Школярик

Сила знаний

РУССКИЙ ЯЗЫК

Знаев

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ РОССИИ

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

Уроки Совы Филиновны

 

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Актуальная задача каждого учителя – обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

 

«Привередливый карп»

Джозеф Пристли, открывший неизвестное газообразное вещество считал, что этот газ в воде не растворяется. К счастью, это не так. Иначе, рыбы не могли жить в воде. Характерно, что для разных пород рыб нужно разное количество этого газа. Наименее требователен карась, который спокойно живет в заросших прудах, где почти весь растворенный в воде газ расходуется на окисление органических веществ. Из прудовых рыб самый привередливый в этом смысле – карп. Ему нужно чтобы концентрация этого газа в воде была не меньше 4 мг/л. Еще больше этого газа, требуется рыбам, обитающим в реках, особенно горных, например, форели.

О каком веществе идет речь?

Какое вещество по составу: простое или сложное?

Напишите формулу этого вещества: молекулярную, электронную, графическую.

Определите вид химической связи и тип кристаллической решетки.

Напишите уравнение химических реакций этого вещества с магнием; алюминием; серой; фосфором. Укажите тип химической реакции, название продукта и суммарный коэффициент для каждого уравнения.

 

Вспомните:

а) формы существования химического элемента;

б) сущность ковалентной связи.

Используйте таблицу «Периодическая системы химических элементов Д.И. Менделеева» и таблицу «Электроотрицательности химических элементов».

 

Сказка «Принц и река»

В одном царстве, химическом государстве проживал железный принц. Он на столько был красивый и блестящий, что никто и не замечал, что это просто кусок железа.

Рядом с замком текла голубая-голубая река. И никто не осмеливался искупаться в ней, так как было очень сильное течение.

И вот однажды, чтобы показать свою храбрость принц решил переплыть эту реку. Как ни старались отговорить его, он не слушался.

В один прекрасный день он осуществил свое желание. Войдя в реку, он вдруг почувствовал, что с ним что-то происходит, что какая-то пленка покрывает его, а вода в реке становится зеленой. А после того, как железный принц вышел из реки, он из красивого и блестящего превратился в страшное и ржавое чудовище.

 

Что произошло с принцем?

Напишите уравнение химической реакции.

Укажите тип химической реакции.

Вспомните цвет известных вам растворов солей.

Подсказка. При помощи этой соли в нашей стране получают до 25% очень нужного металла.

 

«Удивительный элемент»

 

Атом химического элемента Х – единственный атом, который в обычных условиях может лишиться всех электронов, превращаясь в «голый», положительно заряженный ион.

 

Определите какой это химический элемент.

Напишите его строение.

Напишите и назовите три изотопа этого химического элемента.

Чем отличаются изотопы этого химического элемента?

 

Пользуясь таблицей «Периодическая системы химических элементов Д.И. Менделеева» и текстом учебника определите «неизвестный» химический элемент.

Найдите определение: изотопы.

Чтобы написать в чем отличие изотопов, определите число элементарных частиц для каждого изотопа.

 

«Собачья пещера»

 

Углекислый газ не ядовит, однако, при вдыхание в больших количествах наступает удушье из-за недостатка кислорода. Максимальная продолжительность пребывания человека в помещении с объемной концентрацией углекислого газа до 20% не должна превышать 2 ч. В Италии имеется, получившую широкую известность пещера «Собачья пещера», в которой человек стоя может находиться длительное время, а забежавшая туда собака задыхается и гибнет.

 

Объясните это явление.

Напишите формулу углекислого газа и все возможные названия этой формулы.

Классифицируйте.

 

 

Какая информация вам известна об углекислом газе из курса природоведения и биологии.

Какой эксперимент вы можете выполнить самостоятельно дома, в результате которого выделится углекислый газ.

 

«Это интересно»

С серной кислотой люди познакомились в 10 веке. Честь ее открытия приписывается персидскому химику Абубекеру-аль-Рези. В России ее называли купоросное масло, так как получали из купоросов (ее солей).

Соляная и азотная кислоты были выделены и определены химиками примерно в 14 веке. Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную кислоту – селитряной водкой (по способу ее получения). С середины 17 века химики стали получать соляную и азотную кислоты в больших количествах. Так как это делалось с помощью серной кислоты, ее стали называть почтительно «матерью всех кислот».

В 18 веке Джозеф Пристли (английский химик и священник) получил угольную кислоту. Раствор углекислого газа в воде назвали содовой водой. А так как она нашла широкое применение в качестве напитка, за это открытие Д. Пристли наградили золотой медалью.

В середине 18 века К. Шееле выделил сероводород, водный раствор которого оказался слабой сероводородной кислотой. Несколько позднее он получил плавиковую кислоту.

 

Напишите формулы кислот.

Выделите кислотный остаток.

Определите заряд и валентность кислотного остатка.

Классифицируйте эти кислоты.

С помощью каких веществ можно их распознать?

 

Вспомните определения кислот и их общую формулу.

Для определения заряда кислотного остатка, используйте таблицу «Растворимость гидроксидов и солей в воде».

 

«Это познавательно»

Роданидные (тиоцианатные) соединения (производные кислоты HCNS) в небольших количествах содержатся в слюне человека. Считают, что они обладают стерилизующими свойствами и содействуют пищеварению.

 

Составьте формулы роданидов калия, натрия.

Классифицируйте эти соли.

Напишите уравнения диссоциации этих солей.

Напишите уравнение химической реакции между роданидом калия и хлоридом железа (III). Раскройте сущность этой химической реакции.

 

Если будут затруднения в написании формулы, обратитесь соответствующему параграфу учебника.

Вспомните что такое диссоциация. Какие вещества относятся к электролитам (информация в тексте учебника)?

При написании уравнения определите тип химической реакции (текст учебника).

В чем заключается сущность химической реакции (текст учебника)?



 

 

Сюжетные задачи

 

«Соль Земли»

В разных странах потребляют в пищу самые различные продукты. Только один продукт везде одинаков – поваренная соль.

Без соли не могут жить люди и животные. Соль содержится слюне, желудочном соке. Наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток живого организма. У всех народов соль – символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей. И наоборот, просыпать соль означало по древним поверьям, навлечь на себя гнев Богов. Можно подсчитать, что все жители нашей планеты в год расходуют около 17 млн. тонн соли, которую можно перевезти поездом длинной примерно в 5 тысяч километров. На основе соли готовят множество растворов. Например, в медицине, используется гипертонический раствор (активный сорбент, вытягивающий из больного органа всю, так называемую «дрянь»). Г.р. – это 3-10% водный раствор поваренной соли. Так же можно использовать раствор поваренной соли для полоскания горла, зубов, промывания носа, домашнего консервирования.

Для детского питания от рождения до пяти лет готовят 2,5% раствор соли. Раствор соли употребляют в количестве 3г. (неполная ч.л.) на 200г. пищи.

 

Рассчитайте сколько нужно взять соли и воды, чтобы получить

1) 500г. 10% г.р. (ответ: m соли = 50г. и V воды = 450мл.);

2) 100г. 2,5% раствора (ответ: m соли = 2,5г. и V = 97, 5мл.)

 

С помощью химического словаря или Интернета познакомьтесь с понятием «сорбент».

Изучите текст §24. Выучите формулу для определения массовой доли вещества в растворе и воспользуйтесь ей для определения массы вещества в растворе поваренной соли.

 

Наибольшее применение из щелочей имеет гидроксид кальция – гашеная известь – как вяжущий материал в строительстве.

 

Какая реакция идет в процессе схватывания и откуда берется углекислый газ при твердении гашеной извести?

Определите какой объем оксида углерода (IV) (н.у.) необходим для реакции с гидроксидом кальция массой 7,4 г.

 

Ответ: V (СО2) = 2,24 литра

 

Темно-фиолетовые кристаллы массой __________ г. нагрели, при этом получилось 11,2 л. кислорода (н.у.).

Ответ: 158 г. перманганата калия.

 

Металлический магний горит на воздухе с яркой вспышкой, образуя клубы белого дыма.

Напишите уравнение химической реакции.

Какой состав имеет образующийся дым?

Определите массу этого дыма, если сгорит 2,4 г. магния.

Ответ: масса оксида магния равна 4 г.

 

Поиск

Тетрадкин Град

МАТЕМАТИКА

Урок биологии

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru