Надеюсь, не обижу мух, пчел, стрекоз, пауков и прочую мелюзгу, если скажу, что, несмотря на умное поведение, они все-таки... глуповаты. Связано это, как ни странно, с тем, что насекомые очень много знают и умеют делать с самого рождения, а потому у них нет особой надобности учиться.
В отличие от потомства букашек- таракашек, дети так называемых теплокровных живых существ — птиц, зверей, людей — рождаются беспомощными, ничего не знающими, не умеющими — и это очень хорошо!
«Что же тут хорошего? — удивишься ты. — Наоборот, плохо!»
Не спеши с выводами. Из-за своей полной неприспособленности новорожденные должны с первых часов жизни хорошо учиться, и в результате... Впрочем, давай обо всем по порядку.
Для начала многим животным необходимо сразу научиться узнавать свою мать и везде следовать за ней. Иначе беда: ведь сами они ни добыть пропитания, ни укрыться от врагов не умеют. Цыплята, утята, гусята запоминают родительницу в первые сутки. Это, конечно, не так уж сложно. Иное дело у птиц, живущих огромными колониями.
«Неужели и гам малыши запоминают свою мать?» — спросит читатель.
Представь себе, запоминают, только не по внешнему виду, а по голосу. У птенцов чаек, например, на это уходит около четырех дней. По сравнению с цыплятами многовато, но вообрази, какая от малыша требуется работа ума, какое напряжение памяти, чтобы безошибочно находить одну-единственную птицу среди сотен тысяч снующих вокруг и очень на нее похожих!
Делая первые шаги в жизни, птенцы и зверята еще не знают, чего нужно бояться. Эту науку они постигают, следя за поведением родителей, по издаваемым ими звукам опасности. Те, кто сигналы родителей плохо понимают или медленно усваивают, то есть неспособные ученики, рискуют погибнуть. Не менее важно научиться у родителей и тому, какой пищей следует питаться, а какой — ни в коем случае.
Обо всем, чему обучаются дети в родительской школе, рассказать невозможно, но о двух главных предметах необходимо рассказать. Первый — научиться добывать корм, который обычно не сидит, не ждет, пока его съедят, а убегает, улетает, уплывает. Как же поступают родители? Например, львы, тигры, пантеры сначала просто берут на охоту детей, чтобы те видели и запоминали. Затем постепенно малыши вовлекаются охоту, как в увлекательную игру. Наконец, когда дети подрастают, родители только выводят их на след и наблюдают за результатом учебы. Сходным образом ведут обучение хищные птицы: орлы, беркуты, соколы. А вот чомга, которая питается рыбой, начинает обучение с того, что подсовывает птенцам чуть помятых мальков.
Второй главный предмет — научиться избегать опасностей. Детеныш должен усвоить, не только от кого или от чего опасность может исходить, но и как себя вести, чтобы выжить. Так, горные козлята обучаются скакать по кручам, не сваливаясь в пропасть, и отыскивать укромные ниши, где не страшны зимние ветры, камнепады, снежные лавины. Они учатся заранее распознавать приближение волков, снежных барсов, человека, чтобы не становиться их добычей. Козлята запоминают тропинки, но которым можно улизнуть от врагов, места, где можно спрятаться или перепрыгнуть через ущелье.
Думаешь, когда звери и птицы выросли, учеба прекращается? Как бы не так! И дальше всю жизнь они продолжают учиться, совершенствоваться, набираться знаний. Замечено, например, что чем старше птицы, тем быстрее и добротнее строят гнезда. И совсем не случайно в стаях волков, стадах горных туров или слонов все подчиняются старому, опытному вожаку. С годами животные успешнее добывают пищу, лучше избегают опасностей, борются с врагами.
Таким образом, беспомощность детенышей вынуждает их с детства овладевать умением учиться, прививает вкус к учебе. Это приводит к развитию их умственных способностей, памяти, сообразительности, накоплению опыта, практических навыков. В результате происходит закономерное чудо: умеющие учиться становятся значительно умнее и приспособленнее к жизни, чем «всезнающие» и «всеумеющие» от рождения животные.
Сказанное о животных в полной мере относится к человеку. С той лишь разницей, что он несравненно больше и усерднее учится: дома, в школе, в армии, в институте, на работе и даже на отдыхе. Ведь походы в кино и театры, чтение интересных книг и журналов, танцы, прослушивание музыки, спортивные игры, общение с приятелями — это, по существу, тоже учеба. При такой беспрерывной учебе нужно ли удивляться, что человек во много раз умнее любого из своих «меньших братьев».
Учеба требует обширного вместилища знаний, навыков, опыта, на базе которых развиваются умственные способности. Этим вместилищем как раз и является нервная система. В отличие от крошечной цепочки нервных клеток насекомых, нервная система у теплокровных животных превращается в крупный орган, состоящий из головного и спинного мозга, от которых отходят многочисленные отростки — нервы (рис. 1). Самая же совершенная нервная система, естественно, у человека. К знакомству с ней мы сейчас и переходим.