Ориентационный элективный курс «Свет и зрение» направлен на углубление фундаментальных знаний, умений и навыков учащихся, развитие интереса к изучению физики и установление связи с биологией. Курс предполагает обучить учащихся элементарным навыкам исследовательской работы:
- формулирование научной гипотезы;
- осознание цели исследования;
- моделирование эксперимента и его осуществление;
- анализ результатов опытов;
- умение оформить отчет о проделанной работе.
Курс формирует навыки групповой работы и сотрудничества.
Главная особенность данного курса – его практическая направленность, проведение фронтальных, индивидуальных, групповых лабораторных работ. Курс создает возможности разнообразных форм помощи и контроля знаний, умений учащихся на каждом занятии.
Курс рассчитан на 16 часов, проводится в кабинете физики.
Методологическое основание курса: практико-ориентированный подход, связанный с получением учащимися реальные опыты познавательной деятельности творческого и эмпирического вида, что обеспечивает механизм закрепления и развития приобретенный знаний, умений, навыков.
Мотивационный подход обеспечивает формирование благоприятного социально-психологического климата во взаимодействии, стимулировании деятельности участников образовательного процесса, личностное развитие, развитие познавательной деятельности.
Цели элективного курса:
1. Формирование образовательной компетенции учениками по физике через овладение знаниями, целесообразными способами деятельности.
2. Развитию способностей и коммуникативной деятельности: использование гибких межличностных отношений, взаимодействий, разнообразных форм общения (монолог, диалог, полемика) в процессе обучения.
Задачи обучения:
1. Развитие познавательной деятельности, интереса учащихся к освоению единого метода познания, интереса к изучению физики.
2. Овладение учащимися способами применения знаний, интеллектуальных и практических умений.
3. Мотивация выбора физико-математического или естественнонаучного профиля обучения.
4. Обучение приемам и методам коммуникативного общения в коллективно-распределительной деятельности, приемам самопознания.
5. Представление учащимся свободы высказывания, свободы мысли, создание ситуации успеха в обучении.
Методы обучения и формы проведения занятий:
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, самостоятельная работа, познавательные игры, викторины, лекции, практические занятия, конференции, защита проектов.
Прогнозируемые результаты обучения:
Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся, аргументированная защита сделанных выводов, успешная защита проектов на конференции.
Содержание программы:
1. Природа света.
2. Интерференция, дифракция, поляризация света.
3. Глаз, зрение, дефект зрения, коррекция зрения.
4. Гигиена зрения.
5. Зрение и цветоощущение.
6. Зрительные иллюзии.
7. Защита проектов.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название модулей |
Колич. часов |
Ведущий метод обучения |
Форма контроля |
1-5 |
Теория о природе света (законы геометрической и волновой оптики) |
5 |
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский |
Лабораторная работа. Познавательная игра «вопрос-ответ» |
6-9 |
Свет, цвет и зрение |
4 |
Проблемный, исследовательский |
Лабораторная и исследовательская работа |
10-13 |
Строение глаза. Особенности зрения. Оптическая аппаратура. |
4 |
Объяснительно-илл юстративный, поблемный, исследовательский |
Лабораторная и исследовательская работа |
14-16 |
Зрительные иллюзии. Защита проектов. |
3 |
Проблемный, исследовательский |
|
Календарно – тематическое планирование курса «Свет и зрение»
№ п/п |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Дата, план |
Дата, факт |
1-2
3-5
6-7
8-9
10-11
12-13
14
15-16 |
Проблема света. Теория о природе света.
Интерференция, поляризация. Дифракция света.
Санитарно-гигиенические требования к цветовой гамме в быту и на производстве.
Сферическая и хроматическая аберрация.
Оптические приборы.
Глаз, зрение. Коррекция зрения.
Зрительные иллюзии.
Загадка цвета. Защита проектов.
|
2
3
2
2
2
2
1
2 |
|
|
Список литературы:
1. Перышкин А. В., Чемакин В. П., Факультативный курс физики. 7 класс, М., «Просвещение», 1980г.
2. Миннарт М. Свет и цвет в природе., М., «Наука», 1967г.
3. Толанский С. А., Оптические иллюзии., М., «Мир», 1967г.