КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЛИТЕРАТУРА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ИСТОРИЯ РОССИИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

БИОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ГЕОГРАФИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки анализа художественного текста.


Ход урока

1. Сообщение темы, целей и задач урока: Сегодня наш урок посвящен рассказу А.П. Платонова «Возвращение». На уроке мы поговорим о героях рассказа «Возвращение». Выясним, в чём же счастье для главного героя и остальных членов семьи. Попробуем разобраться в странном поведении главного героя, почему автор назвал рассказ «Возвращение».

2. Слово о писателе. История создания рассказа. 

Андрей Платонович Платонов с первых дней Великой Отечественной войны добивается отправки на фронт. С октября 1942 г. он военный корреспондент в действующей армии.
За годы войны выпустил 6 книг прозы, из которых исключил батальные картины и всю нагрузку перенёс на нравственные решения людей и философскую сущность событий. Его не оставляли размышления о мире, о том, каким человек выйдет из войны и какой будет послевоенная реальность.
В 1946 году на страницах журнала «Новый мир» был опубликован замечательный рассказ  «Семья Иванова», позже названный «Возвращение». Писатель не раз передавал в своих произведениях мотив возвращения, но теперь эта ситуация наполнилась у него особым, сокровенным, смыслом.

В рассказе – очерке «Семья Иванова» (сейчас печатается под названием «Возвращение») А.Платонов с сердечной заботой стал восполнять урон (потери), нанесённый душам людей в войну.

3. Анализ рассказа

1) Определите жанр произведения Платонова (психологический рассказ)

2) Какова тема рассказа Платонова? (разрушение семьи как одно из страшных последствий войны).

3) Какова идея произведения? (В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком и не дать очерстветь душе, окаменеть своему сердцу).

4) Рассказ называется «Возвращение». Что имел в виду автор? Раскройте смысл заглавия рассказа. (Возвращение: с войны, к миру; домой в семью к жене и детям; к себе прежнему: доброму и человечному)

Вывешиваю на доску таблицу:

Возвращение

к кому? (к детям, жене)

куда? (домой, на малую родину, в родной город)

к чему? (человечности, состраданию, пониманию, мирной жизни)

- А теперь сделайте вывод о том, что же такое возвращение. (Это путь домой после долгой разлуки, путь с войны, ожидание радости, любви и тревога о том, как произойдёт встреча).

-Давайте посмотрим на композицию рассказа и проследим, как развивались события в произведении.

Композиция рассказа

Экспозиция.

   Демобилизация капитана Иванова из армии.

   Встреча с Машей.

Завязка действия.

   Возвращение Алексея Иванова домой.

Развитие действия.

   Встреча Иванова с женой и детьми.

   Решение скорее приняться за дело.

   Обед в кругу семьи.

   Откровенный разговор с женой Любой.

   Решение оставить семью и вернуться к Маше.

   Узнавание в бежавших за поездом ребятишках своих детей.

Кульминация.

   Нравственное прозрение Иванова.

   «Обнажившееся сердце».

Развязка действия.

   Окончательное возвращение Иванова.

Аналитическая беседа.

Анализ эпизода «Иванов и Маша».

Кто герой рассказа? Что мы узнаём о нём с первых строк рассказа? (Алексей Алексеевич Иванов, гвардии капитан, в части прослужил всю войну)

Кого он встретил на станции? (Маша – дочь служащего в бане, пространщика, служила в столовой помощником повара)

Что притягивало Иванова к Маше? Почему он с ней разговорился? (Поезд, который должен увезти домой Машу и Иванова, находился неизвестно где в сером пространстве. Единственное, что могло утешить, развлечь сердце человека, было сердце другого человека. Маша была миловидна, проста душою, добра).

Каково состояние природы в этот момент? (Наступила уже холодная, осеняя ночь, в окружающей их природе было уныло и грустно в этот час).

Торопится ли Иванов домой? (Нет). – Почему? (Он сам не знал, почему так делал - может быть, потому, что хотел погулять еще на воле).

О чём он просит Машу? (по-товарищески позволила ему поцеловать её в щёку)

Чем он понравился Маше? (Маше понравился его глухой, хриплый голос пожилого человека, его тёмное грубое лицо и выражение силы и беззащитности на нём)

Почему Маше боязно ехать домой?

Почему Иванов остаётся с Машей ещё на два дня? Что их объединяет? (подтвердите словами из текста) («…потому, что хотел погулять ещё немного на воле», оба боялись возвращаться домой, так как привыкли к войне, они чувствовали себя «осиротевшими без армии»).

Другой причиной их сближения было то, что «оба чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии».

Таким образом, автор подробно обосновывает сближение Иванова и Маши. Приводит несколько причин, «оправдывающих» героев.

Анализ эпизода «Встреча с родными».

-Что мы узнаём о семье капитана Иванова? (есть семья: жена Любовь Васильевна, дети – Петька и Настя)

-На вокзале Алексея встретил его сын Петруша. Опишите портрет мальчика (стр.169)

Чтение первого разговора сына с отцом

-Как этот разговор характеризует Петрушу?

- Как отца встречает сын? (Холодно, приехал на 6 сутки, удивляется, что мало наград).

-Что узнаём о жизни семьи во время войны? Кто помогал выживать семье?

-Как встретился Иванов с женой Любовью Васильевной? (Иванов приблизился к жене, обнял ее и там стоял с нею, не разлучаясь, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека).

- Как встречают его дома? Что он чувствует, оказавшись дома? (Возвращение героя происходит в доме. Он ощущает «тихую радость в сердце и спокойное довольство. Война миновала». Знакомится с предметами, вспоминает запахи. Это помогает ему почувствовать себя родным среди своих, согревает душу).

- Кто командует в доме? (Петька).

(Чтение эпизода про печку, про картошку. «Я не серчаю, я по делу… Отца кормить надо, он с войны пришел…». Мальчик рано повзрослел, война, нужно выживать).

-Что приходилось делать Любе, когда Алексей был на войне? (Работала на кирпичном заводе, растила детей).

-Как дети заботились о матери?

Иванов не мог понять ясно, «почему у Петруши сложился такой характер». Как это объяснить? (Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него семья).

-Как чувствует себя дома Иванов? (Странен и ещё не совсем понятен был Иванову родной дом).

Вывод: война действительно внесла в семью трагедию – Петрушка лишён детства, Настя не знает отца.

Анализ эпизода «Ссора с женой»

Чтение сцены «Откровенный ночной разговор» по ролям.

-Какой разговор подслушал Петька?

-Как ведут себя во время этой сцены Люба и Алексей?

- А почему, ребята, казалось бы все вместе, должны радоваться, а все плачут? (За годы войны он просто отвык от семейной жизни. У него обида. Думает больше о себе, чем о семье: жене, детях. «Его сердце ожесточилось…»).

-Почему Иванов решил уйти из дома? (дети выросли без него, Люба обидела, самолюбие и собственный интерес)

-Куда решил уехать Иванов? (Иванов решил уехать к Маше)

-О чём он думал, сидя на вокзале?

Вывод: душа Иванова никак не может «оттаять», он берёт на себя право судить своих близких, не думая о том, что им пришлось пережить.

Анализ эпизода «Возвращение»

- Когда же произошло понимание Ивановым нужности его семье? (когда он почувствовал жизнь обнаженным сердцем. Платонов пишет: «Утешить сердце человека может только сердце другого человека»)

-Найдите отрывок, который является кульминацией рассказа.

Иванов видит своих детей, которые, спотыкаясь, падая и ушибаясь, бегут за поездом, увозящим его к другой, как он надеется, беззаботной жизни. «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительнее. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

В Иванове проснулся, очнулся «сокровенный человек» и сквозь все преграды вышел к миру и людям.

Испытав нравственное потрясение, герой приходит к нравственному очищению, прозрению.

- Можем ли мы сказать, что Алексей, сойдя с поезда, возвращается к себе настоящему?

(Искалеченные войной души поддаются лечению только любовью и пониманием).

- Сколько в рассказе возвращений и какие? Какое из них главное? (Когда он возвратился к себе, а затем к семье, жене и детям).

- Автор имеет ввиду возвращение героя к себе, к своей семье; ребёнок, ставший взрослым и мудрым, смог помирить взрослых людей, своих родителей, он нашёл в себе силы понять отца и простить его; гармонию восстановила любовь.

 

Вспомним героев рассказа. Расскажите о каждом из них очень кратко.

Алексей Алексеевич, гвардии капитан, убыл из армии по демобилизации, совестливый, чувствовал себя осиротевшим без армии, лет 35, темное грубое лицо, глухой хриплый голос, откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей, хотел погулять еще немного на воле. Вернувшись, почувствовал тихую радость в сердце. Он дышал родным устоявшимся запахом дома – тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Он смотрел на жену, сына, дочь, вновь знакомясь с каждым, и не узнавал их. Странен и еще не совсем понятен был Иванову его родной дом. А более других удивлял его Петрушка. Он смотрел на Петрушку, на своего выросшего первенца сына, слушал, как он дает команду и наставления матери и маленькой сестре, наблюдал его серьезное, озабоченное лицо и со стыдом признавался себе, что его отцовское чувство к этому мальчугану, влечение к нему как к сыну, недостаточно. Иванову было еще более стыдно своего равнодушия к Петрушке от сознания от того, что Петрушка нуждался в любви и заботе сильнее других, потому что на него жалко сейчас смотреть.

Его удивили дети, удивила жена. Семья жила дружно, без хозяина вырос другой хозяин – Петька. Люба его обидела, в сердце ранила.

 

Люба, Любовь Васильевна: Обмирала по мужу, руки от горя тряслись, но работала с бодростью, чтоб детей кормить и государству польза против неприятелей-фашистов была.

Сделать все ради спасения детей – вот главное предназначение женщины.

 

Петька: идет ему 12-ый год, серьезный подросток, казался старше своего возраста, малорослый и худощавый мальчуган, головастый, лобастый со спокойным, словно привыкшим к житейским заботам, глаза смотрели на белый свет сумрачно и недовольно. Одет опрятно. По дому давал указания сестре и матери. Заботится о матери и сестре, купил ей тетрадь, хочет купить матери пальто. Защищает мать, поучает отца. Нуждается в любви и ласке. Но все же ребенок: спрашивает отца, сколько у него медалей, удивляется, что мало и что у него все вещи поместились в одну сумку.

Настя: покорная, послушная, все делает молча, заботливая. Хочет быть нужной и полезной в 5 лет.

- Как вы определите в нескольких словах главные черты каждого героя?

Алексей (запись в тетрадь)

Не мог долго пребывать в уныло-печальном состоянии; находил себе какое-либо занятие или утешение, подручную радость, и тем выходил из уныния

Люба, Любовь Васильевна Простосердечная, тихая, милая, застенчивая, стеснительная, послушная, терпеливая, хочет любить и быть любимой.

Она - мать

Петька: Все делает по правде и всерьез, во всем должна быть прежде всего польза, про отца: он нам родня, про Семена Евсеича: Для Петрушки надо, чтобы все было «с пользой», «по делу», иначе он считает все баловством: «у нас дело есть, жить надо», - так он говорит, о Семене Евсеевиче он говорит: «Он нам пользу приносит, пусть живет!»

Настя: как мать

Вывод: Герои Платонова – настоящие живые люди с натуральными чувствами, невыдуманным поведением.

Поиск

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ФИЗИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ХИМИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МХК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МУЗЫКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

РОБОТОТЕХНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ТРЕНАЖЕР ДЛЯ МОЗГА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ДОСУГ ШКОЛЬНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru