КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЛИТЕРАТУРА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ИСТОРИЯ РОССИИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

БИОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ГЕОГРАФИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

Цели урока. Путём сопоставительного анализа исторических материалов и худо­жественного текста определить отношение к Пугачёву как к исторической личности и художественному образу; через восприятие образа Пугачёва прийти к осознанию идеи повести A.C. Пушкина «Капитанская дочка», дать оценку Пугачёвскому вос­станию.

Задачи. Формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественным произведением, научить различать исторический источник и авторские тексты, развивать логическое мышление; прививать интерес к изучению истории и литературы, воспитывать гуманность и милосердие.

Оборудование. Два портрета Пугачёва неизвестных авторов, иллюстрации к повести «Капитанская дочка»; исторические материалы (указ Пугачёва от 31 июля 1774 г.); индивидуальные рабочие таблицы; учебник «История России XVII—XVIII вв.» A.H. Сахарова и хрестоматии по истории России; тексты повести «Капи­танская дочка» A.C. Пушкина (Хрестоматия для 8-го класса / Сост. Г.И. Беленький, 1997); фрагмент из художественного фильма А.Прошкина «Русский бунт».


Ход урока


I. Вступительная часть

Учитель литературы. Сегодня у нас необычный урок — истории и литерату­ры одновременно.

Тема его — «Пугачёв — историческая личность и Пугачёв — литературный герой в повести A.C. Пушкина "Капитанская дочка"». На уроке мы будем использо­вать исторические материалы для характеристики одного из главных героев повести «Капитанская дочка», а именно Емельяна Пугачёва, который, подняв восстание, вско­лыхнул Россию от Урала до Заволжья. Эта личность всегда особенно интересовала и историков, и государственных деятелей, и писателей, и художников.

Учитель истории. Давайте вспомним, что представляла собой эпоха, в которую жил Пугачёв? Это была эпоха так называемого золотого века Екатерины II, время блестящих побед русской армии, расцвета культуры и укрепления абсолютизма. Россия делала значительные шаги в своём общественном и экономическом развитии, и одновременно с этими эпохальными изменениями всё более остро вставал кресть­янский вопрос, связанный крепостным правом.

II. Основная часть

Учитель истории. Как решался крестьянский вопрос во второй половине XVIII в.?

Сообщение ученика. В 1762 г. Россию потряс новый государственный перево­рот. На престол под именем Екатерины II взошла дочь принца Ангальт-Цербстского София Фредерика Августа, жена Петра III. Она продолжила продворянскую поли­тику. Екатерина начала щедро одаривать из государственной казны своих поддан­ных тех, кто помог ей стать императрицей, деньгами и крестьянскими душами.

Учитель истории. Вторая половина XVIII в. — это время усиления крепостно­го гнёта и активного роста народных движений. Одной из самых трагических страниц в истории России является гражданская война 1773—1775 гг. «Мятеж, начатый гор- стию непослушных казаков, усилившийся по непростительному нерадению началь­ства и поколебавший государство от Сибири до Москвы» — так писал об этом вос­стании А.С. Пушкин. Историки именуют события 17731775 гг. Пугачёвщиной.

Учитель литературы. Взгляд на предводителя крестьянского восстания проти­воречив: одни видели в нём смельчака, бросившего вызов Екатерине II (указывает на портрет Пугачёва, написанныгй поверх портрета ЕкатериныIII); другие видели умного, проницательного человека (портрет Пугачёва неизвестного художника).

Какие эпитеты в народных песнях характеризуют отношение народа к Пугачёву? О чём они свидетельствуют?

Ученики. «Добрый молодец», «красно солнышко», «народный заступник», «буй­ная головушка»... Эти слова показывают, что народ симпатизирует Пугачёву.

Учитель. Посмотрите на портреты Пугачёва: на одном он — умный, проница­тельный, повидавший много лиха; другой написан поверх портрета Екатерины II. И портреты говорят о том, что художники сочувствуют Пугачёву.

А теперь давайте посмотрим фрагмент из фильма режиссёра Александра Про- шкина «Русский бунт». (Просмотр сюжета.) Каким вы увидели Пугачёва в этом фильме?

Ученики. Разбойником, злодеем.

Учитель литературы. Посмотрим на Пугачёва глазами Пушкина, который, изоб­ражая Пугачёвское восстание в повести «Капитанская дочка», пытался не только понять и объяснить мотивы его поступков, но и указать путь, по которому надо идти, чтобы выбраться из «бурана» истории (указать на эпиграф), из этой «мглы», среди которой «дороги нет». И в этом нам помогут знания и по истории, и по литературе.

Сообщение ученика. Донской казак Емельян Пугачёв был участником Семи­летней, а затем русско-турецкой войны. Смелый и предприимчивый, не склонный к оседлой жизни и земледельческой работе, он с ранних лет обнаружил черты лидера, стремление выделиться среди прочих казаков. Так, он хвастался саблей, якобы пода­ренной ему Петром I. Вернувшись на Дон, он начал бродяжничать, несколько раз попадал под арест, но бежал из-под стражи. Весной 1773 г. на Яике объявил себя чудом спасшимся императором Петром III. Умный, находчивый, смелый, Пугачёв воплощал в себе типичные черты русского казака. Он обратился к яицким казакам, и те потребовали доказательств избранности Пугачёва. Источник сообщает: «Карава­ев говорил ему, Емельке: "Ты-де называешь себя государем, а у государей-де быва­ют на теле царские знаки", то Емелька ... разодрав у рубашки ворот, сказал: "На вот, коли вы не верите, што я государь, так смотрите". Оные казаки, посмотря те знаки, сказали: "Ну, теперь верим и за государя тебя признаём"».

Ещё до своего отречения от престола, 18 февраля 1762 г. император Пётр III издал «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству». По нему дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы, со­храняя привилегированные права на неё.

После убийства Петра III начали появляться самозванцы, которые, называя себя государем Петром Фёдоровичем, объявляли, что они хотели вслед за вольностью дворянству дать волю крепостным и жаловать казаков, работных людей и прочий простой люд, облегчив тяжёлое государственное тягло.

В царствование Екатерины II положение казаков резко ухудшилось. В 1764 г. она распространила на украинское Левобережье общероссийские порядки, в част­ности крепостное право. Подвергались утеснениям и казаки. К тому времени роль казаков как пограничной стражи упала, их стали отрывать от дома и семей, отправ­ляя в дальние походы, выборность атаманов была отменена, в устье Яика рыбопро­мышленники поставили по царскому дозволению заграждения, что больно удари­ло по рыболовству, одному из основных казачьих промыслов. Крестьяне присое­динились к Пугачёвскому восстанию в массовом порядке лишь на последнем его этапе.

Учитель истории. Почему же казаки поверили Пугачёву? Ведь истинным в глазах народа являлся тот монарх, который был, во-первых, законным, во-вторых, справедливым, в-третьих, благочестивым.

Ученики. Он был сильной, привлекательной личностью, типичным представи­телем народа.

Учитель литературы. При помощи каких литературных приёмов Пушкин по­казывает близость Пугачёва к народу? (Проводит беседу с учениками.)

Эпиграфы к главам о Пугачёве — народные песни (зачитать только начало эпиграфа).

(Хрестоматия, гл. 2, с. 43; гл. 6, с. 67; гл. 7, с. 75.)

Речь Пугачёва просторечная, присутствуют народные выражения, послови­цы, поговорки, бранные слова.

(Хрестоматия. «Был тулуп ... заложил вечор у целовальника», с. 47; «чего греха таить», с. 47; «не твоя печаль», с. 49; «одурел от радости», с. 79; «унять старую ведьму», с. 79; «небо с овчинку показалось», с. 84; «узнал старого хрыча», с. 84; «казнить так казнить, миловать так миловать», с. 85.)

3. Внешность Пугачёва.

«в постели лежит мужик с чёрной бородой», с. 46;

«лицо имело выражение довольно простое», с. 47;

«волоса обстрижены в кружок», с. 47;

«оборванный армяк и татарские шаровары», с. 47;

«на нём ...красивый казацкий кафтан», с. 78;

«подпирая чёрную бороду своим широким кулаком», с. 81. Учитель истории. Начинаем работу с указом Пугачёва от 31 июля 1774 г. На столах у учащихся лежит указ Е. Пугачёва от 31 июля 1774 г., рабочие таблицы. Учитель. Как называет себя Пугачёв в указе?

Ученики. Император.

Учитель. О каком качестве это говорит?

Ученики. О дерзости.

(Запись в таблицу.)

Учитель литературы. Как велит себя называть в повести Пугачёв? Ученики. Государь Пётр Фёдорович. В разговоре с Гринёвым: «Дай срок ...как пойду на Москву» (Хрестоматия, гл. 8, с. 102) тоже проявляет дерзость.

Учитель истории. Что обещает Пугачёв народу? (Чтение выгдержек из мани­феста, записать в таблицу.)

отмену крепостного права;

отмену налогов, рекрутских наборов;

даровать крестьянам землю, лесные угодья, соляные озёра и т.д. Учитель истории. О каких чертах характера это говорит? Ученики. Широта души, щедрость.

Учитель литературы. Как эти качества показаны в повести? (Хрестоматия, гл. 8, с. 84, 85.) (Ученики приводят примерыг.)

«так ли тебя пожалую, когда получу своё государство»;

«я тебя пожалую в фельдъегери и князья»;

«казнить так казнить — миловать так миловать»;

«возьми свою красавицу; вези её куда хочешь».

Учитель истории. Каковы планы Пугачёва? (Ученики дают ответыг.)

захватить престол в России;

даровать свободу поддержавшим его крестьянам;

наказать дворян;

насладиться роскошью царской жизни. О какой черте характера это говорит?

Ученики. Честолюбие, властолюбие. (Записать в таблицу.) Учитель литературы. Какие слова Пугачёва свидетельствуют о его честолю­бии? (Хрестоматия, гл. 8, с. 102.)

«прусский король мог бы со мной потягаться?»;

«я воюю хоть куда ... сорок енералов убиты ...четыре армии взяты в полон»;

«Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою»;

«лучше раз напиться живой крови» (иносказание: напиться живой кровью — значит поцарствовать, пожить на широкую ногу).

Учитель истории. Как Пугачёв воплощает свои планы в жизнь?

он собирает войско на Руси, к нему приходят обездоленные;

у него хорошая армия, вооружение;

проводит ряд удачных военных операций.

О каких чертах характера Пугачёва это говорит?


Рабочая таблица


Черты характера

Указ Пугачёва от 31 июля 1774 г.

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

 

 

 

 

 

 

 

Указ Пугачёва

Божию милостию, мы Пётр III, император и самодержец всероссийский: и протчая. Объявляется во всенародное известие. Жалуем сим имянныгм указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в кресть­янстве и в подданстве помещиков, быгть верноподданныгми рабами собственной нашей короныг и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушныгх и прочих денежныгх податей, владением землями, лесныгми угодьями и соляныгми озёрами без покупки и без оброку и освобождаем всех прежде чинимыгх от злодеев дворян и градцких мздоимцов-судей крестьянам и всему народу налагаемыгх пода­тей и отягощениев. ... Повелеваем сим нашим имянныгмуказом: кои прежде быгли дворяне в своих поместиях и вотчинах, оныгх противников нашей власти и возмути­телей империи и разорителей крестьян ловить, казнить и вешать и поступать равныгм образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, кресть­янами. По истреблении которых противников и злодеев дворян, всякий может восчувствовать тишину и спокойную жизнь. Дан июля 31 дня 1774 г.

Ученики. Талантливый военачальник. (Записать в таблицу.)

Учитель литературы. А как показывает Пушкин жестокость, беспощадность, лютость Пугачёва?

Ученики. По приказу Пугачёва были казнены капитан Миронов, его жена Васи­лиса Егоровна, Иван Игнатьич, офицеры Нижнеозёрской крепости.

Речь Пугачёва наполнена угрозами:

а) «Унять старую ведьму!» (гл. 8, с. 79);

б) «... с тебя живого велю кожу содрать» (гл. 8, с. 87);

в) О Швабрине: «Я его повешу!» (с. 98).

Портретная характеристика: «звериный взгляд», «огненные глаза» (хрестома­тия, с. 86, 87, 98, 105).

Учитель истории. Говорится ли в данном указе о милосердии?

Ученики. Да, «милосердием всех награждаю».

Учитель. К кому Пугачёв проявляет милосердие?

Ученики. К тем, кто его поддержал, — к крестьянам и казакам.

Учитель литературы. Какие приёмы и средства использует Пушкин, чтобы показать милосердие Пугачёва?

Показывает его поступки:

а) вывел к жилью Гринёва и Савельича, дал овчинный тулуп и полтину денег;

б) освободил Машу и принял самое живое участие в её судьбе.

Речевая характеристика: «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Он узна­ёт... каково обижать народ ...казнить так казнить, жаловать так жаловать» (с. 98).

Учитель истории. Как можно одним словом охарактеризовать Пугачёва после исследования исторических документов?

Ученики. Злодей.

Учитель литературы. Однозначен ли взгляд Пушкина на Пугачёва?

Ученики. Злодей, но и милосердный человек.

Учитель истории. Отступил ли Пушкин, изображая Пугачёва, от исторической правды?

Ученики. Всё, что можно увидеть в указе, Пушкин подтверждает. Но автор изображает Пугачёва противоречивой личностью: он может быть лют, но может быть и милосердным, ему не чужда благодарность.

Учитель литературы. Каким приёмом пользуется Пушкин для изображения милосердия Пугачёва?

Ученики. Художественным вымыслом.

Учитель. Какие сцены, по вашему мнению, вымышлены?

Ученики. Встреча с Гринёвым во время бурана; Пугачёв получает в подарок заячий тулуп; встречи и беседы с Гринёвым; освобождение Маши.

Учитель. Именно в этих сценах мы видим милосердие Пугачёва по отношению к Гринёву, к Маше.

А что явилось толчком для проявления его милосердия?

Ученики. Гринёв проявляет сострадание к замерзающему человеку и дарит Пугачёву заячий тулуп.

Учитель истории. Чьи интересы выражали указы и действия Пугачёва?

Ученики. Народа. А тех, кто отказывался повиноваться ему, Пугачёв жестоко преследовал.

Учитель истории. Можно ли было избежать восстания?

Ученики. Да, если бы императрица Екатерина учитывала бы народные интере­сы, а царская администрация была бы более милосердной.

Учитель истории. Были ли в российской истории люди, похожие на Пугачёва?

Ученики. Болотников, Разин.

Учитель. Чем закончились их восстания?

Ученики. Жестоким подавлением, страданиями простых людей.

Учитель литературы. Как это показывает Пушкин?

Ученики, «...мы проходили через селения, разорённые бунтовщиками. Состоя­ние края было ужасно. Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспо­щадный» (Хрестоматия, гл. 13, с. 111).

 

III. Подведение итогов

Учитель литературы. Сопоставив исторические материалы с текстом повести, мы увидели, что Пушкин не только не отступил от исторической правды, но, пользу­ясь художественным вымыслом, сделал образ Пугачёва живым, наглядным. Это не только беспощадный и жестокий злодей, но и человек, которому не чуждо милосер­дие: ему можно доверить жизнь возлюбленной, его можно пожалеть и за эту «греш­ную душу» «вечно молить Бога».

В повести раскрывается душа русского народа, заблудившегося в «буране» ис­тории и ответившего на зло злом, на казни убийствами, на насилие помещи­ков — насилием, на обнищание — грабежом. Эта душа взбунтовавшегося народа страшна, как буран, когда «дороги нет, и мгла кругом».

Учитель истории. История, основываясь на фактах уже свершившихся, позво­ляет нам делать выводы, извлекать уроки.

Учитель литературы. А литература указывает путь, по которому надо идти. Это путь милосердия, любви к человеку. Об этом говорили многие русские писате­ли, произведения которых мы будем изучать в дальнейшем.

Поиск

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ФИЗИКА

ХИМИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МХК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МУЗЫКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

РОБОТОТЕХНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ТРЕНАЖЕР ДЛЯ МОЗГА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ДОСУГ ШКОЛЬНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru