ОСНОВНОЕ МЕНЮ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
- Русский язык
- Элективный курс по русскому языку в 11 классе «Теория и практика написания сочинения»
- Элективный курс по русскому языку «Фразеология русского языка»
- Элективный курс «Тайны слова (Лексика и фразеология русского языка)»
- Программа элективного курса по русскому языку "Учимся анализировать и рассуждать"
- Элективный курс "Трудные вопросы русской орфографии". 9 класс
- Литература
- Английский язык
- Биология
- Математика
- Физика
- Право
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
РУССКИЙ ЯЗЫК
- Учителю русского языка
- Правила русского языка в рифмовках
- К урокам русского языка
- Орфоэпия
- Лексика
- Упражнения по фразеологии
- Скорая помощь по русскому языку
- Языковые задачи для школьников
- Веселая грамматика
- Синтаксис
- Диктанты по русскому языку
- Культура речи
- Учимся писать сочинение
- Банк заданий по русскому языку
- Развитие речи
- КВН по русскому языку
- Игры на уроках русского языка
ЛИТЕРАТУРА
- Учитель - учителю
- Программные произведения: задания и вопросы
- Фольклор
- Как читать книги
- Анализ творческого наследия
- Дидактические модули по литературе
- Литературные диктанты
- Изложения с творческими заданиями по литературе
- Литературные путешествия
- Задания на уроках литературы
- Анализ литературного произведения
- Конкурсы и соревнования по литературе
- Игровые технологии на уроках литературы
- Контрольные работы по литературе. 6 класс
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
- Методсовет для учителя английского языка
- Пособия и методички для учителя английского языка
- Эффективное изучение грамматики английского языка
- Грамматика английского языка
- Задания по английскому языку
- Диктанты по английскому языку
- КИМ по английскому языку
- Рождественская викторина на английском языке
- Ребусы на английском языке
- Омофоны в английском языке
- Учебно-дидактические игры на уроках английского языка
- Кроссворды "Месяцы" на английском языке
- Диалоги по английскому языку
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК
ИСТОРИЯ РОССИИ
- Поурочное планирование по истории
- Обязательные даты и понятия школьного курса истории
- Русь от нашествия до «ига» 30–40 гг. XIII в.
- Против кого боролся Дмитрий Донской?
- Дворцовые интриги на Руси
- История России. 17 - 18 вв. Рабочие материалы к урокам
- Война 1812 года
- Россия в середине ХIХ века
- Новейшая история России. 1945—2006 гг.
- Историко-филологическая викторина «История России в литературе и языке»
- Как работать с исторической картой при выполнении заданий ВПР
- Тренажер "История России ХХ - начала ХХI века"
- Тесты по истории России ХIХ века. 8 класс
- Карточки по истории
- Задания по истории
- Учебные задачи на уроке истории
- Проверочные работы по истории
- Брейн-ринг по истории
- Историческая игротека на тему "Бородинское сражение"
- Викторины по истории
- Загадки-рифмовки по истории России
- Олимпиада по истории России
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
- Справочник школьника "Самые значимые исторические события"
- Мировая история в рассказах для школьников
- Кто есть кто во Всемирной истории
- Средневековье. История эпохи
- Кочевые империи: монголы и татары
- Всеобщая история в занимательном изложении
- Тайны Второй Мировой войны
- Всемирная история в вопросах и ответах
- Смысловое чтение на уроках истории
- Проверочные материалы по всеобщей истории. 6 класс
- "Исторические" заблуждения
- Обобщающее повторение по теме "Средневековье"
- Задания по всемирной истории
- Игры на уроках Всемирной истории
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
БИОЛОГИЯ
- Современный урок биологии
- К урокам биологии
- Био-энциклопедии
- Ботаника
- Грибы
- Зоология
- Предсказатели: животные и растения
- Анатомия
- Общая биология
- Задачи по биологии
- Тестовые задания по биологии
- Задания по биологии
- Педагогический контроль
- Ботаника + зоология = чудо
- Лабораторные работы по биологии
- Викторины по биологии
- Задания олимпиады школьников по биологии
- Мир общественных насекомых
- Мир живой и неживой
ГЕОГРАФИЯ
- Занимательная география от А до Я
- Первопроходцы и исследователи
- Первопроходцы. Опасные экспедиции
- Энциклопедия "Страны и народы"
- Арктика и Антарктика
- Вулканы
- Эссе по географии
- Листы опорных сигналов по географии
- Географические диктанты
- Карточки по географии
- Внеурочная деятельность по географии
- Географические задачи
- Географические детективы
- Загадки на уроках географии
- Стихи к урокам географии
- Школьная олимпиада "Юный географ"
- Индивидуальный план подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по географии
- Тесты по географии. 10 класс
- Природа и человек. Занимательные факты
- Необычное в обычном
- Задания по географии
Понятие инстинкта (от лат. instinctus - побуждение) появилось в трудах философов еще в III веке до нашей эры. Оно означает врожденную способность живых существ выполнять огромный комплекс определенных стереотипных действий по данной им наследственной программе.
Поэтому целенаправленность поведения животного обусловлена не тем, что оно понимает, как ему следует вести себя в данной ситуации, а тем, что оно не умеет вести себя в этой ситуации иным образом.
Например, детеныши многих животных инстинктивно чувствуют опасность, страх. При малейшем постороннем движении или шуме они затаиваются, маскируются, чтобы слиться с окружающим фоном. Или же, например, новорожденные млекопитающие сразу же находят грудь матери и начинают сосать молоко.
Птицы инстинктивно начинают весной вить гнезда. Первое гнездо, построенное молодым зябликом, ничем не отличается от гнезд всех других зябликов. Оно также аккуратно сплетено, выстлано пухом и замаскировано лишайником. Однако оно отлично от гнезда птиц другого вида, например орла.
То есть каждое такое «мудрое» поведенческое проявление характерно только для представителей определенного вида животных.
Вот что более ста лет назад говорил об инстинктивных проявлениях православный писатель Г. Дьяченко:
«Множество фактов представляет область явлений так называемого инстинкта животных. Констатировать их для нас тем более важно, что аналогия между функцией и инстинктом на наш взгляд, должна служить самым главным основанием для доказательства целесообразности организма.
Здесь не место излагать теорию инстинкта, и мы ограничимся только заимствованием у натуралистов того, что наиболее известно и вероятно относительно природы этой силы и ее различных видов.
Главное, что отличает инстинктивные действия от действий сознательных, или разумных, – это то, что они не суть следствия подражания и опыта, что они выполняются всегда одинаковым образом и, по всей видимости, не всегда предваряются предусмотрением ни их результата, ни пользы. Рассудок предполагает суждение и выбор, инстинкт же, напротив, есть слепое побуждение, которое заставляет животное действовать определенным образом; действия его, хотя и могут иногда видоизменяться опытом, но вовсе не зависят от него.
И действительно, если бы кто-то вздумал объяснить инстинкт индивидуальным опытом, то решительно все факты восстали бы против такой теории.
Вот, например, инстинкты пчел: едва только успеют обсохнуть все части молодой пчелы, едва только крылья ее получат способность шевелиться, как она уже знает все то, что будет делать в продолжение своей жизни. Пусть не удивляются тому, что она так заблаговременно и так хорошо обучена; ведь она обучена Тем же, Кто ее создал.
Она, по-видимому, отлично знает, что рождена для общества: как и другие пчелы, она вылетает из общего жилища и летит подобно им искать цветы, летит одна, вовсе не тревожась о том, удастся ли ей возвратиться обратно в улей, хотя б это было с нею в первый раз.
Если она впивается в цветок и извлекает из него нектар, то это делает не только ради собственного подкрепления пищей, но и с тем, чтобы включаться в работу для общего блага…
Или же что делает моль, выходя из своего яйца совершенно нагою? Сейчас же после рождения она чувствует неудобство своей наготы, и это внутреннее чувство заставляет ее позаботиться об одежде, она ткет себе одежду, а когда эта одежда становится очень узка, то моль имеет искусство разрезать ее сверху и снизу и делает просторною, соединяя оба конца ее. Мать этого животного имела предосторожность положить яйцо его в таком месте, где новорожденное могло бы найти вещество и для своей одежды, и для своей пищи…
Все инстинкты можно разделить на три главных класса:
• инстинкты, относящиеся к сохранению индивидуума;
• инстинкты, относящиеся к сохранению рода;
• инстинкты, касающиеся отношений животных друг к другу.
Другими словами – инстинкты индивидуальные, инстинкты домашние или семейные и инстинкты социальные».
В современной науке более применимо не слово «инстинкт», а понятие «инстинктивное поведение».
Поиск
ИНФОРМАТИКА
МАТЕМАТИКА
- Учителю математики
- К урокам математики
- Путеводитель по математике
- Математические диктанты
- Карточки по математике для коррекции знаний
- Задачи по математике
- Задачи на движение
- Задачи повышенной сложности по математике
- Различные способы решения задач на сплавы и смеси
- Задачи по математике с практическим содержанием
- Математические задачи экологического содержания
- Сборник задач по теме «Масштаб»
- Авторские задачи по математике
- Задачи на проценты растворы, сплавы, процентное содержание
- Геометрия
- Задачи по геометрии
- Задания по планиметрии
- Математические тренажеры
- Тесты по математике. 5 класс
- Самостоятельные и контрольные работы по геометрии. Итоговый зачет
- Удивительное число πи
- Применение игровых технологий на уроках математики
- Контрольные работы по математике
- Олимпиады по математике
ФИЗИКА
- Великие физики
- Справочные материалы по физике для школьников
- Такая понятная физика!
- Погрешности в лабораторных работах по физике
- Проблемные ситуации на уроках физики
- Тематические таблицы по физике
- Решение задач по теме “Газовые законы”
- Углубленное изучение физики в школе
- Вопросы и упражнения на понимание физики
- Контрольные работы по физике. 7 - 11 классы
- Тесты по физике
- Лабораторные работы по физике
- Практикум по физике в 10 классе "Оригинальные задания"
- Диктанты по физике
- Олимпиадные задачи по физике
- Конкурсы, соревнования, олимпиады по физике
АСТРОНОМИЯ
- Астртеория для школьников
- Преподавание астрономии в физико-математических школах
- Разноуровневые самостоятельные работы по астрономии с примерами задач
- Творческие задачи по астрономии
- Занимательная астрономия
- Викторины по астрономии
- Астрономия в удивительных фактах
- Задания олимпиады по астрономии для 10-11 классов
Блок "Поделиться"
ХИМИЯ
ФИЗКУЛЬТУРА
ТЕХНОЛОГИЯ
- Методические пособия по технологии
- Рабочая тетрадь по технологии для девочек. 5 класс
- Рабочая тетрадь по столярному делу. 7-8 классы
- Формирование приемов самоконтроля на уроках технологии
- Викторины по технологии
- Технологические карты приготовления блюд
- Разноуровневые задания при изучении темы "Кулинария" в 5 классе
МХК
МУЗЫКА
ИЗО
РОБОТОТЕХНИКА
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
ЕГЭ
ОГЭ
- ОГЭ по русскому языку. Тренировочные варианты
- Условный диалог-расспрос на ОГЭ по английскому языку
- ОГЭ по истории. Типовые тестовые задания
- ОГЭ по географии. Тренировочные варианты
- ОГЭ по математике. Сборник из 850 заданий с ответами
- ОГЭ по информатике. Типовые тестовые задания
- ОГЭ по физике. Тематические работы
- ОГЭ по химии. Диагностические работы для подготовки
УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
- Справочник классного руководителя
- Положение о МО классных руководителей
- Постканикулярный синдром и борьба с ним
- Различные формы родительских собраний
- Технология ситуационных классных часов
- Как влиять на класс через его лидеров
- Работа классного руководителя с неблагополучными семьями
- Классный час - форма патриотического воспитания