Хорошо всем известная морская рыба треска обычно отнюдь не сидит постоянно на одном месте. Обитающая в морях Северной Атлантики крупная (длиной до 170 см и массой около 40 кг) атлантическая треска образует несколько стад, жизнь которых существенным образом связана с определенными морскими течениями. Наиболее широко распространено и многочисленно норвежско-баренцевоморское стадо трески. В первые два года жизни молодь этих рыб малоактивна и держится стайками в прибрежной зоне Баренцева моря, интенсивно питаясь мелкими донными ракообразными. Однако растет треска быстро, а с возрастом увеличивается ее активность. Уже трехлетние рыбы (длиной до 38,5 см) начинают совершать заметные перемещения: летом — по течению на север и восток, а зимой — против течения на юг и запад.
В дальнейшем область кочевок трески еще более расширяется, и она переходит на питание рыбой: сельдью (преимущественно молодью), мойвой, а в некоторых районах и сайкой. Летом треска часто откармливается и рачками — черноглазкой, образующей большие скопления в центральной части моря. Не пренебрегает она и донной пищей, главным образом двустворчатыми моллюсками, а также собственной молодью и более мелкими собратьями.
В восьмилетнем возрасте или чуть позже (до 10 лет), достигнув в длину около 85 см, треска начинает активно готовиться к нересту. Сначала она устремляется в дальние восточные или северные части моря, особенно богатые пищей. На протяжении этой кормовой миграции масса печени, служащей основным депо жира у этого вида и его ближайших родичей, становится все больше и больше. Содержание в ней жира может достигать 50 % (поэтому консервы из печени трески и считаются деликатесом). Создав необходимые резервные запасы, треска заканчивает откорм, собирается в большие стаи и начинает миграцию к Лофотенским островам, расположенным на северо-западе Норвегии. Именно здесь находятся ее основные нерестилища. Свой путь протяженностью свыше 1500 км треска совершает за 5-6 месяцев, двигаясь со средней скоростью 7-8 км в сутки. Основным ориентиром в пути ей служит Нордкапское океаническое течение. «По дороге» треска периодически отдыхает, иногда питается, но полагается прежде всего на свои большие жировые запасы.
Достигнув долгожданных островов, треска приступает к нересту, продолжающемуся с марта по апрель на глубине до 100 м, на стыке теплых глубинных атлантических вод и более холодных и опресненных вод местных заливов (фьордов). Плодовитость у трески очень велика: самка выметывает от 2,5 до 10 миллионов мелких плавучих икринок, которые никто не охраняет. Каждая самка нерестится порционно, выметывая 2-3 и даже 4 порции икринок, что заставляет ее задерживаться на нерестилищах несколько недель. Столько же времени, а иногда и больше, проводят здесь и самцы, оплодотворяющие икру от разных самок.
Подход стай трески на нерест к Лофотенским островам — большое событие в жизни жителей Северной Норвегии. В прежние годы в местном промысле принимало участие все население, устремляясь по сигналу на маленьких моторных ботах к стаям трески с несложным вооружением в виде ручных удочек, ярусов и сетей. В наши дни основным орудием лова служит оттертрал. Кроме него, значительные уловы дает применение ставных сетей и ярусов, наживляемых мелкой рыбой или беспозвоночными.
Отнерестившиеся особи возвращаются к местам нагула для восполнения потерянных сил, чтобы через год, откормившись, появиться здесь снова. Оплодотворенные икринки подхватываются Нордкапским течением и уносятся на северо-восток. Примерно через месяц из икры вылупляются личинки, продолжающие пассивное движение в прежнем направлении. Большая часть молоди приносится течением в Баренцево море. Все это время молодь держится в толще воды и питается преимущественно мелкими рачками — калянусами. В сентябре рыбки достигают восточных районов моря и переходят к жизни у дна.
Однако не вся атлантическая треска имеет склонность к длительным путешествиям. Некоторые ее стада, в том числе и обитающая у наших берегов беломорская треска, приспособились к жизни в опресненных морях и не совершают дальних миграций. Такая «оседлая» треска раньше созревает и не бывает крупной. Вынужденной домоседкой является уникальная форма трески, живущая в озере Могильном на острове Кильдин. Эта рыба проникла в соленое озеро еще в то время, когда оно соединялось с Баренцевым морем. Сейчас верхний 5-метровый слой воды в озере пресный, а придонные слои отравлены сероводородом, поэтому треска может жить только в средних слоях соленой морской воды — как бы между молотом и наковальней. В сходных условиях оказалась и треска в озере Огак на Баффиновой Земле, относящаяся к близкому виду — огак, обычному у арктических берегов Америки и Гренландии.