I. Проверка домашнего задания

«Вересковый мед»

Слушаем выразительное чтение баллады Стивенсона «Вересковый мед». Поощрим хорошими оценками тех, кто выучил балладу или отрывок из нее наизусть.

I. Антоний Погорельский: страницы биографии

Слово учителя

В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе.

I. Проверка домашнего задания

Словарная работа

Просим детей прочитать выписанные слова и выражения, непонятные для них. После каждого прозвучавшего слова просим класс объяснить его значение или догадаться из контекста. После того как дети сами поищут ответ, дадим свой комментарий.

I. Проверка домашнего задания

Дети читают выразительно окончание сказки Антония Погорельского «Черная курица...» до конца. Класс коллективно оценивает чтение учеников. (Работа должна проводиться динамично, чтобы осталось достаточно времени на чтение вслух учителем сказки В. М. Гаршина «Attalea princeps», которая непременно должна прозвучать на уроке полностью).

I. Артикуляционная разминка

Перед выразительным чтением надо обязательно провести разминку. Однако учить новую скороговорку не будем, повторим уже известные, так как надо успеть очень много сделать за урок.

I. Артикуляционная разминка

II. Детство А. С. Пушкина. Годы учения

Готовясь к уроку, учитель должен особое внимание обратить на оформление класса и по возможности на музыкальное сопровождение.

I. Артикуляционная разминка. Проверка домашнего задания

Один-два ученика рассказывают о поэте. Приведем пример такого рассказа.

Сообщения учеников

Царь с царицею простился.

В путь-дорогу снарядился...

Кто из русских людей не продолжит этой сказки? С раннего детства вслушиваемся мы в чарующие строки, в зрелом возрасте с любовью и наслаждением читаем детям и внукам старинную историю о завистливой мачехе и красивой падчерице, о влюбленном королевиче и о счастливой свадьбе в конце.

Продолжаем комплексную работу над текстом сказки.

— Что такое рифма? Как рифмуются строки в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Эпизод шестой. «И молва трезвонить стала...»

I. Королевич Елисей. Победа добра над злом

Заканчиваем разговор по эпизодам, выразительно читаем каждый отрывок, работаем с лексикой и ритмом сказки.

Эпизод восемнадцатый. «К красну солнцу наконец // Обратился молодец...»

Нам представляется целесообразным завершить разговор о произведениях Пушкина в 5 классе беседой о поэме «Руслан и Людмила», отрывок из которой школьники уже учили наизусть. Учитель составит план урока внеклассного чтения исходя из уровня подготовки класса и возможностей кабинета литературы. Мы предлагаем несколько возможных видов работы на уроке.

I. М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России

Учитель принесет в класс портрет М. Ю. Лермонтова, приготовит и в нужный момент покажет ученикам картины, изображающие Бородинское сражение, и карту-схему Отечественной войны 1812 г.

I. «Бородино» — отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения

Расскажем ученикам, что стихотворение Лермонтова было откликом на 25-ю годовщину Бородинской битвы.

Подготовленный ученик расскажет о ходе Бородинского сражения. Хорошо, если будет возможность показать портреты героев этого сражения.

I. Проверка домашнего задания

После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».

II. Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности.

I. Артикуляционная разминка

II. Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности

Вспомним произведения этого поэта, которые читали и учили в начальной школе: «Дед Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок», отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»: «Не ветер бушует над бором...»

I. Артикуляционная разминка

II. История отношений Герасима и Татьяны

Комментированное чтение

I. Артикуляционная разминка

II. Проверка домашнего задания

Ученики читают выписанные в тетрадь характеристики, рассказывают о героях, дополняют и оценивают работу друг друга.

I. Проверка домашнего задания

После артикуляционной разминки проверяем домашнее задание: ученики читают последние пункты плана.

7. Осада каморки Герасима.

Сочинение по рассказу «Муму» — это первое сочинение по литературному произведению. При определении темы сочинения не стоит акцентировать внимание на вопросе о прототипах литературных героев и ставить вопрос: «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?», уводящий нас от текста художественного произведения.

Предлагаем учителям схему работы со стихотворениями, которую они смогут использовать и как канву, и как толчок к собственному поиску.

I. Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» — рассказ-быль.

Вспомним вместе с учениками, какие произведения Л. Н. Толстого дети уже читали в школе, о каких произведениях для взрослых они слышали и что знают о жизни писателя.

I. Артикуляционная разминка

II. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы

Беседа

Работу начнем с выяснения впечатлений от рассказа.

I. Проверка домашнего задания

После артикуляционной разминки ученики рассказывают, как они закончили составление таблицы.

Слушаем устные сочинения одного-двух учеников.

I. Краткость и выразительность языка рассказа

Эта работа была уже начата на предыдущем уроке. Обратим внимание учеников на короткие предложения, которыми написан рассказ. Краткость и в то же время глубина — главные достоинства рассказа.

I. Артикуляционная разминка

II. А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности

С творчеством А. П. Чехова ученики встречаются впервые. Постараемся сделать так, чтобы первая встреча пробудила в них желание читать рассказы этого писателя.

I. Проверка домашнего задания

После артикуляционной разминки ученики читают наизусть стихотворения о весне и лете, показывают те репродукции или фотографии, которые они подобрали дома.

I. Артикуляционная разминка

II. Восстановление деформированного текста

Повторим теоретические понятия:

I. Проверка домашнего задания

После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений о природе. Коллективно оцениваем выступления учеников.

I. В. Г. Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности

Программа под редакцией В. Я. Коровиной обращается к творчеству В. Г. Короленко только один раз, в 5 классе. Имея это в виду, мы предлагаем учителю подробно, но на доступном пятиклассникам уровне рассказать об этом замечательном писателе и человеке.

I. Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

Начиная урок, спросим детей об их впечатлениях от повести. Выслушав высказывания детей, спросим:

— Как вы думаете, прочитанное нами произведение — рассказ или повесть? Почему?

I. Артикуляционная разминка

На этом уроке дети будут много говорить, поэтому стимулируем их внимание и подготовим к выступлениям с помощью разучивания новой скороговорки.

I. Артикуляционная разминка

Детям предстоит чтение вслух, поэтому обязательно повторим одну-две скороговорки.

II. Глава «Кукла» — кульминация повести

I. Артикуляционная разминка

Учим и коллективно проговариваем одну из скороговорок, которая может настроить на яркое, образное мышление, например:

Ал лал,

Бел алмаз,

Зелен изумруд.

I. Артикуляционная разминка

II. Проверка домашнего задания

Слушаем выразительное чтение наизусть стихотворения «Я покинул родимый дом...».

I. Проверка домашнего задания

После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений Есенина.

II. П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя

I. Артикуляционная разминка

Запишем и выучим новую скороговорку, например:

По поясам пояски, по пояскам поясочки.

I. Выборочный пересказ

После артикуляционной разминки слушаем рассказ о Степане, т. е., по существу, выборочный пересказ.

I. К. Г. Паустовский: страницы биографии

К 5 классу ученики уже не раз встречались с произведениями К. Г. Паустовского. Предложим им вспомнить эти произведения: «Родник», «Толпа на набережной», «Вода из реки Лимпопо», «Корзина с еловыми шишками», «Скрипучие половицы» и др. (в зависимости от программы по чтению для начальной школы). Такой разговор вызовет положительные ассоциации у детей.

I. Артикуляционная разминка

В начале этого урока лучше разучить новую скороговорку или перевертыш.

II. Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».

Рассказ «Заячьи лапы» сочетает в себе глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой, лиризм описаний, яркость и точность языка, композиционное своеобразие и умение К. Г. Паустовского видеть необычное в обычном. Обсуждение этого рассказа предоставляет учителю большие возможности в работе с детьми.

I. Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка

Для того чтобы этот урок прошел успешно, учитель заранее распечатает и сделает копии двух абзацев из рассказа «Заячьи лапы», чтобы раздать на уроке всем ученикам класса. Сделаем расстояние достаточным для анализа текста между строками.

I. Артикуляционная разминка

На этом уроке детям предстоит чтение по ролям, поэтому предложим им выучить потешку, которую нужно произносить по ролям.

— Чей нос?

I. Артикуляционная разминка

Повторяем потешку, которую читали по ролям.

II. Драма как род литературы

I. Самостоятельная работа

Тема «Роды и жанры литературы».

Вопросы:

— Назовите роды литературы и соответствующие им жанры.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика