1. Одноклеточный организм эвглена зеленая имеет орган передвижения - жгутик. На свету в хлоропластах образуются питательные вещества (идет фотосинтез), а в отсутствие света поглощаются органические вещества из воды. Как вы думаете, к какому царству относится данный организм: к растениям или животным, а может быть, к какому-то другому?
2. Явление плазмолиза и деплазмолиза доказывает, что растительная клетка функционирует как осмотическая ячейка. Поясните, как это следует понимать?
3. У каких растений величина осмотического потенциала клеток будет выше: у растущих на солончаках или незасоленных местах обитания? Каково экологическое значение этого явления?
4. Кактусовые растения способны переносить температуру до + 65" С. Каким свойством цитоплазмы и каким образом это обеспечивается?
5. При осторожном прогревании препарата клеток скорость движения цитоплазмы увеличилась в 3 раза, а при сильном наблюдалась остановка движения хлоропластов. Почему?
6. Оказывается, семена многих растений, высеянные в одно время, при одинаковых условиях, прорастают не все сразу (этот процесс может растянуться на годы). Дайте объяснение этому явлению.
7. Почти все травянистые растения густого ельника многолетние. Каждую весну они продолжают свою жизнь из почек на корневищах или надземных побегов, а не развиваются из семян, как однолетние травы. Почему?
8. Растения широко распространены на открытых участках, но их значительно больше встречается в оврагах, канавах, под заборами, у изгородей и у других препятствий. Почему?
9. Для цветков растений характерны различные окраски, но замечено, что цветки растений, цветущих вечером и ночью, имеют чаще венчик белого и желтого цветов. Почему?
10. Среди растений, встречающихся в ельниках, немало таких, которые имеют белые цветки: кислица, грушанка, майник и др. Такая окраска цветков неслучайна. Дайте объяснение этому явлению.
11. Ученые давно обратили внимание, что весной зацветают растения с фиолетовыми и синими цветками, в середине и конце весны - растения с желтыми и оранжевыми цветками, а в начале лета - с белыми или желто-белыми. Дайте объяснение этому явлению.
12. Когда яблоня начинает расцветать, цветки у нее розовые, а потом становятся белыми. Почему? Медуница неясная - удивительное растение широколиственных и смешанных лесов России. Цветет ранней весной. Цветки у нее вначале розовые или красные, а затем фиолетовые, сиреневые или синие. Дайте объяснение этому явлению.
13. Большинство растений цветут весной, летом, а такие растения, как первоцветы: подснежник, голубая перелеска, белая перелеска, растут и цветут под снегом и появляются в первые дни весны. Дайте объяснение этому явлению.
14. Школьники на учебно-опытном участке поливали капусту. После полива одни из них засыпали влажные лунки сухой землей, а другие посчитали, что это лишняя работа. Кто из учеников поступил правильно? Почему?
15. Подземные клубни картофеля, топинамбура под действием света зеленеют, а вот подземные сочные органы георгин в результате пребывания на свету не зеленеют. Почему?
16. Хорошо известна народная поговорка: «Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить». Дайте обоснование идее, заложенной в поговорке.
17. В тропических лесах по берегам океанов можно встретить деревья, корни которых не только располагаются в почве, но и растут вверх и находятся над почвой. Дайте объяснение этому явлению.
18. Двое учащихся решили вырастить герань. Один из них купил глиняный цветочный горшок, положил в него камни, насыпал почву, а затем посадил герань. Второй посадил герань в железную банку с землей. Ухаживали мальчики за цветами одинаково хорошо. Однако у первого ученика герань выросла и зацвела, а у второго зачахла. Почему?
19. У большинства растений корневые системы разрастаются вглубь и вширь, однако встречаются растения, у которых корневая система «многоэтажная» и корни нарастают не вглубь, а кверху. Дайте объяснение этому явлению.
20. Оказывается, с одной стороны, плоды защищают семена от неблагоприятных условий внешней среды, а с другой - способствуют их распространению. Насколько обоснованно подобное утверждение?
21. Семена необходимы для размножения растений, однако многие растения размножаются вегетативными органами. Может ли одно и то же растение размножаться семенами и вегетативно?
22. Двое учащихся рассуждали, зачем нужны плоды растениям. Один утверждал «для питания человека и животных», а другой - «для защиты и распространения растений». Кто из них прав?
23. Известно, что для прорастания семян необходима вода, однако для семян разных растений требуется разное количество воды. Почему?
24. Оказывается, что вкус ягод зависит ог погоды, от времени их сбора. Как вы думаете, когда ягода слаще: в дождливый или ясный солнечный день? Ответ обоснуйте.
25. Яблоки с одного и того же дерева неодинаковы по вкусу. Так, оказалось, что яблоки с молодых побегов вкуснее тех, что выросли на старых ветвях. То же самое можно сказать о плодах вишни и сливы. Дайте объяснение этому явлению.
26. Яблоки зимних сортов снимают с дерева еще совсем зелеными и невкусными. Через некоторое время они дозревают и вкус их меняется. Предложите объяснение этому явлению.
27. В зимнее время года на нашем столе часто можно увидеть мороженые яблоки. При оттаивании они выделяют сладковатый сок. Однако хорошо известно, что свежие яблоки такой сок не образуют. Как можно объяснить это явление?
28. Незрелые плоды огурцов, помидоров, крыжовника имеют слизистую, вязкую мякоть, а зрелые - водянистую и сочную. Дайте объяснение этому явлению.
29. Одноклеточным водорослям нужен солнечный свет. При t = +4°С они погибают, так как при отрицательных температурах невозможны процессы жизнедеятельности. Как объяснить, что среди льдов на снегу живут водоросли?
30. В аквариумы кроме рыбок помещают различные водные растения: валлиснерию, криптокарину, элодею и другие. Они украшают аквариумы. Если вынуть растения из воды, они теряют свою форму. Какие особенности строения обеспечивают мягкость и гибкость этих растений?
31. При благоприятных условиях хламидомонада размножается бесполым путем, а при неблагоприятных - половым. Почему существует такая зависимость?
32. Красные водоросли произрастают на глубине 200- 250 м, где бурые и зеленые водоросли расти уже не могут. Окраска водорослей зависит от глубины. На мелководье эти водоросли имеют желто-зеленый или голубоватый цвет, глубже розовой, красный цвет на глубине 250 м. На поверхности они выглядят также, однако водолазы видят их черными. Почему?
33. Большинство водорослей произрастают в воде, однако водоросли, которые растут в приливно-отливной зоне морей и океанов, часть суток находятся вне воды, что им совсем не вредит. Почему?
34. Водоросли образуют гигантские подводные леса, где обитают различные рыбы, ракообразные, моллюски, однако водоросли еще участвуют в образовании коралловых рифов. Дайте объяснение этому явлению.
35. Нитчатая многоклеточная зеленая водоросль спирогира, образующая так называемую лягушачью тину, встречается только в водоемах со стоячей водой, а нитчатый улотрикс - в ручьях, озерах и реках. Почему? Грибы встречаются около определенных пород деревьев, специалисты объясняют: для возникновения микоризы. Почему?
36. Человек широко использует в пищу шляпочные грибы. Многие грибы разводят в искусственных условиях, однако кроме шампиньонов и вешенок выращивать другие грибы в теплицах и парниках не удается. Предложите гипотезу, почему.
37. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое - дальше под кроною, в зоне разветвления основной массы корней. Почему?
38. Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми, а вот бывают ли червивыми ядовитые грибы (мухомор, бледная поганка). Почему?
39. Растения томата, картофеля и других пасленовых часто поражаются фитофторой. Они темнеют и засыхают. Почему массовое поражение картофеля и томатов происходит во влажное время?
40. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?
41. Суеверные люди наделяли тесто и его приготовление сверхъестественной силой, а выпечку хлеба сопровождали молитвами. Почему тесто «пыхтит» и «поднимается» при его приготовлении?
42. Во многих странах мира любят сыры, в которых есть выращенная плесень. Не вреден ли для здоровья такой сыр? Почему?
43. При рассмотрении растительной клетки под микроскопом хорошо заметна плотная целлюлозная оболочка, которая покрывает живое содержимое клетки. Каким образом вода и растворенные в ней вещества проникают через оболочку внутрь растительной клетки?
44. Одно из важнейших свойств растительных клеток - это идентичность их строения из поколения в поколение. Каким образом клеткам удается сохранить единый план своего строения при делении?
45. Если рассмотреть под микроскопом лист водного растения элодеи, то легко можно увидеть движение цитоплазмы в ее клетках, хотя она совершенно прозрачна. Объясните, благодаря чему видно движение цитоплазмы.
46. В клетках на ярком свету хлоропласта ориентированы у клеточных стенок, параллельных солнечным лучам, при рассеянном свете они перемещаются к перпендикулярным стенкам. Объясните, с чем связаны изменения в расположении хлоропластов в клетках.
47. В последнее время все чаще появляются сообщения о возможном существовании жизни на Марсе. Если какие-то формы жизни там встречаются, то какими признаками они должны обладать? Если жизнь на других планетах только зарождается, может ли она быть представлена исключительно вирусами - самой простой из известных форм жизни? Поясните свою точку зрения.
48. Одним из ядовитых веществ, которое выделяют растения, является щавелевая кислота. Растения превращают ее в нерастворимый, а потому безопасный щавелевокислый кальций. Он откладывается в виде кристаллов разной формы в старых отмирающих клетках. Предложите гипотезы: в чем преимущества и недостатки отчуждения ядовитых веществ в отмершие клетки вместо исторжения вовне.
49. У многих цветковых водных растений (плавающих и погруженных в воду) есть обширные воздушные полости. Для чего они могут быть полезны растениям?
50. Величина корневой системы зависит от условий роста. Какое растение - выросшее на влажной почве или в пустыне - имеет более глубоко проникающую корневую систему?
51. Одна из функций корня - поглощение воды из почвы.
Но известно, что если в почве воды очень много, то растение может погибнуть. Объясните этот факт.
52. Можно вырастить растения одного вида в вазонах с песком и с глиной, а также в сосуде с водным раствором питательных элементов. Как вы считаете, в каком случае корневой чехлик окажется больше и почему? Ответ поясните.
53. Если выращивать растения на питательных растворах, то можно заметить, что количество корневых волосков уменьшается или они совсем исчезают. Почему это происходит?
54. Наблюдая за ростом молодых побегов деревьев, можно заметить, что в конце лета они одревесневают. Какое это имеет значение в подготовке растений к зиме?
55. Придумайте способ выяснить, сколько воды за сутки поглощает проросшая луковица репчатого лука. Придумайте способ измерить, сколько воды испаряет за сутки эта луковица. Ожидаете ли вы, что эти величины могут различаться? Почему? Проведите этот эксперимент.
56. При чрезмерном разрастании листьев и ветвей томатов в парниках часть листьев удаляют. Очень часто такую процедуру проводят многократно, особенно ближе к концу лета. С какой целью человек осуществляет эту травмирующую растения операцию?
57. Верхушка корневища полевого сорняка пырея очень острая и твердая (легко протыкает оказавшиеся на пути клубни картофеля). Предложите гипотезы, в каких условиях это качество дает преимущество в сравнении с растениями с мягким корневищем.
58. Цветоводы на зиму пригибают розы к земле и укрывают их еловыми ветвями, мешковиной и бумагой. Чем укрывание роз отличается от защиты крон деревьев?
59. Предложите гипотезы о преимуществах очередного листорасположения в сравнении с мутовчатым. Стебель растения имеет сложное внутреннее строение. Почему? Дайте развернутый, обоснованный ответ.
60. Одинаковой ли будет ширина годичного кольца, образовавшегося у разных деревьев? Почему? Укажите как можно большее количество причин, которые могут повлиять на процесс образования годичных колец у растений.
61. В зимнее время у конкретного растения многие почки погибли в результате промерзания, а некоторые сохранились в живом состоянии. Почему одни почки этого растения погибли, а другие - нет?
62. Проведено наблюдение за побегами разных растений одного биологического вида. Оказалось, что один побег вырос за год на 6 см, а другой - на 17 см. Как можно объяснить разницу в величине прироста у этих побегов? Назовите как можно больше возможных причин.
63. Представьте, что у картофеля перестали образовываться длинные подземные побеги - столоны. К каким отрицательным последствиям это могло бы привести и почему?
64. Весной, в пору распускания листьев через ранки на коре березы под давлением выходит сладковатый сок. Откуда он берется, по флоэме или гю ксилеме он течет и что заставляет его двигаться? Придумайте эксперимент, позволяющий выяснить это наверняка.
65. В природе встречаются растения с различными видами стеблей. Какие преимущества перед другими имеют растения с прямостоячим стеблем; с ползучим; вьющимся или цепляющимся? Придумайте ситуации, в которых наличие каждой из перечисленных форм стебля создавало бы трудности для растения.
66. Какие особенности строения стеблей и листьев характерны для растений: устойчивых к вытаптыванию (подорожник), растущих на пастбище (татарник), в водоеме со стоячей водой (кувшинка)?
67. Большое значение для поднятия воды в стебель имеют корневое давление и испарение воды листьями. Изменяется ли скорость перемещения воды и минеральных солей по сосудам древесины в зависимости от времен года?
68. Иногда наблюдаются ложные годичные кольца - из- за резкого перепада условий в течение одного сезона переход от широких к узким сосудам повторяется дважды за лето. Какие изменения условий могли бы привести к появлению ложных колец?
69. Садоводы удаляют часть ветвей, не только чтобы избавить дерево от засохших и больных ветвей, но и чтобы разредить загущенную крону, обеспечить достаточную освещенность всех листьев. Садоводы знают, что если отрезать тонкую ветвь у конца, то сильнее всего будет развиваться ветвь из ближайшей к срезу почки. Как это объяснить?
70. В подкрашенную воду поставили веточку бальзамина (проводящие пучки этого растения видны на просвет). Некоторое время спустя жилки листьев изменили цвет. Что это доказывает?
71. Ветку герметично соединили резиновой трубкой с насосом. Ветку погрузили в воду и вытолкнули из насоса воздух. На поверхности погруженных в воду листьев появились пузыри. Доказывает ли это наличие непрерывной череды трубок в стебле и листьях? Доказывает ли это наличие путей переноса воздуха в стебле? Какая из одинаковых веток дольше не увянет в вазе с водой: продутая таким образом или нетронутая? Почему?
72. В опыте лист растения смазали вазелином. Несмотря на то что этот лист хорошо освещался солнцем, органические вещества в нем не образовались. Объясните результаты опыта.
73. Листья с деревьев и кустарников опадают осенью не все сразу. Какие листья опадают позднее - с основания ветки или с вершины? Чем можно объяснить это?
74. Ребятам очень хотелось, чтобы в комнате у них всю зиму зеленела листьями березка. Летом они осторожно выкопали небольшую березку, пересадили в кадку с землей, перенесли в комнату и поставили около солнечного окна. Деревце прижилось. Но осенью, несмотря на хороший уход, листья стали желтеть и опадать. Почему?
75. Как должны измениться количество и расположение устьиц на листе у растения, переходящего от водного к наземному образу жизни? Объясните причины этих изменений.
76. Если отрезать лист кувшинки белоснежной вместе с черешком, опустить пластинку листа в воду и через черешок сильно вдуть в него воздух, можно заметить появление мелких пузырьков воздуха на поверхности листа. Как объяснить это явление?
77. У некоторых деревьев сначала появляются листья, а затем эти деревья зацветают. Но известны и другие деревья, которые зацветают прежде, чем появляются листья. Какое биологическое объяснение имеет это явление?
78. Известно, что губчатая ткань, имеющая большое количество межклетников, обычно находится в нижней части листа. Объясните этот факт. Представьте, что это правило не соблюдается. Каковы возможные последствия?
79. Перечислите возможные причины, которые могли бы ускорить или замедлить процесс передвижения растворенных веществ по сосудам и ситовидным трубкам жилки листа.
80. У огурцов, выращиваемых в теплице, при появлении пятого настоящего листа отщипывают верхушку. Как повлияет прищипка на дальнейший рост и развитие огурцов?
81. Возьмите листья разных растений, предметные и покровные стекла, лак для ногтей. На нижней и верхней поверхности каждого листа оставьте по мазку лака (размером с копейку). Через полчаса иглой снимите пленку лака с каждого листа, положите ее на отдельное предметное стекло и накройте покровным. Напишите на покровном стекле, с какого растения и с какой стороны листа снята пленка. Сравните пленки, рассматривая их под микроскопом: на них должны быть отчетливо различимы границы между клетками и устьица.
82. Как вы полагаете, пыльцевые зерна крупнее у растений с длинными столбиками, у растений с короткими столбиками или размер пыльцы не связан с длиной столбиков?