У ближайших родичей рогозуба — чешуйчатников — легкое парное, как и у наземных позвоночных. Благодаря этому они способны в течение всей своей жизни существовать во временных водоемах, нередко полностью пересыхающих в засушливый сезон, длящийся подчас до 9 месяцев. Помогает им в этом удивительная способность впадать в длительную спячку, которой лишен однолегочный рогозуб.
Поистине изумление испытывает исследователь, приехавший в Западную Африку на поиски самого известного из чешуйчатников — бурого протоптера, когда местные жители приводят его в места спячки этих замечательных животных. Трудно поверить, что растрескавшаяся от зноя равнина, с выжженной солнцем растительностью, еще совсем недавно была ложем водоема и прямо под ногами, в окаменевшей земле, могут сохраняться живыми сотни и тысячи рыб. Однако окружающий ландшафт не смущает туземцев, и они привычно, чуть не ползая на коленях, начинают тщательно обследовать почву.
Нужно быть очень внимательным, поскольку ищут они небольшие возвышения, диаметром 5-15 см, отличающиеся от остальной серой почвы коричневатым оттенком. Каждый такой бугорок является предохранительной крышкой, или колпачком, прикрывающим сверху вход в спальное гнездо протоптера. Достаточно всего одного удара мотыгой, чтобы под срезанным холмиком обнаружилась идущая вглубь нора.
Начинается нора идущим обычно вертикально вниз ходом с округлыми и гладкими стенками. В зависимости от размеров залегшей в спячку рыбы диаметр этого хода колеблется от 5 до 70 мм, а длина — от 30 до 250 мм. Так называемая воздушная камера постепенно расширяется книзу и переходит в собственно рыбью «спальню», которая может залегать на глубине до полуметра. Здесь и находится протоптер. Как же удается протоптерам совершать столь трудоемкие земляные работы?
Готовиться к спячке эти рыбы начинают с наступлением засушливого сезона, по мере высыхания временных водоемов, образующихся в период бурных тропических ливней, когда разливающиеся реки затопляют огромные площади низин. В эти временные водоемы, где в изобилии имеется легкодоступная пища, а вода держится 3-5 месяцев в году, ежегодно устремляется множество разных рыб. Но все они возвращаются обратно в реки, когда водоемы пересыхают. Все, кроме протоптеров. Недаром рыбаки из бассейна Гамбии говорят, что камбона (так они называют протоптера) — рыба необыкновенная: не она уходит вслед за водой, это вода сама приходит к ней. В реках протоптеры, как правило, вообще не встречаются, а всю жизнь остаются в пересыхающих временных водоемах. Крупные протоптеры начинают готовиться к спячке, когда уровень воды падает до 10 см, а более мелкие — еще позже, когда слой оставшейся воды не превышает 3-5 см.
Роет протоптер свое «спальное гнездо» ртом. Обычно дно в таких водоемах покрыто 2,5-5-сантиметровым слоем мягкого ила, в котором содержится большое количество растительных остатков. Засосав в рот очередную порцию ила, протоптер с силой выбрасывает его вместе с водой через жаберные отверстия. Мягкий ил легко поддается такому своеобразному «бурению». Однако дальше под илом залегает плотная глина с примесью мелкого песка, и копать становится труднее. Тогда, делая всем телом энергичные плавательные движения, рыба упирается рылом в грунт и выгрызает кусочек глины. Тщательно пережевав его, она выбрасывает измельченные частицы так же, как и ил. Создаваемые волнообразными движениями тела восходящие токи воды поднимают выброшенные через жабры частички грунта, при этом более крупные частицы глины оседают вблизи входного отверстия, образуя слои предохранительного колпачка.
Достигнув необходимой глубины, протоптер расширяет нижнюю часть норы ровно настолько, чтобы, сложившись пополам, он мог перевернуться в ней головой вверх. Это связано с тем, что в своем спальном гнезде рыба, как правило, принимает строго определенное положение. Ее рыло всегда направлено вверх, а длинное тело складывается таким образом, что изгиб приходится на середину расстояния между грудными и брюшными плавниками, имеющими у этихлопастеперых форму узких длинных жгутов. В таком положении сложенные передняя и задняя части перегнутого пополам тела очень тесно прижимаются друг к другу, парные плавники оказываются рядом, а уплощенный хвост перехлестывается через верхнюю часть головы и очень плотно прижимается к спине. При этом нижний край хвоста, полностью прикрывающего глаза, проходит вдоль края верхней челюсти, оставляя свободным слегка приоткрытый рот.
Когда «спальня» почти готова, протоптер, выставив рыло из выходного отверстия и время от времени поднимаясь к поверхности подышать атмосферным воздухом, терпеливо дожидается полного спада воды. Наконец поверхностная пленка воды опускается до верхней кромки жидкого ила на дне водоема — часть глины, выброшенной у входного отверстия, засасывается в него под воздействием дыхания протоптера и плотно закупоривает выход. После этого рыба уже не выходит из своего убежища. Пока глиняная «пробка» не просохнет окончательно, протоптер некоторое время «уплотняет» ее снизу рылом, чуть приподнимая в виде колпачка, на котором часто образуются трещины. Колпачок не только маскирует гнездо и предохраняет его от засорения, но и, благодаря своему пористому строению (из-за примеси мелких песчинок) и наличию трещин, обеспечивает проникновение воздуха в воздушную камеру. Когда колпачок окончательно затвердевает, вода в норе становится вязкой от обилия выделяемой рыбой слизи. По мере высыхания грунта уровень воды во входной камере постепенно падает, она заполняется воздухом, а сама рыба вслед за уходящей водой опускается все ниже и ниже, пока не попадет в расширенную «спальню», где наконец и замирает в характерной позе.
Приготовившийся к спячке протоптер выделяет много слизи, которая, затвердевая, образует вокруг его тела тончайшую пленку толщиной 0,05—0,06 мм, столь плотно обтягивающую спящую рыбу, что между ней и телом не остается никаких зазоров. На округлой верхней части этого кокона, прямо надо ртом рыбы, имеется небольшое поднятие с углублением посредине (как маленький вулкан). В центре находится отверстие трубочки- воронки, ведущей прямо в приоткрытый рот протоптера. Именно через эту крошечную трубочку длиной всего 1-5 мм и осуществляется единственная связь закованной в кокон рыбы с внешним миром. И всю свою долгую спячку (6-9 месяцев) протоптер дышит через нее атмосферным воздухом с помощью двух легких. Жабры рыбы в это время полностью бездействуют. Однако они не пересыхают благодаря слизи, покрывающей все тело рыбы, и вновь начинают функционировать, когда в водоем возвращается вода и протоптер пробуждается от долгого сна.
Любому живому организму, для того чтобы расти, развиваться, двигаться, размножаться и даже просто дышать, необходима энергия, которую он получает из веществ, поступающих в организм вместе с пищей. нечно9 о вкусах не спорят, но по разнообразию потребляемой пищи рыбы стоят на первом месте среди других групп позвоночных животных. Необычайно разнообразны у них и способы добывания пропитания.