Когда мы слышим фразу: «Мне это подсказало шестое чувство», подразумевается, что у человека есть пять традиционных чувств: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние, а помогло в данном случае какое–то неведомое ощущение. У пресмыкающихся ситуация несколько иная. Говорить отдельно о вкусе и обонянии не приходится – настолько тесно связаны у них два этих чувства. Зато у некоторых змей есть своеобразные совершенно удивительные органы, воспринимающие тепловое излучение. А в последнее время у рептилий обнаруживают еще и сейсмочувствительность – способность воспринимать колебания земной тверди, предвещающие землетрясения. Так что вполне можно считать, что неведомое нам «шестое чувство» известно, по крайней мере, некоторым пресмыкающимся.
Зрение – важнейшее из чувств пресмыкающихся: основную информацию об окружающей среде большинство из них получает именно визуально, с помощью глаз. Наверное, поэтому в природе не встретишь кривую на один глаз ящерицу или змею – такие не выживают. Разные могут быть травмы и отклонения, но глаза всегда в идеальном порядке.
Глаза рептилий устроены примерно так же, как у человека. При этом они довольно крупные, а у некоторых ночных видов – прямо–таки огромные. Кроме того, у ночных видов зрачок нередко имеет вертикально вытянутую форму – как у кошек.
Пресмыкающиеся обладают цветным зрением, но, по данным исследователей, видят всё, наверное, в несколько ином цвете, чем мы, – как будто смотрят на мир сквозь очки с оранжевыми стеклами.
Как и у всех наземных позвоночных, глаза пресмыкающихся защищены веками и мигательными перепонками. Но такая конструкция имеет изъяны, и у многих видов в процессе эволюции произошло ее существенное усовершенствование. Во–первых, даже мгновенное смыкание век при мигании все–таки, пусть и ненадолго, лишает рептилий важнейшей – визуальной – связи с внешним миром. Во–вторых, ползая по земле и роясь в разнообразном рыхлом субстрате, эти животные настолько часто сталкиваются с пылью, песком и мелким сором, что веки оказываются недостаточной защитой глазного яблока. Для решения первой проблемы у некоторых ящериц на нижнем веке появляется прозрачное окошечко, через которое глаз видит, даже если он закрыт. У других видов ящериц прозрачное нижнее веко вообще срастается с верхним, и теперь, естественно, ни одна соринка не попадает в глаз. Это достижение унаследовали и все змеи. Поэтому взгляд у них немигающий, и кажется, что они никогда не спят.
Однако за все надо платить. Обзаведясь такой замечательной защитой, змеи и ящерицы со сросшимися веками становятся совершенно слепыми во время линьки, в тот период, когда отслоившийся и помутневший сбрасываемый слой кожи еще закрывает все тело, а следовательно, и глаза этйх животных (ведь кожа на веках также линяет). Поэтому во время линьки змеи малоподвижны и прячутся в укромных местах. Кроме того, хотя и совершенно прозрачное, в«ко все–таки несколько снижает остроту зрения.
У многих ящериц зрение развито прекрасно, и они могут разглядеть какую–нибудь букашку на расстоянии нескольких метров.
С большого расстояния они замечают и возможную опасность. Многие пустынные ящерицы любят сидеть на высоких «наблюдательных постах» (корягах, кустах, кочках), расширяя этим свой кругозор.
Есть, тем не менее, виды, которым зрение оказалось практически не нужным. Это некоторые постоянно живущие в почве ящерицы и змеи. В земле глаза особенно легко травмировать, а если они при этом еще и бесполезны, то проще от них вообще отказаться. И у этих видов глаза просто зарастают кожей, сквозь которую они лишь едва просвечивают в виде слабо заметных темных пятен.
Плачущий монстр
Как и люди, пресмыкающиеся имеют слезные железы, выделяющие жидкость, которая предохраняет глаза от высыхания. Однако рептилии – не настолько эмоциональные существа, чтобы плакать. Их слезы – чисто физиологическая реакция, не связанная с душевным состоянием. «Плачущие» гигантские морские черепахи проливают в действительности не слезы из слезных желез, а жидкость, выделяемую так называемыми соляными железами, протоки которых открываются также в углах глаз. Соляные железы необходимы животным, обитающим в морской воде, чтобы выводить из организма избыточную соль. У морских игуан протоки таких желез открываются не у глаз, а в ноздри. Поэтому игуаны выглядят не плачущими, а страдающими от насморка.
Известное выражение «лить крокодиловы слезы» возводит напраслину на жестоких (с точки зрения нашей морали), но все–таки не лицемерных крокодилов. Льющаяся из их глаз жидкость – никак не плач по съеденной ими жертве, а всего лишь ненужные вещества, выводимые из организма через слезные железы.
Третий глаз рептилий
Известная сказка о сестрах Одноглазке, Двухглазке и Трехглазке не столь уж фантастична, поскольку третий непарный глаз в природе существует. Только располагается он не во лбу, а на темени, и поэтому называется теменным глазом, или теменным органом (эпифизом). У далеких предков нынешних рептилий он действовал как настоящий глаз. У гаттерий и некоторых ящериц он и сейчас воспринимает световые сигналы и заметен в теменной части головы в виде просвечивающего сквозь кожу пятна.
Уникальные глаза хамелеонов
Хамелеоны выделяются среди остальных пресмыкающихся практически всем. Не удивительно, что и глаза у них устроены по–особому.
Одна замечательная их особенность заключается в том, что у них нет верхнего и нижнего века с мигательной перепонкой, а есть только одно веко, сплошным чешуйчатым кольцом окружающее глаз. Это кольцо защищает и маскирует крупные глаза ящерицы, только в центре оставляя отверстие для зрачка. Когда хамелеон переводит взгляд, это отверстие перемещается синхронно со зрачком. Другое свойство глаз хамелеона – их необычная подвижность: они свободно поворачиваются на 180° по горизонтали и на 90° по вертикали. И что еще удивительно – оба глаза двигаются совершенно независимо один от другого. Благодаря этому совершенно неподвижно сидящий хамелеон имеет необычайно широкий кругозор и может одновременно рассматривать предметы, находящиеся в противоположных сторонах окружающего его пространства.