В современной школе ученик является субъектом образовательного процесса, ему принадлежит ведущая роль: он анализирует, сопоставляет, делает выводы; он находится в позиции исследователя. Развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Самые ценные знания не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственного исследовательского поиска.
Л.Н. Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». В своей работе опираюсь на то, что главная задача школы – не только дать знания учащимся, но и привить интерес к обучению, «научить учиться», а также очень важно развивать способность к творчеству (креативность). Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. «Мышление начинается с удивления», – говорил Аристотель. Формирование интереса – одна из важнейших составных частей обучения. Чтобы вызвать, поддерживать и развивать интерес к предмету создаю элементы новизны на уроке; использую различные средства обучения, в том числе и ТСО, применяю ИКТ; подбираю содержание дидактического материала; применяю элементы занимательности, а также разнообразные формы ведения уроков. Но особенно, по моему мнению, повышает интерес к предмету применение игровой деятельности. Таким образом, реализуютя требования к современному уроку, используются в совокупности элементы образовательных технологий, но важной тенденцией в построении урока для школьников среднего звена считаю использование игровой технологии. Следует ставить задачи:
1) создавать ситуацию педагогического общения через игровую деятельность;
2) формировать у учащихся учебные умения в процессе игры, применяемые в учебном процессе определенные дидактические навыки;
3) научить школьников:
– целеполаганию и планированию деятельности;
– поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
– практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
– самоанализу и рефлексии.
Решению этих задач способствует применение игровой технологии на уроках истории. Я использую игру как вид деятельности на уроке, т.е. в качестве его фрагмента. Как нетрадиционную форму организации учебного процесса, т.е. в качестве технологии урока.
Выбор игровой деятельности обусловлен её функциями:
-игра является средством повышения интереса к предмету;
-является средством обучения (решает дидактические задачи);
-развивает творческие способности, самостоятельность, инициативность учащихся.
Л.В. Петрановская считает, что игра – это метод, словно специально созданный для развития творческих способностей. В игре ребенок раскрепощается, а раскрепостившись, способен творить и познавать в творчестве. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира». Поэтому игра признается не забавой для ребенка, а эффективным средством активизации учебной деятельности. Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы и, конечно, повышению интереса ребенка к уроку. С другой стороны, эти игры решают определенную дидактическую задачу: изучения нового материала или повторения и закрепления пройденного, формирования учебных умений и навыков.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игру можно использовать при изучении любой темы, стоит только внести в урок элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую-то роль. Ребята могут выступать в роли ученых-археологов, исследователей.
Любое задание, уже немного надоевшее, можно, используя, игровой прием, превратить в увлекательное занятие. Например, простое задание отредактировать текст можно преподнести с несколько иной точки зрения: “Представьте, что вы археолог, при раскопках нашли глиняные таблички, надо прочитать текст. В глазах у ребят появляется огонек, и они, посмотрев по-новому на самое обычное задание, приступают к работе.