Многие рыбы не только хорошо слышат посторонние шумы, но и могут сами издавать звуки. Специальных звукопроизводящих органов, подобных тем, что имеются у птиц и млекопитающих, у рыб нет.
Звуки, и порой достаточно громкие, они способны издавать с помощью некоторых других органов: плавательного пузыря, жаберных крышек, зубов, зазубренных колючек в плавниках и даже за счет трения костей друг о друга.. Эти звуки могут напоминать карканье, свист, ворчанье, хрюканье, птичий щебет, барабанную дробь, вой сирены и пароходные гудки.
Некоторые звуки издаются рыбами непроизвольно: во время питания, движения или при перекапывании грунта. Их называют механическими, и обычно они не играют заметной роли в жизни рыб, а лишь демаскируют их. Издают рыбы и специальные, так называемые биологические звуки, имеющие сигнальное значение и служащие для привлечения особей противоположного пола, различных контактов рыб в стае и для «общения» родителей и потомства.
Многие голоса рыб человек не слышит, потому что только небольшая часть звуков может проникать из воды в воздух, а также из-за того, что некоторые звуки распространяются на волнах, плохо воспринимаемых человеческим ухом без специальных приборов — гидрофонов.
Издавна известны громкими звуками, напоминающими щелканье, производимое средним и большим пальцами, морские коньки. Эти довольно низкие звуки частотой от 500 до 4800 герц, по-видимому, стимулируются новизной обстановки или половым возбуждением. Звуки следуют с небольшими промежутками, одиночно или залпами по 2-5 щелчков. В период нереста звуки усиливаются, напоминая своеобразные любовные серенады.
Достаточно громкие звуки, слышимые в воздухе не менее чем за 30 м, могут издавать сомы-броняки. «Переговариваются» эти рыбы с помощью отростков одного из позвонков, скребущих по стенке плавательного пузыря. Плавательный пузырь служит еще и резонатором, усиливающим громкость звука.
Но самые известные «болтуны», безусловно, морские петухи. Громкие короткие резкие звуки, похожие на хрюканье, ворчанье или храп и повторяющиеся через некоторые промежутки времени, они испускают с помощью плавательного пузыря круглосуточно в течение всего года или большей его части. Плавательный пузырь у морских петухов очень большой (занимает больше половины всей полости тела), двудольный, заостренный на обоих концах. По всей нижней поверхности каждой доли пузыря тянутся вросшие в него мышцы, при сокращении которых размеры пузыря изменяются, а его упругая оболочка и газовое содержимое начинают колебаться, издавая специфический звук. Плавательный пузырь у этих рыб является основным источником звука. Однако в наиболее критические моменты жизни петухи «скрежещут» зубами, расположенными на жаберных костях, на небольшом участке нижней челюсти и на боковых участках верхней.
Уходя от опасности, быстро плывущий морской петух усиленно «голосит», как бы поднимая тревогу и делясь своими опасениями с другими рыбами. В местах скоплений морских петухов траловый лов всегда вызывает в воде сумбур звуков. При этом откликаются не только особи в стае, но даже давно отделившиеся одиночки. Особенно шумными бывают морские петухи в период размножения.
Второе место по «разговорчивости» после морских петухов занимают горбыли, или сциены, — быстрые хищные рыбы, широко распространенные в теплых водах всех трех океанов. Эти рыбы также издают звуки при помощи плавательного пузыря, который у многих видов имеет очень сложное строение. Днем этих рыб обычно не слышно, и только с заходом солнца они начинают издавать громкие звуки, напоминающие одиночные удары по барабану, барабанную дробь, серийные раскаты клохтания или карканье. «Переговоры» горбылей нередко мешают работе гидроакустиков на подводных лодках. А ритмичные и монотонные стоны сциены-орла по ночам ясно слышны в воздухе даже из-под слоя воды в 10-15 м. Ученые полагают, что смущавшие легендарного Одиссея и его спутников «песни сирен» на самом деле были «песнями сциен».