Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Актуальная задача каждого учителя – обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.
Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
«Привередливый карп»
Джозеф Пристли, открывший неизвестное газообразное вещество считал, что этот газ в воде не растворяется. К счастью, это не так. Иначе, рыбы не могли жить в воде. Характерно, что для разных пород рыб нужно разное количество этого газа. Наименее требователен карась, который спокойно живет в заросших прудах, где почти весь растворенный в воде газ расходуется на окисление органических веществ. Из прудовых рыб самый привередливый в этом смысле – карп. Ему нужно чтобы концентрация этого газа в воде была не меньше 4 мг/л. Еще больше этого газа, требуется рыбам, обитающим в реках, особенно горных, например, форели.
О каком веществе идет речь?
Какое вещество по составу: простое или сложное?
Напишите формулу этого вещества: молекулярную, электронную, графическую.
Определите вид химической связи и тип кристаллической решетки.
Напишите уравнение химических реакций этого вещества с магнием; алюминием; серой; фосфором. Укажите тип химической реакции, название продукта и суммарный коэффициент для каждого уравнения.
Вспомните:
а) формы существования химического элемента;
б) сущность ковалентной связи.
Используйте таблицу «Периодическая системы химических элементов Д.И. Менделеева» и таблицу «Электроотрицательности химических элементов».
Сказка «Принц и река»
В одном царстве, химическом государстве проживал железный принц. Он на столько был красивый и блестящий, что никто и не замечал, что это просто кусок железа.
Рядом с замком текла голубая-голубая река. И никто не осмеливался искупаться в ней, так как было очень сильное течение.
И вот однажды, чтобы показать свою храбрость принц решил переплыть эту реку. Как ни старались отговорить его, он не слушался.
В один прекрасный день он осуществил свое желание. Войдя в реку, он вдруг почувствовал, что с ним что-то происходит, что какая-то пленка покрывает его, а вода в реке становится зеленой. А после того, как железный принц вышел из реки, он из красивого и блестящего превратился в страшное и ржавое чудовище.
Что произошло с принцем?
Напишите уравнение химической реакции.
Укажите тип химической реакции.
Вспомните цвет известных вам растворов солей.
Подсказка. При помощи этой соли в нашей стране получают до 25% очень нужного металла.
«Удивительный элемент»
Атом химического элемента Х – единственный атом, который в обычных условиях может лишиться всех электронов, превращаясь в «голый», положительно заряженный ион.
Определите какой это химический элемент.
Напишите его строение.
Напишите и назовите три изотопа этого химического элемента.
Чем отличаются изотопы этого химического элемента?
Пользуясь таблицей «Периодическая системы химических элементов Д.И. Менделеева» и текстом учебника определите «неизвестный» химический элемент.
Найдите определение: изотопы.
Чтобы написать в чем отличие изотопов, определите число элементарных частиц для каждого изотопа.
«Собачья пещера»
Углекислый газ не ядовит, однако, при вдыхание в больших количествах наступает удушье из-за недостатка кислорода. Максимальная продолжительность пребывания человека в помещении с объемной концентрацией углекислого газа до 20% не должна превышать 2 ч. В Италии имеется, получившую широкую известность пещера «Собачья пещера», в которой человек стоя может находиться длительное время, а забежавшая туда собака задыхается и гибнет.
Объясните это явление.
Напишите формулу углекислого газа и все возможные названия этой формулы.
Классифицируйте.
Какая информация вам известна об углекислом газе из курса природоведения и биологии.
Какой эксперимент вы можете выполнить самостоятельно дома, в результате которого выделится углекислый газ.
«Это интересно»
С серной кислотой люди познакомились в 10 веке. Честь ее открытия приписывается персидскому химику Абубекеру-аль-Рези. В России ее называли купоросное масло, так как получали из купоросов (ее солей).
Соляная и азотная кислоты были выделены и определены химиками примерно в 14 веке. Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную кислоту – селитряной водкой (по способу ее получения). С середины 17 века химики стали получать соляную и азотную кислоты в больших количествах. Так как это делалось с помощью серной кислоты, ее стали называть почтительно «матерью всех кислот».
В 18 веке Джозеф Пристли (английский химик и священник) получил угольную кислоту. Раствор углекислого газа в воде назвали содовой водой. А так как она нашла широкое применение в качестве напитка, за это открытие Д. Пристли наградили золотой медалью.
В середине 18 века К. Шееле выделил сероводород, водный раствор которого оказался слабой сероводородной кислотой. Несколько позднее он получил плавиковую кислоту.
Напишите формулы кислот.
Выделите кислотный остаток.
Определите заряд и валентность кислотного остатка.
Классифицируйте эти кислоты.
С помощью каких веществ можно их распознать?
Вспомните определения кислот и их общую формулу.
Для определения заряда кислотного остатка, используйте таблицу «Растворимость гидроксидов и солей в воде».
«Это познавательно»
Роданидные (тиоцианатные) соединения (производные кислоты HCNS) в небольших количествах содержатся в слюне человека. Считают, что они обладают стерилизующими свойствами и содействуют пищеварению.
Составьте формулы роданидов калия, натрия.
Классифицируйте эти соли.
Напишите уравнения диссоциации этих солей.
Напишите уравнение химической реакции между роданидом калия и хлоридом железа (III). Раскройте сущность этой химической реакции.
Если будут затруднения в написании формулы, обратитесь соответствующему параграфу учебника.
Вспомните что такое диссоциация. Какие вещества относятся к электролитам (информация в тексте учебника)?
При написании уравнения определите тип химической реакции (текст учебника).
В чем заключается сущность химической реакции (текст учебника)?
Сюжетные задачи
«Соль Земли»
В разных странах потребляют в пищу самые различные продукты. Только один продукт везде одинаков – поваренная соль.
Без соли не могут жить люди и животные. Соль содержится слюне, желудочном соке. Наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток живого организма. У всех народов соль – символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей. И наоборот, просыпать соль означало по древним поверьям, навлечь на себя гнев Богов. Можно подсчитать, что все жители нашей планеты в год расходуют около 17 млн. тонн соли, которую можно перевезти поездом длинной примерно в 5 тысяч километров. На основе соли готовят множество растворов. Например, в медицине, используется гипертонический раствор (активный сорбент, вытягивающий из больного органа всю, так называемую «дрянь»). Г.р. – это 3-10% водный раствор поваренной соли. Так же можно использовать раствор поваренной соли для полоскания горла, зубов, промывания носа, домашнего консервирования.
Для детского питания от рождения до пяти лет готовят 2,5% раствор соли. Раствор соли употребляют в количестве 3г. (неполная ч.л.) на 200г. пищи.
Рассчитайте сколько нужно взять соли и воды, чтобы получить
1) 500г. 10% г.р. (ответ: m соли = 50г. и V воды = 450мл.);
2) 100г. 2,5% раствора (ответ: m соли = 2,5г. и V = 97, 5мл.)
С помощью химического словаря или Интернета познакомьтесь с понятием «сорбент».
Изучите текст §24. Выучите формулу для определения массовой доли вещества в растворе и воспользуйтесь ей для определения массы вещества в растворе поваренной соли.
Наибольшее применение из щелочей имеет гидроксид кальция – гашеная известь – как вяжущий материал в строительстве.
Какая реакция идет в процессе схватывания и откуда берется углекислый газ при твердении гашеной извести?
Определите какой объем оксида углерода (IV) (н.у.) необходим для реакции с гидроксидом кальция массой 7,4 г.
Ответ: V (СО2) = 2,24 литра
Темно-фиолетовые кристаллы массой __________ г. нагрели, при этом получилось 11,2 л. кислорода (н.у.).
Ответ: 158 г. перманганата калия.
Металлический магний горит на воздухе с яркой вспышкой, образуя клубы белого дыма.
Напишите уравнение химической реакции.
Какой состав имеет образующийся дым?
Определите массу этого дыма, если сгорит 2,4 г. магния.
Ответ: масса оксида магния равна 4 г.