Пояснительная записка.
Актуальность данного элективного курса заключается в том, что он способствует совершенствованию языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций учащихся, что является требованием времени. Умение думать, грамотно писать и красиво рассуждать необходимо учащимся для успешной социализации и сдачи единого государственного экзамена.
Цель курса: создать условия для совершенствования языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций учащихся через повторение полученных знаний по всем разделам русского языка, через освоение технологии написания сочинения-рассуждения, развития умения анализировать тексты, высказывать собственную точку зрения, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как духовной ценности.
Задачи курса:
1) повторять основные сведения по всем разделам русского языка;
2) учить анализировать данные слова, словосочетания, предложения, тексты, выбирать правильные варианты ответов, давать развёрнутые ответы на предложенные вопросы;
3) учить анализировать текст: выделять проблему, комментировать её, определять позицию автора, аргументировано высказывать собственную точку зрения, опираясь на жизненный и читательский опыт;
4) учить писать сочинение-рассуждение: моделировать вступительную, основную, заключительную части, используя различные приёмы.
5) знакомить с критериями проверки части А и В (ЕГЭ), оценки сочинений-рассуждений (ЕГЭ), разработанными Министерством образования и науки Российской Федерации;
Основные принципы отбора материала: научность, доступность, системность, практическая направленность.
Формы обучения: лекции, практикумы.
Методы обучения: поисковый, метод анализа орфограмм, трудных случаев написания, текстов.
Приёмы обучения: комментированное письмо, тестирование, рецензирование.
Назначение. Элективный курс «Учимся анализировать и рассуждать» предназначен для совершенствования и углубления знаний учащихся 11 классов по основным разделам русского языка, знаний о тексте, развития умения аргументировано рассуждать над прочитанным, формирования собственного речевого высказывания на основе художественного и публицистического текстов, и рассчитан на 75 часов
Результаты обучения. В ходе изучения данного курса учащийся в целях совершенствования языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций:
усваивает:
теоретический материал 5-9 классов по всем разделам русского языка;
принципы применения знаний орфографии и пунктуации при анализе слов, словосочетаний, предложений;
понятия «проблема», «позиция автора», «аргумент»;
модель сочинения-рассуждения;
критерии оценивания сочинения-рассуждения;
формирует:
понимание принципов работы над выбором ответа, над дачей развёрнутого ответа;
понимание проблемы текста, позиции автора;
личностную позицию в отношении анализа текста;
развивает:
умение ориентироваться в критериях оценивания кратких и развёрнутых ответов, сочинения-рассуждения;
умение проводить языковедческий, речеведческий и смысловой анализ слов, словосочетание, предложений и текстов;
умение рассуждать по поводу поставленных проблем;
умения и навыки дачи развёрнутого ответа, создания собственного высказывания.
Итоговое занятие предполагает выполнение заданий с выбором ответа, с развёрнутым ответом, написание сочинения-рассуждения по текстам художественного, публицистического или научно-популярного стиля.
№п/п |
Разделы |
Наименования тем |
Часы |
Лекция |
Практика |
Контроль |
1. |
Введение в курс «Учимся анализировать и рассуждать». Орфоэпия. Произносительные нормы. |
Повторение теоретических сведений по орфоэпии. |
3 |
1
|
|
рефлексия |
2. |
|
Закрепление знаний по орфоэпии. |
|
|
1 |
рефлексия |
3. |
|
Выполнение проверочной работы. |
|
|
|
1 тест |
4. |
Грамматика. Морфологические, синтаксические нормы. |
Повторение теоретических сведений о морфологических нормах. |
6 |
1
|
|
рефлексия |
5. |
|
Закрепление знаний морфологических норм русского языка. |
|
|
0,5 |
0,5 Тест. |
6. |
|
Повторение теоретических сведений о синтаксических нормах. |
|
0,5 |
0,5 |
рефлексия |
7. |
|
Трудные случаи синтаксических норм. Согласование слов в словосочетаниях. |
|
1
|
|
рефлексия |
8. |
|
Закрепление знаний синтаксических норм. |
|
|
0,5 |
0,5 тест |
9. |
|
Причастные обороты и придаточные определительные. |
|
0,5 |
0,5 |
Чтение преобразованных предложений |
10. |
Морфемика.
|
Повторение теории о морфемных разборах частей речи. |
1 |
0,5
|
0,5 |
рефлексия |
Учебно-тематическое планирование
11 |
Словообразование.
|
Повторить способы словообразования. |
2 |
0,5 |
1 |
0,5 Тест. |
12 |
Словообразование частей речи. |
Морфологические и неморфологические способы словообразования. |
2 |
0,5
|
0,5 |
рефлексия |
13 |
|
Переход слов из одной части речи в другую. |
|
|
0,5 |
0,5 тест |
14 |
Орфография. |
Гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся. |
1 |
0,5 |
0,5 |
правила |
15 |
|
Гласные в приставках. Гласные после приставок на согласный. Приставки ПРИ/ПРЕ. Приставки на З/С. |
2 |
0,5
|
1 |
0,5 Тест. |
16 |
|
Гласные в окончаниях глаголов. Гласные перед суффиксами глаголов, причастий, деепричастий. |
1 |
0,5 |
|
0,5 Тест. |
17 |
|
Закрепление навыка правописания окончаний глаголов и суффиксов причастий. |
1 |
|
|
1 Тест. |
18 |
|
Закрепление навыка правописания гласных перед суффиксами глаголов и причастий. |
1 |
|
|
1 Тест. |
19 |
|
Гласные в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Анализ слов |
20 |
|
НЕ с частями речи. |
2 |
0,5
|
1,5 |
Анализ словосочетаний и предложений |
21 |
|
Слитное и раздельное написание союзов, предлогов, наречий. |
1 |
1 |
|
рефлексия |
22 |
Синтаксис и пунктуация. |
Знаки препинания в предложениях с союзом И. Обособленные обстоятельства и обособленные определения. |
3 |
1 |
2 |
Анализ предложений |
23. |
|
Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями. |
1 |
0,5 |
0,5 |
рефлексия |
24. |
|
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
2 |
0,5 |
1 |
0,5 тест |
25. |
|
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. |
1 |
|
0,5 |
0,5 тест |
26. |
|
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. |
1 |
|
1 |
Анализ предложений |
27. |
Синтаксис |
Способы подчинительной связи. |
1 |
0,5 |
0,5 |
рефлексия |
28. 29. 30. |
|
Пробное тестирование. Выполнение заданий с выбором ответа и с дачей развёрнутого ответа. |
3 |
|
|
3 тест |
31. |
. |
Проверка и комментарий пробного тестирования. |
1 |
|
1 |
рефлексия |
32. |
|
Алгоритм написания сочинения-рассуждения |
2 |
0,5 |
1 |
0,5 алгоритм |
33. |
|
Выполнение заданий с выбором ответа. |
2 |
|
|
1 тест |
34. |
|
Выполнение заданий с дачей развёрнутого ответа. |
|
|
|
1 тест |
35. |
|
Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения. |
1 |
|
0,5 |
0,5 проект вступления |
36. |
|
Способы моделирования основной части сочинения-рассуждения. |
1 |
|
0,5 |
0,5 проект основной части |
37. |
|
Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения. |
1 |
|
0,5 |
0,5 проект заключительной части |
38. |
|
Модель сочинения-рассуждения. |
1 |
|
1 |
Модель, клише |
39. |
Синтаксис |
Повторение видов связи в словосочетаниях. |
1 |
0,5 |
0,5 |
рефлексия |
40. |
|
Виды односоставных предложений. |
1 |
0,5 |
0,5 |
рефлексия |
41. |
|
Согласованные и несогласованные определения. |
1 |
0,5 |
0,5 |
рефлексия |
42. |
|
Однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных предложений. |
1 |
0,5 |
|
0,5 тест |
43. |
|
Контекстные синонимы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
рефлексия |
44. |
|
Анализ синтаксиса текста, повторение видов предложений. |
1 |
|
1 |
рефлексия |
45. |
|
Изобразительно-выразительные средства |
3 |
1 |
1 |
1 модель рецензии, В 8 |
46. |
|
Работа над контрольно-измерительными материалами. |
3 |
|
|
3 тестирование Сочинение-рассуждение |
47. |
|
Анализ выполненных работ. |
3 |
0,5 |
2,5 |
рефлексия |
48. |
|
Моделирование сочинения-рассуждения по художественному и публицистическому текстам. |
3 |
0,5 |
|
2,5 сочинение-рассуждение |
49. |
|
Работа над контрольно-измерительными материалами. |
3 |
|
|
3 тестирование, сочинение-рассуждение |
50. |
|
Анализ выполненных работ. |
3 |
0,5 |
2,5 |
рефлексия |
51. |
|
Оформление работ. |
1 |
0,5 |
0,5 |
оформление |
52. |
|
Нормы и критерии оценивания сочинения-рассуждения. |
1 |
1 |
|
Критерии, оценки |
53. |
|
Критерии оценивания теста. |
1 |
1 |
|
рефлексия |
54. |
Итоговое занятие. |
Итоговая работа над контрольно-измерительными материалами. |
3 |
|
|
3 тестирование, сочинение-рассуждение. |
Содержание курса
Введение в курс «Учимся анализировать и рассуждать»
Повторение теоретических сведений по орфоэпии.
Учебные материалы и пособия для подготовки к единому государственному экзамену. Цель проведения итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ. Структура демоверсии и характеристика контрольно-измерительных материалов. Компетентностный подход в ЕГЭ: языковедческая, лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая компетенции. Сочинение-рассуждение в системе ЕГЭ. Рефлексия.
Повторение теоретических сведений по орфоэпии. Нормы произношения и постановки ударения в словах. Закрепление знаний по орфоэпии. Выполнение проверочной работы – теста. Рефлексия.
Грамматика. Морфологические, синтаксические нормы.
Повторение теоретических сведений о морфологических нормах. Повторение теоретических сведений о синтаксических нормах. Трудные случаи синтаксических норм. Согласование слов в словосочетаниях. Причастные обороты и придаточные определительные.
Закрепление знаний морфологических норм русского языка. Закрепление знаний синтаксических норм. Выполнение теста. Рефлексия.
Морфемика.
Повторение теории о морфемных разборах частей речи. Практикум по определению морфем. Рефлексия.
Словообразование.
Повторить способы словообразования. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Переход слов из одной части речи в другую. Тестирование. Рефлексия.
Орфография.
Гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся. Гласные в приставках. Гласные после приставок на согласный. Приставки ПРИ/ПРЕ. Приставки на З/С.Гласные в окончаниях глаголов.
Гласные перед суффиксами глаголов, причастий, деепричастий. Закрепление навыка правописания окончаний глаголов и суффиксов причастий. Закрепление навыка правописания гласных перед суффиксами глаголов и причастий. Гласные в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов. НЕ с частями речи. Слитное и раздельное написание союзов, предлогов, наречий. Анализ слов, словосочетаний и предложений. Тест, рефлексия.
Синтаксис и пунктуация.
Знаки препинания в предложениях с союзом И. Обособленные обстоятельства и обособленные определения. Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Способы подчинительной связи. Анализ предложений. Тестирование. Рефлексия.
Пробное тестирование.
Выполнение заданий с выбором ответа и с дачей развёрнутого ответа. Проверка и комментарий пробного тестирования.
Алгоритм написания сочинения-рассуждения.
Практикум по созданию алгоритма написания сочинения-рассуждения. Основные действия: сформулируйте проблему исходного текста; прокомментируйте сформулированную проблему; сформулируйте отношение автора к проблеме; изложите собственное мнение по проблеме, приведите два аргумента, опираясь на читательский или жизненный опыт; Рефлексия.
Выполнение заданий с выбором ответа. Выполнение заданий с дачей развёрнутого ответа. Тестирование. Пробное тестирование. Рефлексия.
Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения.
Вступление, его назначение. Способы и приёмы моделирования вступления сочинения-рассуждения. Практикум по проектированию вступительной части сочинения-рассуждения. Презентация проектов. Рефлексия.
Способы моделирования основной части сочинения-рассуждения.
Основная часть, её назначение. Способы и приёмы комментирования проблемы, позиции автора, выражения личностной позиции. Практикум по проектированию основной части сочинения-рассуждения. Презентация проектов. Рефлексия.
Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения.
Заключительная часть, её назначение. Способы и приёмы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения. Практикум по проектированию заключительной части сочинения-рассуждения разными приёмами. Презентация проектов. Рефлексия.
Модель сочинения-рассуждения.
Практикум по созданию памятки пишущему сочинение-рассуждение, проектирование модели и клише сочинения-рассуждения. Рефлексия.
Синтаксис.
Повторение видов связи в словосочетаниях. Виды односоставных предложений. Согласованные и несогласованные определения. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных предложений. Контекстные синонимы. Анализ синтаксиса текста, повторение видов предложений. Тест. Рефлексия.
Изобразительно-выразительные средства.
Виды тропов, примеры. Модель краткой рецензии с определением видов художественных средств. Практикум.
Работа над контрольно-измерительными материалами.
Выполнение заданий с выбором ответа, с дачей развёрнутого ответа разных демонстрационных вариантов. Анализ выполненных работ.
Моделирование сочинения-рассуждения по художественному и публицистическому текстам.
Практикум и самостоятельная работа по моделированию сочинения-рассуждения по текстам художественного и публицистического стиля.
Нормы и критерии оценивания сочинения-рассуждения. Критерии оценивания теста.
Оформление работ. Характеристика критериев оценивания теста и сочинения-рассуждения. Технология проверки всей работы в целом. Рекомендации. Практикум по проверке работ. Рефлексия.
Итоговая работа над контрольно-измерительными материалами.
Практикум по выполнению заданий тестовой части и написанию сочинения-рассуждения. Экспертиза выполненной работы.
Литература
В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова Русский язык Теория 5-9 классы: Учибник для общеобразовательных учреждений. Москва, «Дрофа», 2005.
Власенков А.И., Л.М. Рыбченкова Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2003.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Л.И.Пучкова ЕГЭ 2009. Русский язык. Типовые тестовые задания. М:. «Экзамен», 2009.
Проект Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Федеральный банк экзаменационных материалов. ЕГЭ 2010. Русский язык. Экзаменационные задания, М:. «Эксмо» 2009.