КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ЛИТЕРАТУРА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ИСТОРИЯ РОССИИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

БИОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ГЕОГРАФИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ИНФОРМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

 

1.1. Дайте единое генетическое объяснение, которое было бы применимо ко всем приведенным случаям наследования окраски у кроликов. Обозначьте аллели и опишите генотипы родителей, если известно:

а) оба родителя белые, все потомки черные;

б) оба родители черные, а в потомстве: 3/4 черных, 1/4 белых;

в) оба родители белые, все потомство белое;

г) оба родителя белые, в потомстве половина черные, половина - белые.

1.2. Близнецы какого пола рождаются чаще - одинакового или разного? Ответ поясните.

1.3. В каких случаях у глухих родителей могут родиться нормальные дети?

1.4. Какое соотношение полов будет в потомстве дрозофил, у которых имеется летальный ген в половой хромосоме?

1.5. Имеются две мутантные линии дрозофилы, мухи которых отличаются от мух нормальной линии тем, что имеют более короткие крылья. Известно, что в каждой из мутантных линий признак «короткие крылья» определяется единичным рецессивным геном.

Какие скрещивания надо поставить, чтобы узнать, являются ли мутантные гены в двух линиях аллельными?

1.6. Фенотипически нормальный самец дрозофилы скрещивается с самкой, имеющей коричневые глаза и загнутые крылья. В потомстве первого поколения происходит расщепление на 4 фенотипических класса в отношении 1:1:1:1. Очень редко в подобном скрещивании происходит расщепление всего на два фенотипических класса в отношении 1:1. Напишите генотипы особей, участвующих в скрещивании, и объясните полученные результаты.

1.7. О признаке известно, что он определяется одним геном, существующим в двух аллельных формах. Предполагают, что у самцов и у самок доминируют равные аллели. Как проверит эту гипотезу?

1.8. Возможна ли ситуация, когда признак, определяемый одним и тем же геном, является доминантной у части особей данного вида и рецессивным у других особей того же вида? Если возможно, то в каких случаях; если невозможно, то почему?

1.9. Как вы думаете, почему иногда в случаях, когда признак определяется одной парой генов, во втором поколении потомков соотношение особей может сильно отличаться от менделевского?

1.10. Обычно в потомстве дрозофил соотношение полов бывает 1:1. В потомстве одной лабораторной линии, однако, соотношение самцов и самок 5:3. Нарушений в мейозе у мух этой линии нет. До стадии взрослого насекомого доживает тот же процент особей (считая от числа отложенных яиц), что и в прочих линиях, так что результат нельзя объяснить наличием гена, определяющего пониженную жизнеспособность самок. Как вы объясните полученный результат?

1.11. Работая на крокодильей ферме, А.М.Чебурков изучал генетику характеров у крокодилов. Вывести чистую линию грустных крокодилов ему не удавалось; в потомстве все время появлялись и веселые крокодильчики. Тогда он стал скрещивать грустных крокодилов с веселыми. В многочисленном потомстве от каждой пары он получал и веселых и грустных крокодильчиков примерно в равном соотношении.

Алексей Михайлович предложил такую схему определения исследуемого признака:

гг - веселый крокодил

Гг - грустный крокодил

ГГ - леталь, которая гибнет до рождения.

Все грустные крокодилы - гетерозиготы, отчего их чистая линия и не выводится. При скрещивании с веселыми гомозиготами они дают расщепление 1:1. Что еще следовало проверить A.M. Чебуркову, чтобы делать такой вывод? Можно ли иначе трактовать полученные им факты?

1.12. По каким причинам дрозофила, кишечная палочка, белая крыса, собака, горох выбраны в качестве модельных биологических объектов?

1.13. Опишите свойства растений, необходимые или полезные для проведения над ними генетических экспериментов. Среди каких систематических и экологических групп вы станете искать растения с этими свойствами?

2

2.1. Принято считать, что клетки организма генетически идентичны друг другу. Какими способами это можно проверить? Какие вы знаете исключения из этого правила?

2.2. Известно, что у представителей различных видов организмов встречаются белки, похожие по первичной структуре, т.е. по последовательности аминокислот. Предложите различные объяснения этому факту.

2.3. Всякое ли изменение последовательности нуклеотидов ДНК сказывается на структуре и функции белка? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2.4. Сколько белков может кодировать один и тот же участок ДНК и какую роль могут играть участки, которые не кодируют белки?

2.5. Какое значение имеет повторение идентичных генов в одной хромосоме? Как такое повторение может возникнуть?

2.6. В результате мутационной замены одного нуклеотида в ДНК бактерии нарушен синтез всех белков: полипептидные цепи обрываются в том месте, где должна быть включена одна и та же аминокислота. Каков механизм этого явления?

2.7. ДНК некоторых вирусов бактерий при инфицировании может встраиваться в геном клетки хозяина. Этот процесс обычно не ведет к гибели клетки. Такие клетки могут размножаться, не теряя участки вирусной ДНК. Можно представив две основные возможности для встраивания: либо вирусная ДНК существует в виде небольшого ответвления от хромосомы хозяина, либо составляет с ней единую непрерывную кольцевую структуру. Предложите эксперимент, который позволил бы сделать выбор одной из этих возможностей.

3

3.1. Какие механизмы используются в живых организмах для транспорта различных веществ?

3.2. Некоторые животные могут обходиться без поступления извне одного из следующих веществ: вода, кислород, белки, витамин С. С какими особенностями их физиологии, биохимии, образа жизни это связано?

3.3. По каким причинам вскармливание ребенка на первых месяцах жизни молоком животных вместо материнского молока мера достаточно опасная? Как можно сделать такое вскармливание более безопасным?

3.4. Известно, что содержание углеводов в листьях и клубнях растений составляет до 90 % сухого веса: в клетках мышц и печени животных до 5%, а в других клетках животных до 1%. Чем можно объяснить такую разницу? Какова биологическая функция этих углеводов?

3.5. Почему глюкоза в организме животных хранится в форме гликогена, а не в растворимом виде?

3.6. У некоторых людей при потреблении молока возникают тяжелые расстройства кишечника или отравления. Предложите возможные механизмы этого явления.

3.7. Как регулируется концентрация глюкозы в крови животных?

3.8. Как можно объяснить то, что у некоторых организмов глюкоза превращается в спирт и углекислый газ, а у других - в молочную кислоту? Что это за организмы?

3.9. Какова роль жира в организме животных?

3.10. В книгах известного энтомолога Халифмана утверждается, что пчелы могут направленно изменять генотип своего потомства, так как в корме их личинок содержится ДНК и РНК. Как вы думаете, убедительный ли это аргумент? Обоснуйте свой ответ.

3.11. Конечным метаболическим продуктом азотистого обмена у подавляющего большинства водных животных является аммиак (весьма токсичный для животных), а у наземных - мочевина и мочевая кислота. С чем, по Вашему мнению, это может быть связано?

3.12. Почему предельно допустимые концентрации различных загрязнителей должны быть много ниже тех концентраций, которые начинают наносить вред здоровью человека?

4

4.1. Каково эволюционное значение полового размножения?

4.2. Существуют организмы, которые большую часть жизненного цикла являются гаплоидными, диплоидными или полиплоидными. Какие преимущества имеет каждый из этих вариантов? Приведите примеры.

4.3. Пытаясь вывести устойчивую к инсектициду форму полезных насекомых, селекционер поставил две сери опытов. В 1 случае он сразу обработал насекомых инсектицидами в высокой концентрации. Во 2 опыте он начал с малых доз и на протяжении многих поколений содержал насекомых при постепенно увеличивающихся концентрациях яда. В 1 опыте почти все насекомые погибли, во 2 гибель была небольшой, хотя в конце опыта концентрация инсектицида была такая же, как и в первом слу­чае. Почему так произошло?

4.4. Можно ли ожидать исчезновения в популяции болезни, обусловленной рецессивным геном, если больные ею не дают потомства?

4.5. Согласно закону Харди-Вайнберга, в большой свободно скрещивающейся популяции частоты встречаемости генотипов АА, Аа и аа равны р2, 2pq и q2 соответственно, где р и q - это доли аллелей А и а. За счет каких процессов наблюдаемая частота гетерозигот реальной популяции может превышать теоретическое значение? Примечание: р+q всегда равно 1.

4.6. Заболевание серповидноклеточной анемией определяется присутствием одного рецессивного гена. Люди, страдающие этой болезнью, обычно умирают в детском возрасте. Однако частота встречаемости этого гена довольно высока. Объясните, почему ген серповидноклеточной анемии не исчезает в результате естественного отбора.

4.7. Почему при применении химических мер борьбы с вредными насекомыми приходится время от времени менять яды?

4.8. У спаниелей и фокстерьеров щенки с укороченными хвостами рождаются чаще, чем, например, у сеттеров и овчарок. Как вы это объясните?

4.9. Почему в природе чаще встречаются гибриды между различными видами растений, чем между различными видами животных?

4.10. Как можно определить, от одного или от нескольких видов, и от каких именно, произошли породы домашнего животного (голубей, собак, овец)?

4.11. Сорта культурных растений приходится заменять, новыми через несколько поколений после введения их в практику. С чем это может быть связано?

5

5.1. Для выполнения каких функций клетки у многоклеточных животных и растений должны иметь особо крупные размеры и для выполнения каких - особо мелкие?

5.2. Отличаются ли значительно по размерам клетки одних и тех же тканей слона и мыши? Ответ поясните.

5.3. С помощью радиационного воздействия на организм можно полностью подавить деятельность его кроветворной ткани (костного мозга). Если облученной мыше ввести в вену суспензию клеток костного мозга крысы, то в организме мыши будет функционировать кроветворная ткань крысы. Предложите не менее двух способов, с помощью которых можно доказать, что в организме мыши действительно функционируют клетки крови крысы.

5.4. Какие ткани организма человека участвуют в заживлении ран?

5.5. Какие функции могут выполнять белки, представленные несколькими молекулами на клетку и белки, представленные большим числом молекул на клетку? Если можете, приведите примеры.

5.6. Почему микроорганизмы-жертвы не могут защищаться от переваривания в пищеварительной вакуоли амебы тем же способом, которым клетки, выделяющие пищеварительный фермент, защищаются от самопереваривания?

5.7. В клетке всегда имеется много ферментов, разрушающих нуклеиновые кислоты. Почему же их деятельность не нарушает нормального функционирования клеточных ДНК и РНК?

5.9. Почему молекулы ферментов столь же велики, как и молекулы других белков, хотя их активный центр образован всего 10-20 аминокислотами?

5.10. Известно, что действие фермента, фиксирующего атмосферный азот, подавляется кислородом. Как с такой труд­ностью справляются многие фотосинтезирущие и нефотосинтезирущие организмы, фиксирующие азот? Предложите ваши соображения.

5.11. Чем могут быть полезны животным обитающие в них симбиотические микроорганизмы? Приведите примеры.

5.12. Какими способами возбудители заболеваний человека могут сохраняться в некоторых районах многие годы при отсутствии людей в этом районе? Приведите примеры.

5.13. Для некоторых экспериментов получают безмикробных животных, которых содержат в специальных боксах. Если затем поместить их в обычные условия, они оказываются менее жизнеспособными, чем нормальные животные в тех же условиях. С чем это может быть связано?

5.14. Предложите классификацию инфекционных болезней по способу передачи возбудителя и укажите способы профилактики.

5.15. Как организм человека защищается от возбудителей инфекционных заболеваний? Какие клетки, ткани и как участвуют в защите?

5.16. В чем может состоять польза и вред от антибиотиков для человека?

5.17. Какими способами можно получить культуру одного вида бактерий из природной смеси?

5.18. Как известно, многие бактериофаги заражают клетку, прикрепляясь к ее стенке, выделяя растворяющий клетку фермент, а затем впрыскивая внутрь свою ДНК (или РНК). Что мешает бактериям выработать в процессе эволюции более мощную клеточную стенку, которая защитила бы их от бактериофагов?

5.19. Представьте себе, что вы посеяли на питательную среду в чашке Петри некий микроорганизм. Нарисуйте график изменения биомассы этого организма с течением времени. Ход графика поясните.

5.20. Согласно распространенной теории симбиогенеза, митохондрии клеток произошли от симбиотических бактерий, а пластиды - от симбиотических водорослей. Какие факты вы можете привести за и против этого предположения?         

5.2,1. Представьте себе, что вы - врач межпланетной экспедиции, совершившей высадку на другой планете. Среди членов экипажа появилось неизвестное заболевание. Что вы предпримете для установления его природы?

5.22. На трех опытных делянках высажены семена бобовых: на первой - семена, обработанные препаратом, убивающим бактерии; на второй - обычные необработанные семена; на третьей - необработанные семена, высаженные в обработанную препаратом почву. Лучше всего растения расту на первой, а хуже всего - на третьей делянке. Объясните почему.

5.23. Среди персонажей мифов и сказок много животных и растений. Принимают ли участие в мифах и сказках микроорганизмы? Если "да", то почему? Если "нет", то почему?

5.24. Чем отличаются клетки одноклеточных организмов от клеток многоклеточного организма?

5.25. Как боролись с эпидемическими болезнями в средние века? Какие новые методы лечения и профилактики этих болезней появились с тех пор, и какие сохранились?

5.26. Почему не перевариваются стенки желудка и кишечника под действием вырабатываемых ими пищеварительных ферментов?

Поиск

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ФИЗИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ХИМИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

МХК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

МУЗЫКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

РОБОТОТЕХНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

ДОСУГ ШКОЛЬНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru