Школярик

Сила знаний

РУССКИЙ ЯЗЫК

Знаев

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ РОССИИ

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

Уроки Совы Филиновны

Надеюсь, не обижу мух, пчел, стрекоз, пауков и прочую мелюзгу, если скажу, что, несмотря на умное поведение, они все-таки... глупова­ты. Связано это, как ни странно, с тем, что насекомые очень много зна­ют и умеют делать с самого рожде­ния, а потому у них нет особой на­добности учиться.

В отличие от потомства букашек- таракашек, дети так называемых теп­локровных живых существ — птиц, зверей, людей — рождаются беспо­мощными, ничего не знающими, не умеющими — и это очень хорошо!

«Что же тут хорошего? — уди­вишься ты. — Наоборот, плохо!»

Не спеши с выводами. Из-за сво­ей полной неприспособленности новорожденные должны с первых часов жизни хорошо учиться, и в результате... Впрочем, давай обо всем по порядку.

Для начала многим животным необходимо сразу научиться узна­вать свою мать и везде следовать за ней. Иначе беда: ведь сами они ни добыть пропитания, ни укрыться от врагов не умеют. Цыплята, утята, гу­сята запоминают родительницу в первые сутки. Это, конечно, не так уж сложно. Иное дело у птиц, живу­щих огромными колониями.

«Неужели и гам малыши запоми­нают свою мать?» — спросит читатель.

Представь себе, запоминают, только не по внешнему виду, а по голосу. У птенцов чаек, например, на это уходит около четырех дней. По сравнению с цыплятами многовато, но вообрази, какая от малыша тре­буется работа ума, какое напряже­ние памяти, чтобы безошибочно на­ходить одну-единственную птицу среди сотен тысяч снующих вокруг и очень на нее похожих!

Делая первые шаги в жизни, птенцы и зверята еще не знают, чего нужно бояться. Эту науку они по­стигают, следя за поведением роди­телей, по издаваемым ими звукам опасности. Те, кто сигналы родите­лей плохо понимают или медленно усваивают, то есть неспособные уче­ники, рискуют погибнуть. Не менее важно научиться у родителей и тому, какой пищей следует питаться, а ка­кой — ни в коем случае.

Обо всем, чему обучаются дети в родительской школе, рассказать не­возможно, но о двух главных пред­метах необходимо рассказать. Пер­вый — научиться добывать корм, ко­торый обычно не сидит, не ждет, пока его съедят, а убегает, улетает, уплыва­ет. Как же поступают родители? На­пример, львы, тигры, пантеры снача­ла просто берут на охоту детей, что­бы те видели и запоминали. Затем по­степенно малыши вовлекаются охоту, как в увлекательную игру. На­конец, когда дети подрастают, роди­тели только выводят их на след и на­блюдают за результатом учебы. Сход­ным образом ведут обучение хищные птицы: орлы, беркуты, соколы. А вот чомга, которая питается рыбой, на­чинает обучение с того, что подсовы­вает птенцам чуть помятых мальков.

Второй главный предмет — на­учиться избегать опасностей. Дете­ныш должен усвоить, не только от кого или от чего опасность может ис­ходить, но и как себя вести, чтобы вы­жить. Так, горные козлята обучаются скакать по кручам, не сваливаясь в пропасть, и отыскивать укромные ниши, где не страшны зимние ветры, камнепады, снежные лавины. Они учатся заранее распознавать прибли­жение волков, снежных барсов, чело­века, чтобы не становиться их добы­чей. Козлята запоминают тропинки, но которым можно улизнуть от вра­гов, места, где можно спрятаться или перепрыгнуть через ущелье.

Думаешь, когда звери и птицы выросли, учеба прекращается? Как бы не так! И дальше всю жизнь они продолжают учиться, совершен­ствоваться, набираться знаний. За­мечено, например, что чем старше птицы, тем быстрее и добротнее строят гнезда. И совсем не случай­но в стаях волков, стадах горных ту­ров или слонов все подчиняются старому, опытному вожаку. С года­ми животные успешнее добывают пищу, лучше избегают опасностей, борются с врагами.

Таким образом, беспомощность детенышей вынуждает их с детства овладевать умением учиться, приви­вает вкус к учебе. Это приводит к развитию их умственных способно­стей, памяти, сообразительности, накоплению опыта, практических навыков. В результате происходит закономерное чудо: умеющие учить­ся становятся значительно умнее и приспособленнее к жизни, чем «все­знающие» и «всеумеющие» от рож­дения животные.

 

 

Сказанное о животных в полной мере относится к человеку. С той лишь разницей, что он несравнен­но больше и усерднее учится: дома, в школе, в армии, в институте, на ра­боте и даже на отдыхе. Ведь походы в кино и театры, чтение интересных книг и журналов, танцы, прослуши­вание музыки, спортивные игры, общение с приятелями — это, по су­ществу, тоже учеба. При такой бес­прерывной учебе нужно ли удив­ляться, что человек во много раз ум­нее любого из своих «меньших бра­тьев».

Учеба требует обширного вмес­тилища знаний, навыков, опыта, на базе которых развиваются умствен­ные способности. Этим вместили­щем как раз и является нервная си­стема. В отличие от крошечной це­почки нервных клеток насекомых, нервная система у теплокровных животных превращается в крупный орган, состоящий из головного и спинного мозга, от которых отходят многочисленные отростки — нервы (рис. 1). Самая же совершенная нервная система, естественно, у че­ловека. К знакомству с ней мы сей­час и переходим.

Поиск

Тетрадкин Град

МАТЕМАТИКА

Урок биологии

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru