Как показывает практика подготовки к ЕГЭ, решение планиметрических задач вызывает трудности у многих учащихся. Учащиеся большей частью заняты изучением конкретной темы и решением задач по этой теме. Большинство же задач требует применения разнообразных теоретических знаний, доказательства утверждений, справедливых лишь при определенном расположении фигуры, применение различных формул.
В отличие от школьного курса, последовательность материала данного курса определяется не тематикой и соответствием порядку изложения в учебнике, а уровнем сложности задач и степенью стандартности.
Цели курса:
расширение и углубление знаний по теме «Треугольник»;
создание условия для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
повышение уровня математической подготовки учащихся.
Задачи курса:
сформировать навыки применения знаний по данной теме при решении задач различной сложности;
подготовить к сдаче ЕГЭ;
приобщить учащихся к работе с математической литературой;
обеспечить диалогичность процесса обучения математике
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Данный курс предназначен для учащихся 10-11 классов, рассчитан на 34 часа.
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность
знать и понимать:
наиболее известные и часто используемые теоремы;
малоизвестные, но красивые факты по теме «Треугольник»;
основные алгоритмы решения треугольников
Уметь:
применять имеющиеся теоретические знания при решении задач.
Содержание курса
1. Элементарные и опорные задачи. Теорема косинусов.
Классификация треугольников относительно углов, если заданы стороны.
2. Прямоугольный треугольник.
Основные соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Прямоугольный треугольник и окружность. Высота в прямоугольном треугольнике. Биссектриса прямого угла. Соотношение между медианами прямоугольного треугольника. Площадь прямоугольного треугольника.
3. Описанная окружность. Теорема синусов.
4. Медианы треугольника. Точка пересечения медиан.
Теорема о точке пересечения медиан. Треугольник, составленный из медиан данного треугольника. Экстремальное свойство центроида треугольника. Вычисление медианы треугольника по трем его сторонам. Перпендикулярность медиан. Некоторые неравенства, связанные с медианами.
5. Высоты треугольника. Точка пересечения высот.
Ортоцентр треугольника. Два признака равностороннего треугольника. Расстояние между основаниями высот. Ортотреугольник остроугольного треугольника. Некоторые неравенства, связанные с высотами. Вычисление высоты.
6. Биссектрисы треугольника. Центр вписанной окружности.
Задачи на нахождение отношений отрезков. Формулы для вычисления биссектрисы. Треугольник с равными биссектрисами. (Теорема Штейнера-Лемуса). Некоторые неравенства, связанные с биссектрисами. Отношение площадей треугольника и треугольника, вершинами которого являются точки пересечения биссектрис с противоположными сторонами.
7. Вневписанная окружность.
Центр вневписанной окружности. Касательная в вневписанной окружности. Формулы для вычисления радиусов вневписанных окружностей. Некоторые соотношения с радиусами вневписанных окружностей. Расстояние между центром описанной окружности и центрами вневписанных окружностей. Свойство отрезков, соединяющих вершину треугольника с точками касания сторон треугольника с вневписанными окружностями. Некоторые неравенства.
8. Площадь треугольника.
Вычисление площади треугольника
по стороне и углам;
по радиусу описанной окружности и углам;
по полупериметру и углам;
по углу и двум высотам, опущенным на стороны этого угла;
по трем высотам;
по двум сторонам и медиане, проведенной к третьей стороне;
по трем медианам.
Некоторые неравенства, связанные с площадью.
9. Некоторые замечательные теоремы о треугольнике.
Теорема Менелая. Теорема Чевы. Теорема Ван-Обеля. Теорема Штейнера. Теорема Стюарта. Прямая Эйлера. Окружности Эйлера.
Тематическое планирование курса
№ |
Тема |
Количество часов |
Форма занятия |
||
всего |
теории |
практики |
|||
1 |
Элементарные и опорные задачи. Теорема косинусов. |
2 |
- |
2 |
практикум |
2 |
Прямоугольный треугольник. |
4 |
1 |
3 |
семинар-практикум, |
3 |
Описанная окружность. Теорема синусов. |
2 |
- |
2 |
практикум |
4 |
Медианы треугольника. Точка пересечения медиан. |
3 |
1 |
2 |
семинар-практикум |
5 |
Высоты треугольника. Точка пересечения высот. |
3 |
1 |
2 |
семинар-практикум |
6 |
Биссектрисы треугольника. Центр вписанной окружности. |
4 |
1 |
3 |
семинар-практикум |
7 |
Вневписанная окружность. |
4 |
1 |
3 |
семинар-практикум |
8 |
Площадь треугольника. |
5 |
1 |
4 |
семинар -практикум |
9 |
Некоторые замечательные теоремы о треугольнике. |
6 |
1 |
5 |
семинар - практикум |
10 |
Обобщающее занятие. |
1 |
зачет |
Задания для самостоятельной работы учащихся
Работа с рекомендованной литературой.
Самостоятельное решение предложенных задач с последующим обсуждением вариантов решения.
Самостоятельный подбор задач по теме элективного курса с использованием дополнительной математической литературы.
Самостоятельное конструирование задач по изучаемому курсу и их презентация.
Учебно-методическое обеспечение курса
Планиметрические задачи с неоднозначностью в условии (многовариантные задачи) (типовые задания С4) Прокофьев А.А. Корянов А.Г.
Атанасян Л.С. и др. Геометрия. Доп. главы к учебнику 8 кл.: Учеб пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.-4-е изд.-М.: Вита-Пресс, 2005.
Атанасян Л.С. и др. Геометрия. Доп. главы к учебнику 9 кл.: Учеб пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.-3-е изд.-М.: Вита-Пресс, 2003.
И.Ф. Шарыгин. Геометрия. 9-11 кл.: От учебной задачи к творческой: Учеб. пособие.-М.: Дрофа, 1997.
И.Ф. Шарыгин. Задачи по геометрии. (Планиметрия).-2-е изд.,перераб. И доп.-М.:Наука. Гл.ред.физ.-мат. лит.. 1986 (Б-чка «Квант». Вып.17)
Гусев В.А. и др. Практикум по решению математических задач. – М.: Просвещение, 1985.
Сборник конкурсных задач по математике для поступающих во ВТУЗы. Под ред. М.И. Сканави. Учеб. пособие. – С.-Петербург, 1994.
Я.П. Понарин. Геометрия: Учебное пособие Ростов- на-Дону: изд-во «Феникс», 1997.
М.А. Иванов. Математика без репетитора : 800 задач с ответами и решениями для абитуриентов. - М.:Вентана-Графф, 2002.
Ю.А. Глазков, И.К. Варшавский, М.Я. Гаиашвили. ЕГЭ Математика. Решение задач группы В-2 изд. перераб. И доп.-М.: Издательство « Экзамен», 2009.