ОСНОВНОЕ МЕНЮ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
- Русский язык
- Элективный курс по русскому языку в 11 классе «Теория и практика написания сочинения»
- Элективный курс по русскому языку «Фразеология русского языка»
- Элективный курс «Тайны слова (Лексика и фразеология русского языка)»
- Программа элективного курса по русскому языку "Учимся анализировать и рассуждать"
- Элективный курс "Трудные вопросы русской орфографии". 9 класс
- Литература
- Английский язык
- Биология
- Математика
- Физика
- Право
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
РУССКИЙ ЯЗЫК
- Учителю русского языка
- Правила русского языка в рифмовках
- К урокам русского языка
- Орфоэпия
- Лексика
- Упражнения по фразеологии
- Скорая помощь по русскому языку
- Языковые задачи для школьников
- Веселая грамматика
- Синтаксис
- Диктанты по русскому языку
- Культура речи
- Учимся писать сочинение
- Банк заданий по русскому языку
- Развитие речи
- КВН по русскому языку
- Игры на уроках русского языка
ЛИТЕРАТУРА
- Учитель - учителю
- Программные произведения: задания и вопросы
- Фольклор
- Как читать книги
- Анализ творческого наследия
- Дидактические модули по литературе
- Литературные диктанты
- Изложения с творческими заданиями по литературе
- Литературные путешествия
- Задания на уроках литературы
- Анализ литературного произведения
- Конкурсы и соревнования по литературе
- Игровые технологии на уроках литературы
- Контрольные работы по литературе. 6 класс
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
- Методсовет для учителя английского языка
- Пособия и методички для учителя английского языка
- Эффективное изучение грамматики английского языка
- Грамматика английского языка
- Задания по английскому языку
- Диктанты по английскому языку
- КИМ по английскому языку
- Рождественская викторина на английском языке
- Ребусы на английском языке
- Омофоны в английском языке
- Учебно-дидактические игры на уроках английского языка
- Кроссворды "Месяцы" на английском языке
- Диалоги по английскому языку
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК
ИСТОРИЯ РОССИИ
- Поурочное планирование по истории
- Обязательные даты и понятия школьного курса истории
- Русь от нашествия до «ига» 30–40 гг. XIII в.
- Против кого боролся Дмитрий Донской?
- Дворцовые интриги на Руси
- История России. 17 - 18 вв. Рабочие материалы к урокам
- Война 1812 года
- Россия в середине ХIХ века
- Новейшая история России. 1945—2006 гг.
- Историко-филологическая викторина «История России в литературе и языке»
- Как работать с исторической картой при выполнении заданий ВПР
- Тренажер "История России ХХ - начала ХХI века"
- Тесты по истории России ХIХ века. 8 класс
- Карточки по истории
- Задания по истории
- Учебные задачи на уроке истории
- Проверочные работы по истории
- Брейн-ринг по истории
- Историческая игротека на тему "Бородинское сражение"
- Викторины по истории
- Загадки-рифмовки по истории России
- Олимпиада по истории России
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
- Справочник школьника "Самые значимые исторические события"
- Мировая история в рассказах для школьников
- Кто есть кто во Всемирной истории
- Средневековье. История эпохи
- Кочевые империи: монголы и татары
- Всеобщая история в занимательном изложении
- Тайны Второй Мировой войны
- Всемирная история в вопросах и ответах
- Смысловое чтение на уроках истории
- Проверочные материалы по всеобщей истории. 6 класс
- "Исторические" заблуждения
- Обобщающее повторение по теме "Средневековье"
- Задания по всемирной истории
- Игры на уроках Всемирной истории
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
БИОЛОГИЯ
- Современный урок биологии
- К урокам биологии
- Био-энциклопедии
- Ботаника
- Грибы
- Зоология
- Предсказатели: животные и растения
- Анатомия
- Общая биология
- Задачи по биологии
- Тестовые задания по биологии
- Задания по биологии
- Педагогический контроль
- Ботаника + зоология = чудо
- Лабораторные работы по биологии
- Викторины по биологии
- Задания олимпиады школьников по биологии
- Мир общественных насекомых
- Мир живой и неживой
ГЕОГРАФИЯ
- Занимательная география от А до Я
- Первопроходцы и исследователи
- Первопроходцы. Опасные экспедиции
- Энциклопедия "Страны и народы"
- Арктика и Антарктика
- Вулканы
- Эссе по географии
- Листы опорных сигналов по географии
- Географические диктанты
- Карточки по географии
- Внеурочная деятельность по географии
- Географические задачи
- Географические детективы
- Загадки на уроках географии
- Стихи к урокам географии
- Школьная олимпиада "Юный географ"
- Индивидуальный план подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по географии
- Тесты по географии. 10 класс
- Природа и человек. Занимательные факты
- Необычное в обычном
- Задания по географии
Растения сильно уступают животным — это заключение глубоко укоренилось в нашем представлении о мире. Греческий философ Аристотель, на труды которого в течение более двух тысячелетий опирались западные европейцы, пытаясь понять природу, признавал за растениями способность к питанию и размножению, но считал их, в противоположность животным, неспособными воспринимать окружающий мир и реагировать на него.
На первый взгляд это утверждение не лишено здравого смысла, поскольку у растений нет ни носа, ни ушей, ни лица (а значит, нет и мимики), они не издают звуков, и при возникновении опасности им остается лишь крепко вцепиться корнями в землю и терпеть. Аристотель еще не знал, что растения тем не менее крайне чувствительно реагируют на окружающую среду. К примеру, на запахи.
В оранжерее университета штата Пенсильвания существует строгий запрет на туалетную воду и духи. По незнанию используя ароматы, мы вмешивались в общение подопытных растений, которые распознают друг друга с помощью запахов. Зеленые создания реагируют на все, что для них жизненно важно: на погодные условия, качество почвы и соседние растения. Они различают цвета, избегают препятствия и ощущают прикосновения, которые не чувствуют подушечки наших пальцев. Вдобавок они понимают, когда их поедают или ранят, и отвечают хитроумной защитой. Зачастую они даже распознают тип агрессора и выстраивают оборону, исходя из его слабостей. При этом они действуют не только в одиночку — растения общаются со своими собратьями-соседями. И с животными. Даже с теми созданиями, что обитают под землей!
Способность привлекать животных, чтобы компенсировать собственную неподвижность, — это гениальная идея, руководящая растениями на протяжении всей истории. Почти ежедневно появляются сообщения о новых случаях разумного поведения представителей флоры, обоснованные путем тщательных замеров в лабораторных или полевых условиях. Но тем не менее представления Аристотеля о пассивных невосприимчивых растениях удивительным образом укоренились в нашем сознании. Что тому виной — высокомерие, предубеждение или отсутствие любопытства? Так или иначе, наши рейды по пустыням, лугам и исследовательским институтам были небесполезны, если таким образом удалось хоть немного приоткрыть завесу над тайными способностями растений. Думаю, небезразлично, кто нас окружает — слепые растения-роботы или восприимчивые живые существа, которые сталкиваются с теми же проблемами, что и мы.
Растения тоже рождаются маленькими, тоже должны искать пищу и взрослеть. Они вынуждены противостоять соперникам и защищаться от врагов — в одиночку или в компании союзников. Им необходимо выбрать подходящего сексуального партнера, чтобы зачать потомство, а также позаботиться о том, чтобы это потомство, повзрослев под их защитой, оторвалось от матери и отправилось в собственное путешествие по миру. Признаться, звучит не очень-то научно. Если кому-то покажется, что я слишком уж очеловечил травы и цветы, поверьте — я не собирался сваливать в одну кучу людей, животных и растения. Однако растения, в точности как мы, вряд ли в состоянии избежать серьезных «эволюционных испытаний» — таких, как рост, соперничество, половая жизнь или размножение. И они часто находят решения, которые кажутся поразительно разумными. А подчас даже хитрыми и коварными.
Недавние открытия показывают, что царство растений — по-прежнему непроходимые дебри, полные тайн и удивительных сюрпризов. Возможно, эти дебри даже слишком густые и нам никогда не удастся сквозь них пробраться. Вот как сказал об этом Иэн Болдуин, один из ведущих исследователей растений: «Вопрос заключается не столько в том, умны растения или нет, сколько в том, хватит ли у нас ума, чтобы их понять».
Поиск
ИНФОРМАТИКА
МАТЕМАТИКА
- Учителю математики
- К урокам математики
- Путеводитель по математике
- Математические диктанты
- Карточки по математике для коррекции знаний
- Задачи по математике
- Задачи на движение
- Задачи повышенной сложности по математике
- Различные способы решения задач на сплавы и смеси
- Задачи по математике с практическим содержанием
- Математические задачи экологического содержания
- Сборник задач по теме «Масштаб»
- Авторские задачи по математике
- Задачи на проценты растворы, сплавы, процентное содержание
- Геометрия
- Задачи по геометрии
- Задания по планиметрии
- Математические тренажеры
- Тесты по математике. 5 класс
- Самостоятельные и контрольные работы по геометрии. Итоговый зачет
- Удивительное число πи
- Применение игровых технологий на уроках математики
- Контрольные работы по математике
- Олимпиады по математике
ФИЗИКА
- Великие физики
- Справочные материалы по физике для школьников
- Такая понятная физика!
- Погрешности в лабораторных работах по физике
- Проблемные ситуации на уроках физики
- Тематические таблицы по физике
- Решение задач по теме “Газовые законы”
- Углубленное изучение физики в школе
- Вопросы и упражнения на понимание физики
- Контрольные работы по физике. 7 - 11 классы
- Тесты по физике
- Лабораторные работы по физике
- Практикум по физике в 10 классе "Оригинальные задания"
- Диктанты по физике
- Олимпиадные задачи по физике
- Конкурсы, соревнования, олимпиады по физике
АСТРОНОМИЯ
- Астртеория для школьников
- Преподавание астрономии в физико-математических школах
- Разноуровневые самостоятельные работы по астрономии с примерами задач
- Творческие задачи по астрономии
- Занимательная астрономия
- Викторины по астрономии
- Астрономия в удивительных фактах
- Задания олимпиады по астрономии для 10-11 классов
Блок "Поделиться"
ХИМИЯ
ФИЗКУЛЬТУРА
ТЕХНОЛОГИЯ
- Методические пособия по технологии
- Рабочая тетрадь по технологии для девочек. 5 класс
- Рабочая тетрадь по столярному делу. 7-8 классы
- Формирование приемов самоконтроля на уроках технологии
- Викторины по технологии
- Технологические карты приготовления блюд
- Разноуровневые задания при изучении темы "Кулинария" в 5 классе
МХК
МУЗЫКА
ИЗО
РОБОТОТЕХНИКА
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
ЕГЭ
ОГЭ
- ОГЭ по русскому языку. Тренировочные варианты
- Условный диалог-расспрос на ОГЭ по английскому языку
- ОГЭ по истории. Типовые тестовые задания
- ОГЭ по географии. Тренировочные варианты
- ОГЭ по математике. Сборник из 850 заданий с ответами
- ОГЭ по информатике. Типовые тестовые задания
- ОГЭ по физике. Тематические работы
- ОГЭ по химии. Диагностические работы для подготовки
УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
- Справочник классного руководителя
- Положение о МО классных руководителей
- Постканикулярный синдром и борьба с ним
- Различные формы родительских собраний
- Технология ситуационных классных часов
- Как влиять на класс через его лидеров
- Работа классного руководителя с неблагополучными семьями
- Классный час - форма патриотического воспитания