Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий его руками. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечности, главными экспонатами которого являются Вдохновение, Работа, Мастерство.
Время сметает с лица Земли целые государства, где-то исчезают горы, где-то опускаются на дно океанов острова, меняют очертания материки.
Еще не изобретен прибор, дающий людям возможность видеть сквозь завесу времени. Поэтому если для изучения далеких звезд и планет ученые используют мощные телескопы, то для исследования прошлых веков и тысячелетий они прибегают к иным научным методам.
Один из них — историко-археологический. Он основан на изучении следов человеческой культуры далеких эпох. При археологических раскопках в Европе, Азии, Африке, Америке находят орудия труда, охоты, предметы быта, украшения, скульптурные изображения животных и людей. Они — ценный материал для историков. Какой-нибудь невзрачный черепок или кусок полуистлевшей ткани из захоронения могут многое поведать о своей эпохе.
Известно о существовании у неандертальцев так называемых «медвежьих пещер». Эти пещеры не обживались людьми. Там в специальных нишах бережно хранились охотничьи трофеи — голова и лапы медведя и, возможно, его шкура. Есть предположение, что к останкам медведя обращались перед выходом на промысел или же прося защиты в сложной жизненной ситуации. А может быть, охотники после очередной неудачи разряжали свои эмоции вымышленной схваткой со зверем.
Шесть тысяч лет назад закончился древнейший период в развитии человечества — каменный век. Его сменил век бронзовый и железный. Что же это за «металлическое» время, чем оно отличается от других эпох?
Зарождение металлургии — поворотный момент в истории любого народа. Он становится сильнее, защищеннее — легче добывать пищу, обороняться от врагов. Появляются более удобные и надежные орудия труда. В ремесленном деле возникают новые профессии: литейщик, формовщик, чеканщик. и Другие.
Издавна мастера, занимающиеся ручным изготовлением всевозможных изделий с применением простых орудий труда, назывались ремесленниками, а их труд — ремеслом.
«Отличается ли ремесло от искусства?» — может задуматься человек, глядя на грубоватый глиняный кувшин или плетеную корзину. Простого ответа на этот вопрос нет. Конечно, не каждый предмет, выполненный человеческими руками, считается художественным произведением. Например, скамья может представлять доску, прибитую к двум неструганым чурбакам. А может быть украшена резьбой или же инкрустацией — вставками из кости, металла или других пород дерева. В первом случае скамья — лишь функциональный предмет, на нее присаживаются отдохнуть, любоваться тут нечем. Во втором случае скамья сочетает в себе полезное и красивое и является произведением декоративного искусства. То же самое можно сказать и о кувшине, и о корзине, и обо всех других предметах.
Представьте себе плоский, как фанера, кувшин или треугольную чашку, острый угол которой упирается в блюдце. Эти предметы вызвали бы только недоумение: пользоваться ими нельзя. Они могли возникнуть в результате эксперимента художника. Так же, как цветочные вазы с запаянным горлышком или фужеры с двумя ножками — одна сверху, а другая снизу. Но даже курьезные предметы не свободны от определенной формы. Они допускают ту степень ее искажения, которая еще позволяет распознать изделие. Иначе мы не смогли бы понять, что за предмет перед нами.
Странные зигзаги, точки и лучи изображены на многих изделиях из керамики, дерева, металла, а также на тканях и кружевах. Ч го это, случайные начертания прихотливой руки мастера?
Слово «декор» происходит от латинского «декоров — «украшаю» — и подразумевает систему украшений изделия или сооружения. Декор тем лучше сочетается с формой предмета, чем больше ее подчеркивает.
Составляющей декора является орнамент — узор из ритмически организованных элементов. Как же они организуются? Во-первых, они могут повторяться. (читается, что повторение усиливает простые элементы.
К элементам природного орнамента относят всё, что напоминает о естестве окружающего мира. При этом изображения людей, животных, растений, небосвода со звездами, солнцем, луной, а также морских волн или пламени могут быть вполне реалистичными, то есть приближенными к натуре.
Однако часто используется такой прием, как стилизация. При этом изображения цветов, листьев, птиц, насекомых, животных, а также всевозможных природных стихий возникают в результате игрового взаимодействия причудливых линий. Стилизация призвана обобщать образ, делать его более простым и понятным для восприятия. Под резцом или кистью мастера исчезают детали и подробности изображаемого предмета. Именно таким образом на вазах древней Греции изображались морские волны. А на японской керамике возвышался над морем стилизованный знаменитый вулкан Фудзияма.
Кроме геометрического и природного орнаментов, существуют и другие его виды. Например, арабески, состоящие из причудливого сочетания всевозможных форм. Это и завитки, и гирлянды, и фигуры фантастических животных, и люди, и вазы, и архитектурные мотивы.
Также в качестве украшения на изделиях применялись надписи. Они имеют двойное назначение — декоративное и утилитарное, то есть практическое, и относятся к комплексным мотивам. Египетские и китайские иероглифы, арабский шрифт, римские прописные буквы, изображенные на керамике, металле или вытканные на шпалерах, не только хранили смысл сказанного или определяли принадлежность вещи, но и сами превращались в орнамент. В целях большего декоративного эффекта сами прописи порой изменялись. Так, на мусульманских тканях можно увидеть буквы, перевернутые вертикальным штрихом вниз.
Хотя Земной шар и называется шаром, но его поверхность, как известно, далека от гладкости шарика для пинг-понга. Горные вершины, долины, ущелья, равнины, подземные пещеры, глубины морей и океанов — вся эта совокупность неровностей суши и морского дна создает рельеф планеты.
В изобразительном искусстве также существует понятие рельефа — выпуклого или углубленного по отношению к плоскому фону скульптурного изображения. При возведении сооружений, в изделиях художественных промыслов рельеф играет значительную, иногда первостепенную роль. Прежде всего — при обработке камня.
В Греции гражданин, занимавшийся какой-либо деятельностью и получавший за это вознаграждение, назывался демиург, что в переводе с греческого означало ремесленник. Хотя ремесленники составляли низшее из трех сословий — после эвпатридов и геоморов, — к ним, кроме рыбаков, матросов и поденщиков, примыкали также врачи и художники.
Начиная с первого тысячелетия до н.э. некоторые ремесла — горшечное и кузнечное — уже стремятся отделиться от земледелия. В Греции к VI веку до н. э. почти все виды ремесел становятся самостоятельными, в Риме — к III-II веку до н, э. С возникновением крупных ремесленных мастерских в них стал применяться труд рабов.
Считается, что название Византийской империи произошло от небольшого городка Византия. На его месте император Константин в 324-330 годах основал столицу Византии — Константинополь. Этому предшествовали великие перемены.
В конце IV века огромная, всесильная когда-то Римская империя распалась на Восточную и Западную. Восточная часть империи, Византия, ставшая затем самостоятельным государством, во многом сберегла традиции эпохи эллинизма. Там не было непреодолимой грани между рабом и свободным человеком, города не переживали глубокого, как на Западе, экономического упадка. Поэтому в них сохранилось много мелких свободных ремесленников. Да и торгово-ремесленное население деревень не сидело без дела, а продолжало обеспечивать потребности рынка.
Оказывается, слово «цех» в переводе с немецкого языка означает «пирушка». Как-то не вяжется назначение серьезного рабочего помещения с инструментами, станками, сырьем, всевозможными заготовками и сделанной продукцией с атмосферой развеселой харчевни или пивной.
Но связь есть, и самая прямая. Прежде чем стать мастером, нужно было набить себе не одну мозоль. Взирали на эти первые старания знающие толк в ремесле люди — мастер и его подмастерья.
В Х-ХII веках русские крестьяне селились в весях — так назывались небольшие неукрепленные деревни и села. У них был свой центр, он назывался погост. Туда в первую очередь свозились феодальные оброки.
Древнерусские города вмещали в себя крепости, церкви, дворы феодалов, ремесленный посад, места торговли, управление. На первое место по количеству населения выходили «ремественники» — кузнецы, строители, плотники, гончары, кожевники, мастера золотых и серебряных дел. Всего около сотни различных специальностей.
Эти ремесленные мастерские обслуживали семью царя, приближенную к ней боярскую, дворянскую знать и высшее духовенство. Наиважнейшей из них была Оружейная палата. С XVI века в этой мастерской было налажено оружейное производство. Тут делали оружие и обычное, строевое — топоры, сабли, пищали, которыми вооружались стрелецкие полки, и оружие парадное, которое, оставаясь таким же настоящим, грозным, как строевое, отличалось от него богатством декора. С ним царь, бояре и воеводы встречали иностранных послов, проводили войсковые смотры и другие важные государственные церемонии.
Для Всемирной выставки в Париже в конце XIX века срубили русские плотники бревенчатую избу. И поставили ее без единого гвоздя. На удивленные вопросы — мол, как это возможно?— отвечали: «Хорошая вязка скрепчивее всяких гвоздей».
Красота пропорций, мудрая простота конструкции деревянной избы поразили посетителей выставки, давших ей образное название «русский Парфенон». Деревянное строение — сруб — собирался из горизонтально положенных бревен-венцов. По углам бревна связывались врубками с небольшими выпусками — «в обло», и без выпусков — «в лапу». Кроме них, были и другие — «в крюк», «в охряпку», «в погон», «в иглу». Вязка зависела от типа сооружения, самой распространенной из них была «в обло».
Существует много видов резьбы по дереву. Основные из них: плосковыемчатая, или углубленная, плоскорельефная, рельефная, прорезная, или ажурная, скульптурная, или объемная — домовая и корабельная. Кроме того, каждый из этих видов резьбы в зависимости от рисунка и техники исполнения имеет свои разновидности.
Плосковыемчатая резьба выполняется нанесением на плоскую поверхность фона различной формы углублений — выемок. В зависимости от формы выемок такую резьбу называют геометрической или контурной.
Былина «Соловей Будимирович» повествует о том, как поручил князь герою построить дворец, а времени дал всего одну ночь. К утру на удивление всем уже стояли и сияли куполами «три терема златоверховатыя, да трои сени косящатыя, да трои сени решетчатыя». Слово «златоверхий» подчеркивало нарядность кровли, на строительство которой шли медные листы, сиявшие, как золотые. Сени в то время были не прихожей, а парадной террасой, размещавшейся на втором этаже. Такие сени держались на столбах и украшались разнообразными резными деревянными решетками.
Издавна бескрайние просторы Русской равнины, растянувшиеся от тундр Севера до полупустынь Прикаспия и гор субтропического юга, были покрыты дремучими лесами. Жившие среди этих лесов славянские племена отличались особым умением в деревообделочных ремеслах. Но не только жилища и утварь мастерили они своими ловкими руками. Поскольку равнину пронизывали большие и малые реки, а многие ее места покрывали топкие болота, сухопутное общение было затруднено. Поэтому на Руси водный путь часто был единственно возможным.
Предметы материальной культуры ушедших эпох сопровождают предания. Долгое время бытовало одно из таких преданий или поверий среди смотрителей Туринского музея в Италии. Каждый раз после того, как персонал приводил в порядок экспонаты — чистил их, пылесосил, протирал, ремонтировал и гладил, — в тот же день, ближе к вечеру, сквозь зал проплывали две слабые тени. Одни свидетели утверждали, что они двигались, взявшись за руки, другие — что следовали друг за дружкой. Но никто не сомневался в том, что одна тень принадлежала женщине, а другая — мужчине. «Зодчий наведывался вместе с женой, — улыбались музейные работники. — Это они проверяли, как почистили и сложили их вещи. Заботятся!»
В романскую эпоху основными предметами мебели были ларь и скамья. Скамьи изготовлялись в основном для церквей. Некоторые из них имели навес и боковые стенки, украшенные ажурной резьбой, и больше напоминали трон. Что же касается ларей, то, будучи необыкновенно прочными, отделанными железной оковкой, они служили и сундуками, и шкафами, и столами, и обычными скамьями. В случае опасности они легко переносились с места на место. Это было немаловажно, поскольку феодальные междоусобицы романского времени не располагали к оседлому образу жизни.
В XII веке в феодальном обществе пробуждается стремление к роскоши. Утомительные крестовые походы, впечатления от изысканной дворцовой жизни Византии и арабского Востока подтолкнули европейское рыцарство к переменам. Истинный пир великолепия дворцовых интерьеров был еще далеко впереди — в последующих эпохах. Но и романское время с его почти спартанским отношением к быту закончилось.
Тяжеловесные интерьеры рыцарских замков и городских домов ждали обновления. Но по-прежнему главным предметом обстановки в доме и символом благосостояния был сундук. Декор его усложнился, стал более внушительным — переднюю стенку покрывают теперь геральдические звериные рельефы. Во времена позднего средневековья его украшают уже не только фронтоны, розетки и крестоцветы, но и человеческие фигуры.
Эпоха Возрождения, или Ренессанс, — следующий после готики этап в истории мировой культуры. Это время поворота к античности, восстановления ее основных художественных ценностей. Средневековое феодальное общество постепенно разрушается. Разваливаются прежде крепкие замкнутые на себе хозяйства феодалов. Ремесленники объединяются в крупные ремесленные цехи, превратившиеся потом в мануфактуры Нового времени. Это время оставило после себя много замечательных изделий из дерева. Предметов мебели прибавилось незначительно, но изменились их форма и декор. Уже не так важны, как прежде, роспись и металлические украшения. Почти совсем исчезают накладки из железа и фигурные петли, а внимание мастеров отдается сложному резному орнаменту. В отделке мебели все больше используются архитектурные элементы — колонны, ниши, аркады.
К XVII веку в искусстве Европы и Америки сложился стиль барокко. Это слово переводится с итальянского как «причудливый», «странный». Это время французских королей Генриха IV, Людовика XIII и Людовика XIV, отважных мушкетеров, дворцов с расписными потолками, пышной лепниной, позолотой, стенами, отделанными мрамором и зеркальными полами, в которых отражались хрустальные люстры.
Поклонение античности, сопровождавшее эпоху Возрождения, проходит. Мебель принимает тяжеловесные формы, ее тщательно полируют. Все вокруг должно сиять и блестеть, поэтому дерево обязательно инкрустируют металлом, драгоценными и полудрагоценными камнями, а также черепашьей и слоновой костью. Причудливым этот стиль называли еще оттого, что мебель благодаря цоколям, карнизам и фронтонам обретает необычный волнистый силуэт.
К началу XVIII века барокко идет на убыль и плавно переходит в стиль рококо. Название «рококо» происходит от французского слова, означающего «украшение в виде раковины», поскольку названный элемент декора часто используется в этом стиле. Хрупкость, утонченность, манерность, изогнутые плавные линии сквозят в интерьере, люстрах, вазах, статуэтках, мебели. Рококо совершенно не переносит прямых линий, его символ — текучесть, плавность, неспешность. Это время пастельных тонов — голубых, розовых, белых, серых, а также фиолетовых. На всем — легкая, как туман, позолота. Король Франции Людовик XV приветствует жизнь, полную легкости и элегантности. Это период «галантного века» — пудры, кружев и менуэта. Светятся огнями парижские салоны, к ним едва успевают подкатывать кареты. Роскошь городского существования частично переходит в сельские резиденции знати и становится образцом для всей Европы.
Археологические раскопки 1748 года познакомили Европу с древнеримскими городами Геркуланумом и Помпеей, в I веке н. э. погребенными под слоем лавы и пепла во время извержения Везувия. Это соприкосновение с далеким прошлым усилило у европейцев увлечение античной историей.
Строгость и простота быта древних стали противопоставляться декоративному и манерному стилю рококо. На волне подобных пристрастий во второй половине XVIII века появляется новое направление в искусстве — классицизм.
Хохлома — старинное село. Уже в XVI веке, при Иване Грозном, оно значится в документах как «Хохломская Ухожея», то есть расчищенная, ухоженная земля. В XVII веке Троице-Сергиев монастырь вместе с соседними селениями принял его в свои владения. Именно на это время и приходится расцвет живописного хохломского ремесла. Путешествовавший по России в середине XVII века архидиакон Павел Алеппский сообщает, что «при посещении Троице-Сергиевой лавры им поднесли разнообразные кубки и блюда из чудесного дерева, резные и позолоченные, с именем монастыря на них написанным».
В давние времена существовала в народе пословица: «Кабы не лыко, да не береста, так бы мужичок рассыпался». Вот как важен был этот материал в хозяйстве.
Береста — наружный слой березовой коры, не пропускающий влагу и воздух. Лишь весной в ней открываются «чечевички» — узкие коричневатые черточки, своеобразные окошки, через которые дерево дышит. Береста состоит из множества тончайших слоев разного цвета — от золотисто-желтого до розово-коричневого.
В русской народной сказке «Маша и медведь» ничего не подозревающий мишка доставил девочку в родной дом в старинном лубяном «рюкзаке». Луб — это верхний слой между корой и сердцевиной дерева. Для изделий чаще всего использовался липовый луб, но иногда его снимали с осины или ясеня, и делали это весной во время сокодвижения.
Из луба гнули короба, лукошки, хлебницы, мочесники — кузовки для веретен. В особой чести были коробьи, похожие на сундуки со скругленными краями. В имуществе царицы Марии Ильиничны, по словам известного историка быта XVII века И.Е. Забелина, было пятьдесят две коробьи, и каждый год прибавлялись все новые. Зачем так много? А затем, что в одной коробье — простыни да наволочки, в другой — сорочки, в треть- ей — платья, в четвертой — посуда, в пятой — обувь, и так далее.
В Чехии был обычай — раз в году люди не хотели, чтобы их узнавали — ни родственники, ни соседи, ни свои, ни чужие. Они укрывали свое лицо и вовсю веселились в последний день большого праздника весны — масленицы. Поэтому и шли один за друг им к мастеру, резчику по дереву, чтобы взять у него деревянные капюшоны — карнавальные маски лошади, козы, какого-нибудь лесного зверя, птицы или чудища. Сгорали потом эти прекрасные маски в высоких кострах, а мастер на другой день принимался делать новые. Хотя и год впереди, но сколько их нужно вырезать, чтобы всем досталось и чтобы никто не обиделся!
У народа маконде, живущего в Мозамбике на юго-востоке Африки, существует обычай: однажды в хижину, где живет маленький мальчик входят «посланники леса». Им предстоит забрать мальчика из семьи. Расставание — дело нелегкое. Но если в раннем возрасте не изолировать ребенка от родных и не поселить в лесу, из него не выйдет ни настоящего охотника, ни хорошего ремесленника.
Издавна мастера из племени маконде славились резьбой по дереву. Чтобы вырезать маску или скульптуру, считают они, нужно не только научиться владеть стамеской и ножом. Главное — с детства уметь прислушиваться к лесу, видеть, как дерево растет, войти в родство с окружающей природой. Только тогда можно надеяться, что, взяв в руки заготовку для маски или скульптуры, будущий резчик почувствует в дереве своего союзника, а не мертвый материал.
Оказавшись на Мадагаскаре у лавки со всевозможными талисманами, туристы покупают один-другой, так, на всякий случай. Продавцы говорят, что торговля «этими штуковинами» очень выгодна, и не скрывают технологию производства. Разных размеров, расцветок и форм, амулеты и талисманы изготовлены из дерева, реже — из камня. Этот — от болезней ног, другой — от воров, третий — от пожаров, четвертый — от препятствий в пути, пятый — для прибавления в семействе. Конечно, все они прошли через руки местного колдуна, но и самому в них нужно очень верить, говорит торговец с улыбкой. Каждый такой талисман очень красив. Крошечные скульптурки духов, животных, таблички с узорами и надписями.
В данном случае совсем не имеются в виду колючие заросли столетника на подоконнике в кухне, к которым мы все давно привыкли. Растет в южном индийском штате Керала растение типа агавы — алоэ гигантское. Его широкие волокнистые листья достигают полутора метров в длину.
Их снимают, замачивают в воде, затем отбивают палками, пока волокно не отделится от мякоти.
Затем тщательно просушивают и свивают в тонкие бечевки, которые служат основой для циновок. Через эту основу бамбуковой иглой продергивают волокна травы кора — и пожалуйста, циновка готова. Почему бы не прилечь передохнуть?
Люди использовали керамику еще в эпоху неолита. У древних народов нашей страны она появилась в VII-III тысячелетии до н. э. Следы гончарного производства обнаруживаются археологами на всех континентах. Некоторые находки преподнесли ученым сюрпризы. Оказывается, при древнем способе изготовления керамики использовался непривычный для современных мастеров состав формовочной массы.
Черные лошади, как живые, бегут так стремительно, что, кажется, вот-вот сорвутся с округлых боков кратера — широкогорлого керамического сосуда для смешивания жидкостей. А на кувшине для вина из обожженной глины — ойнохойе — доверчиво прижался к корове новорожденный теленок. Ойнохойя — сосуд необычный, щедрый. Его горлышко имеет три стока, что позволяет, не пролив ни капли, разливать вино сразу в три стакана. Овальный глиняный сосуд с двумя ручками — амфора, один из самых распространенных в Древней Греции.
Он служил, в том числе, и как тара для перевозки масла и вина. А так как не все морские суда благополучно добирались до пункта назначения, многие из амфор оказывались под толстым слоем воды, на дне, и хранились там, пока время не освобождало их из трюмов.