Цели:
продолжить знакомство с разноспрягаемыми глаголами;
развивать мышление, любознательность, речь;
воспитывать ответственное отношение к учёбе.
Цель: Формирование умения уместно, коммуникативно целесообразно использовать имена прилагательные в связном высказывании, умения использовать различные языковые средства для привлечения внимания к предмету высказывания.
Задачи:
обогащение словарного запаса учащихся именами прилагательными, необходимыми для описания внешности человека;
формирование умения использовать имена прилагательные для описания портрета;
эстетическое воспитание учащихся.
Цели урока:
подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С);
показать способы подбора аргументов;
развивать умение строить монологическое высказывание на общественно-политическую тему;
создать опыт публичных выступлений на общественно-политическую тему.
Цели: научить детей находить причастный оборот в предложении, выделять его знаками препинания на письме, уточнить роль причастного оборота в предложении, развивать коммуникативные умения.
Ход урока
1. Организационный момент (1 минута).
Учитель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? Если хорошее, давайте приступим к занятию.
Тип задачи: позиционная.
Тип текста: художественный, публицистика; составной, сплошной.
Структура задачи: задания с 1-5,8 связаны с пониманием текста на уровне содержания (что главное, что второстепенное), задание 6 проверяет умение систематизировать материал, задание 9 обращается к замыслу автора, задание 10, 11 предполагают самостоятельную работу с информацией, задание 12 предполагает порассуждать в свободной форме о данной проблеме.
Предметная тема урока: имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Метапредметная тема урока: знания и информация, повторение и развитие.
Содержательная цель: знакомство с существительными, имеющими только форму единственного числа.
Деятельная цель: формирование в учащихся нового способа деятельности, связанного с поиском и выделением информации.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
Задачи урока:
1. Обучающие
Закрепить полученные знания о СПП;
Тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в СПП;
Цель урока: углубление знаний о видах сложноподчинённых предложений.
Задачи урока:
образовательные:
познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточным места
формировать умение определять и характеризовать сложноподчинённые предложения с придаточным места
закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным места
Цель урока: повторить классификацию сложноподчинённого предложения (СПП) с несколькими придаточными, привести в систему знания по теме.
Задачи урока:
обучающие: углубить знания о сложноподчиненном предложении – конструкции с несколькими видами придаточных; учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений;
Цель: Показать, что SMS-сообщения отрицательно сказываются на межличностных отношениях и ведут к снижению языковой грамотности, словарного запаса и выразительности как устной, так и письменной речи.
Задачи:
Образовательные:
углубить знания учащихся о языке как многоуровневой системе
познакомить с особенностями использования языковых средств разговорного стиля
Задачи урока
обучение чтению научно-учебного текста
развитие языковых и речевых умений
формирование навыков самостоятельной работы
Цели:
повторить материал по теме “Фонетика”, современные орфоэпические нормы, фонетические процессы – оглушение, озвончение, смягчение, стяжение, выпадение, учить определять данные фонетические процессы в словах, выполнение и анализ заданий по фонетике;
развивать навыки фонетического анализа слова, внимательное отношение к слову;
воспитывать любовь к русскому языку.
Цели:
обучающая:
знакомство учащихся со значением частиц;
развивающие:
выразительность речи учащихся;
Цель:
развитие творческих способностей детей, привитие интереса к предмету;
выявление уровня обученности и качества пройденного материала.
Цели урока:
продолжить формирование осознанного подхода к слову,
углубить знания учащихся о фразеологизмах,
научить правильно использовать фразеологические обороты в речи.
Оборудование урока: тетради, раздаточный материал, иллюстрации, проектор, презентация к уроку.
Цель: повысить интерес учащихся к изучению русского языка; активизировать творческую и мыслительную деятельность обучающих.
Ход конкурса
Цель: определить условия выбора гласных в приставках при- и пре-, научить правильно писать приставки при- и пре-
Задачи:
Обучающая: познакомить учащихся со значением приставок при- и пре; изучить особенности их написания; формировать умение правильно писать приставки при- и пре-.
Развивающая: развивать исследовательские навыки, умение сопоставлять.
Цель урока:
Образовательные:
– повторить изученное по теме “Лексика”;
– систематизировать и обобщить материал раздела “Лексика”
Развивающие: совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся; развивать интерес к русскому языку, умение думать, различать.
Цели урока:
создать условия для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме: «Определение»; развить умения находить определения в тексте; правильно задавать к ним вопросы;
использовать определения в своей речи; выполнять творческие задания с применением определений.
продолжать развивать образное мышление учащихся, способности реализовать свои чувства, настроения через систему творческих заданий.
Цели:
Образовательные:
обобщить и систематизировать знания о деепричастном и причастном оборотах;
отрабатывать умение находить и выделять деепричастный и причастный обороты; предупреждать ошибки в употреблении деепричастного оборота;
учиться использовать деепричастный и причастный обороты в речи.
Цель:
Систематизировать основные признаки причастия и деепричастия на основе сопоставления морфологического разбора и повторить орфограммы и пунктограммы, которые, проходят по этим темам;
Повторить основные элементы анализа текста;
Воспитать бережное отношение к природе и любовь к Родине.
Задачи: актуализировать знания учеников об аргументации; познакомить с дебатами как речевым жанром, его жанрообразующими признаками, с особенностями речевого поведения ведущего; создать основу для выработки у учеников умения вести дебаты.
Цель: Систематизация, повторение, закрепление изученного материала по теме “Наречие”.
Задачи:
1. Повторить изученный материал, закрепить знания, умения, навыки учащихся по теме “Наречие”.
2. Развивать устную и письменную речь, внимание и мышление учащихся.
3. Воспитывать любовь к языку, умение слушать друг друга.
Тип урока Изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательная: Объяснить слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных
Развивающая: Развивать навыки мыслительной деятельности, логическое мышление, умение работать по алгоритму, интерес к уроку через нестандартные формы работы.
Воспитывающая: Воспитывать чувство патриотизма, интерес к спорту и занятиям спортом.
Цель урока:
Познавательная:
познакомиться с местоимением как частью речи, определить морфологические признаки и синтаксическую роль;
находить местоимения в тексте;
уметь определять роль местоимений в тексте;
познакомить с жизнью и произведениями Януша Корчака;
знать важность определения своего места в жизни и обществе.
Цели: дать понятие о неполных предложениях, особенностях их строения и оформления на письме (употребление тире); учить определять роль неполных предложений в речи.
Оборудование: сигнальные карточки со знаками «+» и «—».
Ход урока
I. Организационный момент.
— Сегодня вы познакомитесь с особенностями строения неполных предложений и оформления их на письме.
Цели: закрепить навык пунктуационного оформления на письме однородных членов с бессоюзной, союзной связью, с обобщающим словом, стоящим перед ними или после однородных членов предложения.
Ход урока
1. Организационный момент.
Цели: помочь учащимся уяснить на примерах художественного текста, что однородные члены предложения могут являться одним из синтаксических средств выразительности речи; дать понятие о параллелизме предложений, учить находить данное средство выразительности в художественных текстах; работать над предупреждением ошибок в речи при использовании однородных членов предложения.
Оборудование: репродукция картины А.И. Куинджи «Украинская ночь».
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-посещение картинной галереи
Технология: элементы технологии дифференцированного и проблемного обучения
Цель: показать различие частиц НЕ и НИ
Знать: условия выбора частиц НЕ и НИ
Уметь: различать и правильно писать частицы НЕ и НИ
I. Урок можно начать с чтения наизусть стихотворения Маршака “Словарь” (учителем или учеником).
Словарь
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
Цели для учителя:
помочь учащимся осознать назначение наречия в речи;
научить определять роль наречия в разных текстах;
расширять активный словарный запас;
совершенствовать монологическую речь учащихся на лингвистическую тему;
учить строить собственное речевое высказывание в соответствии с речевой ситуацией;
Цель урока:
закрепить знания учащихся об описании;
закрепить умение употреблять в своей речи деепричастия;
подготовить учащихся к написанию сочинения по картине,
показать роль композиции в раскрытии замысла художника.
Оборудование: репродукция картины С.А.Григорьева «Вратарь».
Единица содержания: способ постановки знаков препинания при прямой речи.
Цель:
Обучающий аспект
уметь применять знания по орфографии, полученные в начальной школе и в 5 классе;
уметь находить прямую речь и слова автора;
уметь применять способ постановки знаки препинания в предложениях с прямой речью;
уметь использовать термины и понятия.
Игра требует от учащихся небольшой подготовительной работы. В качестве домашнего задания командам предлагается придумать представление свое команды – конкурс № 1 (название, девиз, эмблема, творческая презентация), а также подготовить три иллюстрации известного фразеологического выражения (конкурс № 3).
Интеллектуальная игра сопровождается презентацией (задания, ответы на предложенные задания).
Звучит торжественная музыка. Учащиеся читают стихотворение.
Цели:
обобщать и систематизировать знания студентов по теме “Лексика и фразеология”;
развивать речь, память, познавательную активность, орфографическую и пунктуационную грамотность;
воспитывать навыки работы в команде, интерес к будущей профессии.
Оборудование: карточки с вопросами, иллюстрации, выставка словарей, мультимедийный комплекс.
Тип занятия: обобщающий.
Цель урока: развитие мотивов и интересов исследовательской деятельности учащихся старших классов через анализ текстов публицистического стиля речи (по материалам статей обозревателя краевой общественно-политической газеты «Звезда»).
Задачи: овладеть навыками смыслового чтения через развитие умения определять средства художественной выразительности, используемые в публицистическом стиле; выработать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (в малых группах 3-4 человека); формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий через использование системы электронного голосования VOTUM, через использование информационных ресурсов сети Интернет.
Тип урока: урок-исследование
Вид урока: работа с информационным текстом
Цель урока:
УУД (универсальные учебные действия)
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме
Умение работать в паре, группе.
Развитие умения сравнивать, анализировать.