КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЛИТЕРАТУРА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ИСТОРИЯ РОССИИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

БИОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ГЕОГРАФИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

«Заговори, чтобы я тебя увидел» - эти слова Сократа касаются каждого, кто вступает в общение. В современном мире возросла роль виртуального общения, письменных сообщений, бытовое общение часто ограничивается несколькими словами или вообще междометиями, а в социуме тоже требования к качественной речи занижены. Поэтому особенно выделяется говорящий, который не только грамотно выстраивает свою речь, делает ее яркой, образной, выразительной, произносит ее с соблюдением орфоэпических норм, с помощью голоса передает мысли, чувства, состояние души. Выразительная речь, устная и письменная, свидетельствует о владении нормами речевой культуры, а обладание умениями и навыками выразительного чтения и говорения проверяется в 9 классе на ОГЭ при устном собеседовании и письменной части. Первый опыт такого экзамена показал, что не все учащиеся хорошо справляются с чтением и пересказом текста, читают, не разделяя слова, путая окончания; с заданиями, где требуется составить монологическое высказывание и вступить в диалог, четверть учащихся показывает слабое владение нормами качественной речи. Поэтому необходимо при подготовке к ОГЭ с девятиклассниками организовать работу по выразительному чтению и говорению.

Обучить выразительной звучащей речи – одна из важных задач учителя-словесника (хотя любой предметник при устном ответе требует, чтоб голос ученика звучал громко, а слова произносились четко и отчетливо). Но именно на уроках литературы и русского языка программой предусмотрена работа по формированию культуры речи, прежде всего правильность произнесению звуков. Над дикцией работают в дошкольных учреждениях, в начальной школе, но работа эта должна быть продолжена и в среднем звене, поскольку неправильное произношение несет за собой погрешности в письме: и в орфографии, и в синтаксисе. Конечно, работа над исправлением дикции выполняется учителем-логопедом, но учитель русского языка на своих уроках обязательно выделяет время для отработки правильной дикции

В 5 классе при изучении «Фонетики» учащиеся говорят о произнесении гласных и согласных звуков, и на уроке отвожу время на произнесение слов. Предлагаю ряд упражнений, которые укрепляют органы речи, в частности губы:

1. Отодвиньте язык как можно глубже, а затем распрямите и коснитесь кончиком его корней нижних зубов; вновь отодвиньте язык вглубь и, распрямляя, коснитесь кончиком языка корней верхних зубов.

2. Двигая язык внутри рта, коснитесь кончиком языка сперва левой щеки, потом правой.

3. Сомкните губы, потом поднимите верхнюю губу и обнажите верхние зубы, после чего опустите вниз нижнюю губу, обнажая нижние зубы (оскал). Верхней губой закройте верхние зубы, нижней - нижние. Губы сомкнулись.

4. Сомкнутые губы вытяните вперед в виде «хоботка», затем растяните в сомкнутом состоянии на улыбку.

5. Образовав «хоботок», двигайте его последовательно вправо, вверх, влево, вниз, затем обратно. Плавно двигайте «хоботок» по кругу.


Эти упражнения, как и скороговорки и чистоговорки провожу регулярно перед чтением текста объемной учебной статьи или художественного произведения в целях правильной артикуляции. Такие скороговорки есть в учебниках русского языка, они хорошо известны учащимся. Причем требую, чтобы ученики не читали скороговорки, а произносили их на память. Это вызывает трудности даже у девятиклассников, что уж говорить о пяти- шестиклассниках.

Четкое произнесение отдельных звуков не всегда обеспечивает понятность речи. Человеческую речь называют членораздельной. Раздельность – обязательное условие понятности речи. Предлагаю произнести ряд звуков, не разделяя их: «видгор». Учащиеся в большинстве считают, что они произнесли непонятное слово, но, как только они произносят те же звуки, отделяя одно слово от другого, слышим «вид гор». Как правило, это убеждает учащихся в том, как надо произносить слова в устной речи и при чтении. Для тренировки предлагаю произнести следующие чистоговорки:

Две подруги загорали,

Загорали за горами.

За горами зря загорали -

Загорожено солнце горами.

У пчелы, у пчелки

Почему нет челки?

Отвечаю почему:

- Челка пчелке ни к чему… и т.п.


Такая работа, начатая уже с 5 класса, должна дать свои плоды в 9 классе, когда дети сдают устное собеседование, состоящее из чтения публицистического текста.

Далее необходимо говорить о таком понятии, как логическое ударение. С этим термином учащиеся знакомятся в 6 классе (по программе Рыбченковой) при изучении синтаксиса, затем с этим понятием мы встречаемся на уроках литературы, особенно когда работаем с лирическим произведением. Под логическим ударением мы понимаем – выделение посредством усиления, протяженности и некоторого повышения звучания важного по значению слова в предложении или фразе. Обычно место логического ударения подсказывает контекст. При определении места ударения полезно решить, какие из слов могут быть опущены. Такой прием называется скелетированием, т.е. обнажением смыслового «скелета» фразы. При этом необходимо учитывать обстановку и цель, ради которой произносится фраза. Так, во фразе Поезд идет можно с одинаковым правом сделать ударение и на подлежащим и на сказуемом. Но в конкретной обстановке (железнодорожное полотно, приближение поезда), конечно ударение будет на подлежащем (Поезд), а в некоторых случаях сказуемое может быть вовсе отброшено. В ситуации ожидания на перроне фраза может сократиться до сказуемого (идет).

Во фразе слова группируются, образуя части, которые отделяются паузой, несмотря на отсутствие знаков препинания. Такие части называются речевыми звеньями. Предлагаю разбить предложение( а в устной речи это называется фразой) на речевые звенья:

Ранним летним утром(1) хорошо дышится(2) и легко бывает на душе(3). 

Чтобы хорошо говорить(1), нужно уметь слушать(2).  

В этих фразах (предложениях) предлагаю выделить слово, наиболее важное по смыслу –логическое ударение. После проверки вместе убеждаемся, что не всем это удается.   Поэтому знакомлю с некоторыми приемами по определению логического ударения.

Существуют некоторые закономерности в расстановке логических ударений. Следует помнить правила, чтобы быстрее и точнее найти место логического ударения.

Первое правило –о противопоставлении. Если мы противопоставляем лицо, предмет или явление другому, то ударение получат именно те слова, которые обозначают эти противопоставляемые лица, предметы или явления. На языке мед, а под языком лед. Причем противопоставляемые предметы или явления могут быть выражены разными частями речи: Все тихо, только песня звенит вдалеке. Наречие тихо противопоставлено существительному песня.

В этих примерах противопоставление ясно выражено, но очень часто мы имеем скрытое противопоставление: Конь о четырех ногах, а спотыкается. 

Обнаружение подобного скрытого противопоставления часто дает нам возможность решить вопрос о месте логического ударения: Это ясно и ребенку (а тем более взрослому).

Вторым важным правилом определения места логического ударения является правило о новом понятии: если в речи впервые называется какой-нибудь предмет, лицо или явление, которые имеет значение для последующего, то слово, обозначающее этот предмет, лицо или явление, выделяется логическим ударением. Определить новое понятие можно только зная предыдущие сообщения: Меня воспитывал отец. Отец был труженик. Если в первой фразе логическое ударение падает на слово отец, то во второй новое сообщение – труженик. Ударение почти никогда не падает на местоимение, т.к. местоимение замещает собой уже названное слово.

Усиление голоса при логическом ударении не единственное средство; средствами выделения являются также и тональное повышение и понижение голоса, иногда выделение слова из ряда других достигается при помощи   паузы. Например, в зависимости от пауз меняется и смысл предложений: Мы вывезли / сегодня собранный урожай (т.весь вообще урожай) или Мы вывезли/ сегодня собранный урожай (т.е сегодняшний урожай вывезен, а не вообще весь).

Далее отрабатываем чтение предложений (фраз), выделяя голосом, паузами, повышением и понижением голоса с учетом цели высказывания.

1. Прочитайте , соблюдая логическое ударение:

Роняет лес багряный свой убор. Грачи улетели. Мальчики пошли купаться. Гроза приближалась.

2.Подумайте, на какие вопросы могут отвечать эти фразы: Роняет лес багряный свой убор. Грачи улетели. Мальчики пошли купаться. Гроза приближалась. Произнесите фразы.

3. Определите смыслоразличительную роль пауз: Как удивили/его слова/ брата!       Как удивили его/ слова брата!

4. Расставьте паузы и прочитайте предложение с соблюдением смыслоразличительных пауз: Как обрадовали его успехи отца.

Возможные варианты: Как обрадовали/ его успехи/ отца. Как обрадовали его/ успехи отца.

В поэтических текстах наблюдается тенденция, направленная к тому, чтобы ударения падали на конечные слова. Но эта тенденция реализуется в тех случаях, когда ей не противостоят основные правила о размещении логических ударений.

Ударение каждого слова, более заметные ударения главных слов в звеньях фразы и над всем этом господствует главное ударение фразы, связанные с изменением высоты тона, уже создают сочетание звуков разной высоты, некую мелодию.

Тренировочные упражнения с логическим ударением , смыслоразличительными паузами предусмотрены программой, они есть в учебниках русского языка и литературы, но их недостаточно, поэтому по сути любое предложение, текст может дать возможность для подобной работы. В 8 классе упражнения по выделению логического ударения и пауз становится частью уроков по изучению однородных членов предложения, обособленных членов ; вводных слов и вставных конструкций. А в 9 классе эта работа подчинена изучению разных видов сложного предложения. Это особая тема, к которой мы вернемся позже, а не в данной статье.

Итак, условиями, от которых зависит   выразительность, а поэтому и понятность речи, являются четкое и правильное произнесение звуков, правильная их группировка, расстановка логических ударений, соблюдение смыслоразличительных пауз.

Поиск

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ФИЗИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ХИМИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МХК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МУЗЫКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

РОБОТОТЕХНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ТРЕНАЖЕР ДЛЯ МОЗГА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ДОСУГ ШКОЛЬНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru