1 полугодие
1 вариант
1. Исследователь взял две группы клеток и поместил их в разные пробирки с питательной средой. У одной группы клеток он удалил ядро. Другая группа клеток осталась невредимой. Как изменится число клеток в разных группах через некоторое время и почему?
2, Прочтите текст. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, и объясните их.
1. Дышат растения только днем, на свету. 2. В то же самое время происходит и фотосинтез.
3. Углекислого газа при фотосинтезе растения поглощают гораздо больше, чем выделяют при дыхании. 4. Во время фотосинтеза растения используют энергию органических веществ, накопленных ими. 5. Во время дыхания они используют энергию света. 6. Так же как и животные, растения погибают при прекращении дыхания.
3. Решите биологическую задачу.
Рассмотрите условия, которые могут оказывать влияние на испарение воды растениями:
1. Пасмурный день. 2. Солнечный день. 3. Открытое место. 4. Лес. 5. Тихая безветренная погода.
6. Холодная погода. 7. Жаркая погода.
Выпишете номера, под которыми приведены условия, способствующие:
1. Увеличению испарения__________________
2. Сокращению испарения__________________
4. Прочтите текст и ответьте на вопросы.
Белки, жиры и углеводы – название больших групп органических веществ, которые образуются и содержатся в клетках всех органов растений и имеют определённые свойства. Почти все органические вещества входят в состав клеточной оболочки и тоненькой плёнки – мембраны. Углеводы преобразуются в митохондриях с выделением энергии. В вакуолях и цитоплазме разные виды углеводов и жиров накапливаются как запасные питательные вещества. В клетках, как обязательный и необходимый компонент, содержится вода. Растворы веществ в воде обеспечивают все жизненные процессы в клетках. Ещё в клетках содержатся минеральные соли, чаще всего – это соли кальция. Они придают растительным клеткам прочность.
А) Какие органические вещества входят в состав клеточной оболочки?
1) только жиры 2) углевод и белки 3) жиры и белки 4) жиры, углеводы, белки
Б) Запасные питательные вещества накапливаются в:
1) оболочке 2) ядре 3) цитоплазме 4) хлоропластах
В) Минеральные вещества придают клеткам растений:
1) зелёный цвет 2) твёрдость 3) эластичность 4) упругость
5. Пользуясь ниже приведённым текстом, вставьте пропущенные слова в предложения.
1) В лабораториях проверяют__________ , то есть способность семян к прорастанию.
2) При прорастании первыми появляются____________________, а потом_______________________.
3) Семена культурных растений высеивают на___________ в зависимости от их и состава
4) В рыхлую, __________________ почву, где много воздуха, но мало влаги, даже мелкие семена заделывают поглубже, не на _____________, а на___________ .
Перед посевом люди обязательно узнают, как будут прорастать посеянные семена. В лабораториях проверяют всхожесть семян, то есть способность семян к прорастанию. Для этого отсчитывают подряд, без выбора, 100 семян того растения, всхожесть которого необходимо определить.
Отобранные семена помещают в неглубокие тарелочки или блюдца на влажную фильтровальную бумагу и наблюдают за их прорастанием. Через некоторое время (5—7 дней) подсчитывают число проросших семян (рис. 18) и определяют всхожесть таким образом: если из 100 семян проросло 50, то всхожесть будет равна 50%, если проросло 90 семян, всхожесть составляет 90%. Как вы думаете, какая всхожесть считается хорошей? Разумеется, та, чей показатель приближается к 80—90%. Обратите внимание на то, что при прорастании семян первыми появляются корешки, а потом стебелёк с почечкой.
Сроки прорастания семян зависят от температуры почвы и воздуха. Семена культурных растений высевают на разную глубину в зависимости от их размеров и состава почвы (глинистая она или песчаная). Глубина заделки в почву мелких семян — не более 1 см. Если посеем мелкие семена на глубину 4—5 см, которая больше подходит для прорастания крупных семян фасоли, то мелкие не прорастут. Запас питательных веществ в мелких семенах не может поддерживать пробивающийся на поверхность почвы крохотный росток. Глубина посева семян зависит и от свойств почвы. В рыхлую, песчаную почву, где много воздуха, но мало влаги, даже мелкие семена заделывают поглубже, не на 1 см, а на 2—2,5 см. А в глинистую почву, где надолго задерживается влага, даже крупные семена заделывают не глубоко.
6. Закончите следующие предложения:
1) Длинный вырост наружной клетки корня называется……….
2) Выше зоны всасывания находится зона…………..
3) Зона деления корня образована тканью, которая называется - …………
4) В зоне проведения корня развивается ткань, которая называется…………….
5) Под слоем клеток, образующих корневые волоски, располагается……………
6) Прочность и упругость корня обеспечивает ткань, называемая……………
7) Длинные мертвые полые клетки с толстыми оболочками, находящиеся в зоне проведения, называются______
1 полугодие
2 вариант
1. Исследователь взял две группы растительных клеток и поместил их в разные пробирки с питательной средой. У одной группы клеток он удалил хлоропласты. Другая группа клеток осталась невредимой. Как изменится функция клеток в разных группах через некоторое время и почему?
2. Прочтите текст. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, и объясните их.
1. Углекислого газа при фотосинтезе растения поглощают гораздо больше, чем выделяют при дыхании. 2. Так же как и животные, растения погибают при прекращении дыхания. 3. Дышат растения только днем, на свету. 4. В то же самое время происходит и фотосинтез.5.Во время дыхания они используют энергию света.
6. Во время фотосинтеза растения используют энергию органических веществ, накопленных ими.
3. Сформулируйте точные ответы на вопросы (левый столбик таблицы). Запишите ответы в тетрадь, используя «подсказки» (правый столбик таблицы).
Вопросы |
Частичные ответы |
Какие структуры клетки открываются и закрываются? Какое значение они имеют для растительного организма? Что происходит в листе при избытке влаги и при её недостатке? |
На поверхности листьев, среди прозрачных клеток …………., имеются особые мелкие парные зелёные клеточки, между которыми находится щель - ……….. У большинства растений они располагаются на …………. поверхности листовой пластинки. Однако у водных растений …………. находятся только с верхней стороны. Такая щель, как своеобразные ворота внутрь листа, может открываться и закрываться благодаря движению пары клеток по её обеим сторонам, которые называются…………. |
4. Прочтите текст и ответьте на вопросы.
Сложные химические реакции (преобразование веществ) сопровождают процесс питания клеток. Из веществ, поступивших в клетку из внешней среды: углекислого газа, воды, минеральных солей, — образуются углеводы, белки, жиры, азотистые и фосфорные соединения, которые расходуются самой клеткой и откладываются в запас, перетекая в клетки других органов. Питательные вещества, созданные клетками, служат пищевыми продуктами для людей и животных. Растительные клетки питаются автотрофно.
А) Органические вещества клетки образуются из: 1) белков, жиров и углеводов
2) углекислого газа, воды и минеральных солей 3) жиров, углеводов и воды
4) углеводов, минеральных солей и белков
Б) Процесс питание клетки – это: 1) преобразование белков, жиров и углеводов в неорганические вещества
2) преобразование воды и углекислого газа в минеральные соли
3) преобразование неорганических веществ в органические вещества
В) Как питаются растительные клетки?
1) хемотрофно 2) гетеротрофно 3) автотрофно 4) миксотрофно
5. Используя приведённый ниже текст, вставьте пропущенные слова в предложения.
1) У некоторых растений_____________________пропитаны смолистыми веществами.
2) Развитие ________________________ обеспечивает удлинение побега.
3) Искусственное удаление верхушечных почек называется ………………
4) После удаления верхушек главных побегов начинают усиленно расти _____________.
Снаружи почка имеет плотные, кожистые, прочные частички. Это почечные чешуи. Они являются хорошей защитой от осенне-зимних холодов, проливных дождей и от погрызов насекомых-вредителей. У некоторых растений почечные чешуи пропитаны смолистыми веществами, а края чешуи прочно скреплены. Такие своеобразные колпачки надёжно укрывают внутренние части почек.
Вся совокупность побегов каждого растения называется его побеговой системой. Такие системы формируют два основных процесса: нарастание и ветвление. Развитие верхушечной почки обеспечивает удлинение побега, его нарастание и формирование главного побега.
Изучив закономерности развития побегов из почек, люди научились управлять ростом и развитием растений. Искусственное удаление верхушечных почек у некоторых культурных растений называется прищипкой. Такой приём используют для того, чтобы приостановить быстрый и интенсивный рост вегетативных побегов, направив питательные вещества для формирования плодов. Прищипывают побеги огурцов, тыкв. Для того чтобы создать лучшие условия для развития главных побегов, у томатов для образования большего количества плодов удаляют боковые побеги. В этом заключается приём выращивания томатов, который называется пасынкованием. Путём обрезки верхушек многих побегов у кустарников и деревьев можно формировать разные формы кроны. После удаления верхушек главных побегов начинают усиленно расти боковые.
6. Закончите предложения о видоизменениях корня:
1) У георгина, чистяка и других растений некоторые боковые и придаточные корни превращаются в_____ .
2) В результате утолщения боковых и придаточных корней образуются________________.
3) У плюща развиваются своеобразные корни______________
4) У моркови, свеклы, репы главный корень и нижние участки стебля превращаются в__________
5) Основная роль корнеплода в …….
Критерии оценивания смыслового чтения
по биологии в 6 классе (1 полугодие)
№ задания |
Основные умения смыслового чтения |
Результат смыслового чтения (баллы) |
1. |
Интерпретация результатов исследования
|
2б |
2. |
Выявление информации
|
4б |
3. |
Сопоставление информации
|
6б |
4. |
Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде |
3б |
5. |
Определять из текста значение терминов
|
4б |
6. |
Применять знания, полученные ранее
|
5б |
ВСЕГО: |
24б |
Менее 12 баллов – низкий уровень
13 – 19 баллов – средний уровень
20 – 22 балла высокий средний уровень
22 – 24 балла высокий уровень
Трудность работы: выше среднего
Количество заданий продвинутого уровня: 3 (№1,2,3)
Количество заданий базового уровня: 3 (№4,5,6)
Критерии оценивания работы с текстом
Каждая работа содержит текст и определённое количество заданий к нему. Все задания в зависимости от их назначения делятся на четыре группы.
Первая группа заданий направлена на проверку общего понимания содержания прочитанного текста, на проверку умения находить фактуальную информацию, заданную в явном виде.
Вторая группа направлена на проверку умения извлечь из текста под текстовую информацию, данную в неявном виде, сформулировать на её основе несложные выводы.
Третья группа направлена на проверку понимания языка текста, последовательности его смысловых частей, осмысления общей структуры, что в целом даёт представление об умении ученика ориентироваться в тексте.
Четвёртая группа направлена на проверку умения понять общий смысл текста, приблизиться к пониманию авторского замысла.
В работе использованы три типа заданий: с выбором ответа, с кратким ответом, в том числе задание на установление последовательности смысловых частей текста, и с развёрнутым ответом.
Учителю, который сам проводит контрольную работу, предлагается оценивать выполнение заданий в баллах. Перевод суммы баллов в отметку, необходимость её выставления в журнал – все эти решения должны приниматься уже на уровне школы.
2 полугодие
1. Прочитайте текст и выполните к нему задания.
1 вариант
Бактерии — древнейшие и чрезвычайно мелкие одноклеточные организмы — распространены повсюду: в воздухе, почве, воде, в живых и погибших организмах растений, животных и людей. Учёные предполагают, что появились бактерии на Земле более 3,5 млрд лет назад и очень долго были единственными представителями живого мира.
Форма бактериальных клеток разнообразна: шаровидная (кокки), палочковидная (бациллы), изогнутая (вибрионы), спиралевидная (спириллы) и др. Есть среди бактерий неподвижные формы, а подвижные имеют жгутики и реснички, с их помощью они могут совершать быстрые движения. Несмотря на разнообразие форм, бактериальные клетки имеют простое, примитивное строение. Главное их отличие от всех ядерных (эукариотических) организмов заключается в отсутствии оформленного ядра. Но ядерное, наследственное вещество (нуклеиновая кислота) имеется в каждой клетке бактерий. Оно не укомплектовано в ядро, а сконцентрировано в одном или в нескольких участках цитоплазмы клетки. Густая неподвижная цитоплазма клеток бактерий не содержит тех частей (органоидов), которые имеются у ядерных (эукариотических) клеток. От внешней среды бактериальная клетка отграничена плазматической мембраной, которая образует впячивания внутрь клетки. Снаружи клетки бактерий покрыты плотной оболочкой — клеточной стенкой. У многих видов бактерий на поверхности клеточной стенки образуется дополнительный слизистый защитный слой, называемый капсулой. Большинство бактерий бесцветны, но есть бактерии зелёного и пурпурного (тёмно-красного) цветов. В клетках таких бактерий содержится красящее вещество — пигменты. Бактерии не имеют чётко оформленного ядра и относятся к прокариотическим организмам. В благоприятных условиях бактерии размножаются путём деления клетки. Материнская клетка делится на две дочерние, каждая из которых через 20 мин становится материнской и также делится. Небольшая группа бактерий, их называют бациллами, способна образовывать в неблагоприятных условиях споры. Они имеют вид мельчайших округлых образований. У каждой споры плотная, прочная оболочка. В таком состоянии споры переносят мороз, засуху, другие воздействия, но как только попадают в благоприятные условия, они превращаются в живые бактерии. Спора бактерии — это особое состояние бактериальной клетки, в котором она переживает неблагоприятные условия.
Споры болезнетворных бактерий могут с вещами, предметами больных людей попадать в организмы здоровых. Если не соблюдается гигиена, происходит заражение. Так заболевают люди скарлатиной, туберкулёзом, ангиной и другими болезнями.
Задания к тексту:
1. Озаглавьте прочитанный текст.
2. Дайте определение понятиям.
А) Эукариотические организмы -
Б) Прокариотические организмы -
В) Спора бактерии -
3. Выпишите номера правильных суждений
1) Главная особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра.
2) Бактерии образуют споры, при помощи которых размножаются.
3) Бактерии — первые живые организмы, которые появились на нашей планете.
4) Бактерии очень быстро погибают при низких температурах.
5) Некоторые бактерии могут вызывать различные заболевания у человека.
4. Вставьте пропущенные слова в предложения.
1) Бактерии — древнейшие и чрезвычайно мелкие________________________— распространены повсюду.
2) Есть среди бактерий неподвижные формы, а _____________ имеют ____________и ___________, с их помощью они могут совершать быстрые движения.
3) Но ядерное, наследственное вещество (___________________) имеется в каждой клетке бактерий. ___________условиях бактерии размножаются путём
4) В________________________ условиях бактерии размножаются путём деления клетки.
5) Как только…………………….. попадают в благоприятные условия, они превращаются в …………………
5. Заполните таблицу «Особенности строения бактериальной клетки»
Структура бактерии |
Местоположение |
Функции |
Цитоплазма |
Под цитоплазматической мембраной |
1 |
2 |
Снаружи клетки |
Защищает; отграничивает
|
3 |
4 |
Содержит наследственную информацию |
Критерии оценивания смыслового чтения
по биологии в 6 классе (2 полугодие)
№ задания |
Основные умения смыслового чтения |
Результат смыслового чтения (баллы) |
1. |
Обобщение информации
|
2б |
2. |
Выявление информации
|
3б |
3. |
Сопоставление информации
|
5б |
4. |
Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде
|
3б |
5. |
Определять из текста значение терминов
|
4б |
ВСЕГО: |
17б |
Менее 8 баллов – низкий уровень («2»)
9 – 11 баллов – средний уровень («3»)
12 – 15 баллов высокий средний уровень («4»)
16 – 17 баллов - высокий уровень («5»)
Трудность работы: выше среднего
Количество заданий продвинутого уровня: 1 (№5)
Количество заданий базового уровня: 4 (№1-4)