Школярик

Сила знаний

РУССКИЙ ЯЗЫК

Знаев

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ РОССИИ

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

Уроки Совы Филиновны

 

Литература – предмет, который располагает воспитательными возможностями через усвоение программного материала. Современному человеку необходимо знать историю отечественной и зарубежной литературы, понимать, как разрешали нравственные проблемы авторы и герои классических произведений. При этом ученик должен осознавать, что человек, носитель определенной культуры, обретает духовность не только в процессе познания. При развитии личности ребенка необходимо обеспечить синхронное функционирование как системы обучения (расширение информации), так и системы воспитания (формирование эмоционально-ценностного отношения), бережного отношения к культурному наследию прошлого и настоящего.

Подробнее...

 

Стихотворения А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» (1829) и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» (1830) интересны для сопоставительного анализа, так как, с одной стороны, объединены общей темой, кавказским колоритом, горным пейзажем, столь значительным для произведений романтиков, а с другой стороны, различаются высказанными в них идеями, чувствами и переживаниями лирических героев, их мировосприятием и устремлениями.

Подробнее...

 

Учитывая современные подходы к творческим работам обучающихся, я разработала методические рекомендации для написания сочинений различных жанров:

эссе

рецензия

путешествие

дневниковые записи

рецензия

эпистолярий.

Подробнее...

 

В своих произведениях Андрей Платонов всегда стремился к правдивому изображению жизни. Но жизнь, как известно, несовершенна, поэтому картины и образы его произведений, отражая действительность, заставляют тревожно биться наши сердца. Они побуждают задуматься над необходимостью как-то изменить, улучшить этот несовершенный мир. По мнению писателя, преобразить мир могут люди, обладающие красотой и величием души, способностью любить и сохранять доброе отношение к людям, даже сталкиваясь с их жестокостью и черствостью. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа "Юшка".

Подробнее...

 

Обоснование выбора  собственной педагогической концепции

В системе современного образования преподавание филологических дисциплин занимает одно из важнейших мест и претерпевает в настоящее время значительные изменения.

Одна из основных задач учителя русского языка и литературы - обучение детей навыкам устной и письменной речи, которые являются главными составляющими развития критического мышления. Развивать устную речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность, образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам литературы.

Подробнее...

 

Психические функции личности формируются в процессе деятельности и существенно зависят от условий формирования. Развитие личности ребенка неразрывно связано с освоением содержания человеческой культуры и установившейся в данном обществе системы межличностных отношений. Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс ни влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самыми важными и актуальными для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества.

Подробнее...

 

Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс–методом. Кейс-технологии ранее традиционно применялись только в обучении менеджеров и юристов: студентам предлагались конкретные ситуации из экономической или юридической практики, которые обсуждались на занятиях и служили основой дальнейшей профессиональной деятельности. Сегодня данный метод активно внедряется в образовательный процесс средней школы и приносит свои результаты. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учащихся, в которых ими приобретаются коммуникативные умения.

Подробнее...

 

“Зорко одно лишь сердце”, – эти слова Экзюпери стали для меня чем-то вроде заповеди, определяющей смысл всей моей педагогической деятельности. Главное открывается сердцу, так как путь освоения духовных ценностей лежит через переживания, эмоциональный опыт.

Свято верю в то, что в образовании надо культивировать нравственность строить педагогический процесс так, чтобы он стимулировал стремление человека жить по-человечески.

Подробнее...

 

Эти, казалось бы, простые строки заключают в себе, на мой взгляд, суть работы учителя. Действительно, давая уроки каждодневно, забываешь порой, что каждый урок должен быть для учеников открытием. Как же добиться, чтобы ученики не просто учили русский язык, а любили его? Для этого, на мой взгляд, необходимо избегать уроков, похожих друг на друга, словно близнецы: “Откройте учебник, пишем следующее упражнение”. А как же результативность, творчество, индивидуальность?

Подробнее...

 

Среди видов устных речевых произведений, периодически применяемых в повседневном «деловом общении» школьников, достаточно высокой степенью развернутости и сложности характеризуется учебный доклад, что делает особенно необходимым освоение приемов его подготовки. Значение темы «Доклад» в немалой степени объясняется открываемыми ею возможностями формирования у учащихся элементарных исследовательских умений.

С точки зрения тенденций развития мировой педагогики в целом, весьма современным является компетентностный подход к образованию: акцент ставится не на заучивании готовых, застывших знаний, а на формировании умений, в том числе информационно-речевых, которые способствуют самостоятельному поиску и получению сведений, их системной организации в сознании человека, точной, последовательной и убедительной речевой передаче. К числу умений такого рода и принадлежат умения подготовки учебного доклада.

Подробнее...

 

Проектная деятельность

Современный образовательный процесс не стоит на месте и требует от нас, педагогов, умения быстро настроиться на освоение новых методов и приемов. Буквально лет 6 назад, как говорится, жизнь заставила освоить методику исследовательской деятельности для работы с творческими детьми. А вот в последнее время все чаще в учебном процессе нам приходится пользоваться методом проектов. Метод пректов - прекрасная основа для развития метопредметных связей. Проектная деятельность позволяет формировать у учащихся целый ряд универсальных компетенций: умение увидеть цель, представить конечный продукт деятельности, спланировать свою деятельность, определить эффективные способы достижения этой цели, умение собрать необходимую информацию, умение создать презентацию и самопрезентацию, умение рефлексировать. В своей деятельности я тоже использую данный метод. Вот два примера использования метода проектов на уроках литературы при изучении творчества Н.В.Гоголя в 7-8 классах.

Подробнее...

 

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности”. Можно соглашаться с запросами общества, предъявляемыми к образованию, или нет, но адаптировать методические приемы и средства к современному образовательному процессу необходимо, потому как методика, как и общество в целом развивается спиралеобразно, улучшая и модернизируя “хорошо работающие старые приемы” - одним из которых является визуализация.

Подробнее...

 

Духовно-нравственное воспитание – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие ценностно-смысловой сферы личности, ценностно-ориентирующей деятельности, сущность которой заключается в целенаправленном осмыслении, оценке человеком окружающего мира и собственного «Я».

Целью духовно-нравственного воспитания является развитие духовной личности.

Духовно-нравственное воспитание в процессе изучения литературы делает более целенаправленным формирование позиции человека по отношению к главным экзистенциальным вопросам: «Что такое человек, мир, жизнь, смерть, любовь?» В процессе воспитания ученик должен активно включаться в процесс своего совершенствования: глубже понимать самого себя, окружающий мир.

Подробнее...

 

Алгоритм деятельности

Наличие противоречия в учебном материале.

Осознание противоречия учеником и формулировка проблемы.

Познавательная потребность.

Поиск решения проблемы. Выдвижение гипотезы.

Отбор материала. Новые знания.

Итог деятельности.

С появлением компьютера интерес к чтению стал ослабевать. Сейчас появились произведения в кратком изложении. Поэтому большинство учеников старается запомнить сюжет.

Подробнее...

 

Во введении любой научно-методической работы принято писать о новизне исследуемой темы, но мы сразу оговоримся, что никакой новизны в предмете нашего исследования нет. Просто синквейн – одна из самых любимых форм работы моих учеников.  Он может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями. А мы с учениками чаще всего работаем с синквейном на стадии рефлексии.Это замечательное средство контроля и творческого выражения осмысленного материала. Итак…

Подробнее...

 

Хороший учитель! На эту тему говорить и очень трудно, и очень приятно. Трудно потому, что ответственно, потому что речь идет о человеке, который всегда и во всем должен быть примером, о таком человеке, которому каждый, кто бы он ни был, благодарен всю жизнь. А приятно потому, что говоришь и думаешь об одной из самых человечных профессий - о человеке, с которым связано множество теплых и радостных событий. Специальность педагога - одна из самых романтических: вас ждут здесь каждый день, на каждом шагу самые чудесные и вдохновляющие открытия. Вот перед вами маленькие девочки и мальчики, сидящие за партами. Они растут, вы отдаете им частицу своего сердца, своей души и видите, как они выходят в жизнь, становятся замечательными людьми - тружениками врачами, педагогами, гражданами своей страны. Если назвать главное, что должно быть в хорошем учителе, то это главное, пожалуй, можно определить так: человечность в самом высоком смысле слова.

Подробнее...

 

Стихотворение «Парус» воспринимается как хрестоматийное произведение...Если разговор заходит о М.Ю.Лермонтове, то каждый из нас одним из первых, наверное, вспомнит его. И нам кажется, что оно очень просто и понятно. Но это далеко не так... И даже мы, преподаватели литературы, часто не придаем должного внимания истории создания стихотворения, не рассматриваем его в контексте литературы вообще и творчества Лермонтова в частности. Это можно объяснить определенными объективными причинами, но ведь эти знания помогут более ярко и глубоко донести идейное содержание данного произведения до учащихся.

Подробнее...

 

В условиях обновления школьного образования особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики.

В новом стандарте на первое место выходят требования к результатам образования: предметным (усвоение знаний, умений и навыков, социального опыта в рамках отдельного учебного предмета); метапредметным (освоение различных способов деятельности); личностным (формирование системы ценностных отношений обучающихся).

Подробнее...

 

В предшествующей Пушкину лирике пейзаж был рационалистичным, как, например, в "Оде на восшествие Елизаветы Петровны на российский престол 1747 года" М.В. Ломоносова, или же был проявлением сознания и подсознания романтического героя (героини), как например, в балладе В.А. Жуковского "Светлана".

В лирике Пушкина природа предстает как средоточие самоценной, самодостаточной, живой жизни. У Пушкина не параллелизм в духе народных песен, не “общие места", не "овеществление" сознания или подсознания героя. Человек и природа у Пушкина – части единого целого, а именно Божьего замысла о живой жизни на земле.

Подробнее...

 

Наконец-то снова центральную роль в процессе изучения литературы стали играть сочинения. Многие проблемы, связанные с тем, что наши ученики подчас не могут создать текстовое произведение, связаны с некоторыми особенности письменной речи, которые мы не учитываем на уроках.

Прежде всего, решим для себя, влияет ли форма итоговой аттестации на принципы преподавания литературы? Нужно ли менять методику, чтобы дети успешно написали сочинение? Есть три формы аттестации: ОГЭ и ЕГЭ, сочинение на литературную тему, а еще — дополнительный устный экзамен в форме публичной защиты проекта/исследования (эта форма через несколько лет станет вполне активной). Для всех трех форм основные оцениваемые компетенции везде одинаковы: читать, осмысливать и анализировать текст; сопоставлять тексты и фрагменты; формулировать позицию-ответ; доказывать тезисы; давать развернутый и связный ответ на вопрос.

Подробнее...

 

Современный урок… Содержание, структура, типология, эффективность, взаимосвязь методов обучения на уроке, роль учителя, совершенствование учебной деятельности учащегося – вот те проблемы, над которыми мы должны задуматься в этой статье. В методике преподавания литературы исследованы классификация, содержание урока, его нравственное и эстетическое воздействие на учащихся, роль в нем проблемной ситуации, место урока в системе развивающего обучения, специфика урока литературы, его творческий, эмоциональный характер, возможности интеграции предметов, формы урока: урок-лекция, урок-беседа, урок-семинар, урок-диспут, урок-практикум и т.д.

Подробнее...

 

Этот случай произошел более двухсот лет назад с поэтом Державиным. Царь Александр пригласил его к себе и сказал: «Вы слишком хорошо служите, подайте в отставку…»   Представляю удивление и недоумение на ваших лицах, уважаемые коллеги. Подобная реакция была и у моих девятиклассников, когда я рассказала им об этом, именно она вызвала желание узнать, почему. Так и родилась проблемная ситуация к уроку. С ней и другими элементами технологии проблемного обучения, со своими педагогическими находками и познакомимся.

Подробнее...

 

Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

Творческие способности – дар природы. Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорка: “Талант всегда пробьется”. Однако исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться.

Подробнее...

 

Александр Трифонович Твардовский - одна из самых ярких и противоречивых фигур в Русской советской литературе. Сын раскулаченного сосланного крестьянина, он в годы массовых репрессий стал одним из первых в советской поэзии, создал произведения, ставшие классикой социалистического реализма. Прошёл через две войны (Финскую и Великую Отечественную) военным корреспондентом, а в годы “оттепели” резко критиковал советскую власть (поэма “Тёркин на этом свете”), стал лидером оппозиции застойному режиму. Будучи главным редактором “Нового мира”, сделал журнал проводником демократических идей, добился публикации рассказа Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, вызвавшего мощный резонанс не только в стране, но и в мире. При этом Твардовский был настоящим советским поэтом. Искренне верил в идеалы коммунизма, хотя считал, что государственная система извратила первоначальный, ленинский замысел. Трагически переживал поэт многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенёсшим разорение и ссылку.

Подробнее...

 

Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, суицида, беспризорности и т. д.), и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру. Именно поэтому учитель-словесник может здесь быть полезным, так как наш предмет, как никакой другой, нацелен на решение “вечных” вопросов. Именно на уроках литературы мы должны вновь и вновь обращаться к проблеме духовности и нравственности. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.

Подробнее...

 

Литература как вид искусства и как учебная дисциплина – предмет специфический.

Как вид искусства она призвана отражать действительность в художественных образах.

Основой же литературы как учебной дисциплины является чтение и изучение художественных произведений. Нельзя узнать литературу на уровне «восприятия –интерпретации», потому что такое изучение художественных произведений ведёт только к объяснению поступков героев, делению их на положительных и отрицательных, формированию собственного отношения к герою. Чтобы понять, какое место занимает данное произведение в творчестве писателя, какую ценность оно представляет для русской и мировой культуры, как в нём отражаются исторические события, как проявляется творческий стиль, манера повествования, надо владеть теоретико-литературными и историко-литературными знаниями. Это и есть те знания, которые служат средством постижения учащимися литературы.

Подробнее...

 

Настоящая работа не претендует на обстоятельное социально-философское исследование поднимаемых в ней проблем. Наша цель –высказать некоторые суждения и сделать определённые выводы о сложившейся в нашем обществе ситуации, о нашем вчерашнем и сегодняшнем, о перспективах будущего.

Воспитание молодёжи, которая должна стать прочным, надёжным звеном в цепи поколений – важная задача современной школы. «Человеку крайне важно, - утверждает философ А.Гулыга, - осознать (и реализовать в поведении) свою социальную …сущность, органически считая с этим своё личное существо.

Подробнее...

 

“У г. Фета не находим мы ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления... Поэзия его состоит из ряда картин природы... из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей... Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой. Область его не велика, но в ней он полный властелин...”, – писал о поэте А.В. Дружинин. И действительно, пейзажи, созданные поэтом, удивительны и вдохновенны, близки сердцу каждого русского человека. Природа не связана у Фета с крестьянским трудом, как у Некрасова, с миром душевных переживаний – как у Лермонтова. Но вместе с тем восприятие ее поэтом живо, непосредственно и эмоционально. Пейзаж здесь – это всегда индивидуально-личностное восприятие, фиксирующее не только какое-то явление природы, но и настроение поэта.

Подробнее...

 

Что такое «небо»? По определению, небо – это пространство над поверхностью земли или любого другого астрономического объекта. Это сухое определение предоставило нам факты, но не раскрыло сути явления. Что заставляет людей из века в век смотреть на это явление и восхищаться им?

Возможно это цвета. Ночью, днем, на закате и во время восхода солнца, небо меняет свой цвет. От красочных пятен и ярких цветов до нежно-пастельной градиентной заливки. Кого-то небо притягивает из-за своей недосягаемости, а кого-то своими игривыми облачками. А для большей части людей, именно совокупность всех этих факторов сделала небо столь привлекательным. Люди придумали множество определений и сравнений цветам и состояниям небесного купола, облакам, осадкам, совершенно различным в зависимости от времени года и суток.

Подробнее...

 

Нет никакой новизны в утверждении, что на уроках литературы нужно изучать классические произведения, так же как не является новостью факт, что дети редко делают это с удовольствием… И не потому только, что в наш "телевизионный” и "компьютерный” век они мало читают и предпочитают русским словам "красивые” западноевропейские или американские.

Разница в историческом времени, языке, уровне культуры, жизненных проблемах, наконец, мешает детям воспринимать классику, и в этом их трудно винить… Подчиняя школьную программу по литературе интересам наших учеников, мы рискуем докатиться до "приключений черепашек ниндзя”, тогда как, по мысли Аристотеля, "в воспитании первую роль должно играть прекрасное, а не дико-животное”.

Подробнее...

 

Тема и общая композиция стихотворения. Культурные истоки его осложненной семантики

1. Оценивая свое творчество, Багрицкий писал: «Мои стихи сложны, и меня даже упрекают в некоторой непонятности. Это происходит оттого, что я часто увлекаюсь сложными образами и сравнениями».

Подробнее...

 

Одна из целей изучения и литературы, и русского языка – совершенствование читательских навыков. Мы учим детей всматриваться в текст. В частности, если речь идет о персонаже, важно обращать внимание не только на то, что именно отобрано для рассказа о нем, но и на то, как, с какой интонацией ведется повествование.

Подробнее...

 

Попробуем вместе с героем Н.В. Гоголя ответить на вопрос: из какого столичного ве­домства прибыл Хлестаков?

«Из Петербурга» – но Петербург большой, в нем много всяких правительственных ор­ганов, а городничий – «уже постаревший на службе… человек» и должен понимать движение административных рычагов.

Что знает городничий из письма Чмыхова?

Что приедет ревизор из Петербурга.

Подробнее...

 Уроки литературы... Всегда вспоминаю об этих уроках с благодарностью и умилением. Как они вдохновляли меня, увлекали во времена неоднознач­ных исторических событий, помогали не только разобраться в сложных перипетиях ХVIII-ХIХ веков, но и взглянуть на героев и на происходя­щее глазами участника, чтобы прожить, прочувствовать, понять сложные вопросы взаимоотношения долга и чести, закона и власти, любви и нена­висти, дружбы и предательства, милосердия и бездушия, так философски тонко решаемых в произведениях русской классики. Каждое произведение - концентрация наблюдений, переживаний, жизненного опыта, из которого нужно извлечь максимум уроков. Почему же мне было интересно изучать классику, а современным детям нет? Уроки по произведениям А. С. Пуш­кина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя превращаются для них в муку. Для учеников главное - пережить урок литературы, потому что они не могут по­нять произведение и, как следствие, оценить его глубину и гениальность.

Подробнее...

Литература и русский язык как предметные дисциплины, способны воздействовать на все стороны личности человека и служить обогащению внутреннего духовного мира человека. Поэтому целью преподавания русского языка и литературы я считаю воспитание на уроках культурной, интеллигентной, нравственной, эстетически развитой личности, уважающей гуманистические идеалы.

В соответствии со стандартами школа должна предоставить максимальные возможности для формирования у учащихся потребности в творческой и инновационной деятельности.

Актуальность разработки и проведения внеклассной работы по русскому языку и литературе определяется также необходимостью формирования у школьников в сложных условиях переходного времени, переживаемого нашей страной, высоких этических ценностей, связанных с родиной, народом, духовной культурой народа, частью которого является язык.

Подробнее...

Поиск

Тетрадкин Град

МАТЕМАТИКА

Урок биологии

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru