Планируемый результат: локализовать во времени (на основе знания хронологии) события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории XX — начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время.
Умение: определять принадлежность события к историческому периоду, этапу.
Задания базового уровня
1. Цусимское сражение произошло в ходе:
Первой мировой войны;
Русско-японской войны;
Великой Отечественной войны;
Гражданской войны.
2. Что из названного случилось в 1918—1919 гг.?
Мировой экономический кризис;
приход нацистов к власти в Германии;
начало гражданской войны в Испании;
провозглашение советских республик в Венгрии и Словакии.
Задания повышенного уровня
Какие годы были ознаменованы крупными достижениями СССР в освоении космоса? Укажите две верные даты из четырёх предложенных.
1) 1949 г.; 2) 1953 г.; 3) 1957 г.; 4) 1961 г.
Что из названного произошло в странах Центральной Европы в 1989—1990 гг.? Укажите два верных ответа.
создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ);
введение войск государств — членов ОВД в Чехословакию;
падение коммунистических режимов;
вступление большой группы государств в НАТО;
вывод советских войск из стран региона.
Умения: излагать подходы к периодизации отечественной и всеобщей истории Новейшего времени (используемые в учебниках), раскрывать отличительные черты отдельных периодов; объяснять основания различных вариантов периодизации отечественной истории в Новейшее время.
Задание базового уровня
К какому из указанных периодов отечественной истории относится определение «период застоя»?
1) 1945-1953 гг.; 2) 1953-1964 гг.; 3) 1964-1985 гг.; 4) 1985-1990 гг.
Задание повышенного уровня
Приведите периодизацию истории Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Объясните, по каким основаниям выделены периоды.
Умение: проводить синхронизацию событий отечественной и всеобщей истории.
Задание базового уровня
Назовите события в странах Центральной и Восточной Европы, близкие по времени и характеру к революционным событиям 1917 г. в России.
1. Назовите важнейшие внешнеполитические события 1939 г., предшествовавшие началу Второй мировой войны. Какое значение они имели для участвовавших в них стран?
События |
Германия |
Великобритания, Франция |
СССР |
Другие страны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Установите соответствие между международными событиями с участием СССР и их датами.
События |
Даты |
А) Создание Организации Варшавского договора |
1) 1945 г. |
Б) Подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе |
2) 1955 г. |
В) Берлинская (Потсдамская) конференция |
3) 1962 г. |
Г) Карибский кризис |
4) 1975 г. |
|
5) 1985 г. |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Планируемый результат: применять знание фактов для характеристики исторической эпохи, её процессов, явлений, ключевых событий.
Умение: указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
Задания базового уровня
1. Союзниками России в Первой мировой войне были:
Франция, Австро-Венгрия;
Болгария, Франция;
Великобритания, Франция;
Франция, Турция.
2. Кто из названных учёных, конструкторов руководил созданием первых советских космических кораблей?
А. С. Яковлев, А. Н. Туполев;
С. И. Вавилов, Н. Н. Семёнов;
С. П. Королёв, В. Н. Челомей;
И. В. Курчатов, Л. Д. Ландау.
Задание повышенного уровня
Установите соответствие между фамилиями политических деятелей начала XX в. и их деятельностью.
Фамилия |
Деятельность |
А) П. А. Столыпин |
1) Издание газеты «Искра» |
Б) С. Ю. Витте |
2) Создание Союза русского народа |
В) В. М. Чернов |
3) Проведение аграрной реформы |
Г) В. М. Пуришкевич |
4) Создание партии эсеров |
|
5) Подписание мирного договора с Японией |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Умение: группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
Задания базового уровня
Какая из названных фамилий должна занять незаполненное место в ряду: А. В. Колчак, П.Н. Врангель?
1) А. А. Брусилов; 2) А. Ф. Керенский; 3) П. Н. Милюков; 4) А. И. Деникин.
Что из названного было построено в СССР в годы первых пятилеток? Укажите два верных ответа.
1) Сталинградский тракторный завод; 2) Трёхгорная мануфактура в Москве; 3) Байкало-Амурская магистраль; 4) Шатурская электростанция; 5) Днепрогэс.
Установите соответствие между фамилиями лиц, являющихся коллегами по профессиональной деятельности.
А) А. Н. Косыгин |
1) В. В. Терешкова |
Б) Ю. А. Гагарин |
2) В. С. Высоцкий |
В) С. С. Прокофьев |
3) Э. А. Рязанов |
Г) Б. Ш. Окуджава |
4) В. С. Черномырдин |
|
5) Д. Д. Шостакович |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Назовите европейские страны, в которых в 1989—1990 гг. произошла смена политических режимов. Как эти события повлияли на геополитическую ситуацию в Европе?
Планируемый результат: использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других государств в XX — начале XXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.
Умение: находить и показывать на карте исторические объекты, места событий и др.
Задание базового уровня
Покажите на карте города, оказавшие героическое сопротивление немецким захватчикам в начале Великой Отечественной войны. Как были увековечены подвиги их защитников?
Задание повышенного уровня
Покажите, в каком регионе Азии во второй половине 1940-х гг. прошли революции, завершившиеся провозглашением новых независимых государств. Что этому способствовало?
Умения: систематизировать картографические данные; определять общие явления и тенденции; выявлять на основе информации карты изменения, происходившие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов.
Задание базового уровня
Используя информацию карты, раскройте суть определения, относящегося к положению Советской страны в 1918 г.: «Республика в кольце фронтов».
Задания повышенного уровня
Покажите, что изменилось на политической карте Европы и мира после завершения Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и Второй мировой войны.
Объясните с помощью карты смысл понятия «биполярный мир». К какому периоду истории XX в. оно относится?
Покажите, используя карту, как изменилось геополитическое положение России после распада СССР.
Планируемый результат: анализировать информацию из исторических источников — текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи.
Умение: объяснять назначение источника, выявлять его принадлежность определённому лицу, общественному течению и др.
Задание базового уровня
Прочитайте отрывок из речи, произнесённой известным российским политическим деятелем начала XX в. при вступлении на пост Председателя Совета министров, и укажите фамилию этого деятеля.
«Таким образом, путь правительства ясен: оградить порядок и решительными мерами охранить население от революционных проявлений и вместе с тем напряжением всей силы государственной власти идти по пути строительства, чтобы создать вновь устойчивый порядок, зиждущийся на законности и разумно понятой истинной свободе...
На первом месте в ряду этих задач стоит вопрос земельный, или землеустроительный...»
1) С. Ю. Витте; 2) П. Н. Милюков; 3) А. Ф. Керенский; 4) П. А. Столыпин.
Прочитайте отрывок из обращения ВЦИК и ответьте на вопросы.
«Этот налог должен быть меньше, чем хлебная развёрстка. Он должен назначаться ещё до весеннего посева, чтобы каждый крестьянин мог заранее учесть, какую часть урожая он должен отдать государству и сколько останется в его полном распоряжении. Налог должен взиматься без круговой поруки, т. е. должен падать на отдельного домохозяина, чтобы старательному и трудолюбивому хозяину не пришлось платить за неаккуратного односельчанина.
По выполнении налога остающиеся у крестьянина излишки поступают в его полное распоряжение. Он имеет право обменять их на продукты и инвентарь, который будет доставляться в деревню государством из-за границы и со своих фабрик и заводов; он может использовать их для обмена на нужные ему продукты через кооперативы на местных рынках и базарах».
Определите, в каком году опубликовано данное обращение. Объясните, на основании чего это можно установить.
Какие задачи стремилась решить советская власть, вводя упоминаемый налог?
Умения: проводить поиск информации в источнике (текст, изображение, памятник и др.); определять смысл (главную идею) высказывания, изображения.
Задание базового уровня
Прочитайте отрывок из военной информации, относящейся к событиям 1919 г. в России, и назовите пропущенную в тексте фамилию руководителя движения, о котором идёт речь в отрывке.
«В этом движении в его настоящий период необходимо отметить 3 момента: 1) идейную группу анархистов; 2) личность самого <руководителя> и 3) отношение к движению крестьянских и рабочих масс...
Сам <он> являет собою несомненно интересный тип уже просто потому, что, присвоив себе прозвище Батьки, он этим самым как бы указывает, что народ в отношении к нему находится в подчинённом положении...
Исключительное знание местной крестьянской психологии даёт ему огромные преимущества перед всеми пришлыми и даже местными... малообразованный, грубый, с большой силой воли, он в глазах крестьянина, которого он защищает от реквизиций, предпринимаемых советской властью, пользуется огромной популярностью».
Прочитайте отрывок из декрета В ЦИК и ответьте на вопросы.
«1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, развёрстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.
Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путём развёрстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема по мере того, как восстановление транспорта и промышленности позволит советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты...»
В связи с введением какой политики, в каком году был издан этот декрет?
Объясните причины перехода к данной политике. Приведите не менее двух положений.
2. Прочитайте отрывок из записок У. Черчилля и ответьте на вопросы.
«Имело смысл вступить в бой за Чехословакию в 1938 году, когда Германия едва могла выставить полдюжины обученных дивизий на Западном фронте, а французы, располагая 60—70 дивизиями, несомненно, могли бы прорваться за Рейн или в Рурский бассейн. Однако всё это было сочтено неразумным, неосторожным, недостойным современных взглядов и нравственности. И тем не менее теперь две западные демократии наконец заявили о готовности поставить свою жизнь на карту из-за территориальной целостности Польши».
Определите, о каких событиях 1938 г. идёт речь в отрывке.
Какое время и ситуация обозначены словом «теперь»?
Назовите «две западные демократии», упомянутые в тексте.
Чем различались позиции западных демократий во время событий 1938 г. и во время, обозначенное словом «теперь»?
□ Ниже приведены требования к ответу.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
События 1938 г. связаны с требованием А. Гитлера передать Германии Судетскую область, входившую в состав Чехословакии, и подписанием Мюнхенского соглашения. «Теперь» — это начало сентября 1939 г., когда Германия напала на Польшу. Две западные демократии — Великобритания и Франция. В 1938 г. названные западные державы пошли на уступку Гитлеру, подписав Мюнхенское соглашение, а после нападения Германии на Польшу (1 сентября 1939 г.) они объявили Германии войну |
|
Даны верные ответы на вопросы 1—4 |
4 |
Даны верные ответы на три вопроса |
3 |
Даны верные ответы на два вопроса |
2 |
Дан верный ответ на один из вопросов |
1 |
Верных ответов нет |
0 |
Максимальный балл |
4 |
Умение: сопоставлять информацию различных источников, выявляя совпадения и различия.
Задание базового уровня
Прочтите отрывки А и Б из документов международного социалистического движения и ответьте на вопросы.
А. Из Манифеста Международного социалистического конгресса в Базеле (1912).
«Конгресс констатирует, что Интернационал единодушен в основных принципиальных оценках внешней политики. Он призывает рабочих всех стран противопоставить капиталистическому империализму силу международной солидарности пролетариата. Он предостерегает господствующие классы всех государств, что нищета масс, порождаемая капиталистическим способом производства, в результате войны ещё более обострится. Он решительно требует сохранения мира...»
Б. Из Декларации Социал-демократической фракции германского рейхстага по поводу военных кредитов (1914).
«Мы находимся перед роковым часом. Последствия империалистической политики, благодаря которой наступила эра вооружённого соперничества и обострилась рознь между народами, бурным потоком обрушилась на Европу... Теперь мы стоим перед железным фактом войны. Нам грозят ужасы враждебных нашествий. Мы должны теперь голосовать не за войну или против неё, а решать вопрос об отпуске средств, необходимых для защиты страны».
В чём заключается изменение позиции европейских социалистов по отношению к войне? Чем оно было вызвано?
Задание повышенного уровня
Сопоставьте мнения об известном британском политике Д. Ллойд Джордже и ответьте на вопросы.
Историк Н. И. Кареев: «С темпераментом бойца у Ллойд Джорджа соединялось своеобразное красноречие, полное силы, страсти и умения наносить противнику меткие удары... На свой пост он принёс резко демократические убеждения и скоро заставил говорить о себе всю Европу своими смелыми реформаторскими замыслами... Нужно прибавить, что Ллойд Джордж в своих речах постоянно подчёркивал, что он «человек из народа, рождённый и выросший в его среде». Иногда это давало повод говорить о подтексте демагогии в его обращении к народу».
В. И. Ленин: «Первоклассный буржуазный делец и политический пройдоха, популярный оратор, умеющий говорить какие угодно, даже революционные речи перед рабочей аудиторией, способный проводить изрядные подачки послушным рабочим в виде социальных реформ (страхование и т. п.), Ллойд Джордж служит буржуазии великолепно и служит ей именно среди рабочих...»
В чём заключается основное различие приведённых суждений?
Объясните, с каких позиций дана характеристика в первом высказывании, а с каких — во втором.
Можно ли считать какое-то из суждений более объективным? Аргументируйте своё мнение.
Планируемый результат: представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах в XX — начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи.
Умения: осуществлять отбор необходимой (ключевой) информации из текстов и иллюстраций учебника, дополнительной литературы; составлять логически выстроенное описание, рассказ (сообщение, краткое эссе, презентация и др.); формулировать и обосновывать заключение, выводы.
Задания базового уровня
Расскажите о событиях 25—26 октября 1917 г. в Петрограде. Как большевики пришли к власти?
Расскажите о космическом полёте Ю. А. Гагарина. Какие чувства вызвало сообщение об этом полёте у современников?
Задания повышенного уровня
Расскажите о проведении коллективизации в вашей области (используйте источники и литературу по истории края).
Расскажите о жизни людей в тылу в годы Великой Отечественной войны (используйте информацию учебника, материалы по истории края, воспоминания людей старшего поколения и другие источники).
Расскажите об атомной бомбардировке японских городов в августе 1945 г. Раскройте характер и значение этих событий.
Представьте описание одного-двух произведений русского авангарда первых десятилетий XX в. В чём заключались основные художественные идеи этого течения?
Планируемый результат: систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе.
Умение: классифицировать события по их принадлежности к ключевым историческим процессам.
Задание базового уровня
Какое из названных событий произошло в годы революции 1905—1907 гг. в России?
1) Основание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»; 2) расстрел рабочих на Ленских приисках; 3) всеобщая стачка в Иваново-Вознесенске; 4) создание Временного правительства.
Какие из названных событий относятся к процессу формирования восточного и западного блоков в послевоенном мире? Укажите два верных ответа.
1) Создание НАТО; 2) ввод советских войск в Афганистан; 3) Карибский кризис; 4) раздел Германии; 5) события 1956 г. в Венгрии.
Умение: составлять таблицы, схемы.
Задание базового уровня
Представьте в виде схемы социальную структуру Российской империи в начале XX в.
Задания повышенного уровня
1. Заполните таблицу «Ключевые противоречия в развитии России в начале XX в.».
Сферы |
Противоречия |
|
Политический строй |
|
|
Экономика |
|
|
Социальные отношения |
|
|
Национальная политика |
|
|
2. Составьте таблицу «Красные и белые в Гражданской войне в России». |
||
Характеристики |
Красные |
Белые |
Социальный состав |
|
|
Задачи борьбы |
|
|
Формы борьбы |
|
|
Опора на внутренних и внешних союзников |
|
|
3. Составьте синхронистическую таблицу «Революции в России и мире в 1900—1918 гг.» и ответьте на вопрос.
Революции в России |
Годы |
Революции в мире |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какие задачи решались в революциях того времени?
4. Заполните сопоставительную таблицу «Кризисные события в странах Центрально-Восточной Европы в 1950— 1960-е гг.».
Характеристики |
События 1956 г. в Венгрии |
События 1968 г. в Чехословакии |
Состав участников антиправительственных выступлений |
|
|
Требования |
|
|
Формы выступлений |
|
|
Итоги событий |
|
|
Планируемый результат: раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в XX — начале XXI в.
Умения: выделять главные признаки исторических явлений, событий; конкретизировать содержание общих понятий применительно к эпохе, периоду, региону, стране (на примерах событий, ситуаций, действий людей и т. д.).
Задания базового уровня
1. Что из названного относилось к политике военного коммунизма?
1) Осуществление всеобщего избирательного права; 2) введение всеобщей трудовой повинности; 3) замена продразвёрстки продналогом; 4) свобода рыночной торговли.
Проводившаяся в СССР в 1920—1930-е гг. культурная революция предусматривала:
1) взаимодействие разных идейных направлений в искусстве; 2) возвращение из эмиграции старой интеллигенции; 3) идеологизацию науки и образования; 4) восстановление гимназического образования.
Что из названного было связано с проведением в России в 1990-е гг. радикальных экономических реформ?
1) Оснащение предприятий новейшей техникой; 2) ограничение сферы рыночных отношений; 3) отказ от командных методов управления экономикой; 4) возвращение к пятилетним планам развития народного хозяйства.
Задания повышенного уровня
Что такое монополия? Приведите данные о развитии монополий в России в начале XX в.
В каких европейских государствах в 1920—1930-е гг. утвердились авторитарные режимы? Назовите общие черты этих режимов.
Объясните, в чём заключались характерные черты освободительного движения в Индии в первой трети XX в.
Объясните, в чём заключался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны. В каких сражениях и благодаря чему он был достигнут?
Дайте характеристику массовой культуры в Европе второй половины XX в. Приведите примеры известных произведений, относящихся к этой культуре.
Умение: выявлять качественные изменения в различных сферах жизни общества в новейшую эпоху.
Задание базового уровня
Какое из названных изобретений, технических средств получило массовое распространение во второй половине XX в.?
1) Кинематограф; 2) радио; 3) персональный компьютер; 4) телефон.
Задания повышенного уровня
Объясните, какие изменения произошли в политической жизни европейских стран после окончания Второй мировой войны.
Охарактеризуйте политическую систему современной России (власть, политические партии, общество).
Умение: характеризовать ключевые процессы и проблемы развития России и мира в новейшую эпоху.
Задание базового уровня
Назовите основные формы интеграции европейских стран в сфере экономики.
Задание повышенного уровня
Опишите важнейшие достижения технического прогресса в современном мире. Какие проблемы он порождает? Раскройте на примерах.
Планируемый результат: объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.).
Умение: выявлять в историческом тексте (учебнике, отрывках из работ историков и др.) и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Задания базового уровня
Охарактеризуйте причины Гражданской войны в России.
Назовите причины, приведшие к обострению межнациональных отношений в Советском государстве в 90-е гг. XX в.
Задания повышенного уровня
Прочтите высказывание немецкого военачальника Ф. Гальдера, относящееся к концу 1930-х гг., и укажите, что было причиной описываемого положения.
«Русский офицерский корпус исключительно плох. Он производит худшее впечатление, чем в 1933 г. России потребуется 20 лет, пока она достигнет прежней высоты».
Объясните, в чём заключались политические и социальные последствия падения коммунистических режимов в странах Центрально-Восточной Европы.
Умения: сопоставлять объяснение причин и следствий событий, представленное в разных текстах, определять совпадения и различия; объяснять, чем вызваны различные суждения о причинах и следствиях отдельных событий.
Задание повышенного уровня
В чём состоит различие высказываемых историками мнений о последствиях заключения советско-германского договора 23 августа 1939 г.? Объясните, чем вызвано это различие.
Планируемый результат: сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.); сравнивать исторические ситуации и события.
Умения: раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; выделять черты сходства и различий в исторических событиях и процессах; выявлять общие черты и особенности развития отдельных стран, развёртывания исторических процессов.
Задание базового уровня
Что из названного было общим в истории Венгрии и Чехословакии в 1918—1939 гг.?
1) Провозглашение независимого государства в процессе распада Габсбургской империи в 1918 г.; 2) установление авторитарного режима в 1919 г.; 3) заключение договора о взаимной помощи с Советским Союзом в 1935 г.; 4) предъявление гитлеровской Германией в 1938 г. притязаний на значительную часть территории страны.
Задания повышенного уровня
Объясните, чем отличался характер индустриализации в СССР от опыта индустриализации ведущих западноевропейских стран.
Сравните процессы коллективизации в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг. и кооперирования в странах Восточной Европы во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х гг. В чём заключались различия?
Сравните государственную политику в области культуры в СССР в 1970-е гг. и в современной России (используйте информацию учебника, воспоминания людей старшего поколения и др.). Определите различия. Можете ли вы выделить общие черты?
Планируемый результат: давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории XX — начала XXI в.
Умения: разъяснять сущность оценок исторических событий и характеристик личностей, приводимых в учебной и научно-популярной литературе; высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Задание базового уровня
Охарактеризуйте личность и деятельность Н. С. Хрущёва. Как вы оцените результаты его деятельности? Аргументируйте своё мнение.
□ Требования к ответу представлены в таблице.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Характеристика может включать положения о том, что Н. С. Хрущёв: являлся одним из крупных партийных и государственных руководителей в СССР (1930-е — середина 1960-х гг.); участвовал в борьбе за высшую власть после смерти И. В. Сталина; возглавлял ЦК КПСС (1953—1964) и Правительство СССР (1958—1964); на XX съезде КПСС выступил с критикой культа личности И. В. Сталина; предпринял ряд мер, направленных на улучшение условий жизни людей (начало широкомасштабного жилищного строительства и др.); в то же время в годы его руководства подавлялись выступления трудящихся (Новочеркасск, 1962 г.), осуществлялась политика партийного диктата по отношению к интеллигенции; во внешней политике продолжалось жёсткое руководство странами социалистического лагеря (ввод войск в Венгрию, берлинский кризис); вместе с тем примером способности к диалогу с внешнеполитическими оппонентами стало урегулирование Карибского кризиса (1962); Н. Хрущёв и Дж. Кеннеди; как руководитель Н. С. Хрущёв отличался склонностью увлекаться многообещающими проектами (освоение целины, лозунг о скором построении коммунизма и др.), прямотой и непосредственностью высказываний. Оценка результатов деятельности Н. С. Хрущёва может содержать: а) общее суждение о противоречивости этих результатов, сочетании в них достижений и ошибочных решений, просчётов; б) индивидуальное мнение о преимущественно позитивных или преимущественно негативных результатах. Предполагается аргументация суждения, мнения (п. 2) со ссылками на конкретные факты (потому что..., так как...) |
|
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Приведены три или более верных положений, относящихся к характеристике (п. 1), и оценка (п. «а» или «б») с аргументами |
4 |
Приведены три верных положения, относящиеся к характеристике (п. 1), и оценка без аргументации |
3 |
Приведены 2—3 верных положения, относящиеся к характеристике, оценка не высказана |
2 |
Приведены 1—2 верных положения |
1 |
Конкретные характеристики и оценочные суждения не приведены, есть лишь общее высказывание (...был тем-то и тем-то) |
0 |
Максимальный балл |
4 |
Задания повышенного уровня
Раскройте значение «оттепели» для духовной жизни советского общества.
Составьте характеристику Дж. Кеннеди (по выбору в форме очерка для биографического словаря, статьи, презентации).
Дайте оценку роли группы «Битлз» в развитии культуры второй половины XX в. Аргументируйте своё мнение.
Умения: сопоставлять отдельные оценки событий и личностей, выявляя их сходство и расхождения.
Задания повышенного уровня
Объясните, как в современной России изменилось отношение к событиям Гражданской войны (если сравнивать с советским периодом).
Какие оценки происшедшего в 1990 г. распада СССР вам известны? Чем можно объяснить их различие, то, что порой эти оценки носят противоположный характер?
3. Рассмотрите проблему. Известно, что развитие европейской интеграции во второй половине XX — начале XXI в. вызывает как положительные, так и отрицательные оценки. Какие аргументы за и против интеграции вы можете привести?