КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЛИТЕРАТУРА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ИСТОРИЯ РОССИИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

БИОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ГЕОГРАФИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации.

Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков). Текст помогает помочь любой языковой единице выступать в своей функциональной роли.

Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.

Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья.

В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят, потому что эта работа ведется мною с пятого класса. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему.

Начиная с 5-го класса, обращаю внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя.

В старших классах (10–11) при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ.

Работе над комплексным анализом текста уделяю и 10 минут урока, и весь урок, повторяю при этом значительный объем учебного материала.

Для качественной и эффективной работы использую мультимедийные презентации, что позволяет значительно сократить время на выполнение того или иного задания.


Тексты для анализа

На поселок опустилась ночь. Из низины от реки и прудка тянуло изморозью, и скоро на траве выступил иней…Покорно стояли недвижные леса, и цепенел на них последний лист.
Шорохом и звоном наполняется утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими, игластыми звездами. Такие звезды бывают лишь осенями, вызревшие, еще не остывшие от лета. Покой был на земле…
В.Астафьев

Прочитайте текст выразительно.

Докажите, что это текст.

Объясните орфограммы и пунктограммы.

Составьте схемы сложных предложений.

Проанализируйте выразительные средства языка.

Почему так любят Паустовского? Почему его книги неизменно вызывают чувство нежности, глубокой симпатии? Можно по-разному ответить на этот вопрос: его любят, потому что он настоящий художник, он артистичен, изящен. Его любят, потому что по каждой строке, по каждой странице видно, что ему самому необычайно интересно писать, – это мгновенно предается читателю.
Но дело не только в этом. Чтобы пробудить такую любовь, надо находить в человеческом сердце то самое светлое, что давно потеряно в шуме времени, в сутолоке ежедневных забот.
В.Каверин

Объясните значение слов артистичность, симпатия.

Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.

Выпишите словосочетания с наречиями.

Составьте схему последнего предложения.

Какова роль вопросительных предложений в этом тексте?

Объясните орфограммы и пунктограммы.

Жуковский – наша замечательная оригинальность!.. Появление такого поэта могло произойти только среди русского народа, в котором так силен гений восприимчивости, данный ему, может быть, на то, чтобы оправить в лучшую оправу то, что не оценено, не возделано и пренебреженно другими народами.
Н.В.Гоголь

Запишите данный текст как цитату.

Выделите в предложениях грамматические основы.

Определите значение слов оригинальность, гений, восприимчивость.

Подберите синонимы к слову замечательный.

Выпишите причастия. Определите их морфологические признаки.

Составьте схему сложного предложения.

Укажите предложение с вводным словом.

“Мороз и солнце”… Эти два январских слова будто выведены самой природой, они навсегда спаяны в пушкинских стихах. Да и естественно ладить морозу с солнцем: ежели воевода-мороз ударил ледяной палицей, солнце тут как тут – смотрится с расчищенного небосвода. И наоборот, погода ненастная, слякотная – и небосвод выглядит тусклым, хмурым. Звонкий январский день – это когда во всю ширь льется прямое солнечное сияние, когда роскошной ризой светятся снега.
А они поистине сейчас роскошные, чистейшие, недавно выпавшие снега! Нагрянул морозец. “На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели” (И.А.Бунин). Нерукотворные рисунки на стеклах…
А.Стрижев

Запишите текст под диктовку, объясните орфограммы.

Подчеркните прилагательные как члены предложения. Какие из них употребляются в переносном значении? Какова роль прилагательных в тексте?

Какова роль первого предложения?

Озаглавьте текст.

Объясните значение слова палица.

Объясните значение и происхождение фразеологизма тут как тут. Подчеркните его как член предложения. Укажите стилистическую окраску.

Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов январский, серебряный, ширь.

Какова роль цитирования в тексте?

Напишите сочинение по данному началу: “Нагрянул морозец…”

 

Текст 1

Огонь – враг природы

(1) Как только сойдёт снег, вдоль авт…мобильных дорог по ж…лезно(дорожным) откосам нач…нает г…реть сухая трава.
(2) Иногда она заг…ра…тся на обочинах дорог от выбр…ш…(н,нн)ых из поездов автомобилей (не)погаш…(н,нн)ых окурков и спичек но чаще всего её подж…гают умышле(н,нн)о. (3) До сих пор многие сч…тают что подж…гая сухую траву они делают полезное дело.
(4) В действительности же нет н…чего вреднее для живой природы чем огонь.
(5) В огне г…рящих трав гибнут зайчата ужи ящ.рицы гнёзда и выво…ки птиц сем…на р…стений сг.рают ми(л,лл)ионы нас…комых.
(6) Если бы не было почве(н,нн)ых живых существ сухая трава опавшие листья разл…гались бы во много раз медленнее.
(7) Трудно пр…дставить себе как жутко выгл…д…ла бы без них наша Земля завал…(н,нн)ая ветками толстым слоем опавш.х листьев заросш…я серой сухой травой сквозь которую не в силах пробиться свежая зелень.
(8) Эти хр…нители подземных б…гатств соб…рающие их словно сказочные гномы служат пл…дородию земли и при жизни и после смерти.
(9) Все они погибнув остаются в земле ст…новятся как бы природным уд…брением.
(10) Многолетние трав…нистые р…стения (не)возобн…вляясь сем…нами то(же) пост…пе(н,нн)о выр…ждаются. (11)Вы(ж,жж)енная почва быстрее т…ряет накопле(н,нн)ый за осень запас влаги.

Задания

1. Определите стиль и тип речи.
2. В каких предложениях есть слова с чередующейся гласной?
3. Найдите  предложения с причастными оборотами.
4. Найдите  предложения с деепричастными оборотами.
5. Найдите предложение с придаточным условным.
6. Найдите предложение с придаточным времени.
7. Найдите односоставное предложение. Определите его вид.
8. Найдите предложение с несколькими придаточными. Определите их тип.
9. Найдите предложение, в котором есть слова-антонимы.
10. Найдите сложное предложение с бессоюзной связью.
11. Найдите тропы в предложении 8.
12. Найдите предложение, в котором есть неоднородные определения.
13. Найдите ничем не осложнённое простое предложение.
14. Найдите предложения, в которых употребляются два страдательных причастия прошедшего времени.
15. Найдите сложносочинённое предложение, в состав которого входит неопределённо-личное предложение.
16. Определите способ связи предложений в тексте.
17. Определите разряд прилагательных в 7 предложении.
18. Найдите наречия во 2 предложении.
19. Дайте характеристику главному предложению в предложении 7.
20. В предложении 1 найдите слова, в которых звуков больше, чем букв.
21. В последнем предложении  найти словосочетание со связью «примыкание».

Текст 2

Над затуман…(н,нн)ыми долами.

(1)А осень яркая проща…тся
В такой  (не)мыслимой кр…се
Как (будто) к людям обраща…тся
В последний раз См…трите все!
(2)Над гла…ью вод л…лово(розовых)
Она р…звесила своё
Упавш…е с ветвей б…рёзовых
Золото(тка…ое) шитьё.
(3)Она впл…ла строкой ажурн…ю
Над тем с…яющ…м шитьём
Над бе…конечностью л…зурн…ю
Зелёных елей ок…ём.
(4)Она ср…вняла воду в озере
С цв…теньем неба голубым
И ра(с,сс)т…лила первой оз…ми
Над ч…рн…польем лё…кий дым.
(5)Потом пр…звала ветры быстрые
Чтобы листвы взв…лась гряда
И пыль вздымая золотистую
Ушла (не)ведомо куда.
(6)Лиш… за берёз…ньками голыми
Всегда я видеть буду рад
Над затуман…(н,нн)ыми долами
И листопад
И снегопад.

Н.Флёров

Задания

1. Найдите слова с чередующейся гласной в корне.
2. Каким способом образовано слово «листопад»?
3. Найдите указательное местоимение.
4. Найдите частицу в четверостишии 1.
5. Найдите сравнительный союз.
6. В каком четверостишии есть деепричастный оборот?
7. Какие средства художественной выразительности использует автор в четверостишии 2?
8. Найдите действительное причастие прошедшего времени.
9. Найдите действительное причастие настоящего времени.
10. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
11. Найдите простое предложение, осложнённое однородными дополнениями.
12. Найдите четверостишие с прямой речью.
13. Определите падеж слова «окаём» и его значение.
14. Приведите пример инверсии в предложении 6.
15. В каком четверостишии есть составное именное сказуемое?
16. В четверостишии 1 найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
17. Найдите наречия в последнем четверостишии.
18. Найдите метафоры.
19. Какой троп использует поэт, чтобы показать осень живой?
20. Найдите переходный глагол в 5 четверостишии.
21. Определите тип сказуемого в 6 четверостишии.
22. Способ образования слова «вздымая».
23. В предложении 5 найдите словосочетания с разными типами связи.

Текст 3

(1) Третья зона дачный (полу)станок У пе(р,рр)она – тихая сосна.
(2) Дым туман струна зв…нит в тумане невидимкою зв…нит струна.
(3) Здесь шумел когда(то) детский лаг…рь на весёлых ситц…вых полях…
(4) Всю в р…машках в п…онерских флагах как тебя любила я земля!
(5) Это фронт се…одня.
(6) Сотня метров до того кто смерть г…товит мне.
(7) Но сегодня тихо.
(8) Даже ветра нет совсем.
(9) Легко звучать струне.
(10) И звенит звенит струна в тумане… светлая (не)вид…мая пой!
(11) Как ты плач…шь раду…шься манишь кто тебе поведал что со мной?
(12) Мне сегодня радос…но до боли я сама не знаю – отчего.
(13) Дыш…т сердце (не)бывалой волей, силою р…цвета своего.
(14) Знаю смерти нет: не подкр…дёт…ся не задушит медлен…о она, – просто жизнь св…ркнёт и оборвёт…ся точно песней полная струна.
(15) …Как сегодня тихо здесь на фронте.
(16) Вот среди р…звалин ,над трубой, у …кий мес…ц встал на г…р...зонте д…ревенский мес…ц молодой.
(17) И звенит звенит струна в тумане о в…ликой благости моля…
(18) Всю в крови в т…жёлых ржавых ранах я люблю люблю тебя земля.

О.Ф.Берггольц

Задания

1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Раскрыть скобки.
2. Определите главную мысль стихотворения.
3. Какая фигура речи используется в предложении 2?
4. Найдите сложные предложения, в состав которого входят назывные предложения.
5. Какая фигура речи используется в предложении 3?
6. Найдите предложения с обращениями.
7. Назовите тропы, используемые в предложении 14.
8. Приведите пример парцелляции.
9. Определите вид придаточного в предложении 11.Чем оно прикрепляется к главному предложению?
10. Назовите тип сказуемого в предложении 15.
11. Назовите тип односоставного предложения 15.
12. Найдите предложение с уточняющим обстоятельством.
13. Найдите предложение с однородными определениями.
14. Найдите предложения с несогласованными определениями.
15. Найдите предложение с деепричастным оборотом.
16. Какие тропы используются в предложении 3?
17. Приведите пример градации.
18. В каком предложении встречается оксюморон?
19. Найдите частицы в предложении 14.
20. Определите разряд местоимений в предложении 6.
21.Синоним слова «благость». Способ образования.
22. Назовите морфологические признаки глагола «оборвётся».
23. В предложении 1 найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
24. Дайте характеристику предложению 5.
25. Что общего у предложений  7, 8, 9?
26. Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью «примыкание».

Текст 4

1. Август празднует
В силу вошедшее лето,
Зеленее зелёного
В чаще огни.

2. Не скудеет избыток горячего света –
Запастись бы им впрок на ненастные дни!

3. Набирает рябина багряную горечь,
Оглушает кузнечиков струнная речь…

4. Август –
Это когда ты не просишь,
Не споришь,
Каждый солнечный луч
Начинаешь беречь…

5. И становится с каждой минутой яснее,
Что всё ближе и ближе седые дожди
И что осень уже неизбежна,
А с нею…

6. Август, время моё, –
Не спеши, подожди!

Ирина Снегова

Задания к тексту

1. Сформулируйте главную мысль стихотворения.
2. Найдите причастный оборот.
3. Назовите сложные предложения с бессоюзной связью.
4. В 4предложении ставится тире, так как:
а) первая часть имеет значение времени или условия;
б) вторая часть имеет значение следствия, результата;
в) содержание первой части противопоставляется содержанию второй.
5. Объясните написание суффиксов прилагательных в 3 предложении. Определите их разряд.
6. Найдите сложноподчинённое предложение, определите тип придаточного. Чем оно прикрепляется к главному?
7. Найдите прилагательные в сравнительной степени. Как они образованы?
8. Найдите обобщённо-личное предложение.
9. Приведите пример составного глагольного сказуемого.
10. Назовите типы сказуемых в 5 предложении.
11. Назовите слово с чередующейся гласной в корне.
12. Найдите предложение с обращением.
13. Назовите морфологические признаки глагола «запастись бы».
14. Сколько звуков в слове «яснее»?
15. Найдите местоимения в 4 предложении, определите их разряд.
16. Сформулируйте правило употребления мягкого знака после шипящих на примере слов из текста.
17. Объясните написание окончания в слове «оглушает».
18. Найдите наречие во 2 предложении, разберите его по составу.
19. Синоним слова «не скудеет».
20. Найдите в тексте эпитеты.
21. Найдите метафоры.
22. Приведите пример умолчания.
23. Найдите пример олицетворения.
24. Из 2 предложения выписать словосочетания с разными типами связи.
25. Назовите тип сказуемых в 5 предложении.
26. Найдите простое предложение с однородными членами.

Поиск

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ФИЗКУЛЬТУРА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МХК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МУЗЫКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

РОБОТОТЕХНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ТРЕНАЖЕР ДЛЯ МОЗГА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ДОСУГ ШКОЛЬНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru