Школярик

Сила знаний

РУССКИЙ ЯЗЫК

Знаев

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ РОССИИ

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

Уроки Совы Филиновны

 

Не претендую ни на миг на звание великого поэта, но часто сделать уроки интересными мне помогает способность сочинять стихи. Знание того, что учитель трудился вместе с ними, мотивирует подростков к творчеству, работает на укрепление авторитета педагога. Есть одно важное условие, которого я стараюсь придерживаться: первоначально задание выполняется в тех же временных рамках и условиях, которые я предлагаю учащимся. И если меня посетило вдохновение и произведение удалось, значит, урок был построен правильно: создана нужная атмосфера, грамотно объяснены условия и верно проделана не менее кропотливая предварительная работа со словом, текстом, биографией, материалом словаря, иллюстрациями, музыкальным произведением.

Наработки впоследствии помогают представлять произведение как образец и искать новые формы для передачи замысла в следующем учебном году или через несколько лет. Если мои произведения и задания вас заинтересуют, то знакомьте с ними своих учеников, анализируйте, критикуйте. Методы подачи материала могут быть различными. Примеры отобраны из моей системы творческих заданий по литературе для 5-11 классов (по одному для каждого класса), приведены   комментарии к ним и решения предложенных вопросов в форме стихотворений автора статьи (из сборников «Слеза России», «Мелодия моей души», «Нет у любви категории времени»)


5 класс. Тема «Сказки». «Как появились первые предметы?».

Задание: «Придумайте историю о том, как появились различные предметы в жизни человека: первый зонт, первый корабль, шляпа, пюре, морс, поднос, ваза, деньги, лодка, пластырь, вилка, мешок, карандаш, бумага и другие (по желанию)»

Далее читаю отрывок из стихотворения, на примере которого я провожу аналогию между растением и созданием рук человеческих – колоколом. Варианты ответов учащихся могут быть и в прозе, и в стихах, и в рисунках. Главное, что это задание интересно для любого возраста и уровня учащихся, оно развивает наблюдательность, учит сравнивать, искать, выбирать и работает на развитие творческих способностей.

* **

Трава у ног и терпкая, и сочная,

Дурманит земляничная жара.

Лиловую прозрачную отточенность

Венчают над покосом колокольчики,

И – поднятые в купольное зодчими –

Венчают сельский храм колокола...


6 класс. Тема «Русская басня».

Задание: «Сочиняем басню вместе». Я предлагаю учащимся несколько зачинов басен про школу, а они пишут продолжение (зачин выделен курсивом)

Басня Коленской Иры 6 «А» «Учебник или поднос?»

Изодранный, едва живой,

Рыдал учебник: «Боже мой!

Вчера я брошен был, и вот

На мне жевал сосиски кот…»

Ну, неужели сложно так

Меня с собой сложить в рюкзак?

Обложку на меня надеть,

Страницы рваные жалеть,

Поаккуратней содержать

И хоть немного уважать?

Чтоб от кота не ждать беду,

Клади ты в мисочку еду.

Учебник я или поднос?

Вот риторический вопрос!

Нельзя нас путать и мешать!

Я дал возможность прочитать,

Всё выучить и повторить,

А не котов на мне кормить.

И это небывалое везенье,

Когда используют меня по назначенью!


7 класс.

Задание: Сочините стихотворение «Узоры на стекле» в стиле одноимённого произведения А.А.Фета.

Предварительно анализируется стихотворение Фета, выявляются особенности стиля, рифм, подбора художественных средств. Данное задание развивает воображение, учит проводить аналогию.

Стихотворение Грачёвой Анны (7 «А» класс):

Стоит зима в прозрачном хрустале,

Мороз нарисовал узоры на стекле.

Как восхитительно застыло всё кругом:

Узоров бахрома, закованная льдом.

И лес, одетый инеем седым,

И стая снегирей, летящая над ним.

И ели-великаны в серебре.

Вся эта сказка на моём стекле.

После анализа работ учащихся читаю свой вариант, затем его анализируем:


***

Узоры на стекле: заснеженные ветви-

И больше ничего. Вот магия Творца!

Не дарит Бог таланта человеку

Такого, чтобы повторить шедевры

На полотне без красок и резца.

Оконный лёд - изящные кристаллы!

Взметнулись крылья неизвестных птиц.

В подводном мире замерли кораллы,

Но – никогда! – и в том земная правда –

Не встретишь снежных человечьих лиц.

Должно быть, растворившись в бурном веке

(И в этом наша главная вина),

Забыли мы о снежном человеке –

Спокойном и степенном нашем предке,

Что восхищался магией окна.

И вот теперь уже сугробы – диво,

И настоящий снег давно в цене.

Как гордо, величаво и красиво

Орнаментом неведомым, старинным

Начертаны узоры на стекле.


8 класс. Тема «Поэзия родной природы».

Напишите сочинение-миниатюру «В этом слове для меня Родина».

Предлагаю учащимся для анализа своё стихотворение о русских берёзах:

***

Вплетали славянки, как ленточки в косы,

Признаньем священной любви

В атласные ветви и крепость берёсты

Мечты вековые свои.

Вдоль синих озёр и пшеничного поля

Берёз чаровала краса.

И вдаль уходя, уносили с собою

Берёзовые туеса.

Берёзовый веник вязали для хворых,

Для мёртвых берёзу – крестом.

С неистовой силой хлестали дворовых

Берёзовым крепким прутом.

Лучину средь стужи любую не брали,

И верно гласила молва:

В суровую зиму именья спасали

Берёзовые дрова.

…Всё те же деревья дождями полощут

Осенние ветры времён…

А ты подари мне берёзовой рощи

Таинственный шёлковый сон!

…Другими мы стали. И в вечном бессилье

Берёзов лишь храм да погост.

Но только, как прежде, при слове «Россия»

Встают хороводы берёз.


9 класс. «Литература Древней Руси».

Размышляя о том, кто достоин навеки остаться в народной памяти, напишите мини – сочинение на тему «По ком звонят колокола?»


***

А жизнь была и не была…

Крылом взмахнула лебединым.

По ком звонят колокола?

По мёртвым, страждущим, любимым?

От снега звонница бела.

Не одолеет враг лукавый.

По ком звонят колокола?

По ком рыдают Ярославны?

А мне бы только горсть тепла

Земли твоей, исконной силы.

Когда звонят колокола,

То сердцем я с тобой, Россия.

Под золотые купола

Летит встревоженная стая.

Звенят, звонят колокола –

Рать поднимается Святая!

Копыта рвет седая мгла.

Век новый - с новым Челубеем.

А вечность бьет в колокола

И верит сердце – одолеем!


10 класс.

Задание: Создайте сочинение-миниатюру «Мои футляры» (после изучения рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»).

Данное задание может завершать мастерскую, посвящённую трилогии А.П.Чехова, ведь рассказ «Человек в футляре» настолько актуален для современного закомплексованного человека, что обращение к человеческой психологии и попытка познать себя здесь не только уместны, но и необходимы. Задание выполняется при условии полного доверия учителю. Учащиеся могут писать о своих «футлярах» и в прозе. Импульсом к написанию служит поиск и анализ «футляров», предложенных автором рассказа и сопоставление с биографией Антона Павловича, который мастерски разрушал свои жизненные «футляры».

 Свой вариант выполнения задания зачитываю после того, как прозвучали (по желанию) варианты работ учащихся:


***

Как в этом мире страшно всё и зыбко…

Верните мне футляр, я только скрипка.

О, как хочу я спрятаться от боли

И никого игрою не неволить.

Так кожи лягушачьей ждёт царевна

В какой-то сказке, правильной и древней.

Так кто-то ищет шапку-невидимку,

Чтоб избежать с судьбою поединка…

Вновь поднят занавес. Пора, скрипач, на сцену!

Сыграем плач в глухонемой Вселенной!

Сыграем так, чтоб слёзы на улыбки!..

Футляр не нужен мне, ведь я же скрипка!


11 класс. «Белая гвардия» М.А.Булгакова.

Ответьте на вопросы: «Какой должна быть настоящая женщина? Соответствует ли идеалу Елена Турбина?»

Предлагаю учащимся свое видение:

***

Накрахмаленные скатерти.

Платье серое с каймой.

Двери для визитов заперты,

Но прическа, как у матери,

У Елены Турбиной.

Пусть война не любит локоны,

У войны вихрам – аллюр,

Если мины рвутся около,

До уюта ли, до шёлка ли…

«Сохраните абажур!»

Все поглажено, заштопано.

Как сумела? Как смогла?

А война гремит под окнами,

А война играет стеклами,

И фарфор крушит война.

Это рушится история:

По краям дворцы, дворцы…

И последними осколками –

Со словами и обломками –

Старой печи изразцы.

Никаких истерик горестных –

Ты покой, сестра, жена.

Растревожат сердце новости:

Офицеры ищут совести,

Если честь заклеймлена.

Все по дому ходят хмурые,

Боль и память на челе.

…Сервируешь стол приборами,

И за мамиными шторами

Нож и вилка на столе.

Слышишь, конница процокала?

Судьбы вдеты в стремена.

С тифом, кровью, болью около

Всё твоей заботой соткано,

С Богом ты не сломлена.

…В час, когда все слёзы заперты,

А душа кричит: « Открой!»

Стойко день встречаю завтрашний.

Вспоминаются мне скатерти

У Елены Турбиной.

Очень важно уловить «связующую нить» времён, чтобы обязательно прозвучало отношение к произведению, теме или проблеме, предложенной автором классического произведения.. Всегда стараюсь выходить на уроках на проблемы понимания того, как стать настоящим человеком, не бесполым, обезличенным, праздным, а цельным, стойким, мудрым, понимающим свою роль в семье, обществе, жизни, деятельным. Как остаться человеком в любых условиях: войны, революции, произвола? «Времена не выбирают», но жизнь нужно прожить достойно. И сначала мы говорим об этом, а уже потом анализируем произведение.


11 класс. Творчество И.Бродского.

Перед изучением творчества Иосифа Бродского я обязательно провожу мастерскую «Я поэт» не для того, чтобы показать, что сочинять может каждый, а для того, чтобы учащиеся ещё раз прочувствовали, что сочинение стихов – это дар, это труд, это целый мир и целая жизнь. Если ты поэт настоящий, это самоотречение, но главное в том, что каждому нужно учиться образно мыслить и передавать свои мысли изящно, интеллигентно, понятным языком. В ходе проведения мастерской обязательно анализируем фрагменты «Нобелевской лекции» И.Бродского. Лучше, чем сказал этот поэт-философ-изгнанник, на мой взгляд, о поэзии не сказал никто.

На уроке, посвященном творчеству И.Бродского, обязательно звучит мысль о преемственности и о том, как важно (особенно в наше время) научиться быть благодарным.   Затем читаем стихотворение «На столетие Анны Ахматовой» и совместно находим в нём «коды» к её творческому наследию, которые поэт пытается передать другим поколениям.


Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос:«В чем особенность моего восприятия творчества великого поэта и философа?»

Читайте Бродского

В час, когда мир открывается снам,

Дремлют его пилигримы.

Бродского нужно читать по ночам,

Чувствуя то, что незримо.

Бродского надо читать в тишине,

Чтобы легко и случайно

Слышать поэзию в каждой волне -

Так открывается тайна.

Власти стихий отдаваясь вполне,

Звукописи и вокалу,

Бродского надо читать при луне,

Внемля эмоций накалу.

Чувствуя пульс, не захочется спать…

В каждом эссе, каждой строчке

Вечность, но Бродского трудно читать

Средь пулевых многоточий.

Время, я помню про этот огонь

Всепоглощающий - время…

Бродского нужно читать средь икон,

Двигаясь вглубь измерений.

Мудрость для пламени – влага в веках,

Там, где реальность – Сахара.

Бродского нужно понять по слогам,

Чтоб осознать свою малость.


Произведения Бродского постигаются не на уровне букв, слов, рифм, а на уровне глубочайшего смысла и особого мироощущения. И в данном стихотворении я делюсь своим восприятием этого поэта и человека. Выпускникам очень важно видеть свой путь во всём: любви, дружбе, постижении творчества, профессии, общении. Нужно учить их выбирать лучшее и показывать те вершины, к которым нужно стремиться. Бродский – это вершина в поэзии, это тот «пик», который под силу только подготовленному читателю. Учитель уже прошёл этот путь постижения, значит – всё возможно. Вспоминаются строки В.Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал». Неоднократно замечала, что после того, как я читаю своё стихотворение, страх «не постичь» становится меньше. Через очень тонкие, почти горные тропы, которые я в нём «прокладываю», мы вместе потом поднимаемся к «Эвересту» по имени Бродский.

…Мои ученики любят поэзию и не боятся творить. Ведь чем чаще дети работают со стихотворениями: слушают, читают, анализируют и пытаются сочинить (кстати, любые, и плохие, и хорошие), тем ближе становится для них такая таинственная и прекрасная «поэтическая вселенная». В своей книге «Десять заповедей творческой личности» Поль Вайнцвайг написал замечательные слова: «Люди рождены для творчества – это богатство, право и основа судьбы». Иногда и единственная строка может стать судьбой. Помните об этом, когда идёте на урок…

Самое хрупкое чудо на свете –

Это строка.

Вдруг превращается в мрамор столетий

Чья-то тоска.

Счастье, летящее светлою птицей

Чьей-то души.

Что б ни случилось,

Мысль стучится,

Я заклинаю - пиши!

Анна Титова

учитель русского языка и литературы

Поиск

Тетрадкин Град

МАТЕМАТИКА

Урок биологии

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru