I.СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
Понятие культура в широком смысле – это все, что создано и создается человечеством в процессе преобразования природы.
Также культурой называют:
Совокупность достижений человечества в социально – экономической, политической и духовной жизни.
Уровень развития какой либо отрасли знания или деятельности (например, культура труда, культура потребления, правовая культура).
Слово культура используется для характеристики отдельных исторических эпох, этносов, наций
Говорят также о культуре (культурности) как уровне развития человека как члена общества.
В основе культуры – творческая деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя.
Разделение культуры на:
Материальную |
Духовную |
техника, технологии, материальные ценность
|
наука, искусство, образование, религия, мораль и т.д
|
Формы духовной культуры:
Народная – создается несколькими поколениями; профессиональными, возрастными группами; произведения обычно не имеют конкретного автора, отражают повседневную жизнь людей.
Элитарная – произведения адресованы узкому кругу лиц знатоков и ценителей, малопонятна и неинтересна массовому зрителю.
Массовая – создается для развлечения, отвлечения от повседневных проблем и одиночества; произведения рассчитаны на получение прибыли.
Особенности духовной культуры:
Особая долговечность духовных ценностей, в отличие от материальных ценностей.
Безграничность потребностей людей в получении новых знаний, эстетических переживаний от произведений искусства, в стремлении постичь смысл человеческого бытия.
Разностороннее отражение особенностей личности творца в его произведениях.
Наличие многочисленных специализированных учреждений культуры (школ, библиотек, научных институтов, театров, музеев …).
II. НАУКА
Наука – сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.
Особенности научного познания:
Наличие специального языка и методов исследования.
Проверяемость и доказуемость выводов.
Логичность.
Стремление к получению истинных знаний.
Задачи науки:
Познание мира и законов его развития.
Помощь человеку в построении целостной системы знаний о мире.
Прогнозирование последствий преобразовательной деятельности человека.
Раскрытие возможных опасных тенденций развития общества.
Современная наука:
Особая система знаний (в форме научных теорий).
Система научных исследований.
Особая система организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (университеты, академии, научно – исследовательские центры, институты).
Виды наук:
По предмету и методам познания:
Естественные науки (науки о природе) (биология, физика, химия, астрономия, геология)
Технические и точные науки (математика, информатика, робототехника, космонавтика)
Социально – гуманитарные науки (науки об обществе) (история, социология, политология, экономика, правоведение, этика, эстетика)
В зависимости от связи с практикой:
Фундаментальные науки (изучают наиболее общие вопросы функционирования природы, человека и общества; полученные результаты не рассчитаны на практическое применение)
Прикладные науки (ориентированы на решение практических задач развития различных сфер жизни общества)
В современном мире один объект может изучаться несколькими науками, формируются междисциплинарные науки (генная инженерия, математическая физика, биогеохимия, математическая лингвистика, нейробиология).
III. ИСКУССТВО.
Искусство – форма (область) духовной культуры, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Художественный образ отражает видение творцом, какого либо объекта или явления действительности, отношение к нему творца. В художественном образе объединяются позиция автора - творца, отношение исполнителя, восприятие зрителя.
Для создания художественного образа могут использоваться цвет, звук, форма, слово, движение.
Восприятие зрителем художественного образа зависит от:
Качеств личности и жизненной ситуации.
Социально – экономической и политической ситуации.
Уровня развития культуры.
Виды искусств
Виды |
Характеристики |
Искусства |
Пространственные или пластические |
Пространственное построение образов |
Изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, фотография), архитектура Декоративно – прикладное искусство, дизайн |
Временные или динамичные |
Действие разворачивается во времени |
Литература, музыка |
Пространственно – временные или синтетические, зрелищные |
Сочетают различные средства выражения художественных образов, действие разворачивается во времени и пространстве |
Хореография, театр, киноискусство, цирк, эстрада |
Роль искусства в жизни человека и общества:
Формирует личность, вкусы и потребности человека в соприкосновении с прекрасным.
Помогает восстановить душевную гармонию, реализовать творческий потенциал.
Доставляет удовольствие людям.
Привлекает внимание общества к социально – нравственным проблемам.
Главный критерий оценки произведения искусства – это тот эмоциональный отклик, душевные переживания, которые он вызывает у зрителя, слушателя.
IV. ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.
Образование – это процесс приобщения человека к культуре, знаниям о мире и ценностям общества, накопленным предшествующими поколениями.
Образование охватывает процесс овладения знаниями; связано с воспитанием и развитием интеллектуальных и творческих способностей, мировоззрения, личностных качеств человека.
Конституция РФ (ст. 43) гарантирует:
Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование в государственном образовательном учреждении.
Общее образование бесплатно.
Обязанность родителей (или лиц, их заменяющих) – обеспечить получение детьми общего образования.
Содержание образования должно обеспечить формирование у учащихся:
современной картины мира
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры
формирование гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Способы получения образования:
Обучение в образовательных учреждениях.
Самообразование.
Социальные задачи системы образования:
Обеспечение самоопределения личности.
Создание условий для самореализации личности.
Развитие гражданского общества.
Укрепление и совершенствование правового государства.
Развитие экономики, науки.
В условиях современного информационного общества человеку необходимы качества, повышающие его конкурентоспособность:
Умения приобретать и постоянно обновлять знания, способность их применять в различных ситуациях.
Стремление стать высококвалифицированным специалистом в своей профессиональной деятельности.
Инициатива, самостоятельность, ответственность в принятии и выполнении решений.
Овладение достижениями отечественной и мировой культуры.
Знание и учет запросов рынка труда.
Ступени системы образования в РФ
1.Общее образование (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса):
Дошкольное образование (детские сады)
Начальное (1 – 4 классы)
Основное общее (5 – 9 классы)
Среднее общее (10 - 11 классы)
2.Профессиональное образование:
Среднее (колледжи, профессиональные лицеи, училища на базе 11 классов)
Высшее: 1) бакалавриат; 2) специалист, магистратура (университеты, институты, академии)
Высшее – подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура …)
3. Дополнительное образование (кружки, курсы, спортивные секции)
Черты образования в информационном обществе:
Непрерывность – в современном обществе удлиняются сроки обучения, требуется непрерывное повышение квалификации.
Гибкость – в условиях научно – технической революции работник должен быть способен к быстрому освоению новой техники, самостоятельному поиску необходимой информации, общению в постоянно изменяющемся многонациональном, поликультурном мире, в том числе к освоению иностранных языков и современных коммуникативных технологий.
Демократичность – образование стало доступным для широких слоев населения.
Современные тенденции развития образования:
Гуманизация – внимание к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
Гуманитаризация – повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе.
Интернационализация – создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.
Компьтеризация (информатизация) – использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
V. МОРАЛЬ
Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, окружающей среде и самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.
Добро – понятие морали, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например, помощи ближнему или даже незнакомому человеку, животному и растительному миру
Зло – понятие противоположное понятию «добро», связанное с намеренным, умышленным, сознательным причинением вреда, ущерба, страданий.
«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ» - «Не делай другому того, чего себе не желаешь» (Конфуций)
Требования морали распространяются на всех людей без исключения. Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни. Она содержит общие начала духовности, культуры и делает возможным само существование человека и общества. В ситуации морального выбора человек не просто заявляет о своих принципах, но должен действовать в соответствии с ними.
Понятия, относящиеся к категориям морали:
Долг – обязанность индивида действовать в соответствии с требованиями общества
Совесть – форма морального самоконтроля личности
Честь – осознание индивидом своего общественного значения и требование признания этого значения со стороны общества
Достоинство – самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга
Гуманизм – мировоззрение, которое рассматривает человека как высшую ценность
Гражданственность – связана с моральным поведением человека по отношению к своей стране: честным выполнением гражданских обязанностей, интересом к судьбе Родины, преданностью ей. При этом человек прилагает усилия, чтобы преодолеть невзгоды, выпавшие на долю своего народа.
Патриотизм – высокое чувство любви и преданности Отечеству, готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Патриотизм предполагает:
гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности
идентификацию себя со своим народом
стремлением защищать интересы Родины
Мораль и право: сходства и различия
Нормы морали
|
Нормы права |
Черты сходства
|
|
Имеют универсальный характер (распространяются на все общество); регулируют общественные отношения; связаны с понятием «социальная справедливость»; определяют меру свободы человека |
|
Черты различия
|
|
Содержатся в общественном сознании |
Устанавливаются или санкционируются государством |
Выражают общественное мнение |
Выражают государственную волю |
Исполняются в результате привычки, внутренних убеждений |
Обязательны для исполнения под угрозой применения юридической ответственности |
Гарант соблюдения – совесть индивида, общественное мнение |
Реализация обеспечивается силой государственного принуждения, в том числе правоохранительными и судебными органами |
Дают большой простор для субъективных толкований |
Присуща конкретность содержания, определенность формулировок |
Распространяют свое влияние, в том числе на межличностные отношения |
Регулируют правовые отношения, подконтрольные государству |
Оценивают поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого |
Оценивают поведение людей с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного |
V. РЕЛИГИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Религиозная вера всегда связывается с убеждением в наличии неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере на судьбу человека, жизнь общества
Роль религии в жизни общества:
Регулирует поведение верующих, воспитывает их
Дает свой ответ на «вечные» вопросы о смысле человеческой жизни
Помогает верующим решать его психологические проблемы, способна избавить человека от одиночества
Может объединить людей для решения, какой – либо значимой проблемы и др. но исторический опыт также показывает, что виной многих конфликтов, войн являются религиозные различия и нетерпимость
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
Характеристика |
Буддизм |
Христианство |
Ислам |
Этимология |
От санскр. «будх», обозначающего переход от спящего состояния к пробуждению, просветленному сознанию |
От греч. Christos – Мессия |
Араб. – букв. Предание себя воле Бога, покорность |
Время и место зарождения |
VI – V вв. до н.э. Индия |
I в. Восточные провинции Римской империи |
Начало VII в. Азия. Аравийский п -ов |
Источники вероучения |
Типитака («Три Корзины») |
Библия |
Коран |
Основы учения |
Человек может через размышление и созерцание достичь истины, найти правильный путь к спасению и прекратить череду страданий и перерождений. Одна из важнейших заповедей – милосердие ко всем живым существам |
Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид |
Человек – существо, склонное к греху, которое не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха, выполнять предписания мусульманской религии, тогда он заслужит вечную жизнь в раю |
Религиозные организации:
Церковь
Секта
Религиозные организации сектантского типа
Конституция РФ (ст.28) гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания. Человек имеет право исповедовать индивидуально или совместно с другими людьми любую религию или не исповедовать никакой; свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Российская Федерация – светское государство:
Никакая религия не может устанавливается в качестве обязательной и государственной.
Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.