Зачет №1 по обществознанию.
Параграф первый. Что такое общество.
Задание – 1.1
1. Что такое общество? Дать определение.
2. Что такое общественные отношения?
3. В чем состоит обособление человека от природы? Объясните.
Задание – 1.2
1. Какие бывают способы взаимодействия индивидов?
2. Что такое природа?
3. Как природная среда влияет на общество? И как общество влияет на природу? В чем парадокс?
Задание – 1.3
1. В чем заключается многосмысловое значение слова Культура.
2. Что такое «культурные универсалии»?
3. Назвать науки об обществе. Не менее пяти.
Задание – 1.4
1. Какие типологии обществ вы знаете?
2. Объясните две из них, перечислив их признаки.
3. На каком этапе сложились письменное и сложное общества?
Параграф второй. Общество, как сложная динамическая система.
Задание – 2.1
1. Что такое система?
2. Что такое макросистема общества? Из чего она состоит?
3. Кто является главным элементом общественной системы?
Задание – 2.2
1. Назвать четыре сферы общества. Дать определение одной из них.
2. На примере докажите, что сферы тесно взаимодействуют между собой.
3. Почему общественная система, в отличии от природной является динамической.
Задание – 2.3
1. Что такое социальный институт. Дать определение.
2. Назвать один из социальных институтов и доказать, что он таковым является.
3. В чем значение институциализации общества?
Параграф третий. Природа человека.
Задание – 3.1
Как называлась книга Ч.Дарвина, с которой начинает свое развитие антропогенез?
Что такое антропогенез?
Назовите три главных направления в процессе становления человека.
Задание – 3.2
Что такое основной вопрос философии?
Почему проблема человека считается одной из центральных проблем философии?
3. В чем проявляется сущность человека как создателя и носителя культуры?
Задание – 3.3
1. Перечислите этапы становления человека и их названия.
2. Какие главные факторы сыграли в этом процессе решающую роль?
3. Кто такой Ч.Дарвин?
Задание – 3.4
1. Какие два различных подхода можно выделить в истории философии к проблеме смысла человеческой жизни.
2. Какой из них вам ближе? Почему?
3. В чем видели смысл жизни в античном мире?
Задание – 3.5
1. Как понимали смысл жизни в средние века, а как в эпоху Возрождения?
2. Назвать представителей немецкой классической философии и их взгляд на проблему поиска смысла жизни человека.
3. В чем находит смысл жизни философ Н.Н. Трубников (1929-1983)?
Задание – 3.6
1. Раскройте идеи Э.Фромма (1900-1980) о смысле жизни человека.
2. А что по этому поводу думал С.Л.Франк (1877-1955)?
3. Вопрос о сущности человека чаще всего рассматривается в четырех основных измерениях. О чем идет речь?
Параграф четвертый. Человек как духовное существо.
Задание – 4.1
1. Что такое духовный мир человека? Что он в себя вмещает?
2. Что значит высокоразвитый духовный человек?
3. Что такое духовность? Дать определение.
Задание – 4.2
1. Перечислить духовные ориентиры личности.
2. Дать определение одному из них.
3. Что такое Категорический императив.
Задание – 4.3
1. Что такое мораль. Дать определение.
2. Назовите золотое правило морали.
3. Докажите, что многие моральные категории носят парносоотносительный характер. Приведите примеры.
Задание – 4.4
1. Что такое совесть? Дать определение.
2. Какие моральные категории вы знаете?
3. Что такое ценности?
Задание – 4.5
1. Что такое мировоззрение? Дать определение.
2. Перечислить виды мировоззрения.
3. Объяснить одно из них.
Задание – 4.6
1. Рассказать про научное мировоззрение.
2. Назвать главные достоинства научного мировоззрения.
3. Что общего в понятиях мораль и мировоззрение?
Параграф пятый. Деятельность – способ существования людей.
Задание – 5.1
1. Что такое деятельность? Дать определение.
2. Что собой представляет структура деятельности?
3. Какие черты присущи деятельности человека? Какой характер она носит?
Задание – 5.2
1. Какие потребности удовлетворяет человек в процессе деятельности?
2. Объясните взаимосвязь различных потребностей.
3. Что такое субъект и объект деятельности?
Задание – 5.4
1. Докажите, что деятельность многообразна.
2. Назовите виды деятельности с точки зрения истории и общественного прогресса.
3. Подтвердить свой ответ конкретными примерами.
Задание – 5.5
1. Назовите виды деятельности связанные с социальными формами.
2. Назовите виды деятельности по способам ее осуществления.
3. Какие виды деятельности характерны для политической сферы?
Задание – 5.6
1. Какие виды деятельности выделяет отечественная психология?
2. Что такое сознание? Дать определение.
3. Какие два противоположных взгляда на сознание существуют в философии?
Параграф шестой. Познание и знание.
Задание – 6.1
1. Что такое познание?
2. Что такое знание?
3. Какие два уровня познания вы знаете?
Задание – 6.2
1. Перечислите три ступени чувственного познания.
2. Дайте определение каждого.
3. Разберите на примере все три понятия.
Задание – 6.3
1. На какие три группы разделились ученые в вопросе познания?
2. Что такое агностицизм?
3. Что такое гносиология?
Задание – 6.4
1. Что такое истина?
2. Какие виды истины вы знаете?
3. Перечислите критерии истины.
Задание – 6.5
4. Что такое относительная истина?
5. Что такое абсолютная истина.
6. Дайте примеры.
Задание – 6.6
1. Что является главным критерием истины?
2. Что находится к истине ближе всего?
3. Что общего между знаниями социальными и гуманитарными?
Параграф седьмой. Человек в системе социальных связей.
Задание – 7.1
1. Что является в человеке биологическим, социальным?
2. Что такое индивид?
3. Что такое личность?
Задание – 7.2
1. Что такое социализация?
2. Что такое самосознание?
3. Что такое самореализация?
Задание – 7.3
1. Что такое свобода?
2. Как менялись взгляды на свободу в разные времена?
3. Назовите «золотое правило» свободы.
Зачет №2 по обществознанию.
Параграф 8. Культура и духовная жизнь общества.
Задание – 8.1
Что такое духовная жизнь общества?
Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность.
В чем заключается специфика духовной жизни личности?
Задание – 8.2
Дайте определение культуре.
Функции культуры.
Что такое диалог культур?
Задание – 8.3
Опишите проявления народной культуры.
Что такое массовая культура. Расскажите о ее признаках.
Что такое элитарная культура? Каким образом происходит ее диалог с массовой?
Параграф 9. Наука и образование.
Задание – 9.1
Что такое наука?
Две основные функции науки.
В чем состоит сущность, значение треугольника: наука – техника – технология?
Задание – 9.2
Назовите черты большой науки.
Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса?
Приведите примеры научных решений проблем постиндустриального общества.
Задание – 9.3
Каковы основные положения этики ученых?
Почему образование является национальным богатством страны?
Объясни понятия «непрерывное образование, самообразование».
Параграф 10. Мораль. Религия.
Задание – 10.1
Что такое религия?
Особенности религии.
Назовите мировые религии. Почему они обрели этот статус?
Параграф 11. Искусство и духовная жизнь.
Задание – 11.1
Что называется искусством?
Перечислите характерные черты искусства.
Что общего у искусства с другими областями культуры? Покажите его связь с религией, наукой, образованием.
Задание – 11.2
Какие вы знаете виды искусств?
Что такое синтетические искусства?
С чем связаны проблемы духовной жизни в современной России?
Параграф 12. Роль экономики в жизни общества.
Задание – 12.1
Что такое экономика?
На основе каких величин вычисляется индекс развития человека?
Что такое ВВП?
Задание – 12.2
Какие показатели характеризуют уровень жизни в государстве?
Что такое черта бедности?
Функции государства в условиях рыночной экономики?
Задание – 12.3
Как экономика влияет на демографическую ситуацию в стране?
В чем суть экономической дифференциации российского общества в конце XX века?
Какие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?
Параграф 13. Экономическая культура.
Задание – 13.1
Элементы экономической культуры.
В чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике?
От чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения?
Параграф четырнадцать. Социальная структура общества
Задание – 14.1
1. В чем заключается многообразие социальных групп?
2. Может ли человек принадлежать к нескольким социальным группам?
3. По каким признакам формируются социальные группы?
Задание – 14.2
Какая классификация социальных групп самая распространенная и общая?
В чем состоит маргинальное положение?
Кто такие маргиналы, и кто к ним относится?
Задание – 14.3
Что такое социальное неравенство? Каким понятием оно характеризуется?
Что такое страта?
Что такое социальная стратификация?
Задание – 14.4
1. Назвать признаки (критерии) богатства.
2. Что такое «равенство» в современном его понимании и значении?
3. Что такое класс? На какие классы делится современное общество?
Задание – 14.5
1. Что такое социальная мобильность?
2. Назвать виды социальной мобильности.
3. Объяснить каждый из них.
Задание – 14.6
1. Что такое социальные лифты?
2. какие явления общественной жизни также способствуют социальной мобильности?.
3. Что такое социальные интересы?
Параграф пятнадцатый. Социальные взаимодействия.
Задание 15. 1
1. Что такое социальная связь?
2. Что такое социальный контакт? Назовите виды социальных контактов.
3. Что такое социальные взаимодействия?
Задание 15.2
1. Когда социальные взаимодействия превращаются в социальные отношения?
2. В каких двух направлениях происходит развитие социальных отношения?
3. Назовите виды и формы социальных взаимодействий.
Задание 15.3
1. Что такое сотрудничество?
2. Что такое соперничество?
3. Назовите все стадии конфликта?
Задание 15.4
1. Что такое социальный конфликт?
2. Перечислите виды конфликтов.
3. Дайте пример одного их них.
Задание 15.5
1. Перечислите социальные аспекты труда.
2. От чего зависит характер трудовых отношений?
3. Что такое культура труда и от чего она зависит?
Параграф шестнадцатый. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Задание 16.1
1. Что такое норма?
2. Какие функции выполняет социальная норма?
3. Какие социальные нормы стали органической частью образа жизни людей?
Задание 16.2
1. Перечислите социальные нормы.
2. Что такое моральные нормы?
3. Что такое правовая норма?
Задание 16.3
1. Что такое политическая социальная норма?
2. Что такое религиозная социальная норма?
3. Какие другие виды социальных норм существуют кроме социальных?
Задание 16.4
1. Что такое социальный контроль?
2. Что такое санкция?
3. Назовите виды санкций.
Задание 16.5
1. Что такое самоконтроль?
2. Что играет самую важную роль при самоконтроле?
3. Назвать самые важные механизмы социального контроля.
Задание 16.6
1. Что такое девиантное поведение?
2. Назовите крайние формы девиантного поведения.
3. Перечислите причины девиантного поведения.
Задание 16.7
1. Что такое преступность?
2. Назовите виды преступности.
3. Какая из них самая опасная?
Параграф семнадцатый. Нации и межнациональное сотрудничество.
Задание 17.1
1. Какие существуют национальные общности?
2. Что такое род и племя?
3. Когда складывается народность?
Задание 17.2
1. Что такое нация?
2. Когда складывается нация? На каком этапе общественного развития?
3. Назовите признаки этноса (не меньше пяти).
Задание 17.3
1. Что такое национальное самосознание?
2. Из каких двух элементов оно складывается?
3. Из чего оно образуется в отдельном человеке?
Задание 17.4
1. Существует ли межнациональное сотрудничество?
2. Чем регулируется межнациональное сотрудничество в нашей стране?
3. Через какой механизм оно реализуется в США.
Задание 17.5
1. Что такое национализм?
2. Приведите пример межнационального конфликта.
3. Назовите причины межнациональных конфликтов.
Задание 17.6
1. Что такое национальная политика?
2. Назовите принципы национальной политики в РФ.
3. Какими документами она определяется?
Параграф восемнадцатый. Семья и бытовые отношения.
Задание 18.1
1. Что такое семья в широком смысле?
2. Что такое семья в узком смысле?
3. Перечислите функции семьи.
Задание 18.2
1. В чем состоит социально-статусная функция семьи?
2. В чем состоит духовная функция семьи?
3. Какие функции семьи самые важные для самой семьи?
Задание 18.3
1. Перечислить виды семьи.
2. Что такое партнерская семья? Как она еще называется?
3. Что собой представляет патриархальная семья?
Задание 18.4
1. Что такое быт?
2. Какую роль играет быт в жизни человека?
3. Что такое дом с точки зрения социологии?
Параграф девятнадцатый. Социальное развитие и молодежь.
Задание 19.1
1. Какую сферу наиболее остро затронули изменения, охватившие нашу страну?
2. Перечислите тенденции социального развития в нашей стране.
3. Объясните одну из них.
Задание 19.2
1. Что такое молодежь?
2. Какие социальные роли исполняю представители молодежи?
3. Какие требования к молодым людям предъявляет современная действительность?
Задание 19.3
1. Что такое субкультура?
2. Что такое контркультура?
3. Расскажите про какую-либо из молодежных субкультур.
Параграф двадцатый. Политика и власть.
Задание 20.1
1. Дать три определения слова Политика.
2. Назвать три степени вовлечения людей в политику по М.Веберу.
3. Назвать все элементы политической деятельности.
Задание 20.2
1. Перечислить субъектов политики. Не меньше пяти.
2. На что направлена политическая деятельность.
3. Что является объектом политической деятельности.
Задание 20.3
1. Какова цель политической деятельности.
2. Что является средствами политической деятельности.
3. Подтвердите свой ответ двумя примерами.
Задание 20.4
1. Назвать и объяснить принципы политической деятельности.
2. Перечислить основные институты политической сферы.
3. Какой из них является центральным и почему?
Задание 20.5
1. Что такое политическая партия?
2. Перечислите признаки политической партии.
3. Назовите основные цели политической партии.
Задание 20.6
1. Что такое политические отношения?
2. Политические отношения складываются между…. Назвать не меньше четырех пунктов.
3. Что такое политическая власть?
Параграф 21. Политическая система.
Задание 21.1
1. Сколько элементов входит в структуру политической системы?
2. Перечислите их.
3. Объясните одну из них.
Задание 21.2
1. Что собой представляет Иституциональная подсистема?
2. Какие институты в нее входят?
3. Как работает нормативная подсистема?
Задание 21.3
1. Как работает функциональная подсистема?
2. Что общего между коммуникативной и культурно-идеологической подсистемами?
3. Чем они отличаются друг от друга?
Задание 21.4
1. Сколько функций выполняет политическая система?
2. Назовите их.
3. Объясните две функции и проиллюстрируйте свой ответ примерами.
Задание 21.5
1. Какую роль играет государство в политической системе? Чем оно для нее является?
2. Что такое государственная деятельность?
3. Какие две функции выполняет государство как политический институт?
Задание 21.6
1. Что такое политический режим?
2. Какие политические режимы вы знаете?
3. Перечислите их характерные признаки (черты)
Параграф 22. Гражданское общество и правовое государство.
Задание 22.1
1. Каков основополагающий признак правового государства?
2. Чем правовое государство отличается от неправового?
3. Перечислите принципы (признаки) правового государства.
Задание 22.2
1. Что такое «Всеобщая декларация прав человека»? Когда и кем она была принята?
2. Какие виды прав человека можно выделить?
3. Какие механизмы (законы и организации) защищают права человека в Европе?
Задание 22.3
1. Что такое гражданское общество?
2. Что собой представляет гражданское общество, как совокупность неполитических отношений.
3. Что такое гражданское общество, как идеальное общество.
Задание 22.4
1. Что такое гражданство?
2. Какое из прав считается главным для определения гражданства?
3. Какова роль государства в создании гражданского общества?
Задание 22.5
1. Из каких трех слоев (элементов) складывается гражданское общество?
2. Какую роль в гражданском обществе играет местное самоуправление?
3. Как называются самоуправляющиеся территориальные единицы?
Задание 22.6
1. Что относится к ведению муниципальных образований?
2. Входят ли органы местного управления в систему государственной власти? Докажите свой ответ.
3. Какую роль в гражданском обществе играют СМИ? И какие это СМИ?
Параграф 23. Демократические выборы и политические партии
Задание 23. 1
1. Что такое референдум и что такое голосование?
2. Что такое избирательная система?
3. Какие виды избирательного права вы знаете?
Задание 23.2
1. Что такое активное избирательное право и что такое пассивное избирательное право?
2. Как называется круг избирателей, голосующих за какую-нибудь политическую партию?
3. Какие типы избирательных систем вы знаете?
Задание 23.3
1. В чем разница между мажоритарной и пропорциональной избирательными системами?
2. С чего начинается процедура голосования? Что должен сделать кандидат, прежде чем, его внесут в список кандидатов?
3. Кто в России избирается путем прямого голосования?
Задание 23.4
1. Что такое политическая партия?
2. Какие функции выполняет политическая партия? Назвать не менее трех.
3. Назовите главную цель политической партии?
Задание 23.5
1. Как классифицируются политические партии? По каким принципам?
2. Что такое многопартийность?
3. Назовите признаки политической партии.
Задание 23.6
1. Что собой представляет политическая программа партии?
2. Какое место в обществе имеет политическая партия?
3. Сколько партий в современном парламенте? Назовите две из них.
Параграф 24. Участие гражданина в политической жизни.
Задание 24.1
1. Что такое политический процесс?
2. Какие типы политических процессов вам известны?
3. Объясните один из них.
Задание 24.2
1. Какова структура политического процесса?
2. Каковы стадии политического процесса?
3. Что такое политическое участие? Всегда ли оно эффективно?
Задание 24.3
1. Чем определяется объем политического участия граждан?
2. Назовите формы политической активности.
3. Что такое политическая культура?
Параграф 25. Право в системе социальных норм.
Задание 25.1
1. Что такое право? Дайте три определения.
2. Какие виды права вы знаете?
3. Назовите признаки нормы права.
Задание 25.2
1. Чем позитивное право отличается от естественного?
2. Чем публичное право отличается от частного?
3. Дайте пример действия каждого из этих видов прав.
Задание 25.3
1. Что такое мораль?
2. В основе права лежит мораль. Как вы это понимаете?
3. Какой главный и общий принцип у права и морали?
Задание 25.4
1. Как складывается система права?
2. Из каких элементов состоит система права?
3. Дайте определение одного из них.
Задание 25.5
1. Что такое норма права?
2. Какие бывают нормы права?
3. Что такое отрасль права?
Задание 25.6
1. Назовите основные отрасли права и дайте определение одной из них.
2. Что такое институт права?
3. Приведите два примера действия института права.
Параграф 26. Источники права.
Задание 26.1
1. Что такое источник права? Дайте определение.
2. Откуда берутся источники права?
3. Перечислите основные источники права.
Задание 26.2
1. Назовите основные формы источников права.
2. Дайте определение одного из них.
3. Дайте пример одного из них.
Задание 26.3
1. Что такое правовой обычай?
2. Что такое судебный прецедент?
3. Что такое нормативно-правовой акт?
Задание 26.4
1. Какие виды нормативно-правовых актов вы знаете?
2. Чем определяется юридическая сила нормативного акта?
3. Охарактеризуйте иерархию законов РФ.
Задание 26.5
1. Что такое подзаконный акт?
2. Какова иерархия подзаконных актов в РФ?
3. Какую роль играет среди источников права Конституция РФ, и каковы ее основные задачи?
Параграф 27. Правоотношения и правонарушения.
Задание 27.1
1. Посредством чего действуют и работают правовые нормы?
2. Что такое правоотношения?
3. Между кем возникают правоотношения?
Задание 27.2
1. Назовите стороны правоотношений.
2. Объясните каждую из них.
3. Что входит в структура правоотношений?
Задание 27.3
1. Что такое правонарушение?
2. Какие виды правонарушений вы знаете?
3. Каковы признаки правонарушений?
Задание 27.4
1. Что такое преступление?
2. Какие виды преступлений вы знаете?
3. Что входит в состав преступления?
Задание 27.5
1. Что такое юридическая ответственность?
2. Перечислите признаки юридической ответственности.
3. Как классифицируются виды юридической ответственности?
Задание 27.6
1. Что такое суд? Какова его главная задача?
2. Сколько судебных ветвей существует в России?
3. Какова главная цель судебной системы?
Параграф 28. Современное российское законодательство.
Задание 28.1
1. Что такое конституционное право?
2. Приведите пример действия конституционного права.
3. Расскажите про административное право.
Задание 28.2
1. Как еще называют административное право?
2. Перечислите виды административно-правовых отношений.
3. В форме чего наступает административная юридическая ответственность?
Задание 28.3
1. Расскажите про гражданское право.
2. Каким законодательным документом оно регулируется?
3. Что такое сделка?
Задание 28.4
1. Что такое трудовое право?
2. Что такое трудовой договор?
3. С какого возраста можно заключить трудовой договор?
Задание 28.5
1. Что такое семейное право?
2. Что такое брак?
3. С какого возраста можно вступить в брак в РФ?
Задание 28.6
1. Что такое уголовное право?
2. Чем проступок отличается от преступления?
3. Что такое экологическое право?
Параграф 29. Предпосылки правомерного поведения.
Задание 29.1
1. Что такое правосознание?
2. Что оно в себя включает?
3. Назовите уровни правосознания.
Задание 29.2
1. Что такое правовая идеология?
2. Что такое правовая психология?
3. Что такое правовая установка?
Задание 29.3
1. Правовая культура – что это такое?
2. Перечислите функции правовой культуры и ее основные черты.
3. Что такое правовой нигилизм?
Задание 29.4
1. Что такое правомерное поведение?
2. Перечислите признаки правомерного поведения.
3. Назовите виды правомерного поведения.