Элективный курс познакомит учащихся со структурой естественнонаучной картины мира и структурой любой физической теории. Материал курса позволит школьнику применять основные философские принципы познания для описания физических теорий, даст понимание того, что мир познаваем, а законы познания мира одинаковы для любой отрасли человеческих знаний.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Физические теории за границами школьного учебника (механика и термодинамика)» для 10-хклассов составлена в соответствии с ФГОС СОО. Курс построен в соответствии со школьной программой курса физики базового уровня, а также в соответствии с Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по физике 2017года.
В 10 – 11-х классах физика выходит на уровень изучения физических теорий.
Цель данного курса – показать обучающимся структуру физической картины мира, частью которой являются физические теории.
Исходные философские идеи и представления, законы диалектики являются инструментом познания мира, инструментом для анализа новых жизненных ситуаций. Именно поэтому важно познакомить школьников с основными философскими принципами. Это поможет увидеть связи не только между физическими теориями, но и обнаружить связи между всеми областями познания человека.
Для развития творческих способностей школьников недостаточно давать им сумму конкретных знаний. Основной рычаг в выявлении творческих способностей – организация деятельности обучающихся, овладение способами деятельности. Для формирования структур умственной деятельности необходимы материалы и занятия, направленные на обобщение, сравнение и сопоставление знаний, самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию [2], развитие способности использования этих знаний, создание новых идей. Речь идет о формировании УУД в период внеурочной деятельности школьника.
Элективный курс позволит структурировать наиболее важные разделы курса физики. Будут подчеркнуты основные идеи этих разделов, в которых дается классификация основных видов движения, различных сил и взаимодействий, проводятся различные аналогии, сравнение свойств физических полей. Материал структурируется в процессе совместной работы школьников. Обучающийся сможет параллельно школьному курсу углублять полученные на уроках знания и тем самым глубже постигать сущность физических явлений и закономерностей, совершенствовать знание физических законов.
Задачи курса:
1) развивать интерес обучающихся к физике, к процессу познания мира;
2) углублять понимание физических явлений и закономерностей;
3) познакомить со структурой и содержанием таких физических теорий как «Механика» и «Статистическая физика и термодинамика»;
4) продолжить формирование основных УУД во внеурочное время.
Следует отметить еще тот факт, что некоторые разделы школьной программы не включены в рамки базового уровня изучения физики, но являются необходимыми для сдачи ЕГЭ по физике. Следовательно, необходимо познакомить ученика с этими дополнительными разделами и включить их в структуру основных физических теорий.
В соответствии с возрастными особенностями учащихся изучение материала программы определяет различные формы и методы проведения занятий:
- сбор информации с помощью различных источников;
- составление структурных и сравнительных таблиц;
- смысловое чтение и работа с текстом задания;
- моделирование физического процесса или явления с помощью анимации;
- проектная деятельность.
Формы представления результатов обучающихся по освоению внеурочной деятельности:
- тематическая подборка таблиц различного уровня сложности в виде текстового документа, презентации, или web – страницы (сайта);
- выставка проектов, презентаций об использовании законов диалектики для познания мира;
- демонстрация проекта с качественным (устным или в виде приложения, в том числе, презентацией) описанием межпредметных связей;
- защита учебно-исследовательских или проектных работ на занятии, фестивале, конференции.
В результате освоения программы элективного курса «Физические теории за границами школьного учебника (механика и термодинамика)» обучающиеся должны:
- понимать и объяснять смысл понятий: философские принципы, физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
- понимать и объяснять смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, момент сил, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- понимать и объяснять смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, знать границы применимости физических законов;
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; свойства электрического поля;
- отличать гипотезы от научных теорий;
- проговаривать вслух и анализировать предложенную ситуацию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- составлять сравнительные таблицы, выделять общие признаки, подчеркивать отличия;
- применять основные философские принципы для нахождения связей между физическими теориями;
- применять основные философские принципы для нахождения связей между физическими теориями;
- формулировать цель предстоящей деятельности; оценивать результат;
- работать в паре, в группе, прислушиваться к мнению одноклассников;
- овладеть методами самоконтроля и самооценки.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Данный курс предназначен для учащихся 10 класса, рассчитан на 34 часа, при этом обеспечивается углубление школьного курса физики.
Программа поможет сформировать у обучающихся целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; развить умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; сформировать понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания. Выявление общих закономерностей в процессе познания необходимо для изучения физики, химии, биологии.
Для реализации программы элективного курса необходимо организовать работу, предоставив возможность индивидуальных исследований и групповой работы, работы в парах. На протяжении всего курса для формирования научного метода познания используется следующая работа учеников:
наблюдение явления или эксперимент;
сравнение и сопоставление знаний;
самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
использование видеоматериалов, анимации, презентаций, раздаточного материала в виде алгоритмов, блок-схем, таблиц.
анализ;
обобщение;
Особое внимание следует уделить вопросам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также заданиямметапредметногосодержания.
Курс рассчитан на 1 год обучения (10 класс).
Количество часов по программе в неделю – 1. Количество часов по плану внеурочной деятельности – 1. Количество часов в год – 34.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы элективного курса
Личностными результатами усвоения курса являются:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, результатам обучения;
Метапредметными результатами усвоения курса являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- использование умений и навыков различного вида познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.);
- формирование умений воспринимать перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- умение генерировать идеи и определять средства для их реализации;
- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, выявление причинно-следственных связей, поиск алгоритмов.
Общими предметными результатами усвоения курса являются:
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, представлять результаты работы с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике;
- коммуникативные умения участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
- классифицировать изученные объекты и явления.
Частными предметными результатами усвоения курса являются:
- знать структуру естественнонаучной картины мира;
- знать структуру любой физической теории;
- понимать, что мир познаваем, что законы познания мира одинаковы для любой отрасли человеческих знаний;
- знать и уметь применять основные философские принципы познания для описания физических теорий;
- называть основные положения, структуру и содержание изученных физических теорий;
- анализ информации, относящейся к одному явлению, но представленной в разном виде (текстовом, графическом, схематичном, числовом).
Учебно-тематический план
№ |
Тема занятия
|
Кол-во часов |
Формы и методы работы |
1 |
Цикл естественнонаучного познания. |
1 |
Лекция с элементами практической работы |
2 |
Структура естественнонаучной картины мира. |
1 |
Лекция |
3 |
Структура физической теории.
|
1 |
Лекция |
4-5 |
Связи между физическими теориями. |
2 |
Лекция с элементами практической работы |
6 |
Основные физические теории |
1 |
Лекция с элементами практической работы |
7 |
Фундаментальные опыты в механике. |
1 |
Практическая работа в группах |
8 |
Структура и содержание кинематики. |
1 |
Практическая работа в группах |
9 |
Структура и содержание динамики. |
1 |
Практическая работа в группах |
10 |
Законы Ньютона. |
1 |
Практическая работа в группах |
11 |
Законы сохранения в механике. |
1 |
Практическая работа в группах |
12 |
Сила. Работа. Энергия. |
1 |
Практическая работа в группах |
13 |
Статика. |
1 |
Практическая работа в группах |
14 |
Простые механизмы и их применение. |
1 |
Семинар-практикум |
15 |
Гидро- и аэростатика. Гидро- и аэродинамика. |
1 |
Практическая работа в группах |
16 |
Структура и содержание классической механики. |
1 |
Практическая работа в группах |
17 |
Принцип относительности Галилея. |
1 |
Практическая работа в группах |
18 |
Релятивистская механика |
1 |
Лекция |
19 |
Сравнение классической и релятивистской механики. |
1 |
Лекция с элементами практической работы |
20 |
Структура и содержание молекулярно-кинетической теории. |
1 |
Лекция с элементами практической работы |
21 |
Наблюдение броуновского движения. |
1 |
Практическая работа |
22-23 |
Фундаментальные опыты в молекулярной физике. |
2 |
Лекция с элементами практической работы |
24 |
Температура |
1 |
Практическая работа в группах |
25 |
Графическое представление изопроцессов. |
1 |
Семинар-практикум |
26 |
Идеальный газ. |
1 |
Практическая работа в группах |
27 |
Следствия и границы применимости газовых законов |
1 |
Лекция с элементами практической работы |
28 |
Фундаментальное исследование тепловых явлений. |
1 |
Лекция с элементами практической работы |
29 |
Восемь составляющих внутренней энергии. Способы изменения внутренней энергии. |
1 |
Практическая работа в группах |
30 |
Применение первого закона термодинамики к различным газовым процессам. Адиабатный процесс. |
1 |
Семинар-практикум |
31 |
Связь между основными величинами статистической механики и термодинамики. |
1 |
Практическая работа в группах |
32 |
Симметрия при типизации кристаллических твердых тел |
1 |
Лекция с элементами практической работы |
33 |
Структура и содержание термодинамики. |
1 |
Практическая работа в группах |
34 |
Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция» |
1 |
Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция». |
Содержание программы курса (34 часа)
I. Естественнонаучная картина мира. (6 часов)
1. Цикл естественнонаучного познания.
(Теоретический и экспериментальный методы познания. Модельный эксперимент. Современное компьютерное моделирование. Мысленный эксперимент [3])
2. Структура естественнонаучной картины мира.
(Идея направленности природных процессов. Идея периодичности процессов в природе. Идея сохранения. Принципы симметрии. Дискретность вещества и поля. Корпускулярно-волновой дуализм [1])
3. Структура физической теории.
(Основание: эмпирический базис, идеализированный объект, система величин, процедуры измерения. Ядро: система законов, законы сохранения, фундаментальные постоянные. Следствия: объяснение фактов, практические применения, предсказания нового. Интерпретация: истолкование основных понятий и законов, осмысление границ применимости [2 ])
4. Связи между физическими теориями.
(Основные философские принципы познания: принцип соответствия, принцип симметрии, принцип сохранения, принцип относительности).
5. Связи между физическими теориями.
(Основные философские принципы познания: принцип дополнительности, принцип причинности, переход количественных изменений в качественные, диалектика необходимости и случайности).
6. Основные физические теории.
(Механика. Электродинамика. Квантовая механика. Квантовая электродинамика. Теория сильных и слабых взаимодействий. Статистическая физика. Термодинамика [2])
II. Классическая механика. (13 часов)
7. Фундаментальные опыты в механике.
(Опыты и мысленные эксперименты Галилея. Всемирное тяготение. Опыты Гюйгенса[3])
8. Структура и содержание кинематики.
(Основные понятия. Виды движения. Средства описания движения. Законы движения. Движение с переменным ускорением. Ускоренное движение по окружности).
9. Структура и содержание динамики.
(Основные понятия. Законы динамики. Основная (прямая) задача механики. Основная (обратная) задача механики.)
10. Законы Ньютона.
(Применяемая физическая система тел и модели. Описываемые явления. Суть закона. Примеры проявления. Границы применимости.)
11. Законы сохранения в механике.
(Формулировка и математическая запись закона. Применение в инерциальных системах отсчета. Требования к внешним силам. Требования к внутренним силам, действующим в системе тел. Роль законов сохранения)
12. Сила. Работа. Энергия.
(Графическое представление силы, работы, энергии для вертикального и колебательного движения)
13. Статика.
(Виды равновесия тел. Модель абсолютно твердого тела. Принцип минимума потенциальной энергии. Условия равновесия тел.).
14. Простые механизмы и их применение.
(Рычаги: рычаг, блоки, ворот. Наклонные плоскости: наклонная плоскость, клин, винт. «Золотое правило» механики. КПД простых механизмов.)
15. Гидро- и аэростатика. Гидро- и аэродинамика.
(Общие свойства жидкостей и газов. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Движение тел в жидкостях и газах. Подъемная сила крыла самолета)
16. Структура и содержание классической механики.
( Основание механики. Ядро. Следствия)
17. Принцип относительности Галилея.
(Формулировка принципа относительности. Закон сложения скоростей. Пространство и время в теории относительности Галилея. Энергия уединенного тела. Кинетическая энергия тела.)
18. Релятивистская механика.
(Формулировка принципа относительности Эйнштейна. Закон сложения скоростей. Пространство и время в теории относительности Эйнштейна. Энергия уединенного тела. Кинетическая энергия тела.)
19. Сравнение классической и релятивистской механики.
(Сравнение классической и релятивистской механики. Принцип дополнительности. Примеры проявления принципа относительности Эйнштейна)
III. Молекулярная физика и термодинамика. (14 часов)
20. Структура и содержание молекулярно-кинетической теории.
(Что изучает МКТ. Типичные явления. Основные понятия. Основные положения МКТ. Применения МКТ.)
21. Наблюдение броуновского движения.
(Наблюдение движения частиц краски в воде под микроскопом. Изменение характера движения частиц краски при нагревании жидкости. Составление плана и отчета работы. Изучение компьютерной модели «Броуновское движение» из мультимедийного курса «Открытая физика». Параметры описания броуновского движения. Каким закономерностям подчиняется движение броуновских частиц [3])
22. Фундаментальные опыты в молекулярной физике.
(Опыты Рэлея по определению размеров молекул. Теоретические исследования Максвелла по распределению молекул по скоростям. Опыты Штерна.)
23. Фундаментальные опыты в молекулярной физике.
(Распределение Больцмана. Диалектика необходимого и случайного. Опыты Перрена по измерению массы молекул. Исследование свойств газов.)
24. Температура.
(Различные определения температуры. Шкала Цельсия. Шкала Кельвина. Шкала Фаренгейта. Шкала Реомюра.)
25. Графическое представление изопроцессов.
( Изобарный, изотермический, изохорный процессы в системах координат p-V,p-T,V-T.)
26. Идеальный газ.
(Статистический метод описания процессов в газах. Модель идеального газа. Связь макропараметров газа с микропараметрами газа.)
27. Следствия и границы применимости газовых законов.
(Следствия и границы применимости газовых законов. «Низшая степень холода». Условия применимости газовых законов).
28. Фундаментальное исследование тепловых явлений.
(Теория теплорода и ее опровержение в опытах Бенджамина и Дэви. Механический эквивалент теплоты в работах Майера и Джоуля. Понятие внутренней энергии.)
29. Восемь составляющих внутренней энергии. Способы изменения внутренней энергии.
(Кинетическая энергия хаотического поступательного движения молекул. Кинетическая энергия вращательного движения молекул. Кинетическая и потенциальная энергия колебательного движения молекул. Потенциальная энергия, обусловленная силами молекулярного взаимодействия. Химическая энергия (энергия внутримолекулярного взаимодействия), энергия электронных оболочек атомов и ионов. Внутриядерная энергия. Энергия гравитационного взаимодействия. Работа (трение и деформация) как способ изменения внутренней энергии тела. Теплопередача (конвекция, теплопроводность, излучение). Химические реакции (эндотермические и экзотермические).)
30. Применение первого закона термодинамики к различным газовым процессам. Адиабатный процесс.
31. Связь между основными величинами статистической механики и термодинамики. (Основное уравнение МКТ. Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Расчет внутренней энергии в процессе теплопередачи и в процессе совершения работы.)
32. Симметрия при типизации кристаллических твердых тел.
(Молекулярные, атомные, ионные, металлические кристаллические решетки. Центры симметрии, образующие кристаллические решетки. Силы взаимодействия в кристалле. Основные свойства. Примеры кристаллических веществ).
33. Структура и содержание термодинамики.
(Основание (основные понятия и явления). Ядро (первый и второй законы термодинамики). Следствия (применения термодинамики: энергетика, объяснение действия тепловых машин, расчеты теплоемкостей и различных тепловых процессов).
IV.Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция». (1 час)
34. Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция» («Английское Королевское общество с помощью современной техники и машины времени отправило электронные письма следующим ученым: Исааку Ньютону, Альберту Эйнштейну, Михаилу Васильевичу Ломоносову, Марии Склодовской-Кюри, Майклу Фарадею и Константину Эдуардовичу Циолковскому». Письма содержали приглашение на пресс-конференцию, в ходе которой ребятам предстоит: «научиться приводить в систему свои знания о профессии ученого, задавать вопросы, вести дискуссию, познакомиться с малоизвестными фактами из жизнедеятельности великих физиков» [4])
Список литературы
1. Тарасов Л.В. Современная физика в средней школе. – М.: Просвещение, 1990. – 288 с.: ил. – (Б-ка учителя физики).;
2. Физика в таблицах. 7 – 11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. В.А. Орлов. 3-е изд. – М.: Дрофа, 2007. – 64 с.:ил.;
3. Фундаментальные эксперименты в физической науке. Элективный курс: Учебное пособие/Н. С. Пурышева, Н. В. Шаронова, Д. А. Исаев. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 159 с.:ил.;
4. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н., Маслов И. С. Как стать ученым. Занятия по физике со старшеклассниками. – М.: Изд-во «Глобус», 2008. – 318 с. – (Профильная школа).