КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ЛИТЕРАТУРА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ИСТОРИЯ РОССИИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

БИОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ГЕОГРАФИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ИНФОРМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

 

Современное преподавание уроков литературы не предпола­гает достаточно глубокого изучения литературы родного края. Для выхода из сложившейся ситуации в школьный компонент программы был включен предмет «Литературное краеведе­ние», цель которого - приобщение учащихся к традициям вят­ской литературы, формирование духовно-нравственной культу­ры и развитие творческих способностей у обучающихся, а также формирование гражданина-патриота.

Программа курса «Литературное краеведение» рассчитана на учащихся 8 классов в количестве 34 часов, предусмотренных один раз в неделю. Структура курса выстраивается по принципу изучения русской отечественной литературы: от уроков по устно­му народному творчеству до уроков, посвященных современной вятской литературе.

При изучении вятской литературы проводится параллель с раз­витием культурного процесса в целом для формирования обще­культурных и литературоведческих способностей учащихся.

Огромный пласт в изучении вятской литературы занимается развитие родной литературы 19 века. В изучении этого блока уча­щиеся знакомятся с вятскими ссыльными, с вятской поэзией 19 века, а также с теми традициями, которые существовали в тот пе­риод и которые сохранились в наше время.

Вятка (ныне Киров) - город ссыльных. Здесь побывали А.И. Герцен, В.Г. Короленко, М.Е. Салтыков-Щедрин. Каждый из ссыльных был свидетелем той жизни, которая протекала в про­винции. В памяти многих Вятка осталась тем городом, в котором живет добрый, отзывчивый и верующий народ, В литературе Вели- корецкий крестный ход запечатлел знаменитый писатель М.Е, Сал- тыков-Щедрин, отбывавший в Вятке ссылку с 1848 по 1856 годы.

Так при изучении вятского периода жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина изучаются отдельные главы из книги «Гу­бернские очерки». Учащиеся с особым интересом знакомятся с жизнью вятских людей, описанной автором.

Особый урок, выведенный в рамках изучения вятского пери­ода жизни Салтыкова-Щедрина, - это «Великорецкий крестный ход и его изображение е «Губернских очерках» М.Е.Салтыкова- Щедрина».

Цель данного урока - познакомить учащихся с Великорецким крестным ходом: история, традиции хода, современное состо­яние, участники хода; научить учащихся работать с разными ви­дами текстов, формировать духовно-нравственную культуру, бе­режное отношение к своим традициям.

Работа над данным уроком предполагает три этапа:

подготовительный (самостоятельное изучение происхож­дения и истории развития Великорецкого Крестного хода, чтение глав книги М.Е. Салтыкова-Щедрина «Губернские очерки», запол­нение таблицы);

анализ материала на уроке (защита презентации, литерату­роведческий и культуроведческий анализ глав книги, составле­ние портфольного листа);

рефлексивный (заполнение листов «Что я узнал нового? Что мне бы хотелось еще узнать? Над чем я задумался после урока?»).

В ходе урока учащимся дается следующий материал для ана­лиза. Прежде всего, информация о Великорецком крестном ходе (Приложение 1). Учащимся необходимо отобрать нужный мате­риал для заполнения таблицы (Приложение 2).

После детального изучения исторического краеведческого ма­териала учащиеся знакомятся с фрагментами текста, анализируют его, отвечая на предложенные вопросы (Приложение 3). Работа в группах, способствует осмыслению, обсуждению и обобщению полученного материала. В конце урока проводится саморефлек­сия учеников и рефлексия учителя.

Анализ уроков показал, что учащиеся с особым интересом из­учают предложенный материал, с вниманием начинают относить­ся к истории и традициям родного края, которые заложены уже многими десятилетиями. Данный урок помогает педагогу форми­ровать интерес к вятской литературе и способствует формиро­ванию духовно-нравственной культуры учащихся. Б конце урока учащиеся наизусть читают отрывок из книги: «Да, я люблю тебя, далекий, никем не тронутый край! - обращается автор к Крутогорску и всей, стоящей за ним, России. - Мне мил твой простор и простодушие твоих обитателей! И если перо мое нередко кос­нется таких струн твоего организма, которые издают неприятный и фальшивый звук, то это не от недостатка горячего сочувствия к тебе, а потому, собственно, что эти звуки грустно и болезненно отдают в моей душе».


Приложение 1

Исторический материал о Великорецком крестном ходе

Великорецкий крестный ход - один из крупнейших в России. Он проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца ежегодно с 3 по 8 июня. Маршрут следова­ния хода: Вятка (Киров) - река Великая (с. Великорецкое Юрьянского района Кировской области) - Вятка (Киров). Его протяжен­ность составляет 180 км в оба конца. В нем участвуют десятки тысяч паломников со всей России и Ближнего Зарубежья.

Крестный ход известен с начала XV века. Первоначально он совершался по рекам Вятке и Великой в первое воскресенье по­сле праздника перенесения св. мощей Святителя Николая в Бар- град (22 мая). С 1688 года по благословению епископа Вятского Александра установлена новая дата празднования - 24/6 июня. Позже, с 1778 года разработан и новый маршрут - сухопутный, действующий и поныне. В первые годы советской власти тради­ция крестного хода сохранялась, однако с 1933 года, после сноса кафедрального собора в Вятке, где хранилась икона святителя Николая, она прервалась в связи с утратой святого лика. Несмо­тря на официальный запрет проведения хода, он превратился в паломничество небольших групп верующих на берег реки Вели­кой к месту обретения чудотворной иконы. Для борьбы с ними устанавливали милицейские кордоны, в задачи которых входило задерживать паломников, пробирающихся сквозь лесную чащу к месту явления иконы, и вывозить как можно дальше от святого места. В 1962 году, по свидетельству писателя Владимира Крупи- на, шло всего тридцать человек. Остальные паломники в разное время пробирались по два-три человека лесными тропами, чтобы их не заметили.

После наступивших изменений в отношениях государства и церкви в 1989 году архиепископ Хрисанф (ставший затем митро­политом Вятским и Слободским) обратился с просьбой о раз­решении крестного хода и проведения богослужения на реке Великой. Власти пошли на уступки. Впервые, после десятилетий духовного опустошения, люди окунулись в атмосферу подлинно духовного праздника, и теперь ежегодно тысячи кировчан раз­ного социального уровня (рабочие, учителя, врачи, жители дере­вень) выходят на улицы города, чтобы проводить Великорецкую икону в крестный ход. Так, в 2010 году их было более тридцати тысяч. Распорядок крестного хода суровый: три дня паломники при любых погодных условиях идут к месту явления чудотворно­го образа и два дня обратно, ежедневно преодолевая более 30 километров пути. Дорога разная: то полем, то лесом, то асфаль­товая трасса. «Верующий человек понимает, на что решается: почти полную неделю надо идти часов по шестнадцать-восемнадцать, ложиться в десять - одиннадцать, в два ночи вставать, в три выходить. А жара, а дожди, а мороз, а гнус!» - признавался один из паломников.

Сегодня праздник в Великорецком является одним из центров духовной жизни русского народа. В 2000 году к его боо-летию решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Великорецкий крестный ход получил статус всероссийского. Он по праву считается достопримечательностью Вятского края.


Приложение 2

Прием «Аналитическая таблица»

Задание: заполните, пожалуйста, таблицу «После того как я прочитал, услышал и увидел...»


Этапы разви­тия Крестного хода

События, про­изошедшие в этот период

Трудности с кото­рыми встретились

Примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение з

Литературоведческий материал для анализа

Свои вятские впечатления М.Е. Салтыков-Щедрин отразил в «Гу­бернских очерках», в которых описал быт и нравы жителей Вятки. По замечанию С.А. Макашина, представления начинающего писате­ля о народной жизни еще лишены социально-исторической перспек­тивы и ясности. Они отражают крестьянский демократизм в его на­чальной стадии. Образ русского народа - «младенца-великана», еще туго спеленатого свивальниками крепостного права, - признается Салтыковым пока что «загадочным»; многоразличные проявления русской народной жизни - объятыми «мраком». Необходимо раз­гадать эту «загадку», рассеять «мрак». Следует узнать сокровенные думы и чаяния русского народа и тем самым выяснить, каковы же его моральные силы, которые могут вывести массы к сознательной и активной исторической деятельности. Такова положительная про­грамма Салтыкова в «Губернских очерках». Чтобы осуществить ее, Салтыков сосредоточивает свое внимание на «исследовании» пре­имущественно духовной стороны народной жизни.

В поисках средств проникновения в эту почти исследователь­скую тогда сферу Салтыков ставит перед собой задачу установить «степень и образ проявления религиозного чувства в различных слоях нашего общества».

В разделе «Богомольцы, странники и проезжие» Салтыков-Щедрин обращается к народной жизни. В этой части «внутренний мир» произведения максимально приближен к реальному миру; здесь очерковость проявляется в полной мере. В центре внима­ния -духовность простого русского человека, из года в год совер­шающего паломничества к святым местам. В качестве прототипа Салтыков-Щедрин использовал Великорецкий крестный ход. При­мечательно, что это событие привлекло внимание и другого ссыль­ного - польского писателя и философа X. Каменьского, который так описал его в своем письме к родным: «Двух шагов нельзя ступить, чтобы не грянуло в очередной раз: «Помогите, православные!» Крестьяне несут огромные деревянные ларцы, предназначенные для сбора пожертвований на богоугодные дела или на восстанов­ление храма. После этих слов они объясняют людям, на что соби­рают средства, например, на «каменные строения» и т.д.»,

М.Е. Салтыков-Щедрин почти дословно воспроизводит эту же сцену: «Порадейте, православные! На церковное строение! Свято­му угоднику на сретение! - так взывает небольшой, колченогий му­жичок, бойко пробираясь на своей деревяшке сквозь густую толпу богомольцев. Через плечо у него перекинута ременная привязь с прикрепленным к ней небольшим деревянным ящиком, в который православные опускают свои посильные жертвы». Здесь автор как бы «не обрабатывает факта», а лишь фиксирует реальный жизнен­ный процесс. Тон повествования предельно серьезен в соответ­ствии с темой, которую затронул писатель. Он не скрывает своих глубоких лирических и патриотических чувств.

Как известно, Салтыкова-Щедрина занимали прежде всего приметы социальной психологии, «собирательное», «групповое» начало в человеке. Поэтика собирательного образа народа дове­дена в этом очерке до совершенства. Писатель избирает для этой цели определенную динамику.

В экспозиции очерка «Общая картина» «кипит» людская толпа, со­стоящая из «пестрой вереницы богомолок», «группы убогих, слепых и хромых калек», «расторопных мещан и подгородных крестьян». Постепенно из этой массы начинают проступать «свежие и благо­душные типы», которые раскрываются посредством диалогов.

В одном из диалогов читаем: «Помолись, родимый, за меня! Помолись, маленький! - говорит молодая бабенка, опуская свою копеечку в чашку слепенького старика, сидящего на корточках...

Издалека, касатка, пришли? - спрашивает молодуху сгор­бленная и сморщенная старуха, тут же остановившаяся с сукова­тою клюкой своей.

Из Зырян, родимая, верст полтысячи более будет; с самого с Егорьева дни идем угоднику поклониться.

По обещанью, что ли?

Пообещались, баушка; вот третий год замужем, а деток все бог не даст...

Старуха вздыхает.

А мы так вот тутошние, - говорит она, шамкая губами: - верст за сто отселева живем... Человек я старый, никому не нужный, ни поробитъ, ни в избе посмотреть... Глазами-то плохо уж вижу; на­меднись, чу, робенка - правнучка мне-то - чуть в корыте не утопи­ла... Вот и опустили к угоднику...

Чай, пешкой пришла, баунька? - спрашивает молодуха, по­качивая головой.

На своих все ногах... охромела я нонече, а то как бы не схо­дить за сто верст!... больно уж долго шла... ох, да и котомка-то плечи щемит!...»

М.Е. Салтыков-Щедрин воспроизводит «говор толпы», народ­ную речь, особенность которой - один «стон» от «боли сердеч­ной» и «нужды сосущей». В конце главы беглые социально-психо- логические зарисовки отдельных персонажей снова сливаются в единый образ: «Но вот раздался благовест соборного колокола; толпа вдруг заколыхалась и вся, как один человек, встала...». Ав­тору важно подчеркнуть духовное единение народа на основе веры. Ему близки народные представления о паломничестве как о «душевном подвиге». Не случайно вся глава проникнута глубоким лиризмом, а образ народа предстает загадочным, сочетающим в себе такие черты, как «непрекословность», «незлобивость», «тер­пение», «чистое сердце», «непорочность»... Имея в виду «тяжкую еще непробужденность» народных масс, их темноту, гражданскую неразвитость и прежде всего пассивность, Салтыков заявляет, что, хотя ему и «мил» «общий говор толпы», хотя он и ласкает ему слух «пуще лучшей итальянской арии», он «нередко» слышит в нем «са­мые странные, самые фальшивые ноты».

Положительная программа в «Очерках», связанная с «иссле­дованием» духовных богатств народного мира и образом роди­ны, определила глубокий лиризм народных и пейзажных страниц книги, - быть может, самых светлых и задушевных во всем твор­честве писателя.

«Да, я люблю тебя, далекий, никем не тронутый край! - обраща­ется автор к Крутогорску и всей, стоящей за ним, России. - Мне мил твой простор и простодушие твоих обитателей! И если перо мое нередко коснется таких струн твоего организма, которые издают неприятный и фальшивый звук, то это не от недостатка горячего сочувствия к тебе, а потому, собственно, что эти звуки грустно и болезненно отдают в моей душе».

Эти слова из «Введения» - слова почти гоголевские даже по языку - определяют строй всего произведения, в котором ирония и сарказм сосуществуют со стихией лиризма - лиризма не только обличительного, горького, но и светлого, вызванного глубоким чувством любви к народной России и к народной природе.

 

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ФИЗИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ХИМИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

МХК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

МУЗЫКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

РОБОТОТЕХНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ДОСУГ ШКОЛЬНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru