Подвижные игры, проводимые во время переменок в школе, способствуют активному отдыху детей, снижают накопившееся на уроках утомление, повышают работоспособность к следующему уроку.
Дети, активно играющие на переменах, в четыре раза меньше отвлекаются на последующих уроках, чем их одноклассники, проводящие переменки в спокойном отдыхе. Такие подвижные игры очень хорошо влияют на эмоционально-психологическое состояние детей, развивают их ловкость и координацию движений. Они формируют командный дух, взаимовыручку и упорство. В подвижные игры на переменах можно играть и всем классом, и небольшими группами.
По особенностями поведения детей школьного возраста, на переменах между уроками, можно выделить 3 группы учащихся:
1 группа: включает детей очень подвижных, иногда даже гиперактивных, эмоциональных, которые большую часть своего свободного времени занимают подвижными играми: спонтанный, непредсказуемый бег соревновательного характера, выявление самого сильного, заигрывание между собой - это могут быть и `пряталки`, `догонялки`, шуточная борьба и возня.
2 группа: дети, предпочитающие игры средней активности. Дети этой группы играют в игры, связанные развлечением и досугом - настольные игры и тому подобное;
3 группа: дети, которые заняты игрой с малой активностью и подвижностью или одиноко неподвижные. В эту группу входят малоподвижные дети, которые проводят почти всю перемену словесно общаясь и беседуя друг с другом, фотографируя или снимая на видео дуг друга, делая заметки или рисунки, а некоторые из них возможно слушают музыку в одиночестве.
Для детей 1 группы:
Младшим школьникам очень нравиться игра «Мама, ниточку распутай»: с помощью считалки назначают ведущего игры – «маму». Остальные дети становятся в кружок, взявшись за руки. Ведущий отворачивается, а дети начинают «запутываться», не разжимая рук, переплетаясь друг с другом руками и ногами. После этого дети хором произносят: – Мама, ниточку распутай, только не порви. Задача ведущего – распутать детей обратно в кружок, постараясь не расцеплять их рук.
В игре «Жмурки» также считалкой выбирают ведущего, ему завязывают платком глаза и ставят посередине школьного коридора.
Дети спрашивают: – На чем стоишь?
Ведущий отвечает: – на мосту.
Дети: – Что ешь?
Ведущий: – Колбасу.
Дети: – Что пьешь?
Ведущий: – Квас.
Дети: – Ищи мышей, а не нас.
При этих словах дети разбегаются по коридору. Ведущий должен не только поймать какого-нибудь ребенка, но и угадать его имя.
Веселая игра «Хвост и голова» интереснее проводится при большом количестве участников. Выбирают «голову» и «хвост» змейки, между ними становятся остальные дети, положив руки на плечи соседу. Задачей «головы» в начале колонны будет поимка «хвоста», стоящего в конце. Остальные участники колонны стараются следовать за «головой», не убирая рук с плеч соседей.
Игра «Море волнуется» также способна заинтересовать школьников, количество участников в ней должно быть не меньше пяти-семи человек. Ведущий становиться в круг, детишки ходят по кругу, взявшись за ручки, меняя направление движения и хором говоря: – Море волнуется раз (идут по часовой стрелке), море волнуется два (идут против часовой стрелки), море волнуется три (по часовой стрелке), морская фигура замри! После этих слов руки расцепляются, и каждый ребенок старается принять необычную и забавную позу, «застыв» в ней не шевелясь. Ведущий обходит всех детей, наблюдая, чтобы те не двигались, и старается их рассмешить. Если ребенок начнет двигаться или смеяться, он из игры выбывает. Выигрывает самый стойкий, он и становится следующим ведущим.
Подвижных игр, в которые можно играть на школьных переменах, очень много. Здесь важно знать меру и стараться не перевозбудить детей, иначе им потом трудно будет сразу сосредоточиться на уроке. На каждой переменке играть нужно в какую-то одну игру.
Игра «Стая уток»
Играющие становятся в шеренгу на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Они слегка сгибают ноги в коленях и кладут на них руки. По сигналу все начинают в полуприседе быстро продвигаться вперед до обозначенной черты – «озера» (10-15м), не меняя положения рук и ног. Побеждает та утка, которая первой достигает озера (перейдет черту).
Правила игры: тот, кто начал движение до сигнала или нарушил установленное положение рук или ног, считается проигравшим.
В игре "Летает — не летает"
Учитель произносит названия предметов, животных и т. д.
Если названное летает, дети встают на носочки, разводят руки в стороны, если нет, то шагают на месте.
Самолет, синица, муха... - стойка на носках, руки в стороны, можно выполнять повороты.
Качели, машина... — ходьба на месте.
При повторении игры можно добавить слово «ползает», тогда дети принимают положение приседа. Улитка, червяк... - присед.
Игра "Что изменилось в костюме?"
Один из учащихся, стоя перед строем, медленно поворачивается, затем отходит в сторону, изменяет что-либо в костюме и возвращается. Ученики должны запомнить все детали его костюма и заметить, что изменилось.
Тот, кто первым заметил изменение, сам становится перед строем.
Игра "Ручеек"
Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде.
Очень интересная и подвижная игра в которой могут участвовать как дети так и взрослые, и чем больше участников тем интереснее. Все игроки, кроме одного, становятся парами друг за другом, пары берутся за руки и поднимают их вверх, образуя коридор. Оставшийся игрок проходит через коридор, по пути забирая с собой кого-нибудь из игроков. Выйдя из коридора, новая пара становится в "хвост" цепочки. А игрок, оставшийся без пары, ныряет в "коридор" и выбирает себе новую пару. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест. Чем быстрее будет "течь" ручеек, тем веселее.
Для детей 2 группы:
Игра "Шахматы"
Игра " Настольные игры"
Для детей трех групп: электронная "Динамическая пауза"(5- 7минут).
Различные вариации.