КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ЛИТЕРАТУРА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ РОССИИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

БИОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ГЕОГРАФИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ИНФОРМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

 

Программа элективного курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательных школ, она направлена на развитие интереса к биологии, расширение знаний и умений учащихся по биологии, развитие специфических способов деятельности - решение генетических задач. Курс рассчитан на 17 часов. Вид элективного курса: предметно – ориентированный, рекомендован для учащихся, проявляющих интерес к естественно – научным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки. Рекомендуется для проведения во втором полугодии.

Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение. Поэтому весьма актуальным является расширение содержания этого раздела в рамках предмета «Введение в общую биологию». Это актуально и с позиций концепции предпрофильного обучения, и с позиций формирования естественно – научного мировоззрения, и с позиций воспитания биологической и экологической культуры учащихся.

Особое внимание в программе уделено классической генетике, базовые положения которой лежат в основе представлений о механизмах и процессах передачи наследственной информации и изменчивости у живых организмов. Изучение элективного курса предполагает решение генетических задач, содержание которых соответствует рассматриваемым темам. Программой предусмотрено выполнение практических работ, проектов, рефератов. Ведущим компонентом курса наряду с научными знаниями являются способы деятельности. В связи с этим основное учебное время отводится на овладение умением решать задачи.

Основная цель элективного курса – повышение уровня изучения биологии, систематизация, подкрепление и расширение знаний об основных свойствах живого: наследственности и изменчивости, развитие познавательной активности, умений и навыков самостоятельной деятельности, творческих способностей учащихся, интереса к биологии как науке, формирование представлений о профессиях, связанных с биологией и генетикой.

Задачи курса:

формирование естественно – научного мировоззрения;

углубление теоретических знаний по генетике;

развитие умения использовать знания на практике, в том числе      и в нестандартных ситуациях;

развитие умений и навыков самостоятельной деятельности;

развитие общебиологических знаний и умений;

формирование потребности в приобретении новых знаний;

развитие творческих способностей учащихся.

Логика изложения курса линейная. Программа курса не дублирует программы учебного предмета, а восполняет знания школьников, переводя их на более высокий уровень. Расширение программы осуществляется за счет решения задач различной сложности: типовых и задач с некоторой спецификой – их называют «сюжетными». Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждения в генетике, а «сюжетные» - полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки. Подобранные задачи характеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Решение предлагаемых задач требует умения анализировать фактический материал, логически думать и рассуждать, и определенной изобретательности при решении особенно трудных задач.

Спецификой элективного курса является рассмотрение сущности логических и методологических знаний, овладение общими и специальными способами деятельности: анализ ситуации, формулирование проблемы, определение путей её решения.

Новизна рассматриваемого материала проявляется в углублении научных знаний, их практического применения, расширении способов деятельности.

Требования к результатам обучения. В результате обучения учащиеся должны приобрести новые знания и умения; овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике, научиться их грамотно применять; осознать роль специфических способов деятельности в освоении генетических знаний; овладеть навыками решения познавательных задач различной сложности по генетике; составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений; осуществляя проектную и реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с научно – популярной литературой.

Основными формами и методами изучения курса являются лекции, практикумы по решению задач, защита рефератов и проектов. Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды задач, вопросов для самоконтроля.

Условия реализации программы:

кабинет биологии;

таблицы;

справочный материал, научная и методическая литература;

наличие дидактического и раздаточного материала.


Содержание курса

 

Введение (1 ч)

Цели и задачи курса. Место и роль генетики в системе биологических знаний. Методы исследования, используемые в генетике. Краткая историческая справка. Генетика и современность.

Темы рефератов:

«Международный проект «Геном человека».

«Методы изучения генетики человека».

«Механизмы наследования различных признаков у человека».

«Достижения и перспективы развития медицинской генетики».

«Генотип как целостная система взаимодействующих генов».


Тема 1. Менделевская генетика (5 ч).

Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование. Анализирующее и возвратное скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Статистический характер наследования.

Практическая работа:

Решение задач на моногибридное скрещивание.

Решение задач на дигибридное и полигибридное скрещивание.

 

Тема 2. Взаимодействие генов (3 ч).

Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие неаллельных генов: комплиментарность, эпистаз, полимерия, плейотропия, модифицирующее действие генов.

Практическая работа:

Решение задач на взаимодействие генов.

 

Тема 3. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола (2 ч).

Варианты определения пола. Хромосомное определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Практическая работа:

Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.

 

Тема 4. Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты (2 ч).

Хромосомная теория наследственности. Поведение хромосом как основа независимого распределения. Сцепление. Кроссинговер и частота рекомбинаций. Генетические карты. Группы сцепления и хромосомы.

Практическая работа:

1. Решение задач на сцепленное наследование генов.

 

 

 

Тема 5. Анализ родословных (3 ч).

Генеалогический метод и его этапы. Правила составления графического изображения родословной. Типы наследования признаков: аутосомно – доминантный, аутосомно – рецессивный, рецессивный Х – сцепленный, доминантный Х – сцепленный, Y – сцепленный, или голандрический.

 

Практическая работа:

Решение задач по теме: «Анализ родословных».

Темы проектов:

«Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями».

«Родословные древа известных людей».

 

Тема 6. Заключение (1 ч).

Защита рефератов и творческих проектов. Подведение итогов курса.

 

Оценка знаний

Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:

Защита практических работ.

Защита рефератов и творческих проектов.

 

Литература для учителя:

Биология. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 (Универсальное учебное пособие).

Болгова И. В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы. – М.: Оникс 21 век, «Мир и Образование», 2005.

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3 т./ перевод с англ. – М.: Мир, 1990.

Кемп П., Армс К. Введение в биологию / перевод с англ. – М.: Мир, 1988.

Попов Е. Б. За семью замками наследственности. - М.:   Агропромиздат, 1991.

Литература для учащихся:

Батуев А. С., Гуленкова М. А., Еленевский А. Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2000.

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учебник 9 класса. – М.: Дрофа, 2003.

Сойфер С.Г. Международный проект «геном человека»// Соросовский образовательный журнал. 1996. №12. с.4 – 12.

Сингер М., Берг П. Гены и геномы. – М.: Мир, 1998.

Эфроимсон В.П. Введение в медицинскую генетику. М.: Гос. Изд-во медицинской литературы, 1964.


 

Тематический план

 

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекции

практические

уроки-тренинги

1

Введение

1

1

 

 

Вводный контроль (тест)

2

Менделевская генетика

5

2

2

1

Защита практической работы

3

Взаимодействие генов

3

2

1

 

Защита практической работы

4

Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола

2

1

1

 

Защита практической работы

5

Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты

2

1

1

 

Защита практической работы

6

Анализ родословных

3

1

1

1

Защита практической работы

7

Заключение

1

 

 

 

Защита рефератов и творческих проектов

 

итого

17

8

6

2

 

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ФИЗИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ХИМИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

МХК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

МУЗЫКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

РОБОТОТЕХНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

ДОСУГ ШКОЛЬНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru