ОСНОВНОЕ МЕНЮ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
-
Русский язык
- Элективный курс по русскому языку в 11 классе «Теория и практика написания сочинения»
- Элективный курс по русскому языку «Фразеология русского языка»
- Элективный курс «Тайны слова (Лексика и фразеология русского языка)»
- Программа элективного курса по русскому языку "Учимся анализировать и рассуждать"
- Элективный курс "Трудные вопросы русской орфографии". 9 класс
- Литература
- Английский язык
- Биология
- Математика
- Физика
- Право
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
РУССКИЙ ЯЗЫК
- Учителю русского языка
- Правила русского языка в рифмовках
- К урокам русского языка
- Орфоэпия
- Лексика
- Упражнения по фразеологии
- Скорая помощь по русскому языку
- Языковые задачи для школьников
- Веселая грамматика
- Синтаксис
- Диктанты по русскому языку
- Культура речи
- Учимся писать сочинение
- Банк заданий по русскому языку
- Развитие речи
- КВН по русскому языку
- Игры на уроках русского языка
ЛИТЕРАТУРА
- Учитель - учителю
- Программные произведения: задания и вопросы
- Фольклор
- Как читать книги
- Анализ творческого наследия
- Дидактические модули по литературе
- Литературные диктанты
- Изложения с творческими заданиями по литературе
- Литературные путешествия
- Задания на уроках литературы
- Анализ литературного произведения
- Конкурсы и соревнования по литературе
- Игровые технологии на уроках литературы
- Контрольные работы по литературе. 6 класс
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
- Методсовет для учителя английского языка
- Пособия и методички для учителя английского языка
- Эффективное изучение грамматики английского языка
- Грамматика английского языка
- Задания по английскому языку
- Диктанты по английскому языку
- КИМ по английскому языку
- Рождественская викторина на английском языке
- Ребусы на английском языке
- Омофоны в английском языке
- Учебно-дидактические игры на уроках английского языка
- Кроссворды "Месяцы" на английском языке
- Диалоги по английскому языку
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК
ИСТОРИЯ РОССИИ
- Поурочное планирование по истории
- Обязательные даты и понятия школьного курса истории
- Русь от нашествия до «ига» 30–40 гг. XIII в.
- Против кого боролся Дмитрий Донской?
- Дворцовые интриги на Руси
- История России. 17 - 18 вв. Рабочие материалы к урокам
- Война 1812 года
- Россия в середине ХIХ века
- Новейшая история России. 1945—2006 гг.
- Историко-филологическая викторина «История России в литературе и языке»
- Как работать с исторической картой при выполнении заданий ВПР
- Тренажер "История России ХХ - начала ХХI века"
- Тесты по истории России ХIХ века. 8 класс
- Карточки по истории
- Задания по истории
- Учебные задачи на уроке истории
- Проверочные работы по истории
- Брейн-ринг по истории
- Историческая игротека на тему "Бородинское сражение"
- Викторины по истории
- Загадки-рифмовки по истории России
- Олимпиада по истории России
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
- Справочник школьника "Самые значимые исторические события"
- Мировая история в рассказах для школьников
- Кто есть кто во Всемирной истории
- Средневековье. История эпохи
- Кочевые империи: монголы и татары
- Всеобщая история в занимательном изложении
- Тайны Второй Мировой войны
- Всемирная история в вопросах и ответах
- Смысловое чтение на уроках истории
- Проверочные материалы по всеобщей истории. 6 класс
- "Исторические" заблуждения
- Обобщающее повторение по теме "Средневековье"
- Задания по всемирной истории
- Игры на уроках Всемирной истории
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
БИОЛОГИЯ
- Современный урок биологии
- К урокам биологии
- Био-энциклопедии
- Ботаника
- Грибы
- Зоология
- Предсказатели: животные и растения
- Анатомия
- Общая биология
- Задачи по биологии
- Тестовые задания по биологии
- Задания по биологии
- Педагогический контроль
- Ботаника + зоология = чудо
- Лабораторные работы по биологии
- Викторины по биологии
- Задания олимпиады школьников по биологии
- Мир общественных насекомых
- Мир живой и неживой
ГЕОГРАФИЯ
- Занимательная география от А до Я
- Первопроходцы и исследователи
- Первопроходцы. Опасные экспедиции
- Энциклопедия "Страны и народы"
- Арктика и Антарктика
- Вулканы
- Эссе по географии
- Листы опорных сигналов по географии
- Географические диктанты
- Карточки по географии
- Внеурочная деятельность по географии
- Географические задачи
- Географические детективы
- Загадки на уроках географии
- Стихи к урокам географии
- Школьная олимпиада "Юный географ"
- Индивидуальный план подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по географии
- Тесты по географии. 10 класс
- Природа и человек. Занимательные факты
- Необычное в обычном
- Задания по географии
Вполне возможно, что кто–то из водных пресмыкающихся просто бродяжничает по бескрайним водным просторам, ориентируясь лишь на комфортность и кормность среды (стала вода похолоднее, а корма поубавилось – поворачивай в другую сторону). Но большинство из них имеют определенную цель и направление своих перемещений и совершенно «не хотят» потеряться. Если речь идет о какой–нибудь болотной черепахе, проводящей основную часть своей жизни в небольшой луже и не выходящей за пределы ее ближайших окрестностей, то особой проблемы нет: она прекрасно ориентируется на хорошо знакомой местности. Но ее морские родичи иногда мигрируют на расстояния многих сотен километров по морям и океанам и при этом должны точно находить свою дорогу (например, некоторые морские черепахи логгерхеды проплывают около 10 тысяч километров, чтобы добраться от Японских островов через Тихий океан к Нижней Калифорнии). Оказывается, гигантские морские черепахи – неплохие навигаторы и способны выдерживать точный курс. Предполагается, что в этом им помогают умение ориентироваться по Солнцу и способность улавливать даже очень слабые знакомые запахи, переносимые морскими течениями.
Еще одна среда, которую в ходе эволюции осваивали различные наземные позвоночные животные – почва. По сравнению с водой – это, конечно, не рай. Возможности перемещения, ориентации, восприятия среды в почве чрезвычайно ограничены. Но отсутствие там конкурентов и хищников, наличие довольно разнообразных кормовых ресурсов (подземные части растений, многочисленные почвенные беспозвоночные животные), а также защита от неблагоприятных атмосферных условий (жары, холода, сухости) «загоняли» в подземелье представителей различных классов животных. В их числе – некоторые земноводные (например червяги), млекопитающие (кроты, слепушонки и некоторые другие), а также пресмыкающиеся.
Условия жизни в почве настолько однородны, подземный образ жизни настолько однообразен и во многих отношениях несвободен, что число видов рептилий, ставших «подданными» подземного царства, весьма невелико, а внешне они все удивительно похожи друг на друга и на... дождевых червей. Конечно, здесь и речи нет о том разнообразии внешних форм и повадок, какое мы находим, например, у водных или древесных обитателей.
Все более тесная связь с подземельем у пресмыкающихся устанавливалась, очевидно, двумя путями.
Во–первых, многие из них неплохие строители (о чем уже говорилось выше). Одни роют простые норки, другие – разветвленные подземные ходы, третьи сооружают настоящие подземные поселения, в которых проводят значительную часть времени. Среди таких землекопателей немало черепах и ящериц, есть и крокодилы. Однако все эти «норники» используют свои способности только для создания себе укрытий – от врагов или непогоды, а также для лучших условий инкубации яиц, но не для поиска пищи. Скорее всего, поэтому никто из них так и не стал настоящим обитателем подземелий – для охоты они выходили на поверхность, где им были необходимы все приспособления, характерные для «обычных» наземных животных.
Другой путь был открыт тем пресмыкающимся, которые копались в рыхлой земле, песке, лиственном опаде, в траве и тому подобном субстрате. Здесь они могли найти достаточно корма, спрятаться от жары или от врага, устроить гнездо для потомства. Быстро бегать и ползать при этом не было необходимости, и конечности многим просто мешали. Самые уязвимые органы – глаза – во–первых, утрачивали свое значение, а во–вторых, становились просто обузой, поскольку рептилии должны были их все время оберегать от повреждений. Крупные размеры тела были несовместимы с подобной роющей активностью, а различные «украшения» в виде всевозможных выростов или яркой окраски оказывались бесполезными или мешали. В результате, чем больше эти животные становились связанными с жизнью в почве, тем больше они приобретали червеобразный облик. Подобные роющие виды известны среди некоторых групп змей и ящериц.
Часть роющих видов сохранила признаки рептилий, живущих на поверхности, и способность нормально существовать как на земле, так и под землей. Но некоторые пресмыкающиеся настолько специализировались к подземному образу жизни, что практически не появляются на свету и, будучи извлеченными из земли, становятся совсем беспомощными.
Поиск
ИНФОРМАТИКА
МАТЕМАТИКА
- Учителю математики
- К урокам математики
- Путеводитель по математике
- Математические диктанты
- Карточки по математике для коррекции знаний
-
Задачи по математике
- Задачи на движение
- Задачи повышенной сложности по математике
- Различные способы решения задач на сплавы и смеси
- Задачи по математике с практическим содержанием
- Математические задачи экологического содержания
- Сборник задач по теме «Масштаб»
- Авторские задачи по математике
- Задачи на проценты растворы, сплавы, процентное содержание
- Геометрия
- Задачи по геометрии
- Задания по планиметрии
- Математические тренажеры
- Тесты по математике. 5 класс
- Самостоятельные и контрольные работы по геометрии. Итоговый зачет
- Удивительное число πи
- Применение игровых технологий на уроках математики
- Контрольные работы по математике
- Олимпиады по математике
ФИЗИКА
- Великие физики
- Справочные материалы по физике для школьников
- Такая понятная физика!
- Погрешности в лабораторных работах по физике
- Проблемные ситуации на уроках физики
- Тематические таблицы по физике
- Решение задач по теме “Газовые законы”
- Углубленное изучение физики в школе
- Вопросы и упражнения на понимание физики
- Контрольные работы по физике. 7 - 11 классы
- Тесты по физике
- Лабораторные работы по физике
- Практикум по физике в 10 классе "Оригинальные задания"
- Диктанты по физике
- Олимпиадные задачи по физике
- Конкурсы, соревнования, олимпиады по физике
АСТРОНОМИЯ
- Астртеория для школьников
- Преподавание астрономии в физико-математических школах
- Разноуровневые самостоятельные работы по астрономии с примерами задач
- Творческие задачи по астрономии
- Занимательная астрономия
- Викторины по астрономии
- Астрономия в удивительных фактах
- Задания олимпиады по астрономии для 10-11 классов
Блок "Поделиться"
ХИМИЯ
ФИЗКУЛЬТУРА
ТЕХНОЛОГИЯ
- Методические пособия по технологии
- Рабочая тетрадь по технологии для девочек. 5 класс
- Рабочая тетрадь по столярному делу. 7-8 классы
- Формирование приемов самоконтроля на уроках технологии
- Викторины по технологии
- Технологические карты приготовления блюд
- Разноуровневые задания при изучении темы "Кулинария" в 5 классе
МХК
МУЗЫКА
ИЗО
РОБОТОТЕХНИКА
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
ЕГЭ
ОГЭ
- ОГЭ по русскому языку. Тренировочные варианты
- Условный диалог-расспрос на ОГЭ по английскому языку
- ОГЭ по истории. Типовые тестовые задания
- ОГЭ по географии. Тренировочные варианты
- ОГЭ по математике. Сборник из 850 заданий с ответами
- ОГЭ по информатике. Типовые тестовые задания
- ОГЭ по физике. Тематические работы
- ОГЭ по химии. Диагностические работы для подготовки
УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
- Справочник классного руководителя
- Положение о МО классных руководителей
- Постканикулярный синдром и борьба с ним
- Различные формы родительских собраний
- Технология ситуационных классных часов
- Как влиять на класс через его лидеров
- Работа классного руководителя с неблагополучными семьями
- Классный час - форма патриотического воспитания