Бытует мнение, что многие предметы, преподаваемые в школе, никогда не пригодятся в жизни, они со временем забываются, а вся система образования современной школы – это никому не нужный объём схоластических знаний, поэтому всю систему образования просто необходимо подвергнуть реформам. Дифференциация в образовании - это один из путей решения проблемы, возникшей перед современным обществом.
Не секрет, что и в среде преподавателей математики и в среде родителей учащихся сформировалось мнение, что исключение предмета «Геометрия» из учебной программы школьного образования, есть не что иное, как её простое упразднение.
Главная задача учителя для решения данной задачи, является доведение до учеников и до их родителей основного принципа: «Не вместо», а «Вместе». То есть, геометрия не исключена из школьного образования как область человеческих знаний, а вошла в общую систему математической подготовки. (Ситуация схожа с ситуацией в конце 50-х годов прошлого века в Советском Союзе, когда предмет «Арифметика» в начальной школе был расширен до «Математики»).
Корень проблемы заключается в самом подходе к изучению в среднем звене алгебры и геометрии. Если основные положения алгебры закономерно вытекают из курса математики 5 – 6 класса, то геометрия начинается как самостоятельная дисциплина с освоения аксиоматического подхода (геометрия вообще единственный школьный курс, где в полной мере соблюдается аксиоматический подход). Отсюда, при традиционном преподавании геометрии существовал стереотип: «геометрическая» задача или «алгебраическая». В современных условиях вопрос должен быть поставлен иначе: «Задача поставлена – решение должно быть найдено». То есть, ученик не должен быть ограничен в выборе методов и способов в достижении цели. Следовательно, на начальном этапе изучения геометрии учитель должен «плавно» включить основные положения геометрии в общую конструкцию курса математики.
Вариант решения данного противоречия может заключаться в следующем: или реализовывать преподавания курса алгебры с большим акцентом на аксиоматику, или, хотя бы на начальных этапах, представлять геометрию в первую очередь как наглядный курс.
Огромную роль в решении данного вопроса могут сыграть задачи, позволяющие использовать различные математические аппараты (в рамках среднего звена школы, естественно, аппараты алгебры и геометрии). Например, задачи подобного типа:
1. Гипотенуза прямоугольного треугольника относится к меньшему катету как 17:8. Если длину гипотенузы уменьшить на 7 дм, а больший катет оставить без изменений, то снова получится прямоугольный треугольник. Определить, как изменится при этом площадь треугольника.
2. Хорды АВ и CD окружности пересекаются в т. М. Известно, что АМ:МВ=2:3, СМ: MD =1:2; ФС=3. Найдите BD.
Большую помощь могли бы сыграть специализированные методические разработки, упрощавшие работу учителя в поиске задач такого типа.
В этом разделе сайта "Дорога в школу" Вы найдете методические разработки и дидактический материал для проведения интересных уроков геометрии. Ищите их в высыпающемся меню.