КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ЛИТЕРАТУРА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ИСТОРИЯ РОССИИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

БИОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ГЕОГРАФИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ИНФОРМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧЕНИКА


Написание сочинения-эссе — обязательное комплексное аль­тернативное задание практически на всех этапах олимпиады по обществознанию. Форма мини-сочинения используется не толь­ко на олимпиадах, но и как обязательное и самое сложное задание в КИМах ЕГЭ по обществознанию.

Темы сочинений-эссе сформулированы в виде афоризмов, ярких высказываний, парадоксальных утверждений известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей, философов, учёных и писателей. Эти высказывания, афоризмы обладают тем качеством конкретности, которое считается одной из жанровых особенностей эссе, и ориентируют автора на ком­позиционную свободу, открытость, непринуждённость повество­вания. Подобный подход к определению темы мини-сочинений объясняется стремлением выяснить степень вашей способности адекватно оценивать содержание носителя концентрированной социальной информации, преобразовывать проблему, раскрывать её на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях — иначе го­воря, создавать нешаблонный продукт, обладающий внутренним смысловым единством, целостностью и последовательностью за­явленной в нём позиции. Особенность предлагаемых тем состоит в том, что они являются проблемными, их содержание предполагает возможность неоднозначной интерпретации и оценки.


Сочинение-эссе характеризуется:

наличием конкретной темы или вопроса;

личностным характером восприятия проблемы и её осмыс­ления;

небольшим объёмом (примерно 300-500 слов). Рекомендуе­мое время выполнения этого задания — 60—90 минут;

свободной композицией (свободный выбор любого компо­зиционного решения работы);

непринуждённостью повествования (тему лучше раскрыть без наукообразности, чтобы сочинение-эссе читалось с интере­сом);

внутренним смысловым единством;

открытостью (работа при всей своей завершённости должна оставлять вопросы, на которые можно было бы ответить, если бы было больше времени на её освещение).

При написании эссе помните, что надо быть уверенным в том, что вы:

имеете неплохие знания по данной теме;

ясно понимаете смысл высказывания (обратите внимание: не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, а необходимо понимать, что именно он утверждает);

можете выразить своё отношение к проблеме, которую ста­вит автор высказывания, к его точке зрения (согласиться полно­стью, частично или опровергнуть);

владеете терминами, которые понадобятся для грамотно­го, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);

сумеете привести примеры из истории, общественной жиз­ни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

При разработке темы сочинения-эссе руководствуйтесь следую­щим алгоритмом:

определите смысл выбранного вами высказывания;

осмыслите проблему, которая ставится в цитате;

сформулируйте своё отношение к избранному высказыва­нию;

определите термины, понятия и обобщения, которые потре­буются вам для выражения и обоснования позиции на теоретиче­ском уровне;

отберите факты, примеры, которые убедительно обоснуют вашу позицию.

Ваша задача — сформулировать собственное отношение к про­блеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать теми аргу­ментами, которые представляются вам наиболее существенными.

Работу по написанию сочинения-эссе необходимо начинать с чер­новика. Некоторые из вас порой не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не даёт возможно­сти работать творчески. «Неправильные» черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь, при многократном повторении формируют паническую боязнь само­стоятельного высказывания.

Важное замечание: первая запись и в черновике, и в окон­чательном варианте — это точная формулировка темы эссе. Тема — своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нуж­но вдуматься. Как правило, тема эссе по обществознанию имеет проблемный, дискуссионный характер, то есть предполагает не один правильный ответ, а множество решений.

Чрезвычайно важно выделить основную идею автора высказы­вания и определить, в рамках какого раздела или темы общество­ведческого курса её следует рассматривать.

Полезно на черновике в свободной форме выписать всё, что может понадобиться при создании эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, име­на, события. Словом, «дать себе волю», записать всё, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме. Есть рацио­нальное зерно в утверждении: «Писательство не в голове, а в кон­чиках пальцев».

Следующая задача — привести весь этот «хаос» в порядок, со­отнести с темой, выбрать эффектную цитату, точную мысль, инте­ресный факт, убедительный аргумент. Если отдельные слова или даже в некоторых случаях формулировка темы в целом будут по­вторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Глав­ная задача — понять и раскрыть тему, а не «уйти» от неё (ситуация весьма распространённая в школьной практике).

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требо­ваниями. Самые ответственные части работы — вступление и за­ключение, фокусирующие внимание на проблеме. Во вступлении ставятся ключевые вопросы, указывается на противоречия, выяв­ляются обществоведческие аспекты темы. Заключением же долж­на стать яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая ваши рассуждения.

Ваши мысли по проблеме должны быть изложены в форме крат­ких тезисов. Мысль должна быть подкреплена доказательствами — поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение учё­ных и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «пе­регрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (коли­чество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

вступление;

тезис, аргументы;

тезис, аргументы;

тезис, аргументы;

заключение.

Вам необходимо помнить о значении выделения абзацев, роли красных строк, логической связи абзацев: так достигается целост­ность работы. Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже по­лезно не забывать.

Дополнительным аргументом в пользу того, что вы хорошо зна­ете проблему, является включение вами в текст:

1) краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «крупный философ-экзи- стенциалист» и др.);

имён его предшественников, последователей или научных противников;

описания различных точек зрения на проблему или различ­ных подходов к её решению;

указания на многозначность используемых понятий и терми­нов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Сочинение-эссе даёт наибольшие возможности для проверки ваших знаний и уровня подготовки. При написании сочинения- эссе вы сами выбираете тему из предложенного списка и по-своему интерпретируете её, что, безусловно, позволит вам проявить свою индивидуальность.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


Написание сочинения-эссе предполагает, что участник олим­пиады должен строить свой ответ на основании именно конкрет­ного высказывания. При этом стоит учитывать, что содержание многих афоризмов можно трактовать весьма широко.

Форма мини-сочинения (эссе) даёт простор субъективности, формальной неопределённости, парадоксальности, незавершён­ности, открытости, образности высказываний, художественной выразительности, творчеству. При этом в практике оценивания данного задания необходимы особая строгость, точность, взве­шенность, объективность, скрупулёзность и вместе с тем относи­тельная простота, «технологичность» шкалы оценок.

В целом при оценке альтернативных заданий, требующих на­писания эссе, целесообразно уделить внимание детальной прора­ботке отдельных позиций альтернативного задания с целью уста­новления:

сущности проблемы;

возможных линий её раскрытия;

круга понятий, теоретических положений, которые могут быть использованы учеником при выполнении задания.

Данный этап работы позволяет уяснить возможные уровни рас­крытия проблемы, сделать выводы о вариативности применения обществоведческих терминов, об их возможном системном харак­тере или случайном употреблении. Это в дальнейшем позволит преодолеть возникающие трудности и адекватно оценить выпол­ненные задания.

Решающее значение при оценивании работ придаётся пра­вильному использованию обществоведческих понятий и терми­нов; владению полученными при изучении курса теоретическими знаниями, а также умениями выявлять проблему, вписывать её в контекст соответствующей области обществознания, видеть при необходимости возможные альтернативные подходы к её трактов­ке, путям её решения, формулировать собственную позицию, ар­гументировать её с опорой на полученные знания. И это отличает обществоведческое эссе от, например, эссе по литературе.

Научно-теоретический уровень ответа характеризуется тем, что выделяются и анализируются основные аспекты проблемы, вы­являются взаимосвязи (причинно-следственные, иерархические и др.) её отдельных компонентов, строятся логические умозаключе­ния, адекватно используются понятия соответствующей базовой науки, приводятся различные интерпретации и оценки. Факти­ческий материал используется преимущественно для конкретиза­ции, иллюстрирования приводимых положений.

На научно-эмпирическом уровне отправной точкой и основой аргументации и построения ответа служат факты, моделируемые типичные ситуации, известные из обществоведческого курса и собственного социального опыта.


Данный уровень может быть дифференцирован на два подуровня:

а) эмпирический уровень с элементами теории: работа содержит отдельные обобщения, сделанные на основе конкретного матери­ала; эти выводы корректны, но не создают целостного представле­ния о рассматриваемой проблеме, поскольку не выявляются зна­чимые связи и отношения;

б) наглядно-иллюстративный уровень изложения вопроса: ото­бранный конкретный материал (из курса и личного социального опыта) уместен в рамках рассматриваемой проблемы, однако не осмыслен с научно-теоретических позиций.

При раскрытии проблемы на уровне обыденного сознания постав­ленная проблема получает одностороннее освещение, для её рас­крытия используются только примеры повседневного опыта без попыток его осмысления в категориях соответствующей базовой науки.

Основания для более высокого балла:

чётко сформулировано и раскрыто собственное мнение;

приведена развёрнутая аргументация;

дан один аргумент, но достаточно чёткий и конкретный;

привлечён личный опыт и использован в качестве примера;

уместно использованы понятия обществоведческого курса;

применены знания курса к конкретной ситуации;

сформулированы положения и использованы понятия, отно­сящиеся к иной (по сравнению с указанной) научной области, но позволяющие глубже раскрыть проблему.

Основания для более низкого балла:

формально отражена личная позиция: собственное мнение сформулировано недостаточно чётко;

ответ и аргументация уходят в сторону от предложенной темы;

стиль рассуждения не характерен для обществоведческой те­матики;

аргументация дана на бытовом или декларативном уровне;

дана обширная, но достаточно путанная аргументация при непоследовательном изложении;

аргументы поясняют отношение к проблеме лишь отчасти;

допущены содержательные ошибки;

даются утверждения общего характера, не имеющие отноше­ния к заявленной теме.

Написание эссе — самое сложное задание олимпиады по обще- ствознанию. Между тем эссе — это не только ценный инструмент измерения уровня обществоведческой подготовки учащихся; си­стематическое применение этой формы работы на уроках и во внеучебное время будет способствовать достижению целей и задач, стоящих перед современным обществоведческим образованием.

Именно в эссе каждый учащийся имеет возможность высказать собственную позицию в отношении той или иной проблемы, про­явить творческие способности, продемонстрировать уверенное знание курса обществознания и владение ключевыми социальны­ми компетентностями. Задание обладает высокими дифференци­рующими возможностями, позволяет выявить интеллектуальных, образованных, хорошо подготовленных юношей и девушек, на высоком уровне овладевших содержанием обществоведческого курса.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-ЭССЕ



Оценивание рекомендуется производить из расчёта 2 балла за каждый критерий оценки на школьном этапе (максимум — 20 баллов) и 3 балла — на муниципальном (максимум — 30 бал­лов), с шагом 0,5 балла в зависимости от полноты ответа (возмож­но иное количество баллов по решению жюри и организаторов).

Критерии оценивания, которыми желательно руководствовать­ся жюри, проверяя написанные сочинения-эссе:

Адекватное понимание и умение обозначить проблему, пред­ставить и раскрыть различные её аспекты.

Раскрытие обоснованности выбора темы; соответствие тек­ста эссе обозначенной теме.

Представление собственной точки зрения автора, личной по­зиции и отношения при раскрытии темы; знание различных точек зрения по выбранной теме.

Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, логичность рассуждений и непротиворе­чивость личностных суждений.

Раскрытие проблемы на теоретическом уровне в заданном контексте; аргументация с опорой на научные теории.

Аргументация своей точки зрения, суждений с опорой на факты общественной жизни, модели социальных ситуаций и лич­ный социальный опыт; оригинальность решения проблемы.

Владение обществоведческими знаниями и теоретическим материалом, понятиями и терминами курса.

Свободная композиция, непринуждённость повествования; соответствие эссе нормам литературного русского языка.

Связность и соответствие между высказываемыми теорети­ческими положениями и приводимым фактическим материалом; отсутствие грубых ошибок и неточностей.

Чёткость, логичность и аргументированность выводов, их соответствие задачам, поставленным автором.



Поиск

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ФИЗИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ХИМИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

МХК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

МУЗЫКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

РОБОТОТЕХНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

ДОСУГ ШКОЛЬНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru