Пояснительная записка
Единый государственный экзамен существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме проведения. Его главная особенность состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому выпускнику предстоит ответить не на три вопроса билета, как на традиционном экзамене, а выполнить задания по всем основным разделам школьного курса. Особую трудность для выпускников составляет написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту. Данный элективный курс необходим для решения этой проблемы. Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс «Теория и практика написания сочинения» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста. Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников. Курс рассчитан на учащихся 11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. Данный элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена. Данный элективный курс позволяет выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.
Курс рассчитан на 1 учебный год по 1 часу в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 34 часа.
Цели и задачи изучения курса.
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачами курса являются:
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
редактирование собственного текста;
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Результаты изучения курса.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками самостоятельного комплексного анализа текста, написания рецензии и сочинения – рассуждения. (Определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана, нахождение и определение роли изобразительно-выразительных средств).
Основными видами деятельности на занятиях элективного курса являются:
выполнение заданий тестов закрытого и открытого типа;
классификация речевых и грамматических ошибок с точки зрения их источников способов устранения;
лингвостилистический анализ (эксперимент);
авторедактирование и редактирование текстов;
продуцирование текстов разной стилистической направленности.
При обучении в 11 классе используются следующие технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; дифференцированного обучения; проектные технологии; ИКТ технологии; игровые; технологии традиционного обучения; технологии уровневой дифференциации; технология индивидуализации обучения; групповые технологии; технологии программированного обучения; технологии саморазвивающего обучения.
При обучении в 11 классе используются следующие технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; дифференцированного обучения; проектные технологии; ИКТ технологии; игровые; технологии традиционного обучения; технологии уровневой дифференциации; технология индивидуализации обучения; групповые технологии; технологии программированного обучения; технологии саморазвивающего обучения.
Программа предполагает использование следующих видов контроля: предварительный (входящий), текущий, тематический, промежуточный, итоговый. Формы контроля: сочинение, самостоятельная работа, зачёт; по организации проведения предусмотрены формы контроля: индивидуальные, фронтальные, групповые.
Содержание элективного курса по русскому языку
«Теория и практика написания сочинения»
11 класс
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в программе уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Форма проведения |
Образовательный продукт |
1 |
Вводное занятие. Новые требования к сочинению (ЕГЭ) |
1 |
лекция |
|
2 |
Что такое текст? Связь предложений в тексте |
1 |
практикум |
|
3 |
Составление текста. |
1 |
практикум |
Составление текста по теме |
4 |
Стили текста: публицистический стиль |
1 |
практикум |
Составление таблицы |
5. |
Стили текста: художественный стиль |
1 |
практикум |
Составление таблицы |
6 |
Типы текста |
1 |
семинар |
Творческие работы учащихся |
7 |
Зачетная работа №1 |
1 |
|
|
8 |
Тема и основная мысль текста |
1 |
лабораторная работа |
Творческие работы учащихся |
9 |
Тема и микротемы. Деление текста на абзацы |
1 |
практикум |
Отредактированный текст |
10 |
Тема и микротемы. Как правильно понять исходный текст |
1 |
дискуссия |
Творческая работа |
11 |
«Расшифровка» информации текста |
1 |
практикум |
Творческие работы учащихся |
12 |
Зачетная работа №2 |
1 |
|
|
13 |
Роль вступления в сочинении-рассуждении |
2 |
мастерская |
Таблица «Виды вступлений и концовок» |
14 |
Роль заключения в сочинении-рассуждении |
2 |
мастерская |
Таблица «Виды вступлений и концовок» |
15 |
Формулировка основной проблемы исходного текста |
2 |
лекция |
Создание текстов |
16 |
Комментируем основную проблему текста |
2 |
практикум |
Создание текстов |
17 |
Зачетная работа №3 |
1 |
|
|
18 |
Позиция автора и способы ее выражения |
2 |
практикум |
Творческие работы учащихся |
19 |
Общие средства выразительности |
1 |
лекция |
Составление опорного конспекта |
20 |
Специальные средства выразительности |
1 |
лекция |
Составление опорного конспекта |
21 |
Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции |
2 |
практикум |
Творческие работы учащихся |
22 |
Композиция сочинения – рассуждения (логические приемы мышления) |
1 |
практикум |
Творческие работы учащихся |
23 |
Типы аргументации в изложении собственной позиции |
2 |
семинар |
Творческие работы учащихся |
24 |
Экспертная оценка сочинения |
1 |
Игра «Редактор» |
Творческие работы учащихся |
25 |
Написание рецензии |
1 |
практикум |
Творческие работы учащихся |
26 |
Итоговая работа |
1 |
практикум |
Творческие работы учащихся |
27 |
Анализ итоговой работы |
1 |
|
|
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, стилистические и др. нормы современного русского литературного языка;
основные приемы информационной переработки текста;
алгоритм лингвистического анализа текстов различных стилей и типов речи;
основные виды лингвистических словарей и справочников.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь: анализировать и классифицировать языковые фактов для обеспечения различных видов
речевой деятельности; оценивать языковые факты с точки зрения нормативности; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; использовать основные приемы информационной переработки текста; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; производить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей разновидностей языка; создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленным задачами; осуществлять речевой самоконтроль; использовать нормативные словари и справочную литературу и др.
Календарно-тематическое планирование
уроков элективного курса в 11 классе
№ п/п |
Тема урока |
Кол. часов |
Виды и формы контроля |
|
1 полугодие |
|
Текущий |
1 |
Вводное занятие. Новые требования к сочинению (ЕГЭ) |
1 |
Текущий |
2 |
Что такое текст? Связь предложений в тексте |
1 |
Входной контроль: эссе |
3 |
Составление текста. |
1 |
Текущий |
4 |
Стили текста: публицистический стиль |
1 |
Текущий |
5 |
Стили текста: художественный стиль |
1 |
Текущий |
6 |
Типы текста |
1 |
Текущий |
7 |
Зачетная работа №1 |
1 |
Промежуточный: сочинение |
8 |
Тема и основная мысль текста |
1 |
Текущий |
9 |
Тема и микротемы. Деление текста на абзацы |
1 |
Текущий |
10 |
Тема и микротемы. Как правильно понять исходный текст |
1 |
Текущий |
11 |
«Расшифровка» информации текста |
1 |
Текущий |
12 |
Зачетная работа №2 |
1 |
Промежуточный: сочинение |
13 |
Роль вступления в сочинении-рассуждении |
1 |
Текущий |
14 |
Роль вступления в сочинении-рассуждении |
1 |
Текущий |
15 |
Роль заключения в сочинении-рассуждении |
1 |
Текущий |
16 |
Роль заключения в сочинении-рассуждении |
1 |
Текущий |
17 |
Формулировка основной проблемы исходного текста |
1 |
Текущий |
|
2 полугодие |
|
|
18 |
Формулировка основной проблемы исходного текста |
1 |
Текущий |
19 |
Комментируем основную проблему текста |
1 |
Текущий |
29 |
Комментируем основную проблему текста |
1 |
Текущий |
21 |
Зачетная работа №3 |
1 |
Промежуточный: сочинение |
22 |
Позиция автора и способы ее выражения |
1 |
Текущий |
23 |
Позиция автора и способы ее выражения |
1 |
Текущий |
24 |
Общие средства выразительности |
1 |
Текущий |
25 |
Специальные средства выразительности |
1 |
Текущий |
26 |
Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции |
1 |
Текущий |
27 |
Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции |
1 |
Текущий |
28 |
Композиция сочинения – рассуждения (логические приемы мышления) |
1 |
Текущий |
29 |
Типы аргументации в изложении собственной позиции |
1 |
Текущий |
30 |
Типы аргументации в изложении собственной позиции |
1 |
Текущий |
31 |
Экспертная оценка сочинения |
1 |
Текущий |
32 |
Написание рецензии |
1 |
Текущий |
33 |
Итоговая зачетная работа |
1 |
Итоговый: сочинение |
34 |
Анализ итоговой работы |
1 |
|
Литература
1. Г.Т.Егораева «ЕГЭ: Русский язык. Выполнение задания части 3 (С), изд-во «Экзамен» М, 2011.
2. Е.А. Влодавская, «ЕГЭ. Поурочное планирование по русскому языку к Единому государственному экзамену» издательство «Экзамен» М, 2009.
3.Н.А. Сенина «Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ части А,В и С (модели сочинений ) издательство «Легион», Ростов-на -Дону, 2014.
4. В.Н.Александров, О.И. Александрова, Т.В. Соловьева. «Русский язык: справочные материалы, контрольно-измерительные задания, создание текста», издательство «Взгляд», Челябинск, 2011.
5. Львова С. И. Русский язык. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных по русскому языку. 11 класс.
6. Соколова Г. П. Уроки русского языка и словесности. Опыт лингвистической:
анализа текста.
7. Гац И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка.
Дополнительная литература
1.Тесты по пунктуации.1С: Репетитор.
2. Интерактивные контрольные измерительные материалы. Нормативные документы. / Сдаем Единый экзамен 2010. / Серия 1С: Репетитор.
3. Учебник по русскому языку для 10-11 классов / под редакцией А.И Власенкова, Л.М.Рыбченковой.
4. КИМы по русскому языку под ред. В.И.Капинос и ЕГЭ–2010-2012: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И.Львова.