Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год; в неделю 1 час.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
в личностном направлении:
Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
Формирование качеств мышления;
Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
Развитие умений работать с учебным математическим текстом;
Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
в предметном направлении:
Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
Овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
Освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.
Содержание учебного курса
Раздел 1. Вводное занятие (1ч)
Теория. Техника безопасности при работе в кабинете математики. Правила работы с различными чертежными инструментами и инструментами ручного труда. Правила поведения в коллективе. Знакомство с коллективом. Опрос на тему «Зачем человеку нужна математика?» Беседа об этике общения в коллективе, о взаимовыручке.
Практика. Тестирование на определение уровня математических способностей. Знакомство с математической библиотекой, электронными ресурсами.
Раздел 2. Задача как объект изучения (1ч)
Теория. Задача как предмет изучения в процессе обучения. Разбор задачи на части: отделение условия (то, что дано) от заключения, вопроса задачи (того, что надо найти). Нахождение взаимосвязи между тем, что дано, и тем, что надо найти. Важность умения ставить вопросы. Различные способы записи краткого условия: таблицы, схемы, рисунки, краткие записи.
Практика. Постановка вопросов к условию задачи, подбор ассоциаций, умение находить аналогии и различия в изучаемом объекте. Оперирование вопросами при решении задач разного вида. Оформление краткого условия задач различными способами.
Раздел 3. Элементы теории множеств (1 ч)
Теория. Вводная характеристика теории множеств. Множество точек на прямой. Принадлежность точки графику функции (принадлежность элемента множеству). Пустое множество. Теория множеств как объединяющее основание многих направлений математики.
Практика.Решения неравенств (промежутки и операции над ними).
Раздел 4. Задачи практико-ориентированного содержания (8 ч)
Теория.Воссоздание общей системы всех видов задач. Систематизация задач по видам. Взаимосвязь некоторых видов задач, их взаимопроникновение и различие.
Практика. Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов задач повышенной трудности:
решение задач на составление систем линейных уравнений;
практикум-исследование решения задач на составление систем линейных уравнений (индивидуальные задания);
приведение к единице, решение задач на прямую пропорциональность;
на переливание;
на площади и объемы;
практикум - исследование решения задач (индивидуальные задания);
задачи на встречное движение двух тел;
задачи на движение в одном направлении;
задачи на движение тел по течению и против течения;
практикум-исследование решения задач на движение (индивидуальные задания);
задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби;
задачи на нахождение процентов от числа;
задачи на нахождение числа по его процентам;
задачи на составление буквенного выражения;
практикум- исследование задач на дроби и проценты (индивидуальные задания);
решение задач на совместную работу;
задачи на обратно пропорциональные величины;
практикум-исследование задач на совместную работу (индивидуальные задания).
Раздел 5. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур (3 ч)
Теория. Введение элементов геометрии. Геометрия вокруг нас. Существующие способы овладения чертежными инструментами. Красота геометрических построений. Разнообразие видов геометрических фигур. Симметрия, ее виды. Симметрия и асимметрия в нашей жизни. Золотое Сечение: история открытия; сферы использования. Геометрические головоломки.
Практика. Исследование задач геометрического характера:
Практическая работа с чертежными инструментами;
Задачи на построение фигур линейкой и циркулем;
Задачи на построение некоторых геометрических фигур с помощью подручных средств (веревка, бутылка с водой, груз и др.);
Задачи на вычисление площадей;
Задачи на перекраивание и разрезания;
Исследование объектов культурного наследия, в которых применяется Золотое Сечение (по репродукциям);
Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов. Знакомство с мозаиками М. Эшера;
Практическое занятие с выходом в поселок с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих
симметрии (асимметрию) и Золотое Сечение (с созданием фотогазеты);
Раздел 6. Математический фольклор (3 ч)
Теория. Особенности развития математики на Древнем Востоке. Математики Древнего Востока. Япония-родина оригами. Шахматы. Шахматные задачи. Развитие математики в России. Задачи Магницкого. Отражение народных традиций в математических задачах.
Практика. Решение задачи Аль-Хорезми на взвешивание. Восточная задача о наследстве. Правила складывания базовых фигур оригами. Выполнение моделей оригами простого и среднего уровня сложности. Решение задач на шахматной доске. Задачи на старинные меры измерений.
Раздел 7.Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики (8 ч)
Теория. Что такое логика. Великие личности о логике. Значение логики для некоторых профессий. Элементы теории вероятностей (ТВ). Знакомство с элементами логики, теории вероятности, комбинаторики. В чем вред азартных игр.
Понятие графов. Софизмы. Парадоксы. Задачи по теории вероятности, логике и комбинаторике и их роль в решении нестандартных задач, задач олимпиадного типа, конкурсных задач.
Практика. Знакомство со способами решения доступных задач из раздела Т.В.. Разбор некоторых олимпиадных задач.
Решение софизмов, парадоксов;
Задачи на случайную вероятность;
Решение задач на вероятность событий практико - ориентированного содержания: «Расчет возможности выигрыша в лотерею»; «В чем вред «одноруких бандитов»;
Решение задач на графы;
Решение логических задач с помощью составления таблиц;
Решение логических задач из коллекции математических праздников;
Раздел 8.Исследовательская работа (6 ч)
Теория. Понятие исследовательской работы, ее основные приемы, методы. От исследования произвольно выбранного объекта к исследованию математического объекта. Исследование других математических объектов, их значение в окружающем мире.
Неразрывная связь математики с другими науками. Умение самостоятельно добывать знания из разных источников информации. Необходимость использования математических знаний в повседневной жизни, науке и других областях человеческой жизнедеятельности. Математика как аппарат для проведения вычислений и фактор, стимулирующий исследовательскую работу.
Методика составления задач по известным фактам.
Практика. Продуктивная работа с различными источниками информации. Составление авторских задач с использованием добытой информации.
Выполнение рефератов, презентаций, и т.д.;
Защита работ;
Раздел 9.Театрализация постановок из истории развития математики, выполнение и защита проектов (3 ч)
Теория.Развитие математики в разных странах на разных исторических этапах. Известные личности мира математики и их заслуги перед наукой. Знакомство с историческими сведениями о математиках Древнего Мира. Как театрализация способствует развитию воображения, эрудиции, а также самостоятельности и др. качеств личности.
Практика.Постановка мини-спектаклей с опорой на исторические сведения и факты.
Защита проектов через электронную презентацию или стенд.
Раздел 10.Итоговое занятие (1 ч)
Теория. Подведение итогов года. Выявление самого активного участника. Поощрение победителей конкурсов и олимпиад. Рефлексия.
Практика. Награждение лучших математиков. Фестиваль лучших исследовательских работ. Тестирование с целью диагностики изменения мотивации детей к изучению предмета. Обработка информации.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов на изучение |
1 |
Вводное занятие |
1 |
2 |
Задача как объект изучения |
1 |
3 |
Элементы теории множеств |
1 |
4 |
Задачи практико-ориентированного содержания |
8 |
5 |
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур |
3 |
6 |
Математический фольклор |
3 |
7 |
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики |
8 |
8 |
Исследовательская работа |
6 |
9 |
Театрализация постановок из истории развития математики, выполнение и защита проектов |
3 |
10 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого: |
35 |
Календарно-тематическое планирование
Дата |
№ занятия |
Количество часов |
Тема раздела, занятия |
|
план |
факт |
|||
Раздел 1. Вводное занятие (1 ч)
|
||||
|
|
1 |
1 |
Вводная беседа |
Раздел 2. Задача как объект изучения (1ч)
|
||||
|
|
2 |
1 |
Задача как объект изучения |
Раздел 3. Элементы теории множеств. (1 ч)
|
||||
|
|
3 |
1 |
Элементы теории множеств |
Раздел 4. Задачи практико-ориентированного содержания (8 ч) |
||||
|
|
4 |
1 |
Задачи на совместную работу
|
|
|
5 |
1 |
Площади.
|
|
|
6 |
1 |
Объемы.
|
|
|
7 |
1 |
Движение.
|
|
|
8 |
1 |
Проценты.
|
|
|
9 |
1 |
Пропорции.
|
|
|
10 |
1 |
Задачи на переливания.
|
|
|
11 |
1 |
Задачи на взвешивание.
|
Раздел 5. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур (3 ч)
|
||||
|
|
12 |
1 |
Задачи на разрезание и перекраивание.
|
|
|
13 |
1 |
Укладка сложного паркета. Мозаика.
|
|
|
14 |
1 |
Геометрические построения без чертежных инструментов.
|
Раздел 6. Математический фольклор (3 ч)
|
||||
|
|
15 |
1 |
Математика Востока
|
|
|
16 |
1 |
Шахматы
|
|
|
17 |
1 |
Задачи Магницкого
|
Раздел 7.Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики (8 ч)
|
||||
|
|
18 |
1 |
Таблицы.
|
|
|
19 |
1 |
Таблицы.
|
|
|
20 |
1 |
Диаграммы.
|
|
|
21 |
1 |
Диаграммы.
|
|
|
22 |
1 |
Как узнать вероятность события?
|
|
|
23 |
1 |
Факториал.
|
|
|
24 |
1 |
Логические задачи.
|
|
|
25 |
1 |
Решение логических задач.
|
Раздел 8.Исследовательская работа (6 ч)
|
||||
|
|
26 |
1 |
Решение алгебраических задач исследовательского характера.
|
|
|
27 |
1 |
Решение геометрических задач исследовательского характера.
|
|
|
28 |
1 |
Выбор темы исследования. Работа с научно-популярной литературой.
|
|
|
29 |
1 |
Исследование объектов.
|
|
|
30 |
1 |
Составление задач.
|
|
|
31 |
1 |
Составление задач.
|
Раздел 9.Театрализация постановок из истории развития математики, выполнение и защита проектов (3 ч)
|
||||
|
|
32 |
1 |
Оформление проектов (стенд, электронная презентация, театральная постановка)
|
|
|
33 |
1 |
Зашита проектов.
|
|
|
34 |
1 |
Зашита проектов.
|
Раздел 10.Итоговое занятие (1 ч)
|
||||
|
|
35 |
1 |
Итоговое занятие |