В тени веселого, полного птичьего щебета майского леса встреча с цветущим ландышем всегда воспринимается как драгоценный подарок. Кажется, стоит только прислушаться и уловишь, как тихо-тихо, словно рассыпается по бархату жемчуг, звенят его белые колокольчики, когда ветер слегка качнет стебелек. Каждый колокольчик похож на подвешенный к стебельку фонарик, а гладкие лоснящиеся листья – на легкие лодочки. Вокруг себя ландыши льют восхитительный аромат. В Германии это дивное растение посвятили богине восходящего солнца и лучезарной зари – Остаре.
В средние века целебные свойства растений определялись их окраской или формой. Растения с тонкими, как волос, листьями считались средством от выпадения волос, цветы, напоминающие глаза (ромашки, маргаритки), – от болезней глаз. Цветки ландыша, похожие на капли, значились лекарством от «разливающегося удара» – инсульта и паралича.
Травник XV в. «Сад здоровья» приводил рецепт для предупреждения апоплексического удара с помощью сока ландышей. Более того, рекомендовалось втирать винный настой его цветков в голову и заднюю часть шеи для того, чтобы привести человека в состояние «здравомыслия». Цветы для этой цели полагалось собирать до восхода солнца, пока они не покрылись росой.
В Англии настой цветов ландыша применяли от головной боли, для предохранения от различных инфекционных болезней, для укрепления нервной системы.
В России соком его корня девушки натирали щеки, чтобы стать румянее, а в народной медицине это растение издавна применяли при заболеваниях сердца, отеках, водянке, эпилепсии и лихорадке. В настоящее время экстракт ландыша является сердечным средством, уступающим только наперстянке.
Жители стран Латинской Америки называли ландыш «Lilium convallium» от слова «convallis», что означает «закрытая долина». Когда Линней в XVIII в. создавал свою систему ботанической классификации, он сохранил корень этого слова, назвав ландыш майским (Convallaria majalis).
В последнее время линнеевский вид ландыша майского ботаники делят на четыре обособленных географически, но мало отличающихся разновидности – майский, закавказский, маньчжурский и японский.
В цветках ландыша содержится гликозид конваллятоксин, при гидролизе распадающийся на агликон строфантидин и сахар – рамнозу. В листьях найден ряд других гликозидов, активно действующих на сердце.
Ландыш ядовит. Однажды пятилетняя девочка, случайно оставшаяся без присмотра, выпила воду из стакана, в котором стоял пучок ландышей. Это привело к смертельному отравлению.
В тени леса немного позже ландыша цветет прекрасная его родственница, относящаяся к тому же сем. Лилейных – купена, или Соломонова печать (Polygonatum officinale). Название Соломонова печать дано растению потому, что на ее многолетнем подземном корневище после ежегодного отмирания стеблей остаются круглые вмятины – рубцы, будто и в самом деле кто-то припечатал эти места круглой печатью. Купена ядовита (в ней открыт ряд алкалоидов), но так же, как и ландыш, является кормом для пятнистых оленей и алтайских маралов.
1. Ландыш. 2. Купена лекарственная. 3. Вороний глаз
1. Переступень белый. 2. Барвинок малый
Белые колокольчики ее цветков, парами, словно сережки, располагаются на той стороне стебля, которая обращена к земле, на противоположной стороне – очередные, горизонтальные, небольшие, заостренные на концах листья. Купена нежна и красива, как ландыш, только цветки ее лишены аромата.
Так же, как ландыш, в конце лета она образует ягоды, но не красные, а темно-синие. В народе их называли вороньими и сорочьими глазами. Однако настоящий вороний глаз – одна единственная черно-синяя ягода на конце стебля, среди мутовки из четырех горизонтально расположенных листьев – у третьего родственника ландыша и купены, который так и называют: вороний глаз (Paris quadrifolia).
В июне или начале июля на его стебле появляется единственный зелено-желтый цветок с околоцветником из 4 узких лепестков; 8 тычинок и 4 чашелистика окружают темно-фиолетовую круглую завязь. Это растение тоже любит тенистые лиственные, смешанные или хвойные леса, предпочитая влажные почвы. Оно очень ядовито.
Ядовитые свойства вороньего глаза зависят от присутствия в нем гликозида паридина и сапонина паристифина; в корнях обнаружены еще и алкалоиды. Гликозиды его действуют на сердце подобно гликозидам ландыша и наперстянки. Вороний глаз обладает свойством избирательно действовать на центральную нервную систему. Применение этого растения требует большой осторожности: 9–10 спелых ягод могут привести к смертельному отравлению. Детям не рекомендуется даже дотрагиваться до них.
У нас встречаются и другие виды этого растения: вороний глаз шестилистный (P. hexaphylla), распространенный только на Дальнем Востоке – в Приморье, Приамурье, на Камчатке и Сахалине, в смешанных и лиственных лесах, и вороний глаз маньчжурский (P. manshurica).
Ядовитые черные ягоды образуют и многие другие растения, например бриония.
В лесах, по лесным опушкам и речным долинам, между кустарниками, в средней и южной полосе европейской части нашей страны встречается растение, издавна славящееся как излюбленное средство народной медицины. Это – переступень белый (Bryonia alba) из сем. Тыквенных.
Подобно своим культурным сородичам – тыкве, огурцам и другим, переступень имеет ветвистый, шероховатый стебель, иногда достигающий более 3 метров длины и цепляющийся («переступающий») с помощью усиков. Цветки у него желто-белые, с пятью сросшимися лепестками, они однополые, но находятся на одном растении. Плоды – мелкие, черные, трехгнездные ягоды. Корень напоминает репу, на изломе он белый, богатый млечным соком. Растение это ядовито. При отравлениях появляется рвота, понос, сильные судороги. В народе переступень называли змеевой, параличной травой, параличной репой. В переступне белом найдены гликозиды брионин и брионидин, дубильные вещества, смола, мочевина, соли яблочной кислоты. В научной медицине настойка корня брионии входит в состав препарата, применяющегося при радикулитах.