МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧЕНИКА
Написание сочинения-эссе — обязательное комплексное альтернативное задание практически на всех этапах олимпиады по обществознанию. Форма мини-сочинения используется не только на олимпиадах, но и как обязательное и самое сложное задание в КИМах ЕГЭ по обществознанию.
Темы сочинений-эссе сформулированы в виде афоризмов, ярких высказываний, парадоксальных утверждений известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей, философов, учёных и писателей. Эти высказывания, афоризмы обладают тем качеством конкретности, которое считается одной из жанровых особенностей эссе, и ориентируют автора на композиционную свободу, открытость, непринуждённость повествования. Подобный подход к определению темы мини-сочинений объясняется стремлением выяснить степень вашей способности адекватно оценивать содержание носителя концентрированной социальной информации, преобразовывать проблему, раскрывать её на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях — иначе говоря, создавать нешаблонный продукт, обладающий внутренним смысловым единством, целостностью и последовательностью заявленной в нём позиции. Особенность предлагаемых тем состоит в том, что они являются проблемными, их содержание предполагает возможность неоднозначной интерпретации и оценки.
Сочинение-эссе характеризуется:
наличием конкретной темы или вопроса;
личностным характером восприятия проблемы и её осмысления;
небольшим объёмом (примерно 300-500 слов). Рекомендуемое время выполнения этого задания — 60—90 минут;
свободной композицией (свободный выбор любого композиционного решения работы);
непринуждённостью повествования (тему лучше раскрыть без наукообразности, чтобы сочинение-эссе читалось с интересом);
внутренним смысловым единством;
открытостью (работа при всей своей завершённости должна оставлять вопросы, на которые можно было бы ответить, если бы было больше времени на её освещение).
При написании эссе помните, что надо быть уверенным в том, что вы:
имеете неплохие знания по данной теме;
ясно понимаете смысл высказывания (обратите внимание: не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, а необходимо понимать, что именно он утверждает);
можете выразить своё отношение к проблеме, которую ставит автор высказывания, к его точке зрения (согласиться полностью, частично или опровергнуть);
владеете терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);
сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
При разработке темы сочинения-эссе руководствуйтесь следующим алгоритмом:
определите смысл выбранного вами высказывания;
осмыслите проблему, которая ставится в цитате;
сформулируйте своё отношение к избранному высказыванию;
определите термины, понятия и обобщения, которые потребуются вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне;
отберите факты, примеры, которые убедительно обоснуют вашу позицию.
Ваша задача — сформулировать собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.
Работу по написанию сочинения-эссе необходимо начинать с черновика. Некоторые из вас порой не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не даёт возможности работать творчески. «Неправильные» черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь, при многократном повторении формируют паническую боязнь самостоятельного высказывания.
Важное замечание: первая запись и в черновике, и в окончательном варианте — это точная формулировка темы эссе. Тема — своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Как правило, тема эссе по обществознанию имеет проблемный, дискуссионный характер, то есть предполагает не один правильный ответ, а множество решений.
Чрезвычайно важно выделить основную идею автора высказывания и определить, в рамках какого раздела или темы обществоведческого курса её следует рассматривать.
Полезно на черновике в свободной форме выписать всё, что может понадобиться при создании эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, «дать себе волю», записать всё, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме. Есть рациональное зерно в утверждении: «Писательство не в голове, а в кончиках пальцев».
Следующая задача — привести весь этот «хаос» в порядок, соотнести с темой, выбрать эффектную цитату, точную мысль, интересный факт, убедительный аргумент. Если отдельные слова или даже в некоторых случаях формулировка темы в целом будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Главная задача — понять и раскрыть тему, а не «уйти» от неё (ситуация весьма распространённая в школьной практике).
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями. Самые ответственные части работы — вступление и заключение, фокусирующие внимание на проблеме. Во вступлении ставятся ключевые вопросы, указывается на противоречия, выявляются обществоведческие аспекты темы. Заключением же должна стать яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая ваши рассуждения.
Ваши мысли по проблеме должны быть изложены в форме кратких тезисов. Мысль должна быть подкреплена доказательствами — поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение учёных и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
вступление;
тезис, аргументы;
тезис, аргументы;
тезис, аргументы;
заключение.
Вам необходимо помнить о значении выделения абзацев, роли красных строк, логической связи абзацев: так достигается целостность работы. Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно не забывать.
Дополнительным аргументом в пользу того, что вы хорошо знаете проблему, является включение вами в текст:
1) краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «крупный философ-экзи- стенциалист» и др.);
имён его предшественников, последователей или научных противников;
описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к её решению;
указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Сочинение-эссе даёт наибольшие возможности для проверки ваших знаний и уровня подготовки. При написании сочинения- эссе вы сами выбираете тему из предложенного списка и по-своему интерпретируете её, что, безусловно, позволит вам проявить свою индивидуальность.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Написание сочинения-эссе предполагает, что участник олимпиады должен строить свой ответ на основании именно конкретного высказывания. При этом стоит учитывать, что содержание многих афоризмов можно трактовать весьма широко.
Форма мини-сочинения (эссе) даёт простор субъективности, формальной неопределённости, парадоксальности, незавершённости, открытости, образности высказываний, художественной выразительности, творчеству. При этом в практике оценивания данного задания необходимы особая строгость, точность, взвешенность, объективность, скрупулёзность и вместе с тем относительная простота, «технологичность» шкалы оценок.
В целом при оценке альтернативных заданий, требующих написания эссе, целесообразно уделить внимание детальной проработке отдельных позиций альтернативного задания с целью установления:
сущности проблемы;
возможных линий её раскрытия;
круга понятий, теоретических положений, которые могут быть использованы учеником при выполнении задания.
Данный этап работы позволяет уяснить возможные уровни раскрытия проблемы, сделать выводы о вариативности применения обществоведческих терминов, об их возможном системном характере или случайном употреблении. Это в дальнейшем позволит преодолеть возникающие трудности и адекватно оценить выполненные задания.
Решающее значение при оценивании работ придаётся правильному использованию обществоведческих понятий и терминов; владению полученными при изучении курса теоретическими знаниями, а также умениями выявлять проблему, вписывать её в контекст соответствующей области обществознания, видеть при необходимости возможные альтернативные подходы к её трактовке, путям её решения, формулировать собственную позицию, аргументировать её с опорой на полученные знания. И это отличает обществоведческое эссе от, например, эссе по литературе.
Научно-теоретический уровень ответа характеризуется тем, что выделяются и анализируются основные аспекты проблемы, выявляются взаимосвязи (причинно-следственные, иерархические и др.) её отдельных компонентов, строятся логические умозаключения, адекватно используются понятия соответствующей базовой науки, приводятся различные интерпретации и оценки. Фактический материал используется преимущественно для конкретизации, иллюстрирования приводимых положений.
На научно-эмпирическом уровне отправной точкой и основой аргументации и построения ответа служат факты, моделируемые типичные ситуации, известные из обществоведческого курса и собственного социального опыта.
Данный уровень может быть дифференцирован на два подуровня:
а) эмпирический уровень с элементами теории: работа содержит отдельные обобщения, сделанные на основе конкретного материала; эти выводы корректны, но не создают целостного представления о рассматриваемой проблеме, поскольку не выявляются значимые связи и отношения;
б) наглядно-иллюстративный уровень изложения вопроса: отобранный конкретный материал (из курса и личного социального опыта) уместен в рамках рассматриваемой проблемы, однако не осмыслен с научно-теоретических позиций.
При раскрытии проблемы на уровне обыденного сознания поставленная проблема получает одностороннее освещение, для её раскрытия используются только примеры повседневного опыта без попыток его осмысления в категориях соответствующей базовой науки.
Основания для более высокого балла:
чётко сформулировано и раскрыто собственное мнение;
приведена развёрнутая аргументация;
дан один аргумент, но достаточно чёткий и конкретный;
привлечён личный опыт и использован в качестве примера;
уместно использованы понятия обществоведческого курса;
применены знания курса к конкретной ситуации;
сформулированы положения и использованы понятия, относящиеся к иной (по сравнению с указанной) научной области, но позволяющие глубже раскрыть проблему.
Основания для более низкого балла:
формально отражена личная позиция: собственное мнение сформулировано недостаточно чётко;
ответ и аргументация уходят в сторону от предложенной темы;
стиль рассуждения не характерен для обществоведческой тематики;
аргументация дана на бытовом или декларативном уровне;
дана обширная, но достаточно путанная аргументация при непоследовательном изложении;
аргументы поясняют отношение к проблеме лишь отчасти;
допущены содержательные ошибки;
даются утверждения общего характера, не имеющие отношения к заявленной теме.
Написание эссе — самое сложное задание олимпиады по обще- ствознанию. Между тем эссе — это не только ценный инструмент измерения уровня обществоведческой подготовки учащихся; систематическое применение этой формы работы на уроках и во внеучебное время будет способствовать достижению целей и задач, стоящих перед современным обществоведческим образованием.
Именно в эссе каждый учащийся имеет возможность высказать собственную позицию в отношении той или иной проблемы, проявить творческие способности, продемонстрировать уверенное знание курса обществознания и владение ключевыми социальными компетентностями. Задание обладает высокими дифференцирующими возможностями, позволяет выявить интеллектуальных, образованных, хорошо подготовленных юношей и девушек, на высоком уровне овладевших содержанием обществоведческого курса.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-ЭССЕ Оценивание рекомендуется производить из расчёта 2 балла за каждый критерий оценки на школьном этапе (максимум — 20 баллов) и 3 балла — на муниципальном (максимум — 30 баллов), с шагом 0,5 балла в зависимости от полноты ответа (возможно иное количество баллов по решению жюри и организаторов). Критерии оценивания, которыми желательно руководствоваться жюри, проверяя написанные сочинения-эссе: Адекватное понимание и умение обозначить проблему, представить и раскрыть различные её аспекты. Раскрытие обоснованности выбора темы; соответствие текста эссе обозначенной теме. Представление собственной точки зрения автора, личной позиции и отношения при раскрытии темы; знание различных точек зрения по выбранной теме. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, логичность рассуждений и непротиворечивость личностных суждений. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне в заданном контексте; аргументация с опорой на научные теории. Аргументация своей точки зрения, суждений с опорой на факты общественной жизни, модели социальных ситуаций и личный социальный опыт; оригинальность решения проблемы. Владение обществоведческими знаниями и теоретическим материалом, понятиями и терминами курса. Свободная композиция, непринуждённость повествования; соответствие эссе нормам литературного русского языка. Связность и соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом; отсутствие грубых ошибок и неточностей. Чёткость, логичность и аргументированность выводов, их соответствие задачам, поставленным автором.