КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЛИТЕРАТУРА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ИСТОРИЯ РОССИИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

БИОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ГЕОГРАФИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цели урока.

Обучающие:

продолжить знакомить учащихся с личностью А. Блока, дать понятие о ее многогранности; познакомить с творчеством поэта;

совершенствовать навыки анализа лирического произведения; умение находить выразительные средства языка и определять их роль в произведении; продолжить работу над литературоведческими понятиями “тема”, “идея”, “композиция»

Развивающие:

развивать образное и логическое мышление, творческое воображение; развивать аналитическое мышление, умение обобщать, сравнивать, наблюдать;

Воспитывающие:

формировать чувство патриотизма, любовь к Родине; воспитывать уважение к литературе, интерес к поэзии.

Наглядность и оборудование:                                                                     карточки со словами и словосочетаниями, портрет А. .А Блока, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г

 

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока.

- Мы изучаем с вами литературу ХХ века. Сегодня продолжим знакомство с жизнью и творчеством великого русского поэта А. А. Блока, а также со стихотворением «Россия». Выясним, чему автор посвятил это произведение и как выразил свои мысли.

- А как бы вы определили цель нашего урока? ы будем сегодня говорить о теме Родины в творчестве А. Блока; об особенностях изображения России в стихотворении Блока «Россия»).

3. Проверка домашнего задания. Биографические факты.

Александр Александрович Блок прошел недолгий, но сложный творческий путь, заполненный большими историческими события­ми и явлениями.

Обратимся к фактам его биографии (сообщение учащихся сведений из биографии А.А.Блока по материалам учебника).

Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 в Петербурге. Детские и юношеские годы его прошли в профессорском доме деда - известного ботаника, ректора Петербургского университета Андрея Николаевича Бекетова.

Он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, среди литературы и музыки.

Сам Блок стихи начал писать рано, в пять лет.

Впервые интерес к истории пробудился у Блока, вероятно, в семье его деда. Идейное воспитание Блока проходило в традициях передовой интеллигенции.

Дальнейшее развитие интерес к истории у Блока получил в университетские годы. В 1898 г. он поступил на юридический фа­культет Петербургского университета. Блок писал отцу, что его особенно интересует история русского права. Впоследствии он пе­решел с юридического на историко-филологический факультет.

Дебют А.А. Блока-поэта состоялся в 1902 г, хотя к этому времени было уже написано много стихов. Он начал выступать с поэтическими произведения­ми и с научными статьями, печататься.

После революции 1905 г. в творчестве Блока все более выри­совывается тема двух России: России официальной, самодержавной, бюрократической и России народной.

Россия для Блока — это прежде всего родина, это «огромное, родное, дышащее существо, подобное че­ловеку, но бесконечно более уютное, ласковое».

Из произведений исторического характера, написанных Блоком до революции 1917 г., лучшими являются стихотворный цикл «На поле Куликовом» и поэма «Возмездие». В первом цикле, созданном в 1908 г. и посвященном Куликовской битве 1380 г, поднята патриотическая тема борьбы русского народа за национальную независимость своей родины.

 

4. Работа над стихотворением «Россия».

1) Истории создания стихотворения «Россия».    

Итогом размышлений А.Блока о судьбе своей страны стал цикл стихов "Родина", который создавался с 1907 по 1916 годы. В этот цикл входит одно из наиболее известных стихотворений   - "Россия", которое написано 18 октября 1908г.

Для А. Блока Россия – и мать, и жена, и невеста. Поэт восхищается своей Родиной, её стойкостью перед трудностями, при этом не жалея её «тебя
жалеть я не умею», так как считает Россию великой державой в которую необходимо верить.

-Что мы запишем в тетради об истории создания стихотворения «Россия»?

(1907 – 1916г.г. – цикл стихов «Родина». 18 октября 1908 года написано стихотворение «Россия»)

2)Анализ стихотворения «Россия».

В стихах Блока облик России живой, очеловеченный. Он как бы сливается с женским образом («И плат узорный до бровей»).

Любовь поэта к России - глубоко личное чувство, неотделимое от него, от вечной его любви и «единственной на свете жены».

1) Выразительное чтение стихотворения «Россия» учителем или подготовленным учеником.

Словарная работа.

Шлея – часть конской упряжи.

Плат – (устар.) то же, что платок

Расхлябанный – лишённые твёрдости

Острожной – тюремной.

2) Анализ стихотворения по вопросам.

- О чём это стихотворение? (О вечном движении, о вечной молодости России, о нищей и прекрасной, смиренной и безудержной, о великой своей любви и вере в Россию).

- Как бы вы определили жанр этого произведения? (Лирическое стихотворение, элегия).

-Какова тема стихотворения? (Тема России, судьба России, любовь к России такой, какая она есть).

-Каков мотив стихотворения? (Мотив страдания)

-Идея стихотворения? (боль, которую выражает лирический герой за будущее своей родины; вера в светлое будущее).

-Какие выразительные средства использует автор, признаваясь в своей любви Родине? (эпитеты: «годы золотые», «спицы расписные»).

-Какими средствами поэт показывает нищету России? (эпитеты «стёртые шлеи», «расхлябанные колеи», «нищая Россия»)

-Как построено стихотворение? (Стихотворение поделено на строфы:

1 строфа – картина жуткой нищеты

2, 3 строфы – признание лирического героя в любви к России

                       «Тебя жалеть я не умею

                       И крест свой бережно несу».

-А как вы понимаете фразу: «…И крест свой бережно несу...»? (Крест – символ страдания одного человека за всех.)

 

4 строфа – Вера в светлое будущее России

                 «Не пропадёшь, не сгинешь ты».

5 строфа – Автор сравнивает образ России с образом женщины, для него любовь к России так же нежна, как и к женщине.

«Одной заботой боле – одной слезой река шумней,

А ты всё та же – лес да поле,

Да плат узорный до бровей…»

6 строфа – Вера в светлое будущее России

«И невозможное возможно,

Дорога долгая легка…».

-Давайте посмотрим, как начинается и заканчивается стихотворение? (Темой дороги, кольцевая композиция)

-Через какие образы Блок раскрывает образ России в этом произведении?

(Через любовь к женщине:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!

образ возлюбленной:

А ты все та же — лес, да поле,
Да плот узорный до бровей...
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка...

образ “птицы- тройки”:

     Опять, как в годы золотые,
     Три стертых треплются шлеи,
     И вязнут спицы расписные
     В расхлябанные колеи...)


акой образ России рисует автор в 3–5-й строфах? (Возникает образ чародея, который хочет похитить «разбойную красу» России. Выражение «прекрасные черты» напоминает нам об образе Прекрасной Дамы, которая находит новое воплощение в образе России).

-Какое слово дважды повторяется в стихотворении? С какими эпитетами? Как вы думаете, почему Блок повторяет это слово? («Песни ветровые» – «глухая песня ямщика».)

-Согласны ли вы с утверждением, что образ России в этом стихотворении Блока становится символом веры в будущее? Почему? Обоснуйте свой ответ.

-Каким предстал перед нами лирический герой стихотворения А. Блока?           (Это настоящий патриот, человек, который любит свою Родину совершенно бескорыстно, такой, какая она есть. Он с ней и в горе, и в радости. Настроен оптимистично: верит в светлое будущее).

-Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт в этом стихотворении? (Яркие эпитеты: “годы золотые”, “спицы расписные”, “расхлябанные колеи”, “нищая Россия”, “песни ветровые”, “разбойную красу”, “в дали дорожной”; метафоры: “вязнут спицы”, “плат узорный до бровей”; олицетворения :“одной слезой река шумней”, “блеснет...мгновенный взор”, “звенит ...песня”).

Выводы:

- В чем же особенности изображения России в творчестве А.Блока?

Россия для Блока была источником спасительной веры. Он говорил о Родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, щемящей болью и светлой надеждой.

Образ Родины поэт раскрывает в стихотворении через любовь к женщине. Его Россия — прекрасная женщина с сильным характером и нелегкой судьбой.

3. В стихотворении нищета страны, её убогий вид прогнозируются поэту залогом её будущего просветления. Поэт признаётся в своей любви к этой земле, к её народу, к его традициям и обычаям.

5. Рефлексия:

1. Сегодня я узнал, … (в чем заключаются особенности изображения России в стих Блока)

2. Было интересно… (заниматься исследованием изобразительно-выразительных средств)

3. Было трудно…( анализировать стихотворный текст)

4. Теперь я могу…( анализировать стихотворения)

5. Я почувствовал…(любовь поэта к Родине)

 

6. Домашнее задание: 1. Подготовить выразительное чтение стихотворения «Россия»

 2. Заполнить таблицу: Особенности изображения Родины в стихотворении А. Блока «Россия»

Строфа

Основные образы и

мотивы

Средства выразительности

1и 2

Образ нищей России

 

 

Мотив   дороги

Эпитеты: «стертые шлеи», «спицы расписные», «расхлябанные колеи», «нищая Россия», «серые избы»

Сравнения: «как в годы золотые», «как слезы первые любви»

 

3 и 4

Образ чародея

 

 

Мотив Креста

Эпитеты: «разбойная краса», «прекрасные черты»

Олицетворение: «отдай красу», «чародей заманит и обманет», «ты не пропадешь»

Ряды однородных членов: глаголы «заманит и обманет», «не пропадешь, не сгинешь»

 

5 и 6

Образ прекрасной женщины из народа

 

Мотив будущего России

Эпитеты: «узорный плат», «мгновенный взор», «дорога долгая»

Ряды однородных членов: существительные «лес, да поле, да плат»,

«невозможное возможно», «дорога долгая легка».

 

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ФИЗИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ХИМИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МХК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МУЗЫКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

РОБОТОТЕХНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ТРЕНАЖЕР ДЛЯ МОЗГА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ДОСУГ ШКОЛЬНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru