Не претендую ни на миг на звание великого поэта, но часто сделать уроки интересными мне помогает способность сочинять стихи. Знание того, что учитель трудился вместе с ними, мотивирует подростков к творчеству, работает на укрепление авторитета педагога. Есть одно важное условие, которого я стараюсь придерживаться: первоначально задание выполняется в тех же временных рамках и условиях, которые я предлагаю учащимся. И если меня посетило вдохновение и произведение удалось, значит, урок был построен правильно: создана нужная атмосфера, грамотно объяснены условия и верно проделана не менее кропотливая предварительная работа со словом, текстом, биографией, материалом словаря, иллюстрациями, музыкальным произведением.
Наработки впоследствии помогают представлять произведение как образец и искать новые формы для передачи замысла в следующем учебном году или через несколько лет. Если мои произведения и задания вас заинтересуют, то знакомьте с ними своих учеников, анализируйте, критикуйте. Методы подачи материала могут быть различными. Примеры отобраны из моей системы творческих заданий по литературе для 5-11 классов (по одному для каждого класса), приведены комментарии к ним и решения предложенных вопросов в форме стихотворений автора статьи (из сборников «Слеза России», «Мелодия моей души», «Нет у любви категории времени»)
5 класс. Тема «Сказки». «Как появились первые предметы?».
Задание: «Придумайте историю о том, как появились различные предметы в жизни человека: первый зонт, первый корабль, шляпа, пюре, морс, поднос, ваза, деньги, лодка, пластырь, вилка, мешок, карандаш, бумага и другие (по желанию)»
Далее читаю отрывок из стихотворения, на примере которого я провожу аналогию между растением и созданием рук человеческих – колоколом. Варианты ответов учащихся могут быть и в прозе, и в стихах, и в рисунках. Главное, что это задание интересно для любого возраста и уровня учащихся, оно развивает наблюдательность, учит сравнивать, искать, выбирать и работает на развитие творческих способностей.
* **
Трава у ног и терпкая, и сочная,
Дурманит земляничная жара.
Лиловую прозрачную отточенность
Венчают над покосом колокольчики,
И – поднятые в купольное зодчими –
Венчают сельский храм колокола...
6 класс. Тема «Русская басня».
Задание: «Сочиняем басню вместе». Я предлагаю учащимся несколько зачинов басен про школу, а они пишут продолжение (зачин выделен курсивом)
Басня Коленской Иры 6 «А» «Учебник или поднос?»
Изодранный, едва живой,
Рыдал учебник: «Боже мой!
Вчера я брошен был, и вот
На мне жевал сосиски кот…»
Ну, неужели сложно так
Меня с собой сложить в рюкзак?
Обложку на меня надеть,
Страницы рваные жалеть,
Поаккуратней содержать
И хоть немного уважать?
Чтоб от кота не ждать беду,
Клади ты в мисочку еду.
Учебник я или поднос?
Вот риторический вопрос!
Нельзя нас путать и мешать!
Я дал возможность прочитать,
Всё выучить и повторить,
А не котов на мне кормить.
И это небывалое везенье,
Когда используют меня по назначенью!
7 класс.
Задание: Сочините стихотворение «Узоры на стекле» в стиле одноимённого произведения А.А.Фета.
Предварительно анализируется стихотворение Фета, выявляются особенности стиля, рифм, подбора художественных средств. Данное задание развивает воображение, учит проводить аналогию.
Стихотворение Грачёвой Анны (7 «А» класс):
Стоит зима в прозрачном хрустале,
Мороз нарисовал узоры на стекле.
Как восхитительно застыло всё кругом:
Узоров бахрома, закованная льдом.
И лес, одетый инеем седым,
И стая снегирей, летящая над ним.
И ели-великаны в серебре.
Вся эта сказка на моём стекле.
После анализа работ учащихся читаю свой вариант, затем его анализируем:
***
Узоры на стекле: заснеженные ветви-
И больше ничего. Вот магия Творца!
Не дарит Бог таланта человеку
Такого, чтобы повторить шедевры
На полотне без красок и резца.
Оконный лёд - изящные кристаллы!
Взметнулись крылья неизвестных птиц.
В подводном мире замерли кораллы,
Но – никогда! – и в том земная правда –
Не встретишь снежных человечьих лиц.
Должно быть, растворившись в бурном веке
(И в этом наша главная вина),
Забыли мы о снежном человеке –
Спокойном и степенном нашем предке,
Что восхищался магией окна.
И вот теперь уже сугробы – диво,
И настоящий снег давно в цене.
Как гордо, величаво и красиво
Орнаментом неведомым, старинным
Начертаны узоры на стекле.
8 класс. Тема «Поэзия родной природы».
Напишите сочинение-миниатюру «В этом слове для меня Родина».
Предлагаю учащимся для анализа своё стихотворение о русских берёзах:
***
Вплетали славянки, как ленточки в косы,
Признаньем священной любви
В атласные ветви и крепость берёсты
Мечты вековые свои.
Вдоль синих озёр и пшеничного поля
Берёз чаровала краса.
И вдаль уходя, уносили с собою
Берёзовые туеса.
Берёзовый веник вязали для хворых,
Для мёртвых берёзу – крестом.
С неистовой силой хлестали дворовых
Берёзовым крепким прутом.
Лучину средь стужи любую не брали,
И верно гласила молва:
В суровую зиму именья спасали
Берёзовые дрова.
…Всё те же деревья дождями полощут
Осенние ветры времён…
А ты подари мне берёзовой рощи
Таинственный шёлковый сон!
…Другими мы стали. И в вечном бессилье
Берёзов лишь храм да погост.
Но только, как прежде, при слове «Россия»
Встают хороводы берёз.
9 класс. «Литература Древней Руси».
Размышляя о том, кто достоин навеки остаться в народной памяти, напишите мини – сочинение на тему «По ком звонят колокола?»
***
А жизнь была и не была…
Крылом взмахнула лебединым.
По ком звонят колокола?
По мёртвым, страждущим, любимым?
От снега звонница бела.
Не одолеет враг лукавый.
По ком звонят колокола?
По ком рыдают Ярославны?
А мне бы только горсть тепла
Земли твоей, исконной силы.
Когда звонят колокола,
То сердцем я с тобой, Россия.
Под золотые купола
Летит встревоженная стая.
Звенят, звонят колокола –
Рать поднимается Святая!
Копыта рвет седая мгла.
Век новый - с новым Челубеем.
А вечность бьет в колокола
И верит сердце – одолеем!
10 класс.
Задание: Создайте сочинение-миниатюру «Мои футляры» (после изучения рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»).
Данное задание может завершать мастерскую, посвящённую трилогии А.П.Чехова, ведь рассказ «Человек в футляре» настолько актуален для современного закомплексованного человека, что обращение к человеческой психологии и попытка познать себя здесь не только уместны, но и необходимы. Задание выполняется при условии полного доверия учителю. Учащиеся могут писать о своих «футлярах» и в прозе. Импульсом к написанию служит поиск и анализ «футляров», предложенных автором рассказа и сопоставление с биографией Антона Павловича, который мастерски разрушал свои жизненные «футляры».
Свой вариант выполнения задания зачитываю после того, как прозвучали (по желанию) варианты работ учащихся:
***
Как в этом мире страшно всё и зыбко…
Верните мне футляр, я только скрипка.
О, как хочу я спрятаться от боли
И никого игрою не неволить.
Так кожи лягушачьей ждёт царевна
В какой-то сказке, правильной и древней.
Так кто-то ищет шапку-невидимку,
Чтоб избежать с судьбою поединка…
Вновь поднят занавес. Пора, скрипач, на сцену!
Сыграем плач в глухонемой Вселенной!
Сыграем так, чтоб слёзы на улыбки!..
Футляр не нужен мне, ведь я же скрипка!
11 класс. «Белая гвардия» М.А.Булгакова.
Ответьте на вопросы: «Какой должна быть настоящая женщина? Соответствует ли идеалу Елена Турбина?»
Предлагаю учащимся свое видение:
***
Накрахмаленные скатерти.
Платье серое с каймой.
Двери для визитов заперты,
Но прическа, как у матери,
У Елены Турбиной.
Пусть война не любит локоны,
У войны вихрам – аллюр,
Если мины рвутся около,
До уюта ли, до шёлка ли…
«Сохраните абажур!»
Все поглажено, заштопано.
Как сумела? Как смогла?
А война гремит под окнами,
А война играет стеклами,
И фарфор крушит война.
Это рушится история:
По краям дворцы, дворцы…
И последними осколками –
Со словами и обломками –
Старой печи изразцы.
Никаких истерик горестных –
Ты покой, сестра, жена.
Растревожат сердце новости:
Офицеры ищут совести,
Если честь заклеймлена.
Все по дому ходят хмурые,
Боль и память на челе.
…Сервируешь стол приборами,
И за мамиными шторами
Нож и вилка на столе.
Слышишь, конница процокала?
Судьбы вдеты в стремена.
С тифом, кровью, болью около
Всё твоей заботой соткано,
С Богом ты не сломлена.
…В час, когда все слёзы заперты,
А душа кричит: « Открой!»
Стойко день встречаю завтрашний.
Вспоминаются мне скатерти
У Елены Турбиной.
Очень важно уловить «связующую нить» времён, чтобы обязательно прозвучало отношение к произведению, теме или проблеме, предложенной автором классического произведения.. Всегда стараюсь выходить на уроках на проблемы понимания того, как стать настоящим человеком, не бесполым, обезличенным, праздным, а цельным, стойким, мудрым, понимающим свою роль в семье, обществе, жизни, деятельным. Как остаться человеком в любых условиях: войны, революции, произвола? «Времена не выбирают», но жизнь нужно прожить достойно. И сначала мы говорим об этом, а уже потом анализируем произведение.
11 класс. Творчество И.Бродского.
Перед изучением творчества Иосифа Бродского я обязательно провожу мастерскую «Я поэт» не для того, чтобы показать, что сочинять может каждый, а для того, чтобы учащиеся ещё раз прочувствовали, что сочинение стихов – это дар, это труд, это целый мир и целая жизнь. Если ты поэт настоящий, это самоотречение, но главное в том, что каждому нужно учиться образно мыслить и передавать свои мысли изящно, интеллигентно, понятным языком. В ходе проведения мастерской обязательно анализируем фрагменты «Нобелевской лекции» И.Бродского. Лучше, чем сказал этот поэт-философ-изгнанник, на мой взгляд, о поэзии не сказал никто.
На уроке, посвященном творчеству И.Бродского, обязательно звучит мысль о преемственности и о том, как важно (особенно в наше время) научиться быть благодарным. Затем читаем стихотворение «На столетие Анны Ахматовой» и совместно находим в нём «коды» к её творческому наследию, которые поэт пытается передать другим поколениям.
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос:«В чем особенность моего восприятия творчества великого поэта и философа?»
Читайте Бродского
В час, когда мир открывается снам,
Дремлют его пилигримы.
Бродского нужно читать по ночам,
Чувствуя то, что незримо.
Бродского надо читать в тишине,
Чтобы легко и случайно
Слышать поэзию в каждой волне -
Так открывается тайна.
Власти стихий отдаваясь вполне,
Звукописи и вокалу,
Бродского надо читать при луне,
Внемля эмоций накалу.
Чувствуя пульс, не захочется спать…
В каждом эссе, каждой строчке
Вечность, но Бродского трудно читать
Средь пулевых многоточий.
Время, я помню про этот огонь
Всепоглощающий - время…
Бродского нужно читать средь икон,
Двигаясь вглубь измерений.
Мудрость для пламени – влага в веках,
Там, где реальность – Сахара.
Бродского нужно понять по слогам,
Чтоб осознать свою малость.
Произведения Бродского постигаются не на уровне букв, слов, рифм, а на уровне глубочайшего смысла и особого мироощущения. И в данном стихотворении я делюсь своим восприятием этого поэта и человека. Выпускникам очень важно видеть свой путь во всём: любви, дружбе, постижении творчества, профессии, общении. Нужно учить их выбирать лучшее и показывать те вершины, к которым нужно стремиться. Бродский – это вершина в поэзии, это тот «пик», который под силу только подготовленному читателю. Учитель уже прошёл этот путь постижения, значит – всё возможно. Вспоминаются строки В.Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал». Неоднократно замечала, что после того, как я читаю своё стихотворение, страх «не постичь» становится меньше. Через очень тонкие, почти горные тропы, которые я в нём «прокладываю», мы вместе потом поднимаемся к «Эвересту» по имени Бродский.
…Мои ученики любят поэзию и не боятся творить. Ведь чем чаще дети работают со стихотворениями: слушают, читают, анализируют и пытаются сочинить (кстати, любые, и плохие, и хорошие), тем ближе становится для них такая таинственная и прекрасная «поэтическая вселенная». В своей книге «Десять заповедей творческой личности» Поль Вайнцвайг написал замечательные слова: «Люди рождены для творчества – это богатство, право и основа судьбы». Иногда и единственная строка может стать судьбой. Помните об этом, когда идёте на урок…
Самое хрупкое чудо на свете –
Это строка.
Вдруг превращается в мрамор столетий
Чья-то тоска.
Счастье, летящее светлою птицей
Чьей-то души.
Что б ни случилось,
Мысль стучится,
Я заклинаю - пиши!
Анна Титова
учитель русского языка и литературы