Наиболее близки к лучеперым рыбам представители класса Лопастеперых. У этих рыб парные плавники имеют широкое мясистое основание, их длинные или очень подвижные и массивные опорные лопасти снабжены особым внутренним скелетом из удлиненных костей, к этой центральной оси присоединяются плавниковые лучи, похожие на лучи лучеперых. За такое строение плавников эти рыбы и получили свое название. Наиболее массивны парные плавники у одной из групп класса Лопастеперых —Кистеперых рыб.
Кистеперые рыбы появились на Земле очень давно — примерно 300-400 млн. лет до нашей эры. Они были распространены в пресных и морских водах всей планеты: от Шпицбергена и Новой Земли до Южной Африки, Австралии и Антарктиды. Своими массивными парными плавниками эти рыбы могли опираться на дно водоемов, и, как считают ученые, именно из этих плавников и развились в дальнейшем парные конечности наземных позвоночных. Последние обнаруженные ископаемые остатки кистеперых рыб относятся к периоду около 50-70 млн. лет до нашей эры. Поскольку в более поздние времена никаких следов этой группы найдено не было, считалось, что все кистеперые давно вымерли.
И вот в декабре 1938 г. профессору Дж. Д.Б.Смиту, исследовавшему рыб Южной Африки, была передана неизвестная крупная рыба, выловленная южноафриканским траулером. Поскольку рыба была поймана под праздник, ее внутренности, к сожалению, не сохранились, однако это не помешало ученому доказать ее принадлежность к древним кистеперым рыбам — Целакантам. В 1939 г. он опубликовал свое первое сообщение о находке, а затем и детальное описание новой рыбы, названной им латимерией в честь мисс Куртенэ-Латимер, получившей ее с траулера для Музея Ист-Лондона.
Сенсационная находка живого ископаемого стала одним из самых замечательных открытий биологии XX века. Она побудила ученых к дальнейшим упорным поискам, которые увенчались успехом лишь спустя 14 лет. Наконец- то удалось добыть второй экземпляр латимерии и открыть постоянное место обитания целакантов в водах Коморских островов, находящихся в северной части Мозамбикского пролива, между Мадагаскаром и Африкой. Как оказалось, эти рыбы живут здесь только на крутых подводных склонах у берегов вулканических островов Анжуан и Гранд-Комор. Время от времени они попадаются местным рыбакам. Целакантовые рыбы были объявлены государственным достоянием, выпустили даже почтовые марки Коморских островов с их изображением.
Изучение целакантов, начатое профессором Смитом, продолжили французские ученые из Мадагаскарского научного института. За последние 50 лет возле Коморских островов было поймано около 200 экземпляров этих удивительных рыб. Большинство из них было добыто с глубин 100-800 м среди подводных скал цоколя островов. Значительная часть выловленных особей поступила в научные институты и музеи Франции, которой до недавнего времени принадлежали Коморские острова. Остальные были приобретены другими странами мира, а один экземпляр получен Институтом океанологии Российской Академии наук. Проведенные исследования позволили выяснить целый ряд особенностей строения этих рыб, а в 1972 г. ученым удалось наблюдать поведение живой латимерии. Пойманная с глубины порядка 100 м молодая рыба длиной около 82 см была помещена в большой подводный садок из проволочной сетки, где оставалась живой в течение 7 часов. Все это время проводились съемки, позволяющие проследить характер ее плавания.
Внешне латимерия достаточно похожа на своих ископаемых сородичей. У нее толстое тело с мощной, сжатой с боков хвостовой частью, заканчивающейся трехраздельным хвостовым плавником с выступающей маленькой конечной лопастью. Основания как парных, так и непарных плавников (кроме переднего спинного) напоминают мясистые, покрытые чешуей лопасти. Чешуя у латимерии крупная, окраска темная, серо-синяя, со светлыми пятнами неправильной формы на боках. Самые крупные из выловленных особей достигали до 180 см в длину и весили 95 кг. У целаканта, в отличие от современных лучеперых рыб, поразительно маленький головной мозг: у рыбы массой 40 кг на его долю приходится всего 3 г!
Совсем недавно целаканты были обнаружены у берегов Индонезии возле северной части архипелага Сулавеси — в 9000 км от Коморских островов и в водах не Индийского, а Тихого океана! Таким образом, миф об уникальности коморских живых ископаемых был разрушен. Индонезийские особи заметно отличаются от коморских и поэтому должны считаться особым видом. Оба вида обитают в местах относительно недавних выходов лавы, впадины которой служат для целакантов дневным убежищем. Глаза латимерии светятся зеленоватым блеском, как у других сумеречных животных. Она совершенно не переносит яркого света и высокой температуры верхнего слоя воды, ведет придонный образ жизни и только по ночам выходит на охоту за другими глубоководными рыбами. Свой мощный хвост эти рыбы, по-видимому, используют для быстрых бросков, позволяющих настигать приблизившуюся добычу. Необыкновенная подвижность парных плавников, очевидно, помогает латимерии проползать через расселины скал. Ни в открытом море, ни на больших глубинах целаканты не встречаются, хотя и могут перемещаться на десятки километров.
По мнению ученых, некогда целаканты были распространены на довольно значительной территории, однако сейчас сохранились лишь в отдельных ее частях, по-видимому, полностью утратив какие-либо контакты. Современная структура Индийского океана, в частности глубокая центральная впадина, затрудняет возможные миграции, но не исключает их совершенно. В роли потенциального коридора могут выступать подводные горы, а также многочисленные вулканические острова: Лаккадивские, Мальдивские, Сейшельские.