Суббота. 21 июня
Пусть роют щели хоть под воскресенье.
В моих руках надежда на спасенье.
Как я хотел вернуться в до-войны,
Предупредить, кого убить должны.
Мне вон тому сказать необходимо:
"Иди сюда, и смерть промчится мимо".
Я знаю час, когда начнут войну,
Кто выживет, и кто умрет в плену,
И кто из нас окажется героем,
И кто расстрелян будет перед строем,
И сам я видел вражеских солдат,
Уже заполонивших Сталинград,
И видел я, как русская пехота
Штурмует Бранденбургские ворота.
Что до врага, то все известно мне,
Как ни одной разведке на войне.
Я говорю — не слушают, не слышат,
Несут цветы, субботним ветром дышат,
Уходят, пропусков не выдают,
В домашний возвращаются уют.
И я уже не помню сам, откуда
Пришел сюда и что случилось чудо.
Я все забыл. В окне еще светло,
И накрест не заклеено стекло.
Арсений Тарковский
По горизонтали
3. Боевой самолёт, предназначенный для уничтожения самолетов противника.
6. Боевой корабль, предназначенный для поиска и уничтожения морских мин и проводки судов через минные заграждения.
8. Отличительный знак на форменном головном уборе.
12. Огневое и тактическое подразделение в артиллерии.
14. Герой Советского Союза, командир 316-й стрелковой дивизии, героически сражавшейся в Московской битве.
17. Место расположения высшего командования во время войны.
19. Отборная привилегированная часть войск.
20. Город, во время Великой Отечественной войны - главный объект напряжённой борьбы на севере страны.
23. Преодоление боем водной преграды, противоположный берег которой обороняется противником.
24. Гладкоствольное или нарезное орудие для навесной стрельбы по укрытым целям и для разрушения полевых укреплений.
26. Русский советский писатель, поэт, общественный деятель. Как военный корреспондент побывал на всех фронтах Великой Отечественной войны.
27. Полевое фортификационное сооружение закрытого типа на 4-8 человек, защищающее от пуль, осколков снарядов, мин, зажигательных средств, а также поражающих факторов ядерного взрыва.
28. Боеприпас для поражения живой силы и военной техники противника на дальности до 1000 м.
29. Должностное лицо в армии, занимающееся снабжением войск продовольствием, фуражом, вещевым и обозно-хозяйственным имуществом.
30. Летчик, трижды Герой Советского Союза, сбивший наибольшее количество фашистских самолетов в годы войны.
По вертикали
1. Генерал армии, дважды Герой Советского Союза, самый молодой командующий фронтом в истории Советских Вооруженных Сил.
2. Советский живописец, график и скульптор. Автор известных картин по теме Великой Отечественной войны.
4. Основное авиационное тактическое подразделение, состоящее из нескольких авиационных звеньев.
5. Гора, одно из мест героических сражений с немецко-фашистскими захватчиками на Крымском полуострове.
7. Название одной из скульптурных композиций в Брестской крепости.
9. Прекращение вооружённой борьбы и сдача вооружённых сил одним из воюющих государств.
10. Снайпер, прославившийся в дни Сталинградской битвы.
11. Название озера, по которому проходила Дорога жизни.
13. Крестьянин, самый пожилой обладатель звания Героя
Советского Союза, повторил подвиг Ивана Сусанина.
15. Приём, применяющийся в воздушном, морском и танковом бою.
16. Советский военачальник, командарм Великой Отечественной войны, особо отличившийся при обороне Тулы.
18. Вид форменной одежды военных моряков.
21. Город воинской славы; через этот город в ходе Великой Отечественной войны свыше 200 дней проходила линия фронта, здесь шли ожесточенные бои, но враг так и не смог полностью им овладеть.
22. Герой Советского Союза, самая результативная женщина-снайпер Великой Отечественной войны.
25. Пионер-герой, член партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях Старого Карантина вблизи Керчи.
---------------------------------------------------------------------------
УСТАНОВИВИТЕ ДАТУ
РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ
по вопросам учителя
ИЗ ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО «ПОЛУОСТРОВА»
Дорогомиловская слобода получила свое название потому, что путешественники, приезжающие в слободу по большой, ровной и гладкой дороге, благодарно называли ее «дорогою милою». Или будто бы потому, что старые ямщики, хотя и дорого брали, но доставляли путешественников к местам их следования быстро и исправно, а в ответ те говорили: «Дорого, да мило!». Согласно версии русского историка и этнографа И.М. Снегирева, название могло быть связано с новгородскими или псковскими воеводами Дорого мило вичами. Известный москвовед, историк П.В. Сытин указывает на то, что в летописи XIII века есть упоминание о новгородском боярине Иване Дорогомилове - соратнике новгородского князя Александра Ярославича (Невского).
Сюда были переселены из села Вяземы «государевы ямщики» - крестьяне, освобожденные от всех повинностей, но взамен этого обязанные заниматься «ямской гоньбой» - перевозить пассажиров и грузы. Большинство исследователей считает, что русское слово «ям» происходит от монгольского «дзям» - дорога. Ям - налог, подать, которую можно было уплатить либо деньгами, либо поставкой лошадей ямникам (или ямщикам). Ямом также называли стан на большой дороге, где происходила смена лошадей. Ямником в то время называлось должностное лицо, ведавшее сбором этой подати. Организованная система сообщений - ямская гоньба - окончательно оформилась при Иване III. Для ямской гоньбы на окраинах Москвы примерно в одно и то же время были расселены ямские охотники, состоявшие на службе у государства. Так на карте города появились Тверская-Ямская, Переяславская, Рогожская, Коломенская и Дорогомиловская ямские слободы.
В 1742 году вокруг Москвы шло возведение Камер-Коллежского вала. Предшественником его был Компанейский вал, за десять лет до того сооруженный «компанейцами» (откупщиками продажи вина), чтобы препятствовать нелегальному ввозу водки в Москву. Камер-Коллежский вал представлял собой земляную насыпь длиной свыше 37 километров со рвом и заставами. Строился вал Камер-Коллегией (отсюда его название), контролирующей ввоз в Москву товаров и государственные доходы, получаемые по этой статье.
августа 1899 года состоялось открытие железной дороги Москва - Брянск, а 28 мая 1914 года - закладка Киевского вокзала. Для фасада были заказаны декоративные скульптуры (скульптор С. Алешин). Перекрытие над железнодорожными перронами было создано по проекту архитектора В.Г. Шухова. И поныне Киевский вокзал — единственный в Москве, который украшен монументальными изваяниями. В 1937 году в Дорогомилово провели метро, около Киевского вокзала появилась станция «Киевская» (архитектор Д.Н. Чечулин).
В ночь с 21 на 22 июня 1941 года фашистская авиация совершила первые налеты на столицу. Овладев Смоленском, в конце сентября — начале октября 1941 года немецкие войска начали наступление на Москву. Перед 4-й немецкой армией, действовавшей в районе Можайска - Серпухова, была поставлена задача: окружить советские войска западнее Москвы и замкнуть кольцо в районе Кунцева. Вместе со всеми москвичами жители Дорогомилова внесли свой вклад в дело победы над фашистскими захватчиками. Осенью и зимой 1941 года была проделана огромная работа по сооружению оборонительных укреплений на подступах к столице. На улицах устанавливались надолбы, «ежи», проволочные заграждения, баррикады, в домах устраивались артиллерийские и пулеметные точки.
июля 1941 года была создана и оснащена 21-я дивизия народного ополчения. В ее состав вошли добровольцы- ополченцы — рабочие и служащие предприятий района. В ночь с 25 на 26 ноября 1941 года дивизия вступила в свой первый бой с частями Гудериана под Каширой, затем участвовала в боях под Тулой, Алексином и Калугой. В сентябре 1942 года сражалась под Сталинградом; 10 января 1943 года участвовала в генеральном наступлении против окруженной группировки генерала Паулюса, а позднее в битве на Курско-Орловской дуге, в боях за Чернигов, Холм, Люблин, Варшаву, Калиш, Берлин.
Дорогомилово можно по праву назвать своеобразным мемориалом военных побед России. В названиях улиц и памятников района увековечена память героев двух Отечественных войн.
Бородинский мост, сооруженный к 100-летию Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы, является своеобразным памятником подвигу русского народа в борьбе с захватчиками. Тема славы русского оружия звучит и в декоре Киевского вокзала.
В 1962 году, к 150-летию исторического сражения под Бородином, на Кутузовском проспекте (дом № 38) был открыт новый музей для демонстрации панорамы «Бородинская битва». Панорама была создана в 1912 году художником Ф.А. Рубо. Рядом — гранитный обелиск, когда-то установленный на братской могиле 300 русских воинов-героев 1812 года и перенесенный сюда в 1940 году с Дорогомиловского православного кладбища. За музеем-панорамой расположена знаменитая Кутузовская изба. В настоящее время здесь размещен музей М.И. Кутузова, в котором представлены вооружение и обмундирование того времени, портреты героев Отечественной войны. Особый интерес вызывают личные вещи М.И. Кутузова, подлинные рукописи, приказы, материалы, отображающие боевой путь генерала-фельдмаршала.
6 июля 1973 года справа от музея-панорамы был открыт памятник Кутузову. Отлитая в бронзе конная статуя фельдмаршала поставлена на высокий гранитный постамент, с трех сторон — изваяния прославленных военачальников, рядовых солдат и офицеров, партизан. Памятник создан скульптором Н.В. Томским и архитектором Л.Г. Голубовским. 4 сентября 1999 года на Кутузовском проспекте был открыт памятник герою Отечественной войны 1812 года генералу от инфантерии П.И. Багратиону. Автор памятника действительный член академии художеств, академик АН Грузии Мераб Мерабишвили, архитектор Б.И. Тхор.
В 1966 году было принято решение о восстановлении Триумфальной арки (архитектор О.И. Бове). Первая триумфальная арка была деревянной, ее установили в середине 1814 года у Тверской заставы для торжественной встречи возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск. В 1826 году было решено заменить деревянну ю арку каменной. Разработка проекта была поручена Осипу Ивановичу Бове. И 20 сентября 1834 года состоялось открытие памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России. У Тверской заставы памятник простоял чуть более ста лет, его разобрали в 1936 году. 6 ноября 1968 года творение Бове обрело вторую жизнь. Его основу образует однопролетная арка с шестью парами свободно стоящих чугунных колонн, расположенных вокруг двух арочных опор.
По фризу арки идут гербы 48 губерний России, жители которых участвовали в войне. Венчает арку колесница Славы. Триумфальная арка стоит теперь на площади Победы, названной так в 1975 году в ознаменование 30-летия победы над фашистской Германией.
9 мая 1977 года в месте слияния Кутузовского проспекта и Большой Дорогомиловской улицы был открыт обелиск городу-герою Москве (архитекторы Г. Захаров, 3. Чернышева, скульптор А. Щербаков). Высокий искусственный холм, к которому с трех сторон ведут лестницы, завершается овальной площадкой. Отсюда стремительно поднимается на высоту 40 метров четырехгранный обелиск, увенчанный золотой звездой. С трех сторон его окружают изваяния фигур защитников столицы. На обелиске изображен орден В.И. Ленина, под ним текст Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Москве почетного звания «Город-герой». Обелиск обращен к западу, откуда в течение веков шли на Русь завоеватели.
9 мая 1995 года, в дни празднования 50-летия победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, был торжественно открыт самый крупный в Москве мемориальный комплекс на Поклонной горе.
Памятник и Парк Победы начали проектироваться еще до окончания войны. После парада Победы в Москве было предложено создать такой комплекс на Красной площади, освободив для него пространство за счет сноса больших исторических зданий. К счастью, этот проект не был осуществлен. В 1957 году было определено место для будущего мемориала — Поклонная гора.
Веками по Поклонной горе проходил главный путь из Европы в древнюю столицу России. Православные останавливались на этом месте и по традиции «отдавали поклон» церквам и монастырям Москвы. На этом месте М.И. Кутузов решал судьбу города, и здесь же Наполеон напрасно дожидался ключей от Москвы. Отсюда в 1941 году по Можайскому шоссе уходили на запад советские войска.
В 1961 год}' был заложен Парк Победы. В 1985 году был утвержден проект, работу над которым на протяжении многих лет вел коллектив под руководством архитектора А.Т. Полянского. По этому проекту предполагалось воздвигнуть дворец Победы с залами Славы и Памяти — музей Великой Отечественной войны, развернутый главным фасадом на восток, к центру Москвы.
Но создание мемориала застопорилось по требованиям общественности, настаивавшей на прекращении строительства и восстановлении целостности исторического места древней Москвы — Поклонной горы. Несмотря на заключение экспертов, согласно которому холм, с которого в прошлом поклонялись Москве, находился в восьмистах метрах от предполагаемого строительства мемориала, и был срыт при прокладке трассы Кутузовского проспекта, протесты не прекращались.
Только 9 мая 1995 года, в день празднования 50-летия Победы, удалось открыть основную часть комплекса. Строительство велось крупнейшими московскими строительными организациями. Необходимо было не только закончить возведение здания музея, но и воздвигнуть главный монумент. Реализация этой сложнейшей творческой задачи была поручена известному скульптору-монументалисту Зурабу Церетели. Ансамбль мемориала занимает территорию 20 гектар в Парке Победы площадью 135 гектар. Центральная аллея «Годы войны», следующая под углом к Кутузовскому проспекту, состоит из пяти террас, символизирующих пять лет войны. Над пятью водными поверхностями возведено 1418 фонтанов — столько дней продолжалась война и лилась кровь.
Центральная аллея ведет к круглой Площади Победителей. Здесь установлен величественный трехгранный обелиск (архитекторы В. Будаев, Л. Вавакин, скульптор 3. Церетели) высотой 141,8 м. Это число также символизирует 1418 дней войны. Гранитная облицовка обелиска рассказывает о событиях военных лет. У подножия располагается статуя св. великомученика Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона, символизирующего фашизм. Венчает композицию фигура крылатой богини победы — Ники и ангелов, трубящих в золотые трубы о триумфе русского оружия. В композицию входят скачущие над стеной дворца статуи Слав.
Завершает Площадь Победителей белокаменное здание музея (арх. А.Т. Полянский) с куполом и полукруглой колоннадой, в виде галереи с пилонами-знаменами. В музее два главных зала - Памяти и Славы. Об истории Великой Отечественной войны рассказывают также Гвардейские залы и шесть диорам. В зале Славы установлены мраморные книги с высеченными на них именами Героев Советского Союза и гербами городов-героев, а также скульптура «Солдат- победитель», созданная киевским скульптором В. Знобой.
В зале Памяти установлена скульптура Л. Кербеля «Скорбящая мать». Тут же хранятся Книги памяти с именами погибших за Родину. На экраны мониторов выводится информация о погибших защитниках отечества. Есть видеоэкраны и в Гвардейских залах, рассказывающих о разных периодах войны и о вкладе тыла в общую победу над фашизмом.
Парк Победы является важной частью мемориального комплекса. Аллеи парка сходятся к площади Победы и названы в честь защитников Москвы: Солдат, Партизан, Артиллеристов, Моряков, Летчиков. Связистов, Танкистов, Ветеранов войны и труда. Есть аллея Памяти с тематическими микропарками и площадками для встреч ветеранов и четыре самостоятельные экспозиции: военно-историческая экспозиция, художественная галерея, выставка боевой техники и инженерных сооружений под открытым небом.
Кроме музейной и парковой зон, в мемориальный комплекс включены также религиозные центры: православный храм св. Георгия Победоносца, мечеть и синагога. В парке Победы на Поклонной горе естественно соседствуют храмы трех религий. Это свидетельство духовного единства разных народов, которые издавна жили вместе, а в Великой Отечественной войне вместе победили общего врага единой Родины.
Текст подготовлен на основе книги: Дорогомилово: Из истории московского полуострова/Управа района Дорогомилово.
Сост. О.В.Кузьмина, Л.С.Бахурина; Ред. И.Б.Михнова