РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ РОССИИ

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

 

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Предстоящий переход на стандарты второго поколения заставляет задуматься над особенностями и подходами формирования универсальных учебных действий (УУД). В фундаментальном ядре содержания общего образования в составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования выделено четыре блока: 
1) личностный; 
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 
3) познавательный; 
4) коммуникативный. В школьном естественнонаучном образовании в большей степени формируются познавательные УУД. В блоке универсальных действий познавательной направленности различаются общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем.

При изучении курса биологии в основной школе преобладает изучение организменного уровня (растения, бактерии, грибы, животные, человек) на понятийном уровне, а на ступени среднего (полного) общего образования изучаются закономерности организации, функционирования и развития биологических систем различного уровня организации от клетки до биосферы.

Изучение биологических систем на старшей ступени обучения требует владение логическими действиями: анализ, синтез, сравнение, классификацию объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Так на первом этапе изучения биологической системы дается ее определение и анализируется структура; на втором этапе устанавливаются взаимосвязи между частями через изучение закономерностей функционирования системы; на третьем этапе осуществляется синтез, обобщение полученных знаний; на четвертом этапе устанавливается значимость биологической системе в целом для Природы и для человека. Результаты ЕГЭ по биологии показывают, что учащиеся хуже справляются с заданиями на структуру, закономерности функционирования и развития биологических систем повышенного и высокого уровня сложности; с заданиями при выполнение которых, нужно использовать выше перечисленные умения и с заданиями, которые требуют применение знаний и умений в практической, измененной и новой ситуациях.


Коммуникативные учебные действия

Формирование коммуникативных действий

уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании, позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Задание 1. «Мозговой штурм»

Цель: доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи, понимать возможность различных точек зрения, уметь обосновывать собственное мнение.

Возраст: 11–12 лет.

Учебная дисциплина: биология.

Форма выполнения задания: фронтальная работа.

Описание задания: Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием «экологические факторы». Давайте вспомним, какие экологические факторы влияют на живые организмы? Сколько сред жизни вам известно? Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы:

Называют экологические факторы живой природы (животные, растения, бактерии, грибы) неживой природы (свет, температура, содержание кислорода, влажность) влияние деятельности человека. Вспоминают среды обитания организмов.

Среды обитания: Наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.

Задание 2. «Распознай меня»

Возраст: 11–12 лет.

Учебная дисциплина: биология.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа.

Описание задания:

Работа на интерактивной доске.

Перед вами изображения организмов, вам нужно распределить их по средам жизни [4]. Изображения каких организмов остались? В какую среду жизни мы могли бы их отнести? Вы уже догадались о какой среде обитания сегодня пойдет речь?

Записываю тему урока на доске:«Водная среда обитания».

 

Познавательные учебные действия

Формирование познавательных учебных действий.

Задание 1. «Выбери меня».

Цель: ориентироваться в тексте, осуществляют поиск необходимой информации, дополнять и расширять имеющиеся знания об экологических факторах и приспособленности организмов к жизни в воде, структурировать знания в виде таблицы.

Возраст: 11–12 лет.

Учебная дисциплина: биология.

Форма выполнения задания: групповая работа [1].

Учитель: Предлагаю посмотреть видео ролик по данной теме с комментариями. Далее идет работа в группах. (Каждой группе предлагается прочитать готовый текст, характеризующий водную среду обитания и характеристику обитателей водной среды.

После самостоятельного прочтения текста, каждая группа учеников заполняет таблицу в рабочей карте.

Текст

1. Органы дыхания. Рыбы и раки дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород. Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. А вот освоившие водную среду звери дышат легкими, поднимаясь к поверхности воды для вдоха. Подобным образом ведут себя и водные жуки. Только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.

2. Приспособления животных к жизни в воде:

1. Обтекаемая форма тела.

2. Приспособления для плавания: плавники (рыбы, киты, дельфины); ласты (моржи, тюлени); перепонки между пальцами конечностей (лягушки, выдры, бобры, водоплавающие птицы); плавательные ножки, похожие на весла (жук-плавунец).

3. Наличие слизи на теле, отсутствие шерсти. (Для снижения силы трения при движении в воде.)

4. Толстый слой подкожного жира. (Для сохранения тепла у животных, обитающих в холодных водоемах.)

5. Специальные органы дыхания – жабры (у рыб и моллюсков) и поверхностью тела.

3. Приспособления растений к водной среде.

Водные растения имеют значительные отличия от наземных растительных организмов. Способность водных растений поглощать влагу и минеральные соли непосредственно из окружающей среди отражается на их строении. Характерным для водных растений является слабое развитие проводящей ткани и корневой системы. Корневая системой служит главным образом для прикрепления к подводному субстрату и не выполняет функции минерального питания и водоснабжения, как у наземных растений. Питание водных растений осуществляется всей поверхностью их тела.

4. Экологические факторы водной среды.

Условия жизни животных, обитающих в водной среде, сильно отличаются от условий наземно-воздушной среды. Водная среда характеризуется следующими чертами: а) большая плотность; б) неравномерное распределение света; в) низкое содержание кислорода; г) нет резких перепадов температуры д) избыток воды г) наличие растворенных солей и газов. В водной среде обитают рыбы, ракообразные, кишечнополостные. Одни животные «парят» в толще воды, их называют планктон. (зоопланктон, фитопланктон). Другие – активно плавают и способны преодолевать значительные расстояния (рыбы, черепахи и др.) – это нектон. Некоторые обитают на дне или в грунте водоемов – это бентос (кораллы, губки, плоские и круглые черви, ракообразные, иглокожие, скаты, камбала). Организмы, живущие в водной среде, называются гидробионтами. Приспособления к водной среде обитания: обтекаемая форма тела, наличие слизи на теле, плавники, ласты, подкожный слой жира.

Заполнить таблицу.

Таблица 1

Адаптации организмов к жизни в воде

 

Особенности обитателей водной среды

Примеры организмов

Приспособления организмов

1. Приспособления животных к дыханию водной среде обитания.

 

 

2. Приспособления животных к движению водной среде обитания.

 

 

3. Приспособления растений к водной среде.

 

 

4. Экологические факторы водной среды.

 

 

 

Задание 2. «Распредели меня»

Цель: самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения. Перерабатывать информацию для получения нового результата.

Описание задания: Ребятам в группах предлагаются картинки животных их необходимо распределить по средам обитания. Названия сред обитания лежат в конвертах. Их выдает учитель перед выполнением задания.

 

Личностные учебные действия

Формирование личностных учебных действий.

Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

– уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

– сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.


Задание 1. «Оцени себя сам».

Учитель обсуждает сказанное с классом. Обращает внимание детей на презентацию, в дальнейшем применяют полученные знания на практике.

После заполнения таблицы ученики каждой группы выходят к доске дают характеристику своего раздела (в помощь детям слайды презентации) и заполняют под контролем учителя таблицу на доске, обучающиеся других групп заполняют у себя в рабочий лист пустые колонки.

Дети выполняют задание в рабочей карте. Дублируется на слайдах. После выполнения задания, на слайдах появляются правильные ответы. Обучающиеся выполняют самопроверку и выставляют себе оценки (по пятибалльной системе).


Задание 2.

Форма выполнения задания: фронтальная работа.

Описание задания: предлагается вспомнить начало нашего урока (обращаюсь к доске) где мы записали что вы знали о водной среде обитания и что бы вам хотелось узнать на уроке.

Знаю:

– Заполнена водой

– Обитатели рыбы, и т. д.

Хочу знать:

– Какие условия среды

– Какие организмы живут и чем питаются

– Как приспособились к этой среде

 

Регулятивные УУД

Задание 1. «Итог урока».

Цель: Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД;

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Возраст: 11–12 лет.

Учебные дисциплины: биология.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа.

Ребята! Кто желает высказаться по уроку?

Продолжите мысль: “Я понял(а), что…”,

“Я узнал(а). что…”,

“Мне было интересно…”,

“К сожалению…”,

“Теперь я буду …”.

– Оцените свою работу на уроке. Работу класса

– Выберите смайлик.

Критерии оценивания:

– регулярность проведения измерений, их достоверность;

– умение проводить анализ данных; 

– умение делать выводы на основании полученной информации.


Задание 2. «Итог урока».

Проводится в конце урока. На этапе рефлексии. Обучающиеся заполняют лист самооценки.

Цель: Формирование регулятивных учебных действий. Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД.

Возраст: 11–12 лет.

Учебные дисциплины: биология.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа.


Таблица 2

Лист самооценки

 

Вопрос

Примеры

1. Вы знаете животных обитающих в воде? (3 примера)

 

2. Вы знаете растения произрастающие в воде? (3 примера)

 

3. Чем дышат рыбы?

 

4. Органы дыхания водных животных?

 

5. Вам понравился наш урок?

 

6. Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

 

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru