Традиционные методы и формы обучения направлены прежде всего на передачу готовых знаний учащимся, а новый стандарт биологического образования ставит другие цели, среди которых - развитие творческих способностей школьников. Для этого необходимы совершенно другие методы и приёмы, среди которых одним из актуальных является использование креативных заданий. Именно такие задания развивают фантазию, воображение, ассоциативность мышления, так как предполагают создание школьником собственного продукта: идеи, рисунка, сочинения и т. д., именно такие задания пополняют опыт творческой деятельности учащихся.
Метод импатии (вживания)
Задания
|
Методы креативной педагогики |
1. Представьте себе, что вы – эвглена зелёная. Опишите свои ощущения.
|
метод эмпатии (вживания) |
2. Представьте себе, что вы – гусеница, превращающаяся в бабочку-капустницу. Опишите свои ощущения.
|
метод эмпатии (вживания)
|
3. Напишите мини-сочинение от имени кукушки.
|
метод эмпатии (вживания)
|
4. Представьте себя птенцом, который вот-вот вылупится из яйца. Опишите свои ощущения.
|
метод эмпатии (вживания) |
5. Представьте себя львом, властелином природы. Опишите свои ощущения.
|
метод эмпатии (вживания) |
Примеры ответов учащихся:
Одноклеточная, крошечная, кляксовидная, симпатичная.
Я одноклеточная — мне очень одиноко и скучно, а бывает и страшно, я очень маленькая — быстро устаю.
• Если я буду гусеницей, мне будет приятно есть сочные листья капусты, но будет и страшно: вдруг птица склюёт или, если я окажусь на земле, кто-нибудь наступит на меня. Когда я буду становиться бабочкой, я закутаюсь в красивый кокон, и мне будет тепло. У меня постепенно появятся крылья — я стану очень красивой и смогу летать, вырастет длинный хоботок — я буду есть сладкий нектар: как это здорово!
Работящая, прозрачно-перепончатокрылая, жалящая, умная, полезная, медоносная.
Я — кукушка. Каждую весну я откладываю яйца и подкладываю их в гнёзда к другим птицам и не забочусь о своих детях, я их даже не знаю - у меня нет родственников: я всегда одна. Но всё-таки быть кукушкой мне очень нравится: я красиво выгляжу, моё «ку-ку» самое прелестное в лесу. А у какой ещё птицы, кроме меня, вы можете спросить, сколько вам жить осталось?
Как же было тепло, но неуютно внутри яйца: была сплошная мгла, негде было развернуться. А теперь я готов к тому, чтобы выйти из своего домика на белый свет: я уже достаточно вырос, я слышу голос мамы, что уже пора. Страшновато, конечно, покидать это тёплое убежище, но надо... Ой!
Креативные задания по теме «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся»
Придумайте ребусы: один - о рыбах, второй - о земноводных, третий - о пресмыкающихся |
Метод символического видения |
Почему мы так говорим? • Как рыба в воде. • Нем как рыба. • Как сельди в бочке. Верно ли это с биологической точки зрения? |
Метод эвристического исследования |
Придумайте рекламу отряду Акулы |
Метод образного видения |
Представьте себе, что вы — лягушка. Как вы себя чувствуете на суше и в воде? Где вам нравится больше? Почему? |
Метод эмпатии (вживания) |
Составьте описание «особо опасного преступника» — змеи кобры |
Метод фактов |
Примеры ответов учащихся:
• Акула - лучшая из всех,
Хотя кусается.
Она красавица из тех,
Кто здесь не славится.
Самая серая, самая злючая,
Бывает и белая, бывает колючая.
• Внимание!
Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: нет ног, длинный скользкий тип, вооружён до зубов, на рёбрах ходит, у него есть капюшон, на нём - татуировка.
Метод образного видения
Задания
|
Методы креативной педагогики |
1. Опишите амёбу обыкновенную, используя только прилагательные
|
метод образного видения
|
2. Опишите пчелу медоносную, используя только прилагательные
|
метод образного видения
|
3. Составьте вопросы про инфузорию туфельку, используя слова: кто? что? зачем? где? чем? когда? как?
|
метод эвристических вопросов |
4. Придумайте 3 вопроса о муравьях, используя слова: зачем? почему? сравни.
|
метод эвристических вопросов
|
5. Почему мы так говорим - как с гуся вода - чёрный, как ворон - лучше синица в руках, чем журавль в небе - слово не воробей – вылетит, не поймаешь. Верно ли это с биологической точки зрения?
|
метод эвристического исследования
|
6. Нарисуйте зоошутку – необычное насекомое, которого не существует в природе: органы возьмите от разных насекомых.
|
метод фактов
|
7. Как вы думаете, что произойдёт, если вдруг исчезнут все насекомые?
|
метод прогнозирования |
8. Напишите ответ на вопрос: кто такие птицы? с помощью символов, которые придумайте сами. |
метод символического видения
|
9. Что здесь лишнее? Дайте по 2 разных ответа. Ответы обоснуйте. печёночный сосальщик, свиной цепень, медицинская пиявка, белая планария человеческая аскарида, свиной цепень, медицинская пиявка, нереис пескожил, белая планария, ложноконская пиявка, дождевой червь
|
метод сравнения |
Метод ошибок
1. Найдите в тексте биологические ошибки: Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем. Мы пропалывали, поливали, выбирали из почвы дождевых червей, чтобы они не повредили корни растений. После работы мы мыли руки с мылом – ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печёночных сосальщиков – опасных паразитов человека. А однажды на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные нежные листья. Мы всех червей собрали и уничтожили. Летом мы поработали на славу, а осенью собрали небывалый урожай!
|
|
2. Найдите биологическую неточность
А) в стихотворении А. А. Фета «Бабочка»: Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем- Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась, куда спешу? Здесь на цветок я лёгкий опустилась и вот - дышу.
|
Лишь два крыла |
Б) в басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»: Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза.
«Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?»- Говорит ей Муравей.
|
Как зима катит в глаза |
3. Найдите в стихах биологические неточности: А) С. Я. Маршак. А эта весёлая птица-синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в тёмном чулане хранится В доме, который построил Джек.
|
Которая часто ворует пшеницу,
|
Б) С. Есенин: Выткался над озером алый цвет зари, На бору со звоном плачут глухари. Где-то плачет иволга, схоронясь в дупло, Только мне не плачется- на душе светло.
|
На бору со звоном плачут глухари.
|
В) А. Н. Плещеев: Травка зеленеет. солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит. Дам тебе я зёрен, а ты песню спой, Что из стран далёких принесла с собой.
|
Дам тебе я зёрен, а ты песню спой,
|
Г) В. А. Жуковский: Где же ты, птаха? Где ж ты, певичка? В дальнем краю Гнёздышко вьёшь ты, Там и поёшь ты Песню свою.
|
Где ж ты, певичка?
|
Напишите ответ на вопрос: кто такие птицы? с помощью символов, которые придумайте сами. |
метод символического видения
|
Что здесь лишнее? Дайте по 2 разных ответа. Ответы обоснуйте. печёночный сосальщик, свиной цепень, медицинская пиявка, белая планария человеческая аскарида, свиной цепень, медицинская пиявка, нереис пескожил, белая планария, ложноконская пиявка, дождевой червь
|
метод сравнения |
Креативные задания по теме «Млекопитающие» |
|
Опишите тигра уссурийского и слона индийского, используя одни прилагательные
|
Метод образного видения |
Составьте ребус, в котором зашифруйте главный признак млекопитающих животных
|
метод символического видения
|
Составьте вопросы о внутреннем строении млекопитающих, которые будут начинаться словами: «Почему? Сравните...», «Что случится, если...», «Какие условия нужны, чтобы...», «Докажите...»
|
метод эвристических вопросов |
Почему мы так говорим? Здоров как бык. Как белка в колесе. Пусти козла в огород. Медведь на ухо наступил. Как корова на льду. Верно ли это с биологической точки зрения?
|
метод эвристических исследования |
Знаете ли вы? С детства знакомая картинка: ёж, несущий на своих иголках яблоко. - Куда он его несёт? - К какому отряду относится ёж? -Чем же он питается? Разве яблоки ему нужны? Может, это он готовит себе на зиму? - Как зимует ёж? - Нужно ли ему зимой пропитание? - И почему из множества яблок ёж выбирает наиболее кислые дички? - Зачем же они ему?
|
Метод гипотез |
Задание к творческому занятию по теме «Тип Кишечнополостные»
1. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь. Обоснуйте свой ответ, выделив признаки принадлежности к конкретной систематической группе (царство, тип/отдел, отряд/семейство, вид)
Море – естественная среда обитания этих животных. Характерная особенность всех животных данной систематической группы – наличие стрекательных клеток, содержащих ядовитую жидкость. Таким оружием животные пользуются и для защиты, и для нападения.
Описываемый организм относят к одиночным формам, хотя близкие его родственники образуют гигантские колонии и даже рифы.
Тело животного радиально симметрично и более чем на 90% состоит изводы. Его купол, или зонтик, может достигать 40 см в диаметре. На нижней стороне зонтика расположено ротовое отверстие, вокруг которого свисают длинные ротовые полости. Пищеварение осуществляется в кишечной полости. Окраска купола розоватая, в средней его части крестообразно расположены половые железы.
2. Напишите небольшой рассказ «Медузы» с опорой на услышанный текст.