В IV тысячелетии до н. э. на территории Египта возникают первые государственные образования. Первые не только для этой территории, но, вероятно, и во всем мире. Необходимость правильной эксплуатации водного потока, а именно самой длинной реки на земле — Нила, заставляла роды и племена объединяться, подчиняться центральному руководству. В пользу этого руководства и подчиняющегося ему аппарата устанавливаются особые поборы — налоги, создается общая армия, общие законы. Начинается новая, уже не первобытная эпоха в истории человечества.
Древнеегипетская цивилизация просуществовала несколько тысячелетий. История только «набирала обороты», поэтому весь этот период не так насыщен разнообразными событиями, консервативный Восток в то время был еще более консервативным. Впрочем, небольшое количество ярких эпизодов может быть связано вовсе не с их отсутствием, а с отсутствием у нас достаточного количества источников.
Южным пределом Древнего Египта были труднопроходимые нильские пороги, находившиеся близ современного Асуана, в 1200 км от Средиземноморского побережья; с запада к реке подступали безжизненные каменистые горные отроги. Ниже первых порогов Нил нес свои воды строго на север по узкой длинной долине (Верхний Египет), ширина которой колебалась от 1 до 20 км. Лишь в 200 км от устья, там, где река в древности разветвлялась на несколько рукавов, долина расширялась, образуя знаменитую нильскую Дельту (Нижний Египет). Ежегодно Нил разливался, затопляя долину и образуя плодородную, легкую для обработки почву, на которой и трудились, и жили древние египтяне — вся их жизнь полностью зависела от реки и ее наводнений.
За право называться колыбелью цивилизации с Египтом может поспорить территория между реками Тигр и Евфрат — Междуречье (по-гречески — Месопотамия). Представлявший собой еще в эпоху палеолита сплошное болото регион постепенно «высыхал» и становился очень привлекательным для человека, осваивавшего земледелие. Территория заселялась с двух сторон: с востока пришли загадочные шумеры, с запада же и северо-запада прибыли семитские племена — аккадцы. И те, и другие постепенно шли к созданию государственных образований рабовладельческого типа.
В начале III тысячелетия до н. э. в Междуречье существовало несколько десятков городов-государств. Их объединение, как и в Египте, стимулировалось потребностью заниматься земледелием, здесь тоже происходило формирование деспотической системы правления. Наиболее сильными в первой половине III тысячелетия до н. э. были города Ур, Урук, Киш, Лагаш. По очереди они становились гегемонами региона. В конце же XXIV в. до н. э. победу в борьбе одержал представитель Севера Саргон, шумеры были разгромлены, Саргон основал новую столицу — Аккад, ставший главным центром всей Месопотамии. Так было создано крупное объединенное и централизованное государство.
Одной из первых достоверно известных истории битв является сражение под Мегиддо около 1480 г. до н. э. Победу в ней одержал знаменитый полководец Древнего Востока египетский фараон Тутмос III. Правление Тутмоса приходится на период в истории Египта, который в литературе принято называть Новым Царством. Эта эпоха началась с изгнания гиксосов в 1580 г. до н. э.
Войско Нового Царства представляло собой особую касту, которая по возрасту и стажу делилась на две группы. В первую, по словам Геродота, входило 160 тысяч человек, во вторую — до 250 тысяч. Возможно, при этом учитывались и родственники воинов, в поход, вероятнее всего, выступало несколько десятков тысяч воинов. Воины были вооружены мечами, копьями и луками. У гиксосов египтяне заимствовали такое грозное оружие, как боевая колесница.
Основателем новой обширной Египетской державы явился фараон Тутмос I (вторая половина XVI в. до н. э.). На юге он продвинул границу за третьи пороги Нила. Поход через Палестину и Сирию привел египтян к Евфрату. Здесь свою боеспособность египетское войско доказало победой над войсками такого крупного государства, как Митанни, расположенного в Северной Месопотамии.
Всем хорошо известна легенда об Атлантиде — высокоразвитой островной стране, погибшей в результате какой-то страшной катастрофы. Поиски затонувшего государства, где цивилизация достигла необычайно высокого уровня за тысячу лет до расцвета греческой полисной культуры, ведутся не только на дне морей и океанов, но и на страницах научных трудов и художественных произведений. Впрочем, многие ученые убеждены, что им известен прототип Атлантиды. Это воспетый в мифах остров Крит.
Действительно, сейчас уже ни для кого не секрет, что еще в первой половине II тысячелетия до н. э. на этом крупном средиземноморском острове уже сложилось сильное монархическое государство с центром в городе Кносс. Опираясь на археологические, документальные и мифологические источники, историки установили, что критянам удалось установить своеобразную морскую гегемонию в восточной части Средиземного моря. В первую очередь это относится к островам Эгейского моря (к примеру, Кикладам). Длинные руки славящихся своей хитростью критян протянулись и к западному побережью Малой Азии, и к материковой части Греции. Вероятно, в мифе о похищении Зевсом (кстати, воспитанном на Крите) финикийской царевны Европы отражена реальная борьба за геополитическое влияние между критянами и финикийцами. А миф о том, как царь Афин платил дань своему критскому коллеге, — вообще не миф.
Завоевания фараонов XVIII династии создали грандиозную державу, охватывавшую, кроме самого Египта, весь современный Ближний Восток, часть Ливии и Нубии. Удачные военные походы привели к невиданному обогащению аристократии и жречества. Последнее сословие было так могущественно, что начало угрожать власти фараонов. Особенно сильно было, конечно, духовенство Фив, жрецы бога Амона-Ра, ставшего главным божеством египетского пантеона. Попытку подчинить себе жречество предпринял фараон Аменхотеп IV, известный также как Эхнатон. Форма, которую приняла его борьба против жрецов, сделала этого правителя едва ли не самой яркой фигурой в египетской истории.
В длительное правление одного из преемников Тутмоса III Аменхотепа III (1408–1372 гг. до н. э.; по другим данным, ок. 1455–1419) военные походы почти прекратились, зато оживились торговые и дипломатические связи. На аккадском языке велась оживленная переписка фараона с другими восточными правителями. Однако к концу правления Аменхотепа III влияние Египта уменьшилось. Зависимые царьки Сирии и Палестины вели между собой войны, не считаясь с указаниями фараона, многие из них вступили в соглашение с хеттским царем (центр его державы располагался в Малой Азии), оспаривавшим у египтян азиатские территории. В 1372 (1419) г. до н. э. на египетский трон взошел физически слабый, но, судя по всему, очень умный сын Аменхотепа III Аменхотеп IV, который еще раньше исполнял обязанности соправителя своего отца. Его правление продолжалось до 1354 (1400) г. до н. э. Внешние дела занимали его мало, все время уходило на решение внутриполитических проблем.
Укрепившаяся в Египте около 1345 г. до н. э. XIX династия стремилась к восстановлению пошатнувшейся мощи державы. Главными представителями этой династии стали фараон Сети I и особенно его сын Рамсес II, который правил в 1317–1251 гг. до н. э.
Второй царь династии Сети I предпринял поход в Переднюю Азию, который привел к восстановлению власти Египта вплоть до крепости Мегиддо. Совершив затем карательную экспедицию в глубь Нубии и разгромив к западу от Дельты ливийские племена, Сети вновь отправился за Синай. На этот раз египетские войска вторглись в долину Оронта и продвинулись к городу Кадеш, уже давно ставшему опорным пунктом хеттов в Передней Азии. Впервые хеттские и египетские войска стояли друг против друга, но на сей раз ограничились авангардными боями.
Хетты основали единое царство в Малой Азии в XVII в. до н. э. Благодаря географическим особенностям полуострова они первыми вступили в железный век и постоянно наращивали свое могущество. Вмешались они и в ближневосточные дела. Здесь хетты стали главными противниками Египта. В XVI в. до н. э. они завоевали Вавилон, расширили свою державу от Черного моря до моря Средиземного. Наибольшего могущества Хеттская держава достигла в XIV–XIII вв. до н. э. Она подчинила себе значительную часть Ближнего Востока, вела успешные войны с Египтом, воевала не только на суше, но и на море, так как у них были боевые корабли. Хетты дважды захватывали остров Кипр, побеждая «народы моря».
Олимпийские игры до сих пор остаются уникальным не только спортивным, но и общественно-политическим мероприятием. Это единственное в своем роде зрелище, которое привлекает внимание без преувеличения миллиардов людей на всем земном шаре, а следовательно, является наглядной демонстрацией единства всего человечества. Спорт в данном случае не просто развлечение, а средство межнационального общения. Общие эмоции — первый шаг к диалогу, тем более если эмоции эти мирные.
Удивительно, но объединяющий, примиряющий характер спортивных состязаний древние греки осознали еще три тысячи лет тому назад. И это в условиях отсутствия средств связи, постоянных междоусобных войн и «диких нравов»!
Олимпийские игры древности проходили в Элиде — одном из пелопоннесских государств. Здесь находилось главное святилище верховного бога Зевса — Олимпия. В живописном уголке Греции, где течет река Алфей и ручей Кеадос и расположена священная роща Альтида, находились храмы Зевса, Геры и некоторых других олимпийских богов — вероятно, поэтому место и называлось Олимпия (сама гора Олимп находится в Северной Греции). Изначально эти спортивные игры имели местное значение, но постепенно в них начинали принимать участие и жители соседних государств, а затем, по мере укрепления культа Зевса, мероприятие приняло панэллинский характер.
Основание Рима — одно из тех событий, достоверность которых вызывает большие сомнения. Конечно, никто не сомневается в том, что Рим когда-то появился. Вот только событие это настолько, скорее всего, растянуто во времени, что и событием-то его можно назвать с большим трудом. И уж тем более не стоит верить в истории, рассказанные античными авторами о волчице, Ромуле и Реме, Энее. Однако значение Вечного города в мировой истории настолько велико, что обойти стороной историю (хотя бы и легендарную) его появления мы просто не можем.
Центр будущей державы вырос на Апеннинском полуострове в области Лаций, на левом берегу Тибра, в нижнем его течении. Место это было заселено с глубокой древности. На знаменитых холмах — Капитолии, Квиринале, Виминале, Эсквилине, Целии, Авентине, Палатине (здесь в первую очередь) — уже в эпоху раннего железного века существовал ряд отдельных поселений, которые, объединяясь сначала в пределах одного холма, а затем и между ними, и образовали новый город. В обширной низине между холмами впоследствии находился знаменитый Форум. Территория Рима была очень удобна: река судоходна, в устье ее добывалась соль; в низинах наряду с болотами были сочные луга, холмы покрыты дубовыми и лавровыми рощами, ивовыми зарослями, земли плодородны. Здесь издревле выращивали ячмень и пшеницу, горох и бобы, виноград, огородные культуры, лен. Особенное значение имело скотоводство.
Ядро Ассирийской державы — это небольшая территория в долине среднего Тигра и его притоков — Большого и Малого Заба. Реки здесь имели гораздо меньше значения, чем на юге Месопотамии. Зато жители региона могли пользоваться богатыми ресурсами, которые им давали горы: рудой, лесом. Свое название Ассирия получила от города Ашшур. Несмотря на то, что город был довольно важным торговым центром, долгое время ничто не предвещало его возвышения. Лишь в XX–XVIII вв. до н. э. ашшурские войска совершили первые серьезные походы на юг Междуречья. Но припавшее на то же время возвышение Вавилона пресекло эту попытку ассирийцев выйти на первые роли. Когда же Вавилон пришел в упадок, Ассирия оказалась в зависимости от переживавшего расцвет государства Митанни (XVI в. до н. э.).
Ситуация изменилась в XIV в. до н. э. В это время Митанни очень пострадала от вторжений египтян и хеттов. В этих условиях правитель Ашшура Ашшур-Убаллит перехватил инициативу, и Ассирия получила независимость от раздираемой внутренними смутами Митанни. Преемники Ашшур-Убаллита приняли царский титул. В начале XIII в. до н. э. царь Салманасар I разгромил хеттские и митаннийские войска. Митанни распалась на ряд государств, которые теперь были подчинены Ассирии. В последующие десятилетия ассирийцы уже грабили центральные районы Вавилонии. В XII в. до н. э. царь Тиглатпаласар I проник к берегам Черного моря. За этим последовал поход на запад, подчинение Северной Финикии. Однако в XI в. до н. э. наступила очередная черная полоса в истории Ассирийской державы.
В VII в. до н. э. жители Аттики (области, в которой находятся Афины), конечно, продолжали во многом руководствоваться архаическими родовыми законами. Законами, по мнению наших современников, бывшими излишне жестокими. При этом судебными решениями, как и всеми делами в государстве, ведали аристократы — эвпатриды. Именно они входили в высший судебный орган — ареопаг, именно они избирались на должности архонтов. Этих архонтов в Афинах было девять. Главный — архонт-эпоним, кроме него архонт-басилей (бывший царь, ведавший теперь религиозными вопросами), архонт-полемарх (занимавшийся военными делами) и шесть архонтов-фесмофетов, занимавших различные городские магистратуры, ведавшие строгим соблюдением законов и судом.
Итак, к концу VII в. до н. э. уже всем афинянам было очевидно, что юриспруденцию пора приводить в порядок. Во-первых, в смутный период во второй половине века созрела необходимость в более строгой охране частной собственности, во-вторых, во время политических неурядиц отчетливо проявилось несовершенство судебной системы. В частности, недовольство вызывал произвол судей аристократов, толковавших законы так, как им было удобно. Наконец, возникла острая необходимость в том, чтобы просто укрепить государство путем фиксации его правовых основ.
Один из «семи греческих мудрецов» — Солон вошел в историю как выдающийся реформатор, в значительной степени изменивший политическое лицо Афин и давший, таким образом, возможность этому полису опередить в своем развитии другие греческие города.
Социально-экономическая и политическая ситуация в Аттике продолжала ухудшаться практически весь VII в. до н. э. Социальная дифференциация населения привела к тому, что уже значительная часть всех афинян влачила жалкое существование. Бедные крестьяне жили в долг, выплачивали огромные проценты, закладывали землю, отдавали своим богатым согражданам до 5/6 урожая. Они продавали своих детей в рабство, закладывали самих себя, рабы активно вывозились и за пределы полиса. Напряжение в обществе грозило социальными потрясениями. Старый родовой уклад тормозил дальнейшее развитие, решить на его основе возникавшие конфликты было невозможно. Недовольство выражали не только лишенные, по сути, политических прав и закабаленные малоимущие слои населения, но и разбогатевшие, но недостаточно знатные граждане.
Масла в огонь подлила неудача в войне за остров Саламин с Мегарами в конце VII в. В Афинах даже было запрещено упоминать название этого острова. Запрет нарушил поэт Солон. Он происходил из древнего, но обедневшего знатного рода, занимался морской торговлей и был, таким образом, связан одновременно и с аристократией, и с демосом, члены которого уважали Солона за честность. Притворившись сумасшедшим, он публично в стихах призывал афинян к реваншу.
Последним сильным ассирийским царем стал Ашшурбанипал (669–630 гг. до н. э.). Он известен в первую очередь широкой образованностью и созданием колоссальной библиотеки. Впрочем, отличался он не только тягой к знаниям, но и жестокостью. Ашшурбанипал совершил два похода на Египет, ему, как и предшественникам, пришлось усмирять Вавилон, который поддерживала мощная коалиция соседей. Ассирийский царь осуществил ряд походов и на Элам, где разрушил столичные Сузы.
Преемники же Ашшурбанипала думали уже больше о спасении страны. С севера вслед за киммерийцами пришли скифы. Но главным врагом стала Мидия. Ей удалось в VII в. до н. э. объединить раздробленные племена Ирана, и, использовав гибель Элама, она стала самой могущественной державой к востоку от Месопотамии. Именно мидяне смирили скифов и привлекли многих из них на свою сторону. Окончательный же удар по Ассирии нанесло новое отпадение Вавилона, где в 626 г. до н. э. утвердился халдейский правитель Набопаласар. Халдеи — семитское племя, расселившееся в первой половине I тысячелетия до н. э. на северо-западном берегу Персидского залива. Здесь, в Южной Месопотамии, они образовали ряд княжеств. В течение VIII–VII вв. до н. э. халдейские князья вели постоянную борьбу с ассирийцами за обладание Вавилоном, чего, наконец, и удалось достичь Набопаласару. Он стал основателем Нововавилонского, или Халдейского царства, просуществовавшего до 539 г. до н. э.
Реформы Солона не принесли окончательного успокоения в Афины. По поводу его законов вновь разгорелась политическая борьба, которую вели три главные партии. Пэдии (лидер — Ликург) — жители равнинных местностей в Аттике, в первую очередь зажиточные крестьяне и поддерживавшие их эвпатриды, выступали за отмену нововведений Солона. Паралии (лидер — глава рода Алкмеонидов Мегакл) — жители приморской полосы, городские рабовладельцы, торговцы и ремесленники, наоборот, хотели закрепления установившихся порядков. Наконец, диакрии — горцы, малоимущие крестьяне и городская беднота, выступали за продолжение реформ, а именно — долгожданный передел земель.
Партию диакриев возглавил родственник Солона по материнской линии, отличившийся в мегарскую войну, Писистрат. Это был честолюбивый человек, талантливый актер и демагог. Он довольно поздно включился в политическую борьбу, зато сразу же продемонстрировал свое умение влиять на толпу. Вероятно, он намеренно выбрал «героический» стиль поведения, подражая персонажам Гомера, героям греческих мифов и легенд (особенно Гераклу).
Одним из сильнейших государств Древнего Востока была персидская держава Ахеменидов, образованная в середине VI в. до н. э. и просуществовавшая до завоевательных походов Александра Македонского во второй половине IV в. до н. э. Центром державы был Иран, сохранивший название Персия вплоть до XX века.
Ранее других народов Ирана на исторической арене появились эламиты (III тысячелетие до н. э.). В первой половине II тысячелетия до н. э. в течение некоторого времени под их контролем фактически находилось Междуречье. В VIII–VII вв. до н. э. происходила упорная борьба Элама с Ассирией, в которой последняя одержала победу. Элам пришел в упадок, в результате чего на первый план вышли другие народы Ирана — мидяне и персы.
Мидия даже в эпоху относительного могущества (с конца VII в. до н. э.) была довольно неустойчивым племенным союзом. В сферу влияния Мидии вошел разгромленный ассирийцами Элам, царю Киаксару (625–584 гг. до н. э.) удалось усмирить и скифов. В 612 г. до н. э. Киаксар взял ассирийскую столицу Ниневию и поделил с вавилонянами ассирийское наследие. В состав Мидии вошла большая часть Урарту и восточная часть Малой Азии. При сыне Киаксара Астиаге (584–550 гг. до н. э.) дружеские отношения с Нововавилонским царством были нарушены из-за Харрана. Пока же мидийские войска были на западе и воевали против Вавилона, против Астиага восстала южная часть Ирана — Персия. Во главе восстания стоял персидский правитель из династии Ахеменидов — Кир II.
Двести лет в Риме правили цари. Среди них был легендарный Ромул, мудрый царь-реформатор Нума Помпилий, энергичные Тарквиний Древний и Сервий Туллий. Последних двух многие историки причисляют к так называемой этрусской династии. В их правление Рим вышел на новый уровень своего культурного и политического развития. Именно тогда формируются основы публичной власти, территориального деления, которые будут определять политическое лицо государства и после падения царской власти. Четче вырисовывается двусословная структура римского общества — деление на патрициев и плебеев.
Последний, седьмой, царь Рима Тарквиний Супербом (что значит «Гордый») был одиозной фигурой. Жестокий и самовластный диктатор, на самом деле больше всего насолил аристократам. Плебеи же могли быть вполне довольны стремящимся к абсолютной власти монархом. Тарквиний Гордый был сыном или внуком Тарквиния Древнего (принадлежа, таким образом, также к этрусской династии). Он был женат сначала на старшей дочери Сервия Туллия (стремившегося покончить с традицией избрания царя, сделав эту должность наследственной), а потом его женой стала вторая царская дочь, Туллия, прозванная Свирепой. Именно она, судя по всему, подвигла супруга на убийство Сервия и захват царского трона в 535 г. до н. э. Тарквиний Гордый не был ни избран народом, ни утвержден сенатом.
Демократическая политическая система в Афинах окончательно сформировалась при знаменитом правителе Клисфене, который нанес мощный удар по господству старой родовой знати.
После смерти Писистрата власть в свои руки взяли его сыновья Гиппий и Гиппарх. Фактически государственными делами занимался Гиппий, Гиппарх же посвятил себя литературе и искусству. Режим стал более суровым. В 514 г. до н. э. в среде афинских аристократов возник заговор, целью которого было низвержение тирании. Двое заговорщиков — Гармодий и Аристогитон — предприняли попытку убить Гиппия и Гиппарха во время Панафинейского празднества, но убит был только Гиппарх. Память о Гармодии и Аристогитоне как борцах против тирании долго чтилась афинскими демократами. Оставшийся в живых Гиппий обрушил жестокие репрессии на головы своих противников. В этот период многие афиняне покинули родину.
Положение Гиппия осложнялось внешнеполитическими затруднениями. В 519 г. до н. э. Афины присоединили к своим владениям пограничный беотийский город Платеи. Это привело к разрыву с фиванцами. В это же время происходит ослабление Аргоса, старого союзника Писистрата, и усиливается враждебная ему аристократическая Спарта. В довершение всего Афины потеряли контроль над проливами, которые перешли в руки персидской державы Ахеменидов.
В начале V в. до н. э. над Грецией нависла угроза вторжения с востока, где значительная территория была захвачена персидской деспотией. Персия завоевала Малую Азию, подчинив себе находившиеся там греческие города-государства. Более того, под ее власть попала и Фракия на востоке Балканского полуострова, в руках персов оказался Геллеспонт (Дарданеллы). Персидская экспансия угрожала экономическим интересам греческих городов, а государственный строй восточной державы не предусматривал никаких демократических институтов, что не могло не волновать тех же афинян.
Персы предприняли несколько походов для завоевания Греции. Первый из них состоялся в 492 г. до н. э. Царь Дарий послал на Балканский полуостров своего зятя Мардония. Однако разыгравшаяся на море буря разметала большую часть персидского флота. Неудача не изменила планов Дария. Формировалась новая отборная армия численностью в 20 тысяч человек и большой флот. Персы учли сложность обходного движения вдоль северного побережья Эгейского моря и приняли смелое решение — переправить армию на кораблях прямым путем из Малой Азии сразу в Аттику. Военным приготовлениям сопутствовала и дипломатическая подготовка, Дарий рассчитывал на раскол в стане врага. При персидской армии состоял изгнанный из Афин Гиппий.
После Марафонского сражения в греко-персидских войнах произошла десятилетняя передышка. В это время в Афинах разгорелась политическая борьба между партией аристократии, возглавляемой прославленным своей исключительной честностью и справедливостью Аристидом, и партией торгово-ремесленных кругов, вождем которой был выдающийся политический деятель Фемистокл. Одним из центральных вопросов, вокруг которых велись споры, был вопрос о военной доктрине Афин. Землевладельцы настаивали на том, что городу требуется хорошая оборона на суше, Фемистокл выдвинул программу развития флота для успешных морских операций. В ходе противостояния афиняне все чаще прибегали к остракизму, обстановка была накалена до предела. Наконец победила демократическая партия — в 483 г. до н. э. Аристид был изгнан из Афин.
Фемистокл же принялся активно воплощать свою программу. Доходы от богатейших серебряных рудников в Лаврионе были направлены на постройку кораблей. В результате к 480 г. до н. э. Афины имели более 150 боевых триер, флот стал основной силой этого государства. Вопреки распространенному мнению, Фемистокл строил корабли, скорее, не для будущей борьбы с Персией, а для успешных действий против давнего противника и объекта вожделений торговцев Афин — островной Эгины. Но программа принесла свои плоды именно во время греко-персидской войны.
Весной 478 г. до н. э. эллинский флот отправился к черноморским проливам, чтобы изгнать оттуда персидские гарнизоны. Общее командование осуществлял победитель при Платеях спартанский царь Павсаний, а во главе афинской эскадры стояли Аристид и его политический единомышленник сын Мильтиад а Кимон. Осенью греки захватили Византий — небольшой город на Босфоре. Под стенами этого города произошло событие, ставшее поворотным пунктом не только в истории Афин, но и всей Древней Греции. Приморские и островные греческие государства отказались в дальнейшем подчиняться спартанцам, передав верховное командование в войне против персов афинянам. Так был образован Первый Афинский морской союз.
Было две главные причины изменения симпатий греков в пользу Афин. Во-первых, вызывающее поведение спартанских лидеров и, в первую очередь, самого Павсания. Он уже открыто рассматривал союзников как подданных. На берегу моря был, например, установлен бронзовый кратер в честь победы над персами, на котором было высечено: «Павсаний, владыка Эллады, Посейдону, владыке морей». В войске была введена чрезмерно суровая спартанская дисциплина, лакедемоняне держались высокомерно по отношению к союзникам. Павсаний окружил себя роскошью, что позволило подозревать его в монархических устремлениях и даже в тайных сношениях с персидской деспотией. В конце концов он был отстранен от политической деятельности самими спартанцами (позже они даже казнили этого героя греко-персидских войн по подозрению в предательстве эллинских интересов). Вместо него в греческий лагерь был прислан другой лидер, и во главе с ним спартанская эскадра вернулась на родину, поскольку в Лакедемоне победили силы, не заинтересованные в продолжении войны с Персией.
V в. до н. э. считается веком расцвета классической Греции. В первую очередь, этот расцвет связан с возвышением Афин. В этом городе к власти надолго пришла демократическая партия, возглавляемая одаренным политиком, одним из величайших правителей античности Периклом.
Перикл был сыном крупного полководца, победителя при Микале Ксантиппа, а по материнской линии принадлежал к роду Алкмеонидов. Впервые он выдвигается в 472 г. до н. э. в качестве хорега при постановке «Персов» Эсхила.
Вскоре его делает своим помощником лидер демократической партии Эфиальт. Идеалы демократической партии оставались неизменными: борьба за расширение политических прав представителей нижних разрядов, борьба со Спартой, ориентация на морское владычество. Главным противником демократов до конца 460-х годов до н. э. был богатый и удачливый Кимон. Будучи способным полководцем и щедрым человеком, Кимон оставался достаточно сильным до событий, произошедших в 462 г. до н. э.
После установления в Риме республиканского правления здесь началась ожесточенная борьба между сословиями патрициев и плебеев. Результатом этой борьбы на определенном этапе стало составление так называемых Законов XII таблиц — первого письменного образца знаменитого римского права, ставшего основой всей мировой юриспруденции.
Борьба плебеев велась вокруг двух основных вопросов: допуск к захваченным и просто общественным землям, который был для них затруднен, и получение права более широко участвовать в управлении Римским государством. По сути, плебеи стремились ликвидировать старые родовые устои. В полной мере им, конечно, этого сделать не удалось — патриции еще очень долго продолжали играть главенствующую роль, но в целом успехи римского плебса в то далекое время были поразительны. Ярким эпизодом в рамках бескомпромиссной борьбы аристократов с плебсом была так называемая первая сецессия, случившаяся в 494 г. до н. э. Тогда плебеи отказались участвовать в военных действиях и проследовали довольно большой толпой на Священную гору, отстоящую к северу от города на расстоянии трех миль. Мятеж испугал патрициев. Результатом стало появление должности народных трибунов, в обязанности которых входила защита плебеев от произвола патрицианских магистратов. Власть и личность народных трибунов считались неприкосновенными. Впоследствии трибуны получили право вето, т. е. право наложения запрета на любое решение любого чиновника и сената, противоречащее интересам плебеев.
Война, продлившаяся 26 лет, коренным образом изменила политическую обстановку в Греции. Основными противниками были, конечно, Спарта и Афины, но на самом деле в нее было втянуто большинство греческих полисов и их колоний. Сражались не только полисы, сражались режимы — олигархия и демократия. В ходе ожесточенной войны уничтожались посевы, виноградники, скот и, конечно, тысячи, десятки тысяч людей; обострялись социальные противоречия, разрушалось гражданское общество, расшатывалась мораль. Система независимых греческих полисов вплотную подошла к кризису.
Основной причиной начавшейся войны стала экспансия Афин, направленная на запад. Афинян очень интересовали богатые и малоосвоенные территории в Италии, и, продвигаясь к Апеннинскому полуострову, они неизбежно сталкивались с наиболее влиятельным в том регионе Коринфом. Афины заключили оборонительный союз с островом Керкира, лежащим на полпути из Греции в Италию. Затем афиняне осадили город Потидеи в Халкидике, который одновременно входил в Афинский союз и являлся колонией Коринфа. Наконец, Афины, стремясь выйти к Коринфскому заливу на западе Греции, оказывали мощное давление на отпавшие от их союза еще в 445 г. до н. э. Мегары. Согласно «мегарской псефисме» 432 г. до н. э. жителям этого города было запрещено торговать с Афинами и их союзниками. Коринф понимал, чем грозит ему афинская западная экспансия, потому готовился к серьезной войне. Коринфяне обратились за помощью к Спарте, пригрозив в случае отказа выйти из Пелопоннесского союза. К антиафинской коалиции присоединились и Фивы, традиционные и естественные противники Аттики в Центральной Греции, а также Дельфийский оракул, недовольный помощью, которую Афины оказывали претендовавшим на священные земли фокидянам.
В конце V в. до н. э. Рим уже выделялся среди других городов Апеннинского полуострова своим прогрессивным общественным устройством. Впрочем, до гегемонии даже в пределах Италии было еще очень далеко, и что бы мы говорили, если бы она так и не состоялась? Вероятно, называли бы прогрессивным строй этрусских городов, постоянно враждовавших с Римом, или городов Латинского союза, чьи отношения с набиравшим мощь городом Ромула также были далеко не радужными.
Помимо местных соперников Риму приходилось иметь дело и с пришлыми народами. К примеру, галлами, которые наводнили половину Западной Европы и, хотя и не создали стройной государственной системы и культуры, претендовавшей на звание античной, однако были сведущи в военных делах. К концу V в. до н. э. галльские племена инсубров, бойев и др. заняли земли в Северной Италии и постоянно наседали в первую очередь на этрусков. В определенный момент этруски поняли, что без помощи Рима бороться с северными варварами будет очень тяжело. Из Клузия, к которому подошли галлы-сеноны, требовавшие от клузийцев земли, в Рим поспешили этрусские послы.
Римляне в этот момент все еще находились в состоянии определенной эйфории от победы над многолетним противником — городом Вейи. Они делили добычу, прославляли полководцев и силу римского оружия. На фоне всеобщего ликования выполнить униженную просьбу этрусков (которым, кстати, раньше и принадлежали Вейи) казалось римским политикам делом достаточно легким. Было решено немедленно вмешаться. Но вместо войск к галлам были посланы трое сыновей Фабия Амбуста. Те потребовали, чтобы галлы не нападали на союзников Рима. Галлы согласились, но взамен этруски должны были уступить им часть необрабатываемых полей.
Говоря об истории Древней Греции, мы, пожалуй, в первую очередь вспоминаем о культуре этой страны. Именно культурные достижения позволяют считать Грецию колыбелью европейской цивилизации. Значительную часть всего древнегреческого культурного наследия составляют труды мыслителей, совмещавших роли и философа, и естествоиспытателя. Две могучие фигуры выделяются на фоне всех философов античности — это создатели известнейших философских систем, повлиявших на развитие мысли вплоть до наших дней, Платон и Аристотель.
Влияние Платона на развитие философии и вообще мировоззрение образованных людей его времени было огромным. Он создал уникальное в своем роде учебное заведение, которое сформировало многих философов, политиков, да и просто известных общественных деятелей.
Платон родился в 427 г. до н. э. в знатной семье, которая вела свою родословную от последнего царя Аттики Кодра. Философии он учился у ученика Гераклита Кратила, от которого позаимствовал диалектические идеи, и у Сократа. После смерти последнего Платон выехал в Мегары, но вскоре вернулся в Афины, занявшись политической и литературной деятельностью. Позже Платон осуществил поездку в Южную Италию и на Сицилию, где познакомился с учением пифагорейцев и попал под их влияние.
Гегемония Спарты оказалась крайне обременительной для населения Эллады. Оказалось, что лакедемоняне очень неразборчивы в средствах при укреплении своей власти. Установление олигархических режимов сопровождалось изгнаниями, казнями, конфискацией имущества всех инакомыслящих. Спартанские наместники не хотели делиться властью, бесчинствовали лакедемонские гарнизоны. Алчные спартанцы вторгались на территории суверенных полисов, вспоминая какие-то старые обиды и просто «для профилактики». Ни о каком равноправии полисов не было и речи.
На рубеже V и IV столетий до н. э. Спарта попыталась вмешаться в борьбу за владычество в Малой Азии, что закончилось для нее крайне неудачно. В тылу тут же вспыхнули восстания греческих городов Балканского полуострова. Персия же, которая до этого поддерживала лакедемонян деньгами, дала мощный отпор с помощью дипломатии, тех же денег и просто военным путем. В 387 г. до н. э. Спарте пришлось подписать с персидским царем позорный Анталкидов мир. Спартанцы отказывались от всех завоеваний греков в греко-персидских войнах и уступали персам малоазийские города. Зато договор предусматривал запрещение в Греции любых союзов, кроме Пелопоннесского. Сразу после заключения мира по Элладе прокатилась очередная волна спартанских репрессий. В частности, Фивы вынуждены были распустить Беотийский союз и стать союзником Спарты.
В середине IV в. до н. э. Элладу раздирали войны. Жажда наживы, сведение старых счетов — вот что определяло политику греческих государств. Появление новых сильных центров лишь усложняло ситуацию. В ходе постоянных раздоров коренным образом менялась социально-экономическая обстановка — увеличивался разрыв между богатыми и бедными, росла численность рабов, среди которых появились и греки. Оборотистые люди в смутное время как всегда наживались, все чаще выходя за пределы родного крохотного полиса и мысля уже общегреческими категориями, как, впрочем, и беспринципные политики и полководцы. Полисы широко использовали наемные войска, солдаты которых уже слишком много времени проводили за пределами родного города, чтобы не потерять значительную долю своего местечкового патриотизма.
Идея замкнутого суверенного полиса уже не отвечала требованиям нового времени: мешала развитию товарно-денежных отношений, созданию прочных союзов и, в конце концов, была одной из главных причин продолжающихся войн. Измученные постоянным переделом собственности, конфискациями и разрушениями греки все чаще говорили о необходимости мира, о единении всех эллинов. Родилась и идея, которая могла бы их объединить, — общий поход на Восток, на ненавистную и богатую Персию.
Уже в 336 г. до н. э. Филипп во исполнение главной задачи Панэллинского союза отправил в Малую Азию 10-тысячную армию, но в том же году он был убит в Македонии. Кто стоял за этим убийством, мы не знаем. Во главе государства оказался сын Филиппа Александр, которому суждено было стать величайшим полководцем и завоевателем в истории человечества.
Отношения с отцом у Александра были непростыми. Филипп любил сына и надеялся на его помощь в управлении государством и на войне, но порывистость Александра и его боязнь лишиться трона из-за второй женитьбы отца выливались временами в серьезные конфликты. Так или иначе, но в момент смерти Филиппа II его отношения со старшим отпрыском находились в положительной фазе, поэтому особого противодействия при занятии престола Александр не встретил. Молодого царя с детства готовили к осуществлению больших задач. Слова об исключительности Македонии и ее возвышении среди государств Эллады наложились на природное честолюбие Александра. Обладая большими полководческими талантами, пользуясь ресурсами всей Греции, находясь во главе наиболее передовой армии того времени, этот человек добился поразительных успехов и, по сути, изменил мир.
В середине лета 330 г. до н. э. Александр стремительно двинулся в восточные провинции через Каспийские ворота, где он узнал, что бактрийский сатрап Бесс сместил Дария с престола. После стычки близ того места, где расположен современный Шахруд, узурпатор заколол Дария. Александр отправил тело Дария для погребения со всеми почестями в Персеполе. Хотя до этого македонский полководец объявлял, что ведет личную войну против Дария, теперь он действовал как его наследник.
Дальнейшее продвижение Александра на восток хоть и приводило к увеличению его державы, сопровождалось все большими и большими сложностями. Местное население оказывало ожесточенное сопротивление, приходилось постоянно менять тактику. Управление огромной территорией было связано с большими сложностями, не все наместники одинаково хорошо справлялись со своими обязанностями. Удлинение коммуникаций вызывало перебои со снабжением и ослабление армии, вынужденной оставлять в крепостях гарнизоны. Менялся этнический состав армии Александра, многие греко-македонские ветераны уже не стремились к продолжению войны, в войско включались покоренные народы. Стремление к единоличному правлению, подражание восточным деспотам вызывало недовольство ближайшего окружения, которое только усугублялось явным желанием Александра соединить Восток и Запад, смешать народ-победитель и побежденных. В рамках этого смешения и назначались командирами персы, была организована большая свадьба греков с персиянками.
Ни один из крупных военачальников и администраторов Александра Великого и близко не обладал тем авторитетом, который был необходим для наследования такой державы. Поэтому-то борьба между диадохами (наследниками) Александра приобрела столь ожесточенные формы. Законных наследников по родству было двое — брат покойного завоевателя — Арридей, принявший имя Филипп III, и малолетний сын Александра — Александр IV. Ни тот, ни другой реальной власти не получили. Борьба велась между полководцами Александра Великого.
Помимо Антипатра, командовавшего войском, оставленным в Македонии и Греции, одно из первых мест занимал Пердикка, опытный полководец, прошедший школу Филиппа и Александра. Из других македонских деятелей выделялся Антигон, прозванный впоследствии Одноглазым, сатрап Великой Фригии, и Птолемей, выдвинувшийся к концу правления Александра. Командиром гетайров был Селевк. Остальные македонские вожди — Лисимах, грек Эвмен и др. — также стремились играть самостоятельную роль.
Главой царства был назначен Кратер, но фактически регентом стал Пердикка. Управление Грецией и Македонией было оставлено за Антипатром, Фракия передана Лисимаху, часть Малой Азии досталась Антигону, другая — Эвмену. В Египте быстро утвердился Птолемей Лаг, судя по всему, наиболее способный государственный деятель из всех диадохов. Восточными сатрапиями управляли прежние наместники. А Селевк, который вскоре станет одним из самых могущественных правителей, пока был назначен лишь главой конницы гетайров.
На значительной территории, которая сейчас является государством Китай, сами китайцы долгое время населяли лишь небольшой регион в среднем течении реки Хуанхэ. Лишь в I тысячелетии до н. э. и в начале нашей эры они широко расселились за пределами этой территории. Северо-восточную часть Китая населяли маньчжуро-тунгусские племена; северо-запад и запад — тюркские и монгольские, юго-запад — сино-тибетские и т. д. Во II тысячелетии до н. э. особенно усилилось племя шан на Хуанхэ. В XVII в. до н. э. некто Чэн Тан основал, возможно, первое государство Китая, которое получило название по имени племени — Шан. Соседи называли эту страну Инь. Именно к этому времени, что естественно, относятся и первые шаги в области ирригации. Вскоре и другие ваны (вожди) племен превращаются в царей.
В 1122 г. до н. э. государство Шан было покорено представителями племенного объединения Чжоу. Династия Чжоу правила на значительной части современной территории Китая удивительно долго — до III в. до н. э. Впрочем, власть царей над фактически самостоятельными государственными образованиями была номинальной, все попытки централизации были, в общем, неудачны. История государства Чжоу закончилась длительным периодом «враждующих царств».
При упоминании Карфагена на память многим людям приходит личность выдающегося полководца Ганнибала. Возможно, он был тем человеком, который мог повернуть ход исторических событий, сместить центр западной цивилизации в Северную Африку. Для этого он сделал немало. Он одерживал блистательные победы. Битва, которую Ганнибал дал при Каннах, открывала перед Карфагенским государством широчайшие перспективы, но, в конечном счете, его постигла незавидная участь.
В IX в. до н. э. выдающиеся мореплаватели и торговцы финикийцы, проникшие во все уголки Средиземного моря, основали на территории современного Туниса новую колонию. Они назвали ее Карфаген («Новый город»). Карфаген был мощнейшей державой Западного Средиземноморья. С V в. до н. э. Карфаген предпринимал постоянные попытки закрепиться на богатом и плодородном, а также имеющем важное геополитическое значение острове Сицилия. В III в. до н. э. карфагеняне покорили западную часть острова. Но у них появился опасный соперник в лице римлян. К этому времени они уже вышли на самый юг Апеннинского полуострова и, естественно, тоже начали претендовать на Сицилию. В 264 г. до н. э. началась Первая Пуническая война. Она продолжалась более двадцати лет и закончилась победой римлян. Карфаген потерял свою гегемонию в Западном Средиземноморье.
История пунических войн имела свое печальное, но логичное завершение. До идей международного паритета было еще очень далеко, и более сильный противник стремился просто-напросто уничтожить, стереть с лица земли более слабого. Так произошло и с Карфагеном.
Условия мира 201 г. до н. э., которым закончилась Вторая Пуническая война, для Карфагена были исключительно тяжелы. Карфаген терял все свои заморские территории, должен был распустить армию и флот, на город была наложена огромная контрибуция, которую следовало выплачивать в течение пятидесяти лет. Кроме того, Карфаген отныне не мог самостоятельно определять внешнюю политику, особый контроль римляне осуществляли и за тем, чтобы пуны, не дай бог, не занялись модернизацией вооружения. Конечно, в Карфагене было еще достаточно людей, мечтавших восстановить былое могущество. Однако после того, как из города бежал Ганнибал, их голос был слаб. В целом карфагеняне относились лояльно к своим повелителям. Но это не спасло Карфаген.
Во главе одной из комиссий, которые посылались из Рима в Африку для того, чтобы решать спорные вопросы относительно Карфагена, был поставлен принципиальный и неподкупный сенатор, последовательный сторонник антипунической политики Марк Порций Катон. Приехав обратно, этот сенатор сообщил, что его беспокоит скорость, с которой Карфаген восстановил свое материальное благополучие. Он заявил, что пока Карфаген не будет уничтожен, римляне не могут чувствовать себя спокойно.
Весь III в. до н. э. правители эллинистических государств не прекращали кровопролитной войны за различные территории. Состоялось четыре сирийские войны между державой Селевкидов и Птолемеев, уследить же за быстрой сменой власти в материковой Греции было вообще очень сложно. Здесь главными противниками были Македония, Этолийский и Ахейский союзы.
Македония в начале века некоторое время переходила из рук в руки. То она делилась между эпирским царем Пирром и Лисимахом, то в борьбу вмешивался Селевк. Однако он был убит в 280 г. до н. э. находившимся при нем Птолемеем Керавном (обойденным своим отцом в Египте). Затем вся Греция подверглась опустошительному набегу кельтских племен. Победителем в конечном итоге оказался Антигон Гонат, внук Антигона Одноглазого, который с тех пор пытался установить гегемонию над всей Элладой. Этолийская федерация укрепилась в середине III в. до н. э., в нее вошли и Беотия, и Фокида — в общем, фактически вся Средняя Греция (кроме Аттики). Ахейский союз был сильнейшим противником Македонии на Пелопоннесе. В 243 г. до н. э. большой резонанс вызвало вхождение в этот союз сильного Коринфа.
Одна из главных особенностей Римского государства состояла в том, что такое занятие как политика было возведено на очень высокий уровень. В ней так или иначе участвовали самые широкие слои населения, были выработаны порой довольно сложные правила игры, которые к тому же были зафиксированы и формализованы. Такого не знало, пожалуй, ни одно общество древности. Ведь даже римские низы могли реально повлиять на установление тех или иных законов. Конечно, не стоит забывать, что это общество было рабовладельческим, а следовательно, значительное число жителей страны в принципе не имело никаких прав, но даже та роль, которую играл бедный, но свободный плебс, позволяет понять, почему Рим оказался на вершине политического могущества.
К середине II в. до н. э. в Риме назрел социально-экономический кризис. Связан он был с обеднением низших слоев населения, в первую очередь свободного крестьянства, мелких собственников. Постоянные войны и непомерные аппетиты аристократов приводили к тому, что свободные плебеи теряли значительную часть своих доходов, появилось много обезземеленных крестьян, это отражалось на боеспособности армии. Количество же рабов постоянно увеличивалось, что привело к тому, что возникла реальная опасность, что через пару десятков лет чуть ли не все свободное население окажется в рабстве. Лучшие умы отечества уже всерьез обсуждали сложившуюся ситуацию и предлагали проекты реформ (как, например, в прогрессивном кружке Сципиона Эмилиана). Наконец, когда в 133 г. до н. э. народным трибуном был избран тридцатилетний сторонник реформ Тиберий Семпроний Гракх, ситуация вышла из-под контроля.
Луций Корнелий Сулла — один из тех, кому история так и не смогла дать однозначной оценки. Вероятно, это случилось потому, что этот бесспорно незаурядный человек с подчеркнутым презрением относился к каким-либо правилам — будь то правила политической игры или стандартная модель поведения кровожадного тирана. Он не имел, очевидно, четкой цели, предпочитая решать насущные проблемы — причем делал это решительно, находчиво и, как правило, с успехом. Сулла создал новый тип политика — практичного, трезво мыслящего, но беспринципного и неразборчивого в выборе средств.
Приход к власти Луция Корнелия Суллы был связан с борьбой двух основных «политических партий» Римского государства: оптиматов и популяров. Первые представляли знатных римлян, вторые ориентировались на плебс и сословие всадников. Основные проблемы политики того времени заключались в допуске различных слоев населения к государственному управлению, пользованию земельными ресурсами; остро стоял вопрос о поддержании боеспособности армии, о приведении в полную покорность провинций, о статусе так называемых союзников в Италии, которые давно уже претендовали на права римских граждан. Политическая борьба в Риме протекала более чем напряженно. Взаимные обвинения, привлечение к суду, беспрерывные вето, накладываемые на законы… Все это было неизбежно при той сложной системе «противовесов», пересекающихся полномочий, взаимного контроля, которая хотя и была относительно демократична, но иногда из-за своей сложности просто парализовала всю внутреннюю жизнь.