2. Кто из названных учёных, конструкторов руководил со­зданием первых советских космических кораблей?

А. С. Яковлев, А. Н. Туполев;

С. И. Вавилов, Н. Н. Семёнов;

С. П. Королёв, В. Н. Челомей;

И. В. Курчатов, Л. Д. Ландау.


Задание повышенного уровня

Установите соответствие между фамилиями политических деятелей начала XX в. и их деятельностью.

Фамилия

Деятельность

А) П. А. Столыпин

1) Издание газеты «Искра»

Б) С. Ю. Витте

2) Создание Союза русского народа

В) В. М. Чернов

3) Проведение аграрной реформы

Г) В. М. Пуришкевич

4) Создание партии эсеров

 

5) Подписание мирного договора с Япо­нией

 

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соот­ветствующими буквами.

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

Умение: группировать, систематизировать факты по заданно­му признаку.

Задания базового уровня

Какая из названных фамилий должна занять незапол­ненное место в ряду: А. В. Колчак,   П.Н. Врангель?

1) А. А. Брусилов; 2) А. Ф. Керенский; 3) П. Н. Милю­ков; 4) А. И. Деникин.


Что из названного было построено в СССР в годы пер­вых пятилеток? Укажите два верных ответа.

1) Сталинградский тракторный завод; 2) Трёхгорная ману­фактура в Москве; 3) Байкало-Амурская магистраль; 4) Ша­турская электростанция; 5) Днепрогэс.


Установите соответствие между фамилиями лиц, являю­щихся коллегами по профессиональной деятельности.

А) А. Н. Косыгин

1) В. В. Терешкова

Б) Ю. А. Гагарин

2) В. С. Высоцкий

В) С. С. Прокофьев

3) Э. А. Рязанов

Г) Б. Ш. Окуджава

4) В. С. Черномырдин

 

5) Д. Д. Шостакович

 

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соот­ветствующими буквами.

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

Назовите европейские страны, в которых в 1989—1990 гг. произошла смена политических режимов. Как эти события повлияли на геополитическую ситуацию в Европе?


Планируемый результат: использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и дру­гих государств в XX — начале XXI в., значительных социаль­но-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.


Умение: находить и показывать на карте исторические объ­екты, места событий и др.

Задание базового уровня

Покажите на карте города, оказавшие героическое сопро­тивление немецким захватчикам в начале Великой Отече­ственной войны. Как были увековечены подвиги их защит­ников?


Задание повышенного уровня

Покажите, в каком регионе Азии во второй половине 1940-х гг. прошли революции, завершившиеся провозглашени­ем новых независимых государств. Что этому способствовало?


Умения: систематизировать картографические данные; опре­делять общие явления и тенденции; выявлять на основе ин­формации карты изменения, происходившие в результате значительных социально-экономических и политических со­бытий и процессов.

Задание базового уровня

Используя информацию карты, раскройте суть определе­ния, относящегося к положению Советской страны в 1918 г.: «Республика в кольце фронтов».


Задания повышенного уровня

Покажите, что изменилось на политической карте Евро­пы и мира после завершения Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и Второй мировой войны.

Объясните с помощью карты смысл понятия «биполяр­ный мир». К какому периоду истории XX в. оно относится?

Покажите, используя карту, как изменилось геополити­ческое положение России после распада СССР.


Планируемый результат: анализировать информацию из исторических источников — текстов, материальных и художе­ственных памятников новейшей эпохи.


Умение: объяснять назначение источника, выявлять его при­надлежность определённому лицу, общественному течению и др.

Задание базового уровня

Прочитайте отрывок из речи, произнесённой известным российским политическим деятелем начала XX в. при всту­плении на пост Председателя Совета министров, и укажите фамилию этого деятеля.

«Таким образом, путь правительства ясен: оградить поря­док и решительными мерами охранить население от револю­ционных проявлений и вместе с тем напряжением всей силы государственной власти идти по пути строительства, чтобы создать вновь устойчивый порядок, зиждущийся на законно­сти и разумно понятой истинной свободе...

На первом месте в ряду этих задач стоит вопрос земель­ный, или землеустроительный...»

1) С. Ю. Витте; 2) П. Н. Милюков; 3) А. Ф. Керенский; 4) П. А. Столыпин.

Прочитайте отрывок из обращения ВЦИК и ответьте на вопросы.

«Этот налог должен быть меньше, чем хлебная развёрстка. Он должен назначаться ещё до весеннего посева, чтобы каж­дый крестьянин мог заранее учесть, какую часть урожая он должен отдать государству и сколько останется в его полном распоряжении. Налог должен взиматься без круговой поруки, т. е. должен падать на отдельного домохозяина, чтобы стара­тельному и трудолюбивому хозяину не пришлось платить за неаккуратного односельчанина.

По выполнении налога остающиеся у крестьянина излиш­ки поступают в его полное распоряжение. Он имеет право обменять их на продукты и инвентарь, который будет до­ставляться в деревню государством из-за границы и со своих фабрик и заводов; он может использовать их для обмена на нужные ему продукты через кооперативы на местных рынках и базарах».

Определите, в каком году опубликовано данное обра­щение. Объясните, на основании чего это можно установить.

Какие задачи стремилась решить советская власть, вводя упоминаемый налог?


Умения: проводить поиск информации в источнике (текст, изображение, памятник и др.); определять смысл (главную идею) высказывания, изображения.

Задание базового уровня

Прочитайте отрывок из военной информации, относящей­ся к событиям 1919 г. в России, и назовите пропущенную в тексте фамилию руководителя движения, о котором идёт речь в отрывке.

«В этом движении в его настоящий период необходимо отметить 3 момента: 1) идейную группу анархистов; 2) лич­ность самого <руководителя> и 3) отношение к дви­жению крестьянских и рабочих масс...

Сам <он> являет собою несомненно интересный тип уже просто потому, что, присвоив себе прозвище Батьки, он этим самым как бы указывает, что народ в отношении к нему на­ходится в подчинённом положении...

Исключительное знание местной крестьянской психологии даёт ему огромные преимущества перед всеми пришлыми и даже местными... малообразованный, грубый, с большой си­лой воли, он в глазах крестьянина, которого он защищает от реквизиций, предпринимаемых советской властью, пользуется огромной популярностью».

Прочитайте отрывок из декрета В ЦИК и ответьте на вопросы.

«1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земле­дельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и под­нятия его производительности, а также в целях точного уста­новления падающих на земледельцев государственных обяза­тельств, развёрстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путём развёрстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые по­требности армии, городских рабочих и неземледельческо­го населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема по мере того, как восстановление транспорта и промышленности позволит советской власти получать про­дукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты...»

В связи с введением какой политики, в каком году был издан этот декрет?

Объясните причины перехода к данной политике. При­ведите не менее двух положений.

2. Прочитайте отрывок из записок У. Черчилля и ответьте на вопросы.

«Имело смысл вступить в бой за Чехословакию в 1938 го­ду, когда Германия едва могла выставить полдюжины об­ученных дивизий на Западном фронте, а французы, распо­лагая 60—70 дивизиями, несомненно, могли бы прорваться за Рейн или в Рурский бассейн. Однако всё это было со­чтено неразумным, неосторожным, недостойным современ­ных взглядов и нравственности. И тем не менее теперь две западные демократии наконец заявили о готовности поста­вить свою жизнь на карту из-за территориальной целостности Польши».

Определите, о каких событиях 1938 г. идёт речь в от­рывке.

Какое время и ситуация обозначены словом «теперь»?

Назовите «две западные демократии», упомянутые в тексте.

Чем различались позиции западных демократий во вре­мя событий 1938 г. и во время, обозначенное словом «те­перь»?


□ Ниже приведены требования к ответу.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

События 1938 г. связаны с требованием А. Гит­лера передать Германии Судетскую область, вхо­дившую в состав Чехословакии, и подписанием Мюнхенского соглашения.

«Теперь» — это начало сентября 1939 г., когда Германия напала на Польшу.

Две западные демократии — Великобритания и Франция.

В 1938 г. названные западные державы пошли на уступку Гитлеру, подписав Мюнхенское согла­шение, а после нападения Германии на Польшу (1 сентября 1939 г.) они объявили Германии войну

 

Даны верные ответы на вопросы 1—4

4

Даны верные ответы на три вопроса

3

Даны верные ответы на два вопроса

2

Дан верный ответ на один из вопросов

1

Верных ответов нет

0

Максимальный балл

4

 

Умение: сопоставлять информацию различных источников, выявляя совпадения и различия.

Задание базового уровня

Прочтите отрывки А и Б из документов международного социалистического движения и ответьте на вопросы.

А. Из Манифеста Международного социалистического кон­гресса в Базеле (1912).

«Конгресс констатирует, что Интернационал единодушен в основных принципиальных оценках внешней политики. Он призывает рабочих всех стран противопоставить капиталистическому империализму силу международной солидарности пролетариата. Он предостерегает господствующие классы всех государств, что нищета масс, порождаемая капиталистиче­ским способом производства, в результате войны ещё более обострится. Он решительно требует сохранения мира...»

Б. Из Декларации Социал-демократической фракции гер­манского рейхстага по поводу военных кредитов (1914).

«Мы находимся перед роковым часом. Последствия им­периалистической политики, благодаря которой наступила эра вооружённого соперничества и обострилась рознь между народами, бурным потоком обрушилась на Европу... Теперь мы стоим перед железным фактом войны. Нам грозят ужасы враждебных нашествий. Мы должны теперь голосовать не за войну или против неё, а решать вопрос об отпуске средств, необходимых для защиты страны».

В чём заключается изменение позиции европейских со­циалистов по отношению к войне? Чем оно было вызвано?


Задание повышенного уровня

Сопоставьте мнения об известном британском политике Д. Ллойд Джордже и ответьте на вопросы.

Историк Н. И. Кареев: «С темпераментом бойца у Ллойд Джорджа соединялось своеобразное красноречие, полное си­лы, страсти и умения наносить противнику меткие удары... На свой пост он принёс резко демократические убеждения и скоро заставил говорить о себе всю Европу своими смелыми реформаторскими замыслами... Нужно прибавить, что Ллойд Джордж в своих речах постоянно подчёркивал, что он «чело­век из народа, рождённый и выросший в его среде». Иногда это давало повод говорить о подтексте демагогии в его об­ращении к народу».

В. И. Ленин: «Первоклассный буржуазный делец и поли­тический пройдоха, популярный оратор, умеющий говорить какие угодно, даже революционные речи перед рабочей ауди­торией, способный проводить изрядные подачки послушным рабочим в виде социальных реформ (страхование и т. п.), Ллойд Джордж служит буржуазии великолепно и служит ей именно среди рабочих...»

В чём заключается основное различие приведённых суждений?

Объясните, с каких позиций дана характеристика в пер­вом высказывании, а с каких — во втором.

Можно ли считать какое-то из суждений более объек­тивным? Аргументируйте своё мнение.

Планируемый результат: представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей раз­личного социального положения в России и других странах в XX — начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участ­ников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи.


Умения: осуществлять отбор необходимой (ключевой) инфор­мации из текстов и иллюстраций учебника, дополнительной литературы; составлять логически выстроенное описание, рассказ (сообщение, краткое эссе, презентация и др.); фор­мулировать и обосновывать заключение, выводы.

Задания базового уровня

Расскажите о событиях 25—26 октября 1917 г. в Петро­граде. Как большевики пришли к власти?

Расскажите о космическом полёте Ю. А. Гагарина. Ка­кие чувства вызвало сообщение об этом полёте у современ­ников?


Задания повышенного уровня

Расскажите о проведении коллективизации в вашей об­ласти (используйте источники и литературу по истории края).

Расскажите о жизни людей в тылу в годы Великой Отечественной войны (используйте информацию учебника, материалы по истории края, воспоминания людей старшего поколения и другие источники).

Расскажите об атомной бомбардировке японских городов в августе 1945 г. Раскройте характер и значение этих событий.

Представьте описание одного-двух произведений рус­ского авангарда первых десятилетий XX в. В чём заключались основные художественные идеи этого течения?

Планируемый результат: систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной лите­ратуре.


Умение: классифицировать события по их принадлежности к ключевым историческим процессам.

Задание базового уровня

Какое из названных событий произошло в годы револю­ции 1905—1907 гг. в России?

1) Основание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»; 2) расстрел рабочих на Ленских приисках; 3) всеоб­щая стачка в Иваново-Вознесенске; 4) создание Временного правительства.

Какие из названных событий относятся к процессу фор­мирования восточного и западного блоков в послевоенном мире? Укажите два верных ответа.

1) Создание НАТО; 2) ввод советских войск в Афгани­стан; 3) Карибский кризис; 4) раздел Германии; 5) события 1956 г. в Венгрии.


Умение: составлять таблицы, схемы.

Задание базового уровня

Представьте в виде схемы социальную структуру Россий­ской империи в начале XX в.


Задания повышенного уровня

1. Заполните таблицу «Ключевые противоречия в развитии России в начале XX в.».

Сферы

Противоречия

Политический строй

 

Экономика

 

Социальные отношения

 

Национальная политика

 

2. Составьте таблицу «Красные и белые в Гражданской вой­не в России».

Характеристики

Красные

Белые

Социальный состав

 

 

Задачи борьбы

 

 

Формы борьбы

 

 

Опора на внутренних и внешних союзников

 

 

 

3. Составьте синхронистическую таблицу «Революции в России и мире в 1900—1918 гг.» и ответьте на вопрос.

Революции в России

Годы

Революции в мире

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие задачи решались в революциях того времени?

 

4. Заполните сопоставительную таблицу «Кризисные со­бытия в странах Центрально-Восточной Европы в 1950— 1960-е гг.».

Характеристики

События 1956 г. в Венгрии

События 1968 г. в Чехословакии

Состав участников антиправительствен­ных выступлений

 

 

Требования

 

 

Формы выступлений

 

 

Итоги событий

 

 

Планируемый результат: раскрывать характерные, суще­ственные черты экономического и социального развития Рос­сии и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в XX — начале XXI в.


Умения: выделять главные признаки исторических явлений, событий; конкретизировать содержание общих понятий при­менительно к эпохе, периоду, региону, стране (на примерах событий, ситуаций, действий людей и т. д.).

Задания базового уровня

1. Что из названного относилось к политике военного коммунизма?

1) Осуществление всеобщего избирательного права; 2) вве­дение всеобщей трудовой повинности; 3) замена продразвёр­стки продналогом; 4) свобода рыночной торговли.

Проводившаяся в СССР в 1920—1930-е гг. культурная революция предусматривала:

1) взаимодействие разных идейных направлений в искус­стве; 2) возвращение из эмиграции старой интеллигенции; 3) идеологизацию науки и образования; 4) восстановление гимназического образования.

Что из названного было связано с проведением в Рос­сии в 1990-е гг. радикальных экономических реформ?

1) Оснащение предприятий новейшей техникой; 2) огра­ничение сферы рыночных отношений; 3) отказ от командных методов управления экономикой; 4) возвращение к пятилет­ним планам развития народного хозяйства.

 

Задания повышенного уровня

Что такое монополия? Приведите данные о развитии монополий в России в начале XX в.

В каких европейских государствах в 1920—1930-е гг. утвердились авторитарные режимы? Назовите общие черты этих режимов.

Объясните, в чём заключались характерные черты осво­бодительного движения в Индии в первой трети XX в.

Объясните, в чём заключался коренной перелом в хо­де Великой Отечественной войны и Второй мировой войны. В каких сражениях и благодаря чему он был достигнут?

Дайте характеристику массовой культуры в Европе вто­рой половины XX в. Приведите примеры известных произ­ведений, относящихся к этой культуре.


Умение: выявлять качественные изменения в различных сфе­рах жизни общества в новейшую эпоху.

Задание базового уровня

Какое из названных изобретений, технических средств по­лучило массовое распространение во второй половине XX в.?

1) Кинематограф; 2) радио; 3) персональный компьютер; 4) телефон.


Задания повышенного уровня

Объясните, какие изменения произошли в политиче­ской жизни европейских стран после окончания Второй ми­ровой войны.

Охарактеризуйте политическую систему современной России (власть, политические партии, общество).


Умение: характеризовать ключевые процессы и проблемы развития России и мира в новейшую эпоху.

Задание базового уровня

Назовите основные формы интеграции европейских стран в сфере экономики.


Задание повышенного уровня

Опишите важнейшие достижения технического прогресса в современном мире. Какие проблемы он порождает? Рас­кройте на примерах.

Планируемый результат: объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.).


Умение: выявлять в историческом тексте (учебнике, отрывках из работ историков и др.) и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Задания базового уровня

Охарактеризуйте причины Гражданской войны в России.

Назовите причины, приведшие к обострению межнаци­ональных отношений в Советском государстве в 90-е гг. XX в.

 

Задания повышенного уровня

Прочтите высказывание немецкого военачальника Ф. Гальдера, относящееся к концу 1930-х гг., и укажите, что было причиной описываемого положения.

«Русский офицерский корпус исключительно плох. Он производит худшее впечатление, чем в 1933 г. России потре­буется 20 лет, пока она достигнет прежней высоты».

Объясните, в чём заключались политические и социаль­ные последствия падения коммунистических режимов в стра­нах Центрально-Восточной Европы.

Умения: сопоставлять объяснение причин и следствий собы­тий, представленное в разных текстах, определять совпаде­ния и различия; объяснять, чем вызваны различные суждения о причинах и следствиях отдельных событий.


Задание повышенного уровня

В чём состоит различие высказываемых историками мне­ний о последствиях заключения советско-германского догово­ра 23 августа 1939 г.? Объясните, чем вызвано это различие.

Планируемый результат: сопоставлять социально-экономи­ческое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.); сравнивать исторические ситуации и события.


Умения: раскрывать повторяющиеся черты исторических ситу­аций; выделять черты сходства и различий в исторических со­бытиях и процессах; выявлять общие черты и особенности раз­вития отдельных стран, развёртывания исторических процессов.

Задание базового уровня

Что из названного было общим в истории Венгрии и Че­хословакии в 1918—1939 гг.?

1) Провозглашение независимого государства в процес­се распада Габсбургской империи в 1918 г.; 2) установление авторитарного режима в 1919 г.; 3) заключение договора о взаимной помощи с Советским Союзом в 1935 г.; 4) предъ­явление гитлеровской Германией в 1938 г. притязаний на значительную часть территории страны.


Задания повышенного уровня

Объясните, чем отличался характер индустриализации в СССР от опыта индустриализации ведущих западноевропей­ских стран.

Сравните процессы коллективизации в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг. и кооперирования в странах Вос­точной Европы во второй половине 1940-х — первой поло­вине 1950-х гг. В чём заключались различия?

Сравните государственную политику в области культуры в СССР в 1970-е гг. и в современной России (используйте информацию учебника, воспоминания людей старшего поко­ления и др.). Определите различия. Можете ли вы выделить общие черты?

Планируемый результат: давать оценку событиям и лично­стям отечественной и всеобщей истории XX — начала XXI в.


Умения: разъяснять сущность оценок исторических событий и характеристик личностей, приводимых в учебной и научно-популярной литературе; высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

Задание базового уровня

Охарактеризуйте личность и деятельность Н. С. Хрущёва. Как вы оцените результаты его деятельности? Аргументируйте своё мнение.


□ Требования к ответу представлены в таблице.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Характеристика может включать положения о том, что Н. С. Хрущёв:

являлся одним из крупных партийных и государ­ственных руководителей в СССР (1930-е — середина 1960-х гг.);

участвовал в борьбе за высшую власть после смер­ти И. В. Сталина;

возглавлял ЦК КПСС (1953—1964) и Правительство СССР (1958—1964);

на XX съезде КПСС выступил с критикой культа личности И. В. Сталина;

предпринял ряд мер, направленных на улучшение условий жизни людей (начало широкомасштабного жи­лищного строительства и др.);

в то же время в годы его руководства подавля­лись выступления трудящихся (Новочеркасск, 1962 г.), осуществлялась политика партийного диктата по от­ношению к интеллигенции;

во внешней политике продолжалось жёсткое руко­водство странами социалистического лагеря (ввод войск в Венгрию, берлинский кризис);

вместе с тем примером способности к диалогу с внешнеполитическими оппонентами стало урегу­лирование Карибского кризиса (1962); Н. Хрущёв и Дж. Кеннеди;

как руководитель Н. С. Хрущёв отличался склонно­стью увлекаться многообещающими проектами (освое­ние целины, лозунг о скором построении коммунизма и др.), прямотой и непосредственностью высказываний.

Оценка результатов деятельности Н. С. Хрущёва может содержать:

а)     общее суждение о противоречивости этих резуль­татов, сочетании в них достижений и ошибочных ре­шений, просчётов;

б)     индивидуальное мнение о преимущественно пози­тивных или преимущественно негативных результатах.

Предполагается аргументация суждения, мнения (п. 2) со ссылками на конкретные факты (потому что..., так как...)

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Приведены три или более верных положений, от­носящихся к характеристике (п. 1), и оценка (п. «а» или «б») с аргументами

4

Приведены три верных положения, относящиеся к ха­рактеристике (п. 1), и оценка без аргументации

3

Приведены 2—3 верных положения, относящиеся к характеристике, оценка не высказана

2

Приведены 1—2 верных положения

1

Конкретные характеристики и оценочные суждения не приведены, есть лишь общее высказывание (...был тем-то и тем-то)

0

Максимальный балл

4

 

Задания повышенного уровня

Раскройте значение «оттепели» для духовной жизни со­ветского общества.

Составьте характеристику Дж. Кеннеди (по выбору в форме очерка для биографического словаря, статьи, презен­тации).

Дайте оценку роли группы «Битлз» в развитии культуры второй половины XX в. Аргументируйте своё мнение.


Умения: сопоставлять отдельные оценки событий и лично­стей, выявляя их сходство и расхождения.

Задания повышенного уровня

Объясните, как в современной России изменилось от­ношение к событиям Гражданской войны (если сравнивать с советским периодом).

Какие оценки происшедшего в 1990 г. распада СССР вам известны? Чем можно объяснить их различие, то, что порой эти оценки носят противоположный характер?

3. Рассмотрите проблему. Известно, что развитие европей­ской интеграции во второй половине XX — начале XXI в. вызывает как положительные, так и отрицательные оценки. Какие аргументы за и против интеграции вы можете при­вести?

 

 

 

Поиск

Тетрадкин Град

МАТЕМАТИКА

Урок биологии

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru