Школярик

Сила знаний

РУССКИЙ ЯЗЫК

Знаев

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ РОССИИ

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

Уроки Совы Филиновны

 

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»


Обобщая и систематизируя изученный материал учитель обратит внимание учащихся на неравномерное развитие мира. Древние цивилизации развивались очагами. Их могли разделять тысячи и десятки тысяч километров. Систематических связей между ними не существовало. Конечно, какие-то контакты и чисто человеческие связи, наверное, были, но это носило эпизодический характер.

Древние цивилизации взаимодействовали со многими племенами, в окружении которых они находились. Соседи и воевали друг с другом, и вступали в союз, и торговали, и уничтожали друг друга, но всё это способствовало лучшему узнаванию, взаимовлиянию друг на друга. На периферии (на окраине) цивилизованного мира рождались новые цивилизации, которые воспринимали многие достижения и успехи предыдущих. У них эти процессы шли быстрее: они экономили историческое время, им не приходилось повторять тысячелетний путь своих предшественников.

Средневековая цивилизация Запада тоже зародилась на периферии Римской империи и существенно повлияла на исторический путь развития варварских племен, равно как и они повлияли на Империю.

Далее учитель обратит внимание на то, что средневековая европейская цивилизация зародилась как христианская. Здесь окрепло учение о Христе, здесь сложилась христианская церковь, отсюда христианство стало распространяться на другие территории. Христианство было той духовной силой, которая объединяла людей. Племена и народы, которые вступали на путь образования государства в раннее средневековье, как правило, переходили от язычества к христианству. Церковь всеми силами распространяла свое влияние на обширные территории Европы: мы видели это на примере многих народов.

В период раннего средневековья появилась новая религия, самая молодая из мировых религий — ислам. Исламский мир повел наступление на христианский. Столкнулись две силы. Ученые говорят, что даже враждебные контакты между разными народами и культурами нельзя оценивать исключительно со знаком минус, как правило, они многозначны. Отношения между арабами и Западом тоже не сводилось только к противостоянию и противоборству.

Давайте повторим наиболее важные вопросы из истории раннего средневековья (за¬дания к уроку обобщающего повторения могут быть выполнены в ходе фронтальной ра-боты с классом, а могут быть распределены по группам так, чтобы серьезные вопросы сочетались с игровыми):

—      *Если понятие средние века появилось в период Возрождения, как себе представля¬

ли то время, в которое они живут, люди средневековья?

—    *Если не было еще понятий «Европа», «средневековая Европа», где жили, по их представлению, народы, населяющие современную Европу?

—      Пользуясь настенной картой, опишите европейский мир раннего средневековья (какие государства были, но исчезли, какие появились новые образования, какие ныне известные географические названия отсутствовали).

—      Великое переселение народов:

а)      стабилизировало обстановку в средневековом мире;

б)      нарушило естественный ход развития народов;

в)      внесло сумятицу в жизнь многих народов;

г)      затронуло отдельные народы. (Укажите правильный ответ.)

—      *Распутайте «ералаш»

Соотнесите дату (I) с событием (II):

(I)    330 г.; 732 г.; конец IV-VII вв.; 768-814 гг.; 476 г.; 500 г.; 622 г.; 800 г.; IХ-сер. XI в.; 527-565 гг.; 843 г.

(II)  Раздел империи Карла Великого; Великое переселение народов; правление Юстиниана; набеги викингов; победа франков над арабами; перенесение столицы Римский империи в Константинополь; провозглашение королем Хлодвига; начало мусульманского летосчисления; правление Карла Великого; падение Западной Римской империи.

После выполнения задания на основе этих дат и событий можно провести хронологическую викторину «Раньше — позже».

—    Как вы поняли, жизненные ценности были у народов только древних цивилизаций

или у варваров тоже?

—    Выскажите свое отношение к следующим ценностям варварского мира:

Здесь и далее звездочкой помечены наиболее сложные вопросы и задания.

      преданность родовому наделу;

      святость кровного родства, гостеприимство, кровная месть;

      святость войны, жажда добычи, военная удача;

      доброе имя, преданность вождю-предводителю;

      святое отношение к своему оружию.

—   Попытайтесь разделить перечень на две группы. Озаглавьте каждую из них.

(I)  «Эти ценности могут исчезнуть, только когда мир погибнет» — по поводу чего так

могли рассуждать германцы?

(II) Какие из перечисленных событий и процессов раннего средневековья происходили одновременно: образование государства у норманнов, создание «Салической правды»,

призвание варягов в Новгород, открытие норманнами Америки?

—   Вообразите: встретились два философа (или полководца, или астронома ...), римский и арабский (или китайский и индийский). Могли бы они приветствовать друг друга, как представители великих цивилизаций раннего средневековья?

— Почему Хлодвиг и Карл Великий силой оружия обращали покоренные народы к христианству, а у древних римлян этого не было?

—  Что вам больше всего запомнилось из истории норманнов, франков, арабов, Византии?

—  Чем запомнилось?

—  Кто из исторических деятелей произвел на вас наибольшее впечатление?

—  *Какие известные вам факты из истории раннего средневековья свидетельствуют

о неравномерном развитии народов?

—  Как арабская культура повлияла на развитие культуры европейских народов? Чему

могли арабы научиться у европейцев?

— Почему все предпринимавшиеся попытки восстановить Западную Римскую империю оказались нереализованными?

—  *Подумайте, мог или не мог сказать...

Хлодвиг: «Я основатель Франкской империи»?

Мухаммед: «Я основатель мировой религии»?

Мухаммед: «Ислам — самая молодая мировая религия»?

Мухаммед: «Моя вера открыта для всех людей мира»?

Король Англии: «Европа — это мир с подвижными границами, и только Англия едина и неделима»?

Император Священной Римской империи: «Моя империя — единое централизованное государство»?

Патриарх Константинопольский:

«Христианство — единственная религия в мире»?

Папа римский: «Европа раздроблена, идут бесконечные войны. Единственное, что не дает ей развалиться совсем — это христианство, которое объединяет людей»?

Патриарх Константинопольский: «Православное христианство — единственная религия, которая "правильно славит Христа", все остальные — еретики»?

Карл Великий: «Я принадлежу к сословию, «которое воюет»?

Эйрик Рыжий: «Америку для Европы открыли "люди морей и фьордов"»?

Феодал: «Мой феод достался мне по наследству. Я должен нести за него военную службу»?

Феодал: «Мой замок — моя крепость»?

Феодал: «Крестьяне, работающие на моей земле, — полная моя собственность, как рабы»?

Крестьянин: «Неважно, где я работаю — в феоде или в поместье. Я всё равно зависимый»?

Рыцарь: «У всех людей средневековья был одинаковый образ жизни, одни и те же обычаи»?

Король Франции: «Франция имеет четкие границы, она на карте всегда именно в этих границах»?

—      К какому городу относятся все следующие характеристики:

а)      Новый Рим;

б)      город императора, вельмож, бюрократии;

в)      город пестрой толпы;

г)      очаг античной культуры;

д)      центр роскоши и нищеты;

е)      равный Риму по своей роли в мировой культуре;

ж)     средоточие неограниченной власти?

—    'Будьте внимательны. Были ли в Европе или Киевской Руси в VI—VIII вв. города, которые могли сравниться с этим городом по его масштабам и значению? (Да? Нет? Почему?)

—Укажите соответствующее имя или термин:

1   — собрание главных чинов христианского духовенства из разных территорий Римской империи.

2.  — люди, не принимающие вероучения в том виде, как оно было сформулировано на Соборе.

3. — великие церковные писатели, проповедники христианства, прекрасно знавшие античную литературу, философию, выдающиеся духовные деятели.

4.  — один из величайших «отцов церкви» восточной части Римской империи, выдающийся проповедник.

5   — один из величайших «отцов» в западной части Римской империи.

6.  — самый главный из епископов на Западе.

7.  Когда появилось понятие «Европа» в современном его понимании:

а)  в глубокой древности;

б)  в период возникновения мифа о «похищении Европы»;

в)  в первый период средневековья;

г)   в эпоху Великого переселения народов;

д)  тогда, когда христианство стало господствующей религией;

е)  в период зрелого средневековья?

8.  Без каких ценностей варварского мира не было бы рыцарского отношения к оружию

в средние века?

9.  О каком городе средневековья путешественник мог сказать: «В [этом городе] Бог

имеет Софию, император — дворец, а народ — ипподром»:

а)  Новгород;

б)  Рим;

в)  Византия;

г)  Константинополь;

д)  Стамбул;

е)  Царьград;

ж)  Киев?

10. *Во время каких событий европейцы могли узнать, что Восток — это не только иноверцы, не только враги, не только «чужие», но там есть разные люди, как и среди христиан, в том числе образованные, умные, храбрые?

При проведении уроков обобщающего повторения после заслушивания ответов учащихся на отобранные учителем вопросы полезно познакомить школьников с теми лучшими творческими работами, которые не были из-за недостатка времени рассмотрены в свое время на уроках.

 

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СРЕДНЕВЕКОВЬЕ В ПОРУ РАСЦВЕТА»

Период XI—XIII вв. не случайно называется расцветом средневековья. Подводя итоги его изучения, учителю следует обратить внимание на основные тенденции в развитии общества. За эти века общество достигло зрелости. Происходит становление нового общественного строя, который получил название феодализма. Для него характерны: натуральное хозяйство, личная зависимость крестьян от землевладельцев, наделение служилых людей землей на условиях военной службы, разделение общества на жесткую «лестницу положений», раздробленность государств и др.

С этого времени можно говорить о появлении Европы в современном понимании, так как именно в XI—XIII вв. достаточно отчетливо выявились особенности, отличающие этот регион от остального мира. Европейская цивилизация возникла как христианская. За несколько веков произошло много разных событий. Важнейшим из них было поражение императоров Священной Римской империи в борьбе с папами: они уступили папам главенство над западным христианским миром. Восстановить Священную Римскую империю не удалось, подчинить Западную Европу власти одного правителя оказалось уже невозможным.

Во главе восточнохристианского православного мира стоял византийский император, что отличало Византию от Запада.

Борьба императоров и королей за единовластие в собственных владениях наталкивалась на сопротивление сословий. В Англии их отпор королям и борьба за свои права завершились принятием документа, который считается началом английской свободы (это Великая хартия вольностей) и созывом Парламента. Сословно-представительные органы со временем образуются и в других западноевропейских государствах. Современный европейский парламентаризм ведет свой отсчет времени из периода зрелого средневековья. Тогда постепенно формировались главные устои современной европейской жизни: ограничение власти монархов законом, разделение властей, совет правителей с подданными, уважение к правам гражданина и др.

В XI—XIII вв. возникает уникальное явление — западноевропейские города. В суровой, полной драматизма борьбе им удалось не просто освободиться от власти сеньоров, на земле которых они выросли: города добились самоуправления. Именно самоуправляющиеся города-республики Италии и Германии предопределили формирование того типа личности, который стал определять облик Западной Европы за гранью средних веков.

Существенна роль городов в освобождении крестьян от личной зависимости. В период расцвета городов в Европе значительно ускорились темпы развития общества.

Проявлением мощи западноевропейского мира стало его наступление на соседние земли. Крестовые походы — это первый натиск молодой цивилизации на стабильный Восток, но не единственный. В период зрелого средневековья осуществляется Реконкиста — отвоевание у арабов Испании. Кроме того, христианский (католический) мир в лице германских рыцарей ведет наступление на языческие племена поморских славян и Прибалтики.

Следует сообщить учащимся, что в XIII в. наша родина оказалась причастной к этим событиям. С одной стороны, она испытала натиск крестоносцев с Запада, а с другой, ее захлестнула волна монгольских завоеваний. Оказавшись на перекрестке двух экспансий, она могла по-разному решить свою историческую судьбу. Перед ней раскрывались два возможных пути развития: западноевропейский или восточный. Обстоятельства сложились таким образом, что по типу развития Русь сблизилась с цивилизацией Востока.

Существенные изменения, происходившие в хозяйстве, политической, общественной жизни государств Западной Европы самым непосредственным образом отразились на культуре общества, образе жизни людей, их миропонимании, мироощущении. Христианская церковь активно реагировала на эти изменения и пересматривала свои позиции по некоторым вопросам.

 

Вопросы и задания

— Какие изменения произошли во второй период средних веков (зрелое средневековье):

а)  освобождение крестьян от крепостной зависимости (в некоторых странах);

б)  феодальная раздробленность;

в)  возникновение централизованных государств;

г)   образование сословно-представительных монархий;

д)  усиление влияния церкви на государственные дела;

е)  ослабление влияния церкви на культуру европейских народов;

ж) открытие школ и университетов в больших городах;

з)  обращение к мыслям и чувствам человека в произведениях искусства?

—  Среди следующих утверждений найдите неправильное:

а)  город — это искусственное образование, созданное человеком, его нет в природе;

б)  средневековые города возникли в глубокой древности;

в)  средневековые города — центры ремесла, торговли, культуры;

г) города не пришли в средневековье в готовом виде, а были заново образованы освободившимися крепостными крестьянами;

д)  первые города возникли еще в древности;

е)  средневековые города возникли совсем на другой основе, чем древние.


«Экономическое развитие Европы в XII-XV вв.»

Задания

(1) Определите по карте, какие средневековые ярмарки и торговые центры известны вам как крупнейшие современные европейские города.

(2*) Какие из средневековых городов были морскими торговыми центрами, какие — речными, а какие — сухопутными? Где было расположено большинство торговых центров: на морских, речных или сухопутных путях? Почему?

(3*) Объясните, почему торговые пути из Руси в большинстве своем ведут в Константинополь, а не на побережье Атлантического океана или Средиземного моря (укажите не менее трех причин).

(4*) По карте определите, была ли возможна торговля Руси с Алжиром, Тунисом, Гранадой, то есть со Средиземноморским побережьем.

—      Где могли возникнуть такие ценности, как свобода и равноправие:

а)      в средневековом городе;

б)      в сельской общине;

в)      в античном городе;

г)      в городских коммунах;

д)      в среде феодалов;

е)      среди служителей церкви;

ж)     среди варварских дружинников.

—      *Какие из следующих признаков характерны для сооружений (I) романского стиля,

а         какие (II) для готического:

а)       тяжелый полукруглый свод;

б)       впечатление легкости, прозрачности помещения;

в)       полутемное внутреннее помещение;

г)        очертания полукруглой арки;

д)       своеобразие;

е)       множество огромных окон;

ж)      легкий стрельчатый свод;

з)       впечатление стремительного порыва ввысь;

и)       мощь; к) суровость; л) массивность; м) красота.

— Там, где возможно, соотнесите названия и термины в левой колонке с их содержанием в правой. Будьте внимательны!

1. Астрология.      1. Вид искусства, о котором можно сказать словами Шеллинга: «Сложное многоголосье», «Застывшая музыка».

2. Готика.       2. Архитектурный стиль, при котором высота постройки достигается многоэтажностью, ярусами. Постройки этого стиля так прочно стоят на земле, будто они вросли в нее, пустили корни.

3. Архитектура.   3. Наука, которая по положению небесных светил предсказывала судьбу.

4. Романский.      4. Известный роман В.Гюго (название собора во Франции).

5. Англия.          5. Вид искусства, о котором можно сказать, что «это искусство вписывать линии в небо».

6. Франция.       6. Архитектурный стиль, для которого могли быть характерны: избыточная массивность, глухие стены опор, наиболее простые (чаще полукруглые) арки свода, сравнительно маленькие окна.

7. Германия.       7. Государство, в котором соборы

строились не в центре города, как символ его богатства и славы, а за городом, располагались на природе. Здесь решающую роль в промышленности и торговле играли не бюргерство и город, а дворянство и деревня.

8. Собор Богоматери Парижской     8. Архитектурный стиль, при котором колонны потеряли массивность и приобрели стремительный взлет.

— *Как изменилась политическая карта Европы в XI—XIII вв.?

— Почему движение крестоносцев выдохлось к XIII в.? Что нового оно принесло европейцам?

*Филипп II Гогенштауфен, отлученный от церкви, заключив союз с египетским султаном, получил Иерусалим без сражения. Однако папа не снял с него отлучения: «Борьба против императора ценнее освобождения Святой Земли», — сказал он. Какую характеристику времени подтверждает высказывание папы римского?

—  *Как вы поняли, почему средневековые люди обращали свои мысли в мир прошлого,

без королей, сеньоров, без угнетателей и угнетенных? Чем реальный мир отличался от

мира их мечты?

—  *Сделайте правильный выбор, указав верное суждение:

(1) люди средневековья стремились обновить, изменить существующий порядок жизни;

(2) люди средневековья не искали путей обновления действительности, они видели

«золотой век» в прошлом;

(3) люди средневековья шли вперед с оглядкой назад, к «золотому веку».

—   В средневековье мыслилось, что мир проходит через шесть возрастов:

I    — от сотворения Адама до потопа;

II   — от потопа до Авраама;

III  — от Авраама до Давида;

IV  — от Давида до вавилонского пленения;

V   — от вавилонского пленения до Рождества Христова;

VI  — от Рождества Христова до конца света.

 

Задания

1. Какому из этих возрастов соответствует возраст человека: дряхлость, юность, молодость, детство, старость, зрелость?

2. Каждому возрасту соответствует определенное количество лет: 21 год, 7 лет, 50 лет,

14 лет, 70 лет, 100 лет. Распределите это количество лет в соответствии с названием возраста.

3. Догадайтесь, где еще проходит деление времени на шесть частей.

— 'Пессимизм умонастроения людей средневековья выражен одним из современников:

«Мы видим: мир дряхлеет, угасает и готов испустить дух. Значит, мир достиг шестого возраста». Что означает словосочетание «шестой возраст»?

— Люди средневековья думали, что существующий порядок жизни вечен, неподвижен, неизменен. Чем объясняются их представления? Приведите конкретные факты, опровергающие этот взгляд. Если вы затрудняетесь, то вспомните, какие изменения происходили:

а)    в структуре общества;

б)    в технике, вооружении;

в)...

— *В какой период средневековья:

а)    на фоне вечности земная жизнь теряла значимость;

б)    религиозное сознание людей было устремлено в вечность;

в)    люди определяли время по механическим часам на ратуше;

г)    время определяли по положению звезд на небе, по заре, по цвету неба, пению соловьев и жаворонков, ...;

д)    наступило «время купца»;

е)    дни поста, труда и дни праздников контролировала церковь;

ж)   осуждались ростовщики за то, что они посягают на время, которое, по представлениям людей, принадлежит Богу?

— Вспомните, во Франции (I) или в Англии (II):

а) создана Великая хартия вольностей;

б) были Генеральные штаты;

в) была сословно-представительная монархия;

г) был Парламент;

д) был основан Кембриджский университет;

е) был построен Шартрский собор;

ж) были сословия;

з) была «вассальная лестница»;

и) вводились «щитовые деньги»?

 

МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ОБОБЩАЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ

ПО IV И V ЧАСТЯМ УЧЕБНИКА

Прежде чем предложить учителю групповую форму проведения урока обобщающего повторения по содержанию четвертой и пятой частей учебника, считаем целесообразным немного рассказать о такой форме работы, чтобы было понятно, о чем идет речь.

Использование коллективных форм работы на уроке и во внеурочное время — важный резерв совершенствования учебно-воспитательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся.

Под коллективной познавательной деятельностью имеется в виду деятельность, направленная на овладение знаниями, умениями и навыками, которая протекает в рамках урока.

Групповой опрос не только обеспечивает высокую познавательную активность, но и формирует культуру коллективного общения, навыки работы в коллективе, ответственность за свои знания. Такая форма работы требует не только профессиональной подготовленности учителя, но и определенной зрелости ученического коллектива.

Коллективная познавательная деятельность не должна быть доминирующей и универсальной формой работы. Она сочетается (и эффективна только в сочетании) с другими формами и методами организации познавательной деятельности.

Предпочтительно, чтобы в каждой группе было сочетание заданий репродуктивного характера (может, даже и в нетрадиционной, игровой форме) с заданиями более сложными, связанными с применением знаний по аналогии или в новой, ситуации.

Как можно учесть в данной ситуации возможности учащихся, уровень их подготовленности?

Обратите внимание на задания с такой формулировкой: докажите или покажите на примере литературы (скульптуры, живописи, архитектуры и т.д.). Учащиеся, наиболее подготовленные по предмету, для подтверждения и иллюстрации своих выводов отбирают в кабинете необходимые репродукции и литературные произведения самостоятельно, без участия учителя.

Если группа учащихся менее подготовлена, учитель предлагает к этому заданию необходимый набор иллюстраций или сборников литературных произведений, и учащиеся сосредоточивают свое внимание только на выполнении непосредственного задания, не тратя времени на поиск и отбор конкретных произведений.

На выполнение заданий всем учащимся отводится одинаковое количество времени — минут 13-18-20, по ситуации.

После этого каждая из групп отчитывается о своей работе: четко, лаконично докладывает о своем задании (по порядку) и его выполнении.

Все остальные слушают ответ. Дополнять ответы группы, вносить уточнения, а подчас и исправлять допущенные неточности могут не только участники данной группы, но и все остальные одноклассники.

Если требования лаконичности и четкости выполняются, то в пределах оставшегося времени не только заслушиваются все группы, учителем делаются обобщающие выводы по анализируемым проблемам, но и остается 2—3 минуты для того, чтобы поблагодарить учащихся за работу и выставить хорошие оценки. (Это урок обучающий, а не урок контроля за знаниями и умениями, поэтому не следует, наверное, выставлять тройки и двойки. Эта форма работы на уроке должна быть желанной и любимой.)

Приведем пример такого урока, когда все группы получают одинаковое задание, но, несмотря на это, урок получается не монотонным, не однообразным, а совсем наоборот — разнообразным, интересным, веселым и даже праздничным.

Много лет назад идею такого урока принесла Н.М.Гринблат, учитель из Москвы.

За несколько уроков до обобщающего повторения по второму периоду средних веков, после изучения темы «Средневековый город», учащиеся получили следующие задания.

Разбиться на группы по принципу, кто с кем дружит, независимо от количества участников компании (может быть и два, и три, и четыре человека, и пять). Далее, представьте себе, что вы — участники средневекового цеха. Выберите его ориентацию. Через две недели принесите на урок изображение герба вашего цеха, его устав (или фрагмент устава из нескольких пунктов) и изделие (ваш шедевр).

Молодому учителю не всегда удается заразить подобной творческой работой весь класс. Но даже если на ваше задание сначала откликнутся две-три группы учащихся, не огорчайтесь. Со временем, когда вы окрепнете, более четко научитесь проводить инструктаж, количество откликнувшихся на ваш призыв будет увеличиваться.

Благодаря своей форме организации урока у учащихся развивается воображение, фантазия. Слова учителя или текст учебника о цеховых объединениях ремесленников, роли уставов в их жизни, заинтересованности в повышении профессионального мастерства, экзамене на звание мастера закрепляются в практической деятельности.

Существенно пополняется оснащение кабинета истории за счет поделок учащихся, их творческих работ.

Девочки наряжают своих кукол в средневековые одежды, представляя себя на месте портняжек и золотошвеек. Мальчики делают (из консервных банок!) образцы сельскохозяйственных орудий, орудий труда ремесленников. А как хороши «шедевры» ювелиров, изготовленные из фольги, бисера или сушеных ягод!

«Веселые и находчивые», отличающиеся чувством юмора ученицы иногда разыскивают средневековые кулинарные рецепты или рецепты косметики по уходу за кожей лица, рук.

Знания, приобретенные в процессе коллективной познавательной и практической деятельности, развивают интерес ребенка к истории, прочнее запоминаются и стимулируют его творчество.

Мы предлагаем один из вариантов организации групповых занятий на уроке по материалам четвертой и пятой частей учебника.


I группе

1. Как «закат средневековья» проявился в военном деле?

2*. На примере одного из произведений литературы докажите появление новых тем, не характерных для предыдущих периодов средневековья.

3. Найдите ошибки в следующем тексте. Ваш ровесник рассказывает своему приятелю из деревни о своем городе: «Наш город открыт для всех, как древние Афины. В любое время путник может укрыться за его стенами, найти приют, отдохнуть. В трактирах полно еды и выпивки, сапожные мастерские и «ремонт обуви» помогут привести в порядок стершиеся пулэны, в общественных банях можно расслабиться, сбросить усталость. Красивые, ровные улицы не раз вызывали восторг у гостей нашего города. Чистые стекла окон, цветочки на подоконнике, кружево занавесок заставляют путников ходить, задрав голову, а не смотреть под ноги. Из-за этого не раз случались смешные истории».


II группе

1. Что изменилось в составе средневекового общества к концу третьего периода средневековья и в положении зависимых крестьян?

2*. На примере одного из произведений живописи покажите, как отражались в искусстве те изменения, которые происходили в жизни общества.

3. Объясните смысл выражения «карлики на плечах гигантов».


III группе

1. Что изменилось в положении сословий средневекового общества от первого к третьему периоду средних веков?

2.  Кто из деятелей России был современником войны Алой и Белой розы в Англии?

3*. Дополните следующий вывод.

В результате крестовых походов существенно расширились торговые связи. Европейцы получили представление о своеобразной культуре Востока и ее великих достижениях.


IV группе

1. Как менялось государство от первого к третьему периоду средних веков?

2. На примере конкретных архитектурных сооружений покажите, как средневековое

искусство реагировало на те изменения, которые происходили в жизни общества.

3. Решите следующую задачу.

В одном из сражений с турками французские крестоносцы, бившиеся пешими, отрубали себе мечами носки пулэн, длина которых была 40—60 см, чтобы легче было бежать. Этот случай говорит о том, что:

а) рыцарь неуязвим только на коне;

б) рыцарь беспомощен в пешем строю;

в) рыцарское войско может быть маневренным, подвижным в пешем бою;

г) рыцарское войско не может быть подвижным в пешем бою.


V  группе

1*. Какие изменения произошли в учении христианской церкви от первого к третьему периоду средневековья? О чем они свидетельствовали?

2*. На примере скульптуры покажите, как в искусстве отражались те изменения, которые происходили в жизни средневекового общества.

3. Найдите ошибки в тексте.

Для Жанны д'Арк Карл VII до коронации был всего лишь законным наследником и правителем королевства, но не королем. Многие придворные Карла поддерживали ее в этом. Чтобы придать королю законную силу, за 17 дней был проделан путь из Реймса в Париж. Священный обряд коронации Карла в самой древней столице франков должен был сделать дофина полноправным монархом. За эту настойчивость и решимость Жанны король был благодарен ей всю жизнь.


VI  группе

1. Какие изменения произошли в миропонимании людей средневековья, их образе

жизни, труде, быту от первого к третьему периоду средних веков?

2. Назовите известных вам представителей позднего средневековья. Расскажите об

одном из них.

3. Решите следующую задачу.

Согласно учению церкви изучение внутренностей человеческого тела — дело греховное, дьявольское. В 1316 г. в Болонье была прочитана лекция по анатомии человека — впервые в истории средневековья. Подумайте: это случайность или следствие каких-то изменений в сознании людей?

Свое мнение обоснуйте.


VII  группе

1. Составьте небольшой рассказ о жизни ваших ровесников в средние века.

2. Кого из деятелей средневековья (отечественных или зарубежных) вы могли бы поместить под рубрикой «Великие еретики»?

3. Объясните, что означает высказывание Ф.Энгельса: «Порох, компас и печатный станок взорвали средневековье».

Каждая из групп получает по три задания разного типа. Первые вопросы посвящены общим тенденциям развития средневековья в третий период или от первого к третьему. Так как такого типа задания достаточно сложны для учащихся, мы даем их применительно к какой-либо одной сфере жизни общества (хозяйства, военного дела, положения классов и сословий, управления, быта, культуры и т.д.).

Вторая группа заданий связана с конкретным знанием событий, фактов, персоналий, произведений культуры.

Третья группа заданий — это проблемные или познавательные задачи, ориентирующие на применение ранее приобретенных умений или связанные с формированием общеучебных умений. Если это задание «найти ошибки в тексте», то здесь налицо репродуктивный уровень знаний, преподнесенный учащемуся в непривычной для него форме. Он дается в сочетании с более сложными первыми двумя вопросами или заданиями. Если это познавательная или проблемная задача, то это значит, что в первом и втором задании группа имела возможность отвечать по выбору.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К УРОКАМ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ

1.  Какое утверждение является правильным:

а)  средние века — это значит серые, мрачные времена во всемирной истории;

б)  средние века — это эпоха между нашим временем и первобытной эпохой;

в)  средние века — это около 10 столетий всемирной истории после падения Западной

Римской империи.

2.  Где в наши дни можно увидеть вещественные памятники средневековья (или их

изображения)?

3. Перечислите «следы» жизни и быта средневековых людей, которые могли сохраниться до наших дней.

4.  Озаглавьте следующие группы слов:

I       

а) орудия труда;

б) монеты;

в) мебель;

г) посуда;

д) оружие.

II      

а) документ о купле или продаже;

б) законы и указы правителей;

в) завещания;

г) хроники;

д) рукописные книги.

III

а) скульптуры;

б) храмы;

в) легенды;

г) сказания;

д) песни;

е)  рукописные книги.

5. Представьте себя в роли археолога, исследователя средневековья. Вам посчастливилось обнаружить страницу из хроники какого-либо события или жизни монарха. Какие точные выводы вы сможете сделать на основании своей находки?

6.  Внимание! Очень сложное задание.

Как вы думаете, в эпоху Великого переселения народов были нарушены существовавшие связи между различными народами и цивилизациями или, наоборот, контакты между ними стали более основательными?

7. Святой Августин — один из самых почитаемых святых и автор богословских трудов — видел главные причины падения «Вечного города» в тех бедах, которые принес Рим своими бесконечными войнами другим народам, в гонениях на христиан, в роскоши и разврате, разлагавших город изнутри. Согласны ли вы с таким объяснением? Перечислите известные вам причины падения Древнего Рима.

8. Знали ли современники, что падение Западной Римской империи — это конец древнего мира и начало средневековья?

9. Укажите территории расселения германских племен (по образцу):

вандалы — Северная Африка,

западные готы  — ...

остготы     — ...

франки      — ...

англы        — ...

саксы        — ...

10. Варвары (I) или неварвары (II):

а)      имели города;

б)      лучше освоили земледелие;

в)      имели хорошо обученную армию;

г)       имели войско;

д)      имели богатых и бедных людей;

е)      имели рабов;

ж)     были цивилизованными;

з)      были еще первобытными;

и)      знали письменность;

к)      торговали с другими народами;

л)      считали основными ценностями семью, род, племя.

11. Кому принадлежали следующие утверждения: варварам (I) или римлянам (II):

(1)     «Лучше раны претерпеть, чем пахать землю».

(2)     «Добыча на войне дороже добытого плугом».

(3)     «Принимать на себя как вражду сородича, так и дружбу».

12. Свидетельствуют современники!

Корнелий Тацит о древних германцах:

«... У германских племен существует обычай, чтобы все приносили вождям некоторое количество скота или земных плодов; это принимается как почетный дар, но в то же время служит для удовлетворения потребностей...

Земля занимается всеми поочередно по числу работников, и вскоре они делят ее между собой по достоинству; дележ облегчается обширностью земельной площади; они каждый год меняют пашню, и все-таки остается свободное поле...

Ни один народ не является таким щедрым и гостеприимным, как германцы. Считается грехом отказать кому-либо из смертных в приюте. Каждый угощает лучшими кушаньями, сообразно своему достатку».

(1) Сделайте все возможные выводы о жизни и быте древних германцев на основании данного фрагмента из документа.

(2) Что нового о древних германцах вы узнали при выполнении этого задания?

(3) Можно ли, по-вашему, древних германцев называть варварами в современном понимании этого слова (дикарь, разрушитель и т.п.)?

13. Найдите «лишнее» слово:

(1) Антиохия, Константинополь, Ахен, Александрия, Иерусалим.

(2) Евангелие, пергамент, жития святых, Кодекс Юстиниана, Библия.      

(3) Грамматика, риторика, искусство спора, фехтование, красноречие.

(4) Арифметика, музыка, геометрия, гимнастика, астрономия.

14. Известно, что в странах Западной Европы детей обучали на латинском языке. А на каком языке говорили жители стран Западной Европы?

а) на латинском;

б)  на греческом;

в)  (другой вариант ответа)    

15. Жизнь, быт, обычаи средневековых людей включали:

а)  расчетливость;

б)  бережливость;

в)  щедрость;

г)  проведение пиров;

д)  трудолюбие;

е)  пышные охоты;

ж) дарение богатых подарков;

з)  грубость, жестокость;

и) содержание свиты;

к) верность;

л) «не наносить своей чести вред»;

м) соблюдение религиозных обрядов.

Какие из перечисленных характеристик, по обычаям того времени, отвечали (I) рыцарскому поведению, (II) нормам поведения зависимых крестьян, (III) феодалов?

16. Какое поведение человека одобряла и проповедовала христианская вера (выберите правильный ответ):

а) зависимое от воли Бога;

б) зависимое от человека;

в) покорное (Бог терпел и нам велел);

г) активное (на Бога надейся, а сам не плошай)?

17. В раннее или позднее средневековье могло появиться следующее заявление: «Нестрашно мне отлучение от церкви, меня спасет труд». Свой вывод поясните.

18.  Средневековый горожанин мог сказать: «Мне каждая минута дорога» (или «У меня нет ни минуты свободного времени», «У меня каждая минута на счету»):

а) в раннее средневековье;

б) в период зрелого средневековья;

в) в позднее средневековье?

19. Средневековый поэт писал:

Но простая истина у мудреца: Бедность и богатство — всё в руках Творца. Человек, ведь ты в своей судьбе не волен, Так не суетись и малым будь доволен...

Взгляды и представления какого периода средневековья отразились в этом поучении?

20*. Прочтите следующее утверждение: «Основатели церкви имели два меча: один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям, для того чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами». Как вы понимаете его общий смысл? Кто мог быть сторонником подобных взглядов в средние века, а кто — противником? В каких событиях или процессах средневековья особенно острым было противостояние подобным взглядам? Чем оно завершилось? На какие стороны жизни средневекового общества повлияло поражение одних и победа других?

21*. «Когда государства управляются согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести», — полагал Конфуций, древнекитайский философ. Как вы считаете, мог ли кто-либо из известных вам деятелей Западной и Центральной Европы в период средневековья согласиться с подобным утверждением? (Да? Нет? Свое мнение объясните.)

22*. Следующий диалог мы нашли у нашего соотечественника философа Василия Васильевича Розанова. Прочтите его: «За что ты меня убиваешь?» — «Как за что? Друг, да ведь ты живешь на том берегу реки! Живи ты на этом, я и впрямь совершил бы неправое дело, злодейство, если бы тебя убил. Но ты живешь по ту сторону, значит, дело мое правое и я совершил подвиг!»

Своими словами передайте общий смысл этого диалога. Подумайте, какую черту образа жизни людей средневековья могло бы подтвердить подобное рассуждение. Назовите не менее трех событий средневековья, в которых участники этих событий могли бы рассуждать подобным образом.

23. Вспомните, кто:

а) был современником Яна Гуса в Англии? во Франции?

б) был «виновником» «Авиньонского пленения» пап?

в) был создателем Генеральных штатов?

г) Помог короноваться французскому дофину в Реймсе?

д) Получил прозвище Завоеватель?

е) В одноименном литературном произведении Уильяма Шекспира произносит фразу:

«Коня! Полцарства за коня!»?

ж) Со слезой во взоре прикидывался сиротой, чтобы выявить родственников и расправиться с ними?

з)  Вопреки своим личностным качествам способствовал объединению Франции?

24. Какие изменения в ремесленном производстве привели к нарушению равенства

внутри третьего сословия? К каким изменениям в жизни средневекового общества они

привели? (Укажите 4—5 изменений.)

25. Какой форме государственной власти соответствуют следующие характеристики:

а) неограниченная власть монарха;

б) опора на профессионалов-чиновников;

в) сформированность бюрократии;

г)  система постоянного налогообложения;

д) выработка теорий, обосновывающих законность и необходимость данной формы государственности?

Дополните данный перечень недостающими признаками.

Какие процессы и события европейской жизни привели к утверждению этой формы государственности в XVI в.?

26*. Виктор Гюго утверждал, что до XV в. зодчество было главной летописью человечества.

(1) Опровергните или подтвердите данное утверждение конкретными примерами.

(2)  Можно ли по внешнему виду храма определить, в какое время он построен? Если

да, то как? Приведите пример.

(3*) Какие архитектурные сооружения отечественного средневековья могли соперничать с европейскими образцами по своей красоте?

27. Города-коммуны были и во Франции, и в Германии, а Возрождение началось в Италии. Почему?

28. Гуманистами люди становились:

а)  по знатности происхождения;

б)  по занимаемой должности;

в)  по своим убеждениям.

29. Авторы Возрождения писали свои произведения:

а) на латыни;

б) на греческом языке;

в) на своем родном языке?

30. Отметьте деятелей гуманистической культуры среди названных представителей средневековья: Микеланджело, Боттичелли, Шекспир, Абеляр, Урбан II, Людовик IX, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Ричард Львиное Сердце, Томас Мор, Веласкес, Рабле.

Произведения кого из них вы читали? Видели в музеях?

31. Включала ли идея гуманистов о свободе личности:

а)  вседозволенность;

б)  возможность творчества;

в)  поиск научной истины;

г)  непримиримое отношение к предрассудкам;

д)  свободу выбора в жизни между Добром и Злом;

е)  «быть тем, чем он хочет» (Пико делла Мирандола);

ж) отношение к человеку как центру мироздания;         

з)  благородство человека по природе, по происхождению;

и) «возможность совершенствоваться по свободной воле» (Пико делла Мирандола);

к)  достоинство человека;

л)  деление людей на сословия?

32*. Какие эпохи или период в отечественной истории отличались тем, что поэзия в них была вершиной и мерой всего словесного искусства, так же как поэзия в эпоху Возрождения? (Предполагается, что старшеклассники припомнят такие понятия, как «пушкинская пора» и «Серебряный век» в русской поэзии.)

33. Почему эпоху Возрождения характеризуют как «открытия мира и человека» (Мишле)?

34. К какому периоду средневековой истории относятся следующие события:

—      созыв Генеральных штатов во Франции;

—      создание Кириллом и Мефодием славянской письменности;

—      подписание английским королем Великой хартии вольностей;

—      захват крестоносцами Константинополя;

—      образование Арабского государства;

—      возникновение государства у франков;

—      крестовые походы;

—      разделение христианской церкви на западную и восточную;

—      Столетняя война;

—      раздел империи Карла Великого;

—      Гуситские войны;

—      завершение Ренконкисты;

—      созыв английского Парламента?

35. На заседании исторического кружка шло обсуждение вопроса: почему в конце XIII в. интерес к крестовым походам угас? Один из кружковцев отстаивал мнение, что крестовые походы достигли своей цели. Согласны ли вы с таким объяснением? (Да? Нет? Свою позицию подробно объясните.)

36. Было — не было. (Поставьте + или — .)

1. Был ли 732 г.:

а)      началом Реконкисты;

б)      концом Реконкисты;

в)      годом столкновения двух цивилизаций?

2. Был ли 1204 год:

а)      годом начала войны Роз;

б)      годом изгнания крестоносцев из Константинополя;

в)      годом захвата и разорения Константинополя крестоносцами?

3. Был ли 1337 год:

а)      годом падения Византии;

б)      годом начала Столетней войны;

в)      годом начала войны Роз?

4. Был ли 1215 год:

а)      годом создания Парламента;

б)      годом созыва Генеральных штатов;

в)      годом «начала английской свободы»?

5. Был ли 1358 год:

а)      годом окончания Столетней войны;

б)      годом восстания жаков во Франции;

в)      годом восстания английских крестьян под предводительством Уота Тайлера?

6. Был ли 1066 год:

а)     годом начала крестовых походов;

б)     годом завоевания Англии Вильгельмом Завоевателем;

в)     годом битвы при Гастингсе?

Задача второго концентра не в дублировании ранее изученного материала, а в его углублении и осмыслении на новом, более высоком уровне. Так, учитывая растущую диалогичность в жизни российского общества, утверждение в нем плюралистических норм и опираясь на опыт истории, учитель вынужден многократно напоминать учащимся о разности взглядов, умонастроений и мировосприятия людей, представляющих другие цивилизации, другие культуры, другие системы ценностей. Не следует ожидать от людей другого менталитета не свойственных им поступков и поведения. Не следует опрокидывать в прошлое собственные представления о жизни, подходить к людям других эпох с нашими требованиями. Следует рассматривать действия людей в контексте той исторической эпохи, в которую они жили.

Приводимые на уроках обществознания примеры из истории без морализирования, а исподволь должны помочь нынешним старшеклассникам впитать качества, необходимые людям открытого общества. На исторических примерах и они могут научиться всемерной отзывчивости, неприятию догм, открытости тому, что сближает людей в обществе, а не разъединяет, искоренению из собственной жизни позиции, по которой существуют только два мнения: мое и неправильное. Этими подходами мы вовсе не имеем цели сменить одни «установки преподавания на другие».

Единственных выход, к которому мы хотели бы прийти, — это полезность хорошего знания прошлого и настоящего, своего и чужого, старого и нового. Для того чтобы понять, сравнить, сопоставить, принять или не принять, надо знать, надо вникнуть, надо на другого человека посмотреть с позиции его времени, его культуры.

С этих позиций старшеклассники лучше поймут, почему средневековые люди много раз творили зло, будучи убежденными в том, что они делают добро, что их дело правое. Учащиеся могут подкрепить эту мысль конкретными примерами.

Поиск

Тетрадкин Град

МАТЕМАТИКА

Урок биологии

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru