Школярик

Сила знаний

РУССКИЙ ЯЗЫК

Знаев

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ РОССИИ

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

Уроки Совы Филиновны

 

Программа элективного курса «Таинственный процесс зеленого листа, или загадки фотосинтеза» предназначена для учащихся 11 класса. Курс связан с базовым курсом биологии основной и средней школы и является естественным дополнением, нацелен на поддержку курса профильного обучения биологии, рассчитан на 17 учебных занятий. Изучение материала программы способствует целенаправленной подготовке обучающихся к поступлению в учебные заведения аграрного профиля. Элективный курс раскрывает современные представления о сущности процесса фотосинтеза, позволяет получить ответ на вопросы, связанные с глобальной ролью растений в биосфере, демонстрирует практическое значение знаний о процессе фотосинтеза для человека.

Цель:

создать условия для изучения истории развития представлений о фотосинтезе и современных открытий в этой области;

систематизировать у учащихся научное представление о природе физиологического процесса, происходящего в зеленом растении, о механизмах его регуляции;

выявить условия, необходимые для протекания процесса фотосинтеза;

оценить значимость открытия процесса фотосинтеза для развития науки и человеческого общества;

обосновать космическую роль зеленых растений, значение растений в природе и жизни человека;

ознакомить учащихся с возможностями применения знаний о процессе фотосинтеза в практической деятельности человека, прежде всего в сельском хозяйстве;

продолжить формирование навыков работы с микроскопом и лабораторным оборудованием, а также умения ставить опыты;

выяснить как усвоены понятия темы.

Задачи:

продолжить развитие у учащихся понятие о фотосинтезе, как одном из способов автотрофного питания организмов;

научить школьников выявлять причинно-следственные связи, лежащие в основе процесса фотосинтеза и составляющие сущность его световой и темновой фаз;

сформировать у старшеклассников убежденность в том, что фотосинтез имел глобальное значение для исторического процесса формирования биосферы нашей планеты;

осуществлять патриотическое воспитание учащихся, отмечая заслуги отечественных ученых в изучении процесса фотосинтеза;

реализовывать межпредметные связи физики и биологии, демонстрируя опыты, раскрывающие оптические свойства хлорофилла;

показать значение знаний о фотосинтезе в растениеводстве;

формировать навыки работы с лабораторным оборудованием, умения наблюдать и делать выводы на примере биологических фактов и наблюдаемых явлений;

развивать навыки использования дополнительной литературы;

продолжить формирование бережного отношения к природе, умение работать в группах.

При изучении курса предусматривается лекционная система занятий. При проведении занятий предполагается демонстрация видеофильмов, что будет способствовать визуализации представляемой информации и успешному усвоению материала. Помимо теоретических занятий в курсе предполагается проведение лабораторных работ. На базе учебного материала предполагается также проектная деятельность учащихся по наиболее интересным и актуальным проблемам. Работа над проектом позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями способность к самообразованию и самоорганизации. Кроме классно-урочной системы предполагается проведение экскурсий.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

роль фотосинтеза в функционировании биосферы;

заслуги отечественных и зарубежных ученых в области фотосинтеза;

сущность фотосинтеза в свете современных достижений;

строение и функционирование фотосинтезирующих структур на различных уровнях организации;

исходные, промежуточные и конечные продукты световой и темновой фаз фотосинтеза, механизмы их образования;

элементы светового режима местообитания организмов;

экологические группы растений по отношению к свету и их световые адаптации;

особенности физиологических механизмов у растений разных экологических групп;

возможности и перспективы использования фотосинтеза в решении глобальных экологических проблем планеты.

Учащиеся должны уметь:

работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

системно использовать знания биологии, химии, физики и других наук в решении поставленных задач;

давать аргументированную оценку новой информации по вопросам биологии в целом и по вопросам (проблемам) фотосинтеза в частности;

работать с таблицами, гербарием, коллекциями, наблюдать за живыми объектами;

проводить наблюдения и эксперименты с использованием растений, анализировать полученные результаты и делать выводы, использовать полученные знания в практической деятельности.

Формы итоговой отчетности:

итоговые тесты и задания;

защита рефератов, проектов, исследовательских работ.

Учебно-тематический план элективного курса
«Таинственный процесс зеленого листа, или загадки фотосинтеза»


п/п

Наименование темы курса

Общее количество часов

В том числе

теоретические занятия

лабораторные работы

экскурсии

1

Введение

1

1

 

 

2

История развития учения о фотосинтезе

1

1

 

 

3

Хлоропласты, их строение и образование

2

1

1

 

4

Пигменты фотосинтеза

2

1

1

 

5

Физико-химические основы процесса фотосинтеза

2

1

1

 

6

Влияние условий на интенсивность процесса фотосинтеза

2

1

1

 

7

Экологические группы растений по отношению к свету, их адаптивные способности

2

2

 

 

8

Экскурсия к водоему: «Изучение приспособлений водных растений к световому фактору»

1

 

 

1

9

Фотосинтез и урожай

1

1

 

 

10

Экскурсия в тепличное хозяйство: «Изучение условий выращивания растений в условиях закрытого грунта»

1

 

 

1

11

Защита рефератов, исследовательских работ и проектов

2

 

2

 

 

Итого

17

9

6

2


Содержание элективного курса
«Таинственный процесс зеленого листа, или загадки фотосинтеза»

1. Введение (1 час)

Современная биосфера. Роль фотосинтеза в функционировании живой оболочки планеты. Фотосинтезирующие организмы, особенности их строения и жизнедеятельности. (Лекция).

Демонстрация таблиц «Биосфера», «Биоценоз дубравы», диапозитивы «Биосфера и человек», видеофильм «Глобальные проблемы экологии».

2. История развития учения о фотосинтезе (1 час)

История открытия фотосинтеза. Этапы развития учения о фотосинтезе. Роль отечественных и зарубежных ученых в изучении процесса фотосинтеза. Исследование значения воздуха и солнечного света в жизни растений – Д.Пристли, Ян Ингенхауз, Жан Сенебье. Вопросы воздушного и почвенного питания растений в работах Ник.Соссюра, Ю.Майера и Я.Гельмонт. Исследование Ж.Б.Буссенго о влиянии температуры, парциального давления, углекислого газа, состава атмосферы, степени освещенности, интенсивности фотосинтеза верхней и нижней поверхности на усвоение растениями углекислого газа. Изучение внешних условий на интенсивность процесса фотосинтеза в работах К.А.Тимирязева, В.Е.Любименко, С.П.Костычева, А.А.Рихтер. Развитие представлений о сложной природе фотосинтеза. Исследование механизма фотосинтеза. Исследование механизма фотосинтеза на молекулярном,субклеточном и клеточном уровнях.(Лекция).

Демонстрация портретов ученых, занимающихся изучением фотосинтеза.

3. Хлоропласты, их строение и образование (2 часа)

Происхождение пластид. Физиологические особенности хлоропластов.(Лекция). Демонстрация таблиц «Внутреннее строение листа»
Лабораторная работа № 1 «Изучение внешнего и внутреннего строения листа».

4. Пигменты фотосинтеза.(2 часа)

Хлорофиллы. Свойства хлорофилла. Представления о пигментах в работе М.С.Цвета Условия образования хлорофилла. Каротиноиды. Фикобилины. (Лекция)

Лабораторная работа № 2. «Получение спиртовой вытяжки пигментов листа и изучение свойств хлорофилла».

5.Физико-химические основы процесса фотосинтеза. (2 часа)

Этапы фотосинтеза. Фотофизический этап фотосинтеза. Фотохимический этап (световой). Происхождение кислорода при фотосинтезе. Фотосинтетическое фосфорилирование. Темновая фаза фотосинтеза – путь превращения углерода. С3 – (цикл Кальвина). С4– путь фотосинтеза (цикл Хетча-Слэка). Фотосинтез и фотодыхание. (Лекция)
Демонстрация видеофильма «Механизм фотосинтеза».
Лабораторная работа № 3.»Образование крахмала в зеленых листьях на свету».

6. Влияние условий на интенсивность процесса фотосинтеза. (2 часа)

Влияние внешних условий на интенсивность процесса фотосинтеза. Свет, температура, содержание углекислого газа в воздухе, снабжение водой, снабжение кислородом и интенсивность фотосинтеза. Влияние минерального питания. Влияние внутренних факторов на процесс фотосинтеза. Влияние оттока ассимилятов. Влияние содержания хлорофилла. Влияние возраста листа. Влияние открытости устьиц. (Лекция)
Лабораторная работа № 4 «Изучение условий, необходимых для протекания процесса фотосинтеза».

7. Экологические группы растений по отношению к свету, их адаптивные способности (2 часа)

Элементы светового режима местообитания организмов (интенсивность прямого и рассеянного света, годовая суммарная радиация, спектральный состав, альбедо). Экологические группы растений по отношению к свету (гелиофиты, сциофиты, факультативные гелиофиты). Световые адаптации гелиофитов и сциофитов. Работы В.Н.Любименко о световых адаптациях растений.

8. Экскурсия к водоему. «Изучение приспособлений водных растений к световому фактору» (1 час)

Цель: изучить особенности экологических факторов в водной среде; растительность водоема; приспособление водных растений к световому фактору.

9. Фотосинтез и урожай (1 час)

Фотосинтез – неиссякаемый и не загрязняющий среду источник энергии, основа получения продовольствия, кормов, технического сырья. Фотосинтез и продуктивность растений. Селекция растений с высокой эффективностью фотосинтеза. Связь фотосинтеза и урожая в работах А.А.Ничипоровича. выращивание культур при искусственном освещении. (Лекция).

10. Экскурсия в тепличное хозяйство

«Изучение условий выращивания растений в закрытом грунте при искусственном освещении». (1 час)

Цель: изучить условия выращивания растений в закрытом грунте; как влияет интенсивность освещения на продуктивность растений.

11. Защита рефератов, исследовательских работ, проектов, тестовый контроль (2 час)

Лабораторные работы.
Примерные темы рефератов, исследовательских работ, проектов.
Тесты и проверочные задания.


Используемая литература

Литература для учителя:

Армо К. Кемп П. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988.

Васильева Е.Н. и др. Эксперимент по физиологии растений в средней школе. – М.: Просвещение, 1978.

Винчестер А. Основы современной биологии. – М.: Мир, 1961.

Гэлстон А. Дэвис П. Сэттер Р. Жизнь зеленого растения. – М.: Мир, 1983.

Единый государственный экзамен 2002. Контрольные измерительные материалы. Биология. Г.С. Калинова. А.Н.Мягкова, В.З.Резникова и др. – М.: Просвещение, 2002.

Ивин М.Е. У порога великой тайны. – Л.: Дет.лит.,1971.

Кузнецов В.В. Дмитриева Г.А. Физиология растений. – М.: Высшая школа, 2005.

Настольная книга учителя биологии авт.-сост. Г.С. Калинова. В.С Кучменко. – М.: АСТ. Астрель, 2002.

Медведев С.С. Физиология растений. – С-Пб.: изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004.

Николаев Л.А. Химия жизни: пособие для учителей изд.2-е, М.Просвещение, 1977.

Наблюдай и экспериментируй. Под ред.доц. П.А. Садименко, доц. Г.М.Зозулин, доц. О.Г. Чораян. Изд-во Ростовского университета.

Полевой В.В. Физиология растений. – М.: Высшая школа, 1989.

Райнботе Х. Тайна растений. – М.: Мир, 1979.

Тимирязев К.А. Жизнь растений. – М., 1967.

Травкин М.П. Занимательные опыты с растениями. М.: Учпедгиз, 1960.

Физиология растений под. ред. И.П. Ермакова. – М.: Академия, 2005.

Якушкина Н.А. Физиология растений М.Просвещение, 1993.

Литература для учащихся:

Артамонов В.И. Занимательная физиология растений. М.Агропромиздат,1992.

Виленский Е.Р. Бойко.В.В. Растение раскрывает свои тайны . М.Колос.1984.

Журнал Биология для школьников № 1, 2005.

Чирков.Ю. Яблони на Марсе. – М. Молодая гвардия.

 

Поиск

Тетрадкин Град

МАТЕМАТИКА

Урок биологии

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru